Все о бизнесе

Отделения дневного (ночного) пребывания являются формой полустационарного социального обслуживания и играют важную роль в оказании эффективной социальной поддержки пожилым людям.. Они создаются на базе муниципальных центров социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Отделения дневного пребывания предназначены для бытового, медицинского, культурного обслуживания пожилых людей, организации их отдыха, привлечения к посильному труду, поддержания активного образа жизни.

Отделения создаются для обслуживания в количестве не менее 30 человек. В них зачисляются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению. Решение о зачислении принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

В отделении дневного пребывания оказываются следующие виды услуг:

организация питания, быта и досуга (обеспечение горячим питанием, обеспечение книгами, журналами, газетами);

социально-медицинские услуги (содействие в получении медико-психологической помощи, оказание санитарно-гигиенических услуг, организация лечебно-оздоровительных мероприятий, помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение);

содействие в организации правовых услуг;

содействие в организации ритуальных услуг.

Наметившаяся тенденция сокращения услуг стационарных учреждений связана с увеличением масштабов оказания амбулаторной помощи инвалидам и престарелым, проживающим в обычных домашних условиях, нестационарными учреждениями социального обслуживания. Последние представлены отделениями социальной помощи на дому (в т.ч. при домах-интернатах, территориальных центрах, отделах социальной защиты), территориальными центрами социального обслуживания и территориальными службами социальной помощи (как правило, на базе территориальных центров и отделений социальной помощи на дому при рай(гор)отделах (управлениях) социальной защиты населения).

Отделения социальной помощи на дому предоставляют минимально необходимый комплекс услуг по доставке продуктов питания, лекарств, дров (угля), оплате жилищно-коммунальные и др. расходов.

В последнее время эта организационная форма дополняется другой, вызванной переходом к рыночной экономике, когда значительная часть пожилых людей и инвалидов оказалась на грани нищеты, утратив средства к существованию, в экстремальной жизненной ситуации. Это - служба срочной социальной помощи. Основные виды услуг службы срочной социальной помощи включают: обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем, оказание экстренной психологической помощи, помощь в определении инвалидов в дома-интернаты и больницы, предоставление услуг парикмахеров, мастеров по ремонту электробытовых приборов, активное сотрудничество с государственными, общественными, религиозными организациями, благотворительными фондами, средствами массовой информации, органами государственного управления и др.учреждениями для принятия мер по разрешению острых жизненных ситуаций.

Необходимость функционирования служб срочной социальной помощи неоспоримо, так как они развивают и дополняют услуги отделений социальной помощи на дому и, - самое главное - позволяют оказавшимся за гранью нищеты нетрудоспособным инвалидам поддерживать свое существование.

К полустационарным формам социального обслуживания следует отнести территориальные центры, преимущество которых состоит в возможности сочетания медицинского и социального обслуживания инвалидов. Территориальные центры социального обслуживания позволяют также организовать питание, создать условия для общения инвалидов и пожилых людей. Последнее является немаловажным фактором для поддержания морального тонуса у людей, проживающих вне семьи.

Первоначально создание территориальных центров предусматривалось преимущественно вместе со стационарными отделениями, где создавались условия для временного пребывания (5-10 дней) ИОВ в достаточно комфортабельных условиях и профилактического лечения (физиотерапия, фототерапия, массаж, психологическая разгрузка). Однако, создание территориальных центров со стационарным обслуживанием требует дополнительных условий и, соответственно, более существенных затрат, для чего органы соцзащиты на местах не всегда располагают необходимыми финансовыми средствами.

Территориальные центры социального обслуживания имеют большие резервы для удовлетворения потребностей инвалидов. По данным руководства центров более 5 % обслуживаемых готовы оплатить дополнительные (сверх предоставляемых бесплатно) услуги. Но лишь немногие территориальные центры и отделения социальной помощи предоставляют платные услуги по просьбе инвалидов, а комплекс услуг в целом ограничен общим набором: приготовление пищи, мытье посуды, доставка белья в прачечную, стирка белья дома, предоставление банных услуг, уборка квартиры, мытье окон, покупка продуктов, лекарств, промтоваров, прогулка с собакой и т.д.

Полустационарную форму социального обслуживания в г.Волгограде представляют: Центр дневного пребывания пенсионеров и инвалидов, центр социальной помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов Дзержинского района и Городской Центр социальной помощи в Кировском районе.

Центр дневного пребывания пенсионеров и инвалидов, рассчитанный на 30 мест, предназначен для социально-бытового, медицинского, культурного обслуживания пенсионеров и инвалидов, организации их питания, отдыха, поддержания активного образа жизни, привлечения к трудовой деятельности. На обслуживание в Центр принимаются граждане пожилого возраста: мужчины с 60 лет, женщины - с 55 лет, инвалиды I и II групп сроком на две недели, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению.

Центр социальной помощи семьям, воспитывающим детей инвалидов Дзержинского района создан в 1995 году. Цель деятельности Центра - способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизации связи семьи с обществом и государством, установлению гармоничных внутрисемейных отношений: организация общения и досуга детей: обучение навыкам самообслуживания, бытовой адаптации, оказание консультативной помощи.

Городской Центр социальной помощи в Кировском районе создан в целях защиты лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий, находящихся в кризисной жизненной ситуации и осуществления мер по реабилитации.

В вопросе развития принципов соотношения платности и бесплатности услуг необходимо подходить адресно и индивидуально. Удовлетворение специфических потребностей клиента за умеренную плату должно быть дополнением к удовлетворению его общих потребностей безвозмездно. Обоснование такого подхода подтверждается опытом зарубежных систем социального обслуживания, в частности Финляндии, где стремятся оказывать клиенту такие услуги, которые способствуют (стимулируют) его самостоятельность и служат предпосылкой хорошего морально-нравственного и психологического состояния.

В целях дальнейшего совершенствования системы социально-бытового обслуживания и в соответствии с приказом Минсоцзащиты России от 20.07.93г. создаются центры социального обслуживания, которые являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими на территории города или района организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающимся в социальной поддержке. Структура центра предусматривает различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение дневного пребывания престарелых и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и другие.

К основным задачам центра социального обслуживания в совместной деятельности с государственными и общественными организациями (органами здравоохранения, образования, миграционной службы, комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими организациями, обществами инвалидов и т.д.) относятся:

  • - выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
  • - определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • - дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке в зависимости от видов и форм требуемой, периодичности ее предоставления;
  • - предоставление социально-бытовых услуг разового или постоянного характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
  • -анализ уровня социально-бытового обслуживания населения города, района, разработка перспективных планов развития этой сферы социальной поддержки населения, внедрение в практику новых видов и форм помощи в зависимости от характера нуждаемости граждан и местных условий;
  • - привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой помощи нуждающимся слоям населения и координации их деятельности в этом направлении.
  • г) Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание всесторонней социальной помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. К государственным стационарным учреждениям социально-бытового обслуживания относятся дома-интернаты для престарелых и инвалидов, положение о которых утверждено приказом Министерства социального РСФСР от 27.12.78г. В соответствии с данным приказом «дом-интернат» является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В доме-интернате для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии создаются лечебно-производственные (трудовые) мастерские, а в доме-интернате, расположенном в сельской местности, кроме того - подсобное хозяйство с необходимым инвентарем, оборудованием и транспортом.

К другим учреждениям данного типа относится также психоневрологический интернат, определяемый как медико-социальное учреждение предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

В стационарные учреждения для престарелых принимаются граждане пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники ВОВ, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны.

Одним из непременных условий приема является добровольность, поэтому оформление документов производится только при наличии письменного заявления гражданина. Заявление о приеме в дом-интернат с медицинской картой подается в вышестоящую организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя. Закон предусматривает право граждан, находящихся в стационарных учреждениях социального обслуживания, отказаться от услуг, но при условии, если у них есть родственники, которые могут их содержать и обеспечить необходимый уход.

Лица, находящиеся в домах-интернатах общего типа, систематически и грубо нарушающие правила внутреннего распорядка в них, могут быть по решению суда, принятому на основании представления администрации, переведены в специальные дома-интернаты. Они создаются главным образом для престарелых и инвалидов ранее судимых, занимающихся бродяжничеством, направленных из учреждений органов внутренних дел и др. лиц, за которыми установлен административный надзор в порядке установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 года «О развитии сети специализированных домов-интернатов для престарелых и инвалидов».

Функционирование домов-интернатов как одной из основных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребностей в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания, с другой стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке. Стационарная форма социального обслуживания представлена в г.Волгограде Тракторозаводским центром социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Отделение со стационаром предназначено для медицинского, культурного, бытового обслуживания, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.

В настоящее время в стационарные учреждения поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода, а также те, кто не имеет жилья. Альтернативой домам-интернатам в скором будущем могут стать специальные жилые дома для пожилых людей (примерное Положение о специальном доме для одиноких пожилых людей, утвержденное Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года), которые несмотря на некоторые недостатки, все же имеют ряд важных преимуществ.

Сегодня значительная часть центров социального обслуживания - это многопрофильные учреждения, способные представить престарелым и инвалидам разнообразные по видам и формам услуги, включая социально-медицинские, социально-бытовые и торговые. Приоритетным направлением является развитие моделей нестационарного социального обслуживания (центров социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому), которые позволяют максимально продлить нахождение пожилых людей в привычной для них среде обитания, поддерживать их личный и социальный статус.

Таким образом, основными технологиями в настоящее время являются государственные технологии социальной защиты пожилых людей - пенсионное обеспечение, социальное обслуживание, социальная помощь. Однако приоритетным направлением социальной работы с пожилыми людьми является организация жизненной среды стареющих людей, осуществляемая таким образом, чтобы у пожилого человека всегда была возможность выбора способов взаимодействия с этой средой, т.к. пожилые люди - это не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения. Свобода выбора порождает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне. Отсюда вытекает необходимость альтернативных технологий социальной работы с пожилыми людьми. Среди которых можно выделить благотворительную помощь, клубную работу, группы само и взаимопомощи.

Основные задачи специалиста в работе с пожилыми людьми:

выявление и учет одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании;

установление и поддержка связи с трудовым коллективом, где работали ветераны войны и труда и инвалиды;

налаживание контактов с комитетами общества Красного креста, Советами ветеранов войны и труда, общественными организациями, фондами.

пожилой социальный обслуживание обеспечение

Стационарные учреждения социального обслуживания бывают разные: оказывающие срочные социальные услуги (например, служба срочной психологической помощи), осуществляющие полустационарное социальное обслуживание (например, социально-реабилитационный центр, центр социального обслуживания населения) и стационарное социальное обслуживание (например, дом-интернат, специальный дом для одиноких престарелых, геронтологический центр). Сегодня коснемся учреждений последнего типа и разберемся, как выплачивается пенсия лицам, проживающим в них, кто является наследником имущества таких лиц, а также выясним, на что cтационарные учреждения социального обслуживания могут тратить средства, перечисленные на пенсионера.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан устанавливает ГК РФ и Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 442-ФЗ).

Социальные услуги оказываются организациями социального обслуживания, которые могут находиться в ведении федеральных органов исполнительной власти или субъекта РФ.

Правила организации деятельности учреждений социального обслуживания и их структурных подразделений определены Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н, а порядок предоставления социальных услуг:

    в форме социального обслуживания на дому – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 939н;

    в полустационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 938н;

    в стационарной форме социального обслуживания – Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 935н.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона № 442-ФЗ финансовое обеспечение деятельности организаций социального обслуживания осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату.

Как оплачивается пребывание граждан в стационарном учреждении социального обслуживания?

По общим правилам социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. При этом размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 442-ФЗ.

К сведению:

Социальные услуги предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. Кроме того, на бесплатные услуги могут рассчитывать и граждане, у которых на дату обращения среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно. Нормативными правовыми актами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно.

Правила определения среднедушевого дохода регламентированы Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075.

Расчет среднедушевого дохода производится на основании документов (сведений) о составе семьи, наличии (отсутствии) доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им (ему) имуществе на праве собственности. При расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные гражданином в денежной форме. Доходы, полученные гражданином в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены.

Расчет среднедушевого дохода производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении социальных услуг путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход одиноко проживающего гражданина определяется как 1/12 суммы его доходов за расчетный период.

Например, рассчитаем максимальный тариф на соцуслуги в стационарной форме для одинокого пенсионера из Нижегородской области с месячным доходом в 14 000 руб. То есть величина среднедушевого дохода пенсионера – 14 000 руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход). Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу будет составлять 10 500 руб. (14 000 руб. х 75 %).

К сведению:

В доходы гражданина включается любая выплата, произведенная ему в денежной форме, в том числе ежемесячные выплаты инвалидам в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ежемесячная денежная выплата в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (Апелляционное определение Костромского областного суда от 05.07.2017 № 33-1539/2017, Письмо ПФ РФ от 15.04.2016 № ЛЧ-28-26/5325).

Согласно ст. 17 Закона № 442-ФЗ социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора, заключаемого между учреждением социального обслуживания и и гражданином или его законным представителем. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. Соответственно, именно в нем должен быть зафиксирован размер ежемесячной платы за оказание социальных услуг.

Плата за предоставление социальных услуг производится через кредитную организацию на поставщика социальных услуг или путем внесения наличных денежных средств в кассу учреждения пенсионером или его законным представителем. При этом:

    Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении.

    Если у пенсионера есть дети или родственники, они могут оплачивать его содержание.

В первом случае, согласно п. 40 Правил выплаты пенсий, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 17.11.2014 № 885н, пенсия по заявлению пенсионера полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФР на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы.

Если на счет учреждения перечисляется часть пенсий в счет платы за предоставляемые пенсионерам социальные услуги в стационарной форме, то территориальным органом ПФР одновременно направляется список пенсионеров с указанием (п. 41 Правил выплаты пенсий):

    размеров установленных пенсий;

    сумм пенсий, удержанных и подлежащих перечислению в счет платы за предоставляемые социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

Выплата причитающейся пенсионеру пенсии после удержания производится через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий.

Отметим, что нередки ситуации, когда пенсионер, считая, что учреждение оказывает некачественно социальные услуги (например, полностью не обеспечивает лекарствами или плохо кормит), пишет в ПФР заявление о прекращении перечислений части пенсии в счет платы за проживание в стационарном учреждении. В таком случае последнее лишается средств для предоставления социальных услуг в соответствии с договором. Но ситуация поправима: можно обратиться в суд и взыскать с пенсионера задолженность по оплате стационарного проживания в социальном учреждении (см., например, Апелляционное определение Омского областного суда от 15.10.2015 по делу № 33-6913/2015).

В каком порядке выплачиваются пенсии гражданам, если учреждение является их опекуном или попечителем?

Если недееспособный или не полностью дееспособный гражданин помещен под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ). Аналогичная норма содержится в Правилах организации деятельности организаций социального обслуживания, утвержденных Приказом Минтруда РФ от 24.11.2014 № 940н.

Соответственно, именно они и будут получать пенсию проживающего в учреждении гражданина.

При поступлении в учреждение такого гражданина уполномоченное лицо учреждения в целях выплаты и доставки пенсии должно обратиться в территориальный орган ПФР, предоставив , выданную от учреждения, или приказ руководителя, а также акт органа опеки и попечительства (п. 8 Правил выплаты пенсий).

Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения (п. 37 Правил выплаты пенсий).

Зачисление всех полагающихся подопечному выплат осуществляется на отдельный номинальный счет учреждения. У автономных учреждений данные денежные средства учитываются как средства во временном распоряжении.

На что можно потратить средства, перечисленные учреждению за предоставление социальных услуг?

На основании ч. 6 ст. 30 Закона № 442-ФЗ порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, устанавливается:

    федеральным органом исполнительной власти – для организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

    уполномоченным органом субъекта РФ – для организаций социального обслуживания субъекта РФ.

Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, должен пре­дусматривать возможность использования этих средств на текущую деятельность, развитие организации социального обслуживания, стимулирование ее работников.

Например, согласно Постановлению Минтруда Астраханской области от 10.06.2014 № 29 «О порядке расходования средств, образовавшихся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения» расходование средств возможно:

1) на текущую деятельность учреждения:

    приобретение продуктов питания и медикаментов;

    приобретение мягкого инвентаря и прочие текущие расходы;

2) на развитие учреждения. Расходование возможно на развитие материально-технической базы и обеспечение деятельности учреждения: оплату коммунальных услуг, хозяйственных нужд, текущего ремонта оборудования и зданий;

3) на стимулирование труда работников учреждения.

Перечень направлений, куда можно потратить средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг учреждениями Белгородской области, значительно шире. В частности, на основании Постановления Правительства Белгородской области от 10.11.2014 № 407-пп эти средства можно потратить на укрепление материально-технической базы (18 пунктов, включая обеспечение доступа к Интернету, работников и пр.), оплату труда и стимулирующие выплаты (не более 30 % от суммы средств, образовавшихся в результате взимания платы), расходы по оплате дополнительных должностей сотрудников, занятых предоставлением социальных услуг, не предусмотренных штатным расписанием.

В любом случае расходование денежных средств осуществляется учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности на текущий финансовый год и плановый период.

На что могут расходоваться средства недееспособных граждан, оставшиеся после оплаты стационарного обслуживания?

Согласно п. 1 ст. 37 ГК РФ учреждение, являющееся опекуном или попечителем недееспособного или частично дееспособного гражданина, проживающего в нем, вправе распоряжаться доходами подопечного исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем, и расходуются без предварительного разрешения органа опеки и попечительства.

Таким образом, финансовые средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на номинальном или лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.

Например, Распоряжением Минсоцзащиты МО от 22.02.2008 № 10-р определено, что решение о расходовании оставшихся средств принимается комиссией по расходованию денежных средств недееспособных граждан, которая создается приказом руководителя стационарного учреждения из числа представителей администрации и бухгалтерии. Эта комиссия составляет и утверждает перечень товаров и услуг, в которых нуждается недееспособный гражданин, а также назначает лиц, ответственных за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам.

Сотрудники стационарного учреждения, ответственные за приобретение товаров и их выдачу недееспособным гражданам, с учетом мнения недееспособных граждан:

    составляют список товаров в пределах утвержденного перечня;

    определяют сумму денежных средств, необходимых для их приобретения;

    представляют информацию на комиссию для принятия решения о снятии денежных средств.

Выдача приобретенных товаров недееспособному гражданину производится в присутствии заведующего отделением стационарного учреждения, в котором проживает гражданин. Такая передача оформляется актом, который подписывается лицом, ответственным за их приобретение и выдачу.

Кто вправе распоряжаться имуществом престарелых граждан?

Во-первых, стоит иметь в виду, что опекуны или попечители не имеют права на имущество подопечных, в том числе на суммы пенсий, пособий и иных выплат, предоставляемых на их содержание (ст. 17 упомянутого закона).

Учреждение, где проживает пенсионер или инвалид, выполняющее функции опекуна или попечителя, не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать или давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или залог.

Обратите внимание:

Учреждение может распоряжаться имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного. Если мнение подопечного установить нельзя, нужно учитывать информацию о его предпочтениях, полученную от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности (ст. 37 ГК РФ).

Относительно владения имуществом проживающих в социальных учреждениях граждан скажем следующее. Если у такого гражданина имеются дети или иные родственники, они распоряжаются имуществом и наследуют его по нормам ГК РФ в соответствии с очередностью. Напомним, что наследниками являются (ст. 1141 – 1143 ГК РФ):

    в первую очередь – дети, супруг и родители наследодателя;

    во вторую очередь – братья и сестры, дедушка и бабушка;

    в третью очередь – дяди и тети наследодателя.

    Отметим, что проживающий в учреждении пенсионер или инвалид может написать завещание и заверить его у нотариуса, тем самым распорядиться своим имуществом на случай смерти. Также заверить завещание может директор дома престарелых, и такое завещание будет приравнено к нотариальному.

Если у пожилого человека нет детей и иных родственников, которые могли бы вступить в наследство, возможно два варианта:

  1. Пенсионер может передать свое имущество в распоряжение социального учреждения. Для этого с домом престарелых или иным социальным учреждением, где проживает гражданин, заключается договор пожизненного содержания с иждивением (ст. 601 ГК РФ). В таком случае социальное учреждение содержит гражданина за счет собственных средств, но имущество после смерти гражданина перейдет учреждению.
  2. Если собственность пенсионера не была передана в распоряжение учреждения, где он проживает, у него нет наследников и она никому не завещана, то после смерти гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ). В таком случае недвижимое имущество передается в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа. Иное выморочное имущество (в том числе денежные средства) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

К сведению:

Как правило, порядок действий государственного (муниципального) учреждения с имуществом граждан, признаваемым в соответствии с законодательством РФ выморочным, устанавливается государственным (муниципальным) органом власти, на которое возложены такие полномочия. Например, Приказом Министерства социальной политики Нижегородской области от 26.01.2016 № 31 утверждены Методические рекомендации о порядке сбора документов для оформления права собственности на выморочное имущество, оставшееся после смерти граждан, находившихся на стационарном социальном обслуживании в психоневрологических интернатах, подведомственных Министерству социальной политики Нижегородской области.

Иная ситуация с пенсионером, у которого квартира не в собственности, а он проживает в ней по договору социального найма. При оформлении в дом престарелых или иное социальное учреждение на постоянное проживание муниципалитет вправе расторгнуть с таким пенсионером договор найма. То есть права на квартиру у такого пенсионера будут утрачены. Чтобы этого не произошло, многие граждане:

    оформляются в социальное учреждение временно (в договоре нужно прописать срок);

    приватизируют квартиру и после этого заключают договор с учреждением, оказывающим соцуслуги.

Обобщим вышесказанное.

    Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются их получателям за плату. Размер ежемесячной платы рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Пенсионер может самостоятельно оплачивать свое содержание в учреждении (например, из пенсии), или это могут делать его родственники либо опекуны.

    По заявлению пенсионера пенсия полностью или в определенной им части перечисляется территориальным органом ПФ РФ на счет стационарной организации социального обслуживания, где проживает пенсионер, в счет установленной платы. Оставшаяся часть пенсии может перечисляться на счет пенсионера в кредитной организации или доставляться непосредственно ему. Недееспособным гражданам, проживающим в учреждениях социального обслуживания, выплата пенсии производится путем ее перечисления на счет этого учреждения.

    Средства, образовавшиеся в результате взимания платы за предоставление социальных услуг, могут использоваться учреждением для его развития, покрытия расходов по текущей деятельности и стимулирования работников. Средства недееспособного гражданина, оставшиеся после оплаты стационарного социального обслуживания, хранятся на лицевом счете учреждения и могут расходоваться только на удовлетворение личных потребностей такого гражданина.

    Имущество недееспособных граждан, проживавших в социальных учреждениях, после их смерти не переходит в распоряжение этого учреждения. Оно может быть передано учреждению по договору пожизненного содержания с иждивением, заключенным с пенсионером при жизни, или по иным правовым основаниям. Если такой договор не заключался, наследников на имущество нет и оно никому не завещано, то после смерти такого гражданина имущество считается выморочным (ст. 1151 ГК РФ) и переходит в собственность государства.

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ ПОЛУЧАТЕЛЯМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОЛУСТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

1.1. Социальное обслуживание в полустационарной форме предоставляется несовершеннолетним, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием у них следующих обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности:

а) наличие у ребенка (в том числе находящегося под опекой, попечительством) трудностей в социальной адаптации;

б) наличие проблем, связанных с социализацией у выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также у несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

в) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

г) наличие посттравматических расстройств, в том числе психологических травм, полученных вследствие пережитых чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов и (или) наличие суицидальных намерений;

д) совершение несовершеннолетним правонарушения, преступления;

е) нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе жестокое обращение и насилие в отношении несовершеннолетнего;

ж) наличие обстоятельств, вызывающих риск оставления родителем или иным законным представителем ребенка без попечения, а также риск искусственного прерывания женщиной беременности не по медицинским показаниям;

з) наличие у несовершеннолетнего правового статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо наличие у гражданина статуса лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

1.2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются отделением дневного пребывания несовершеннолетних и социальной реабилитации инвалидов.

2.1. Заявление о предоставлении социальных услуг подается гражданином либо его представителем

2.2. К заявлению о предоставлении социальных услуг в обязательном порядке прилагаются следующие документы:

а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина (при наличии);

б) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя гражданина, в случае если за получением услуги в интересах гражданина обращается его представитель;

в) копия документа, подтверждающего полномочия представителя гражданина, в случае если за получением услуги в интересах гражданина, обращается его представитель;

г) копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья гражданина о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний для нахождения в полустационарной организации, указанных в пункте 4.2 раздела 4;

д) документмедицинской организации о помещении родителя (законного представителя) несовершеннолетнего на лечение (реабилитацию) (при наличии);

е) ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе основанное на заключении психолога (при наличии);

ж) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего (при наличии).

3.1. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, указанные в Законе Тюменской области от 02.12.2014 № 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг», в объемах, определенных стандартами социальных услуг, гражданам, указанным в пункте 1.1 раздела 1, предоставляются бесплатно.

3.2. Социальные услуги, оказанные сверх объемов, определенных стандартами социальных услуг, а также дополнительные социальные услуги, не входящие в перечень социальных услуг, утвержденный Законом

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОЛУСТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ

4.1. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданам при отсутствии у них медицинских противопоказаний, указанных в пункте 4.2 настоящего раздела.

4.2. Медицинскими противопоказаниями к предоставлению социальных услуг в полустационарной форме являются:

а) острые инфекционные заболевания либо хронические инфекционные заболевания в стадии обострения, тяжелого течения и (или) заразные для окружающих, а также лихорадки, сыпи неясной этиологии;

б) тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;

в) карантинные инфекционные заболевания;

г) хронические и затяжныепсихические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ;

д) полная потеря способности к самообслуживанию и свободному передвижению;

е) все заболевания, требующие стационарного лечения, постоянного круглосуточного ухода, хронические заболевания в стадии декомпенсации (обострения).

4.3. При наличии у гражданина медицинских противопоказаний он вправе повторно обратиться за предоставлением социальных услуг после прохождения соответствующего лечения и повторного представления документов, указанных в разделе 2 .

4.4. При обращении к поставщику социальных услуг гражданин, его представитель представляет следующие документы:

а) личное обращение несовершеннолетнего либо заявление родителей несовершеннолетнего (законных представителей) с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам, либо заявление органа или должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

б) индивидуальную программу предоставления социальных услуг;

в) свидетельство о рождении (при его отсутствии – заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст несовершеннолетнего), паспорт или иной документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего (для граждан старше 14 лет) (при наличии);

г) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность родителей, законных представителей (при наличии);

д) копию заключения медицинской организации о состоянии здоровья гражданина и о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний для нахождения в полустационарной организации, указанных в пункте 4.2 раздела 4.

4.4.1. Управлением дополнительно поставщику социальных услуг предоставляются копии следующих документов:

а) ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (при наличии);

б) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случае задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего (при наличии).

4.5. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания в соответствии с настоящим подразделом предоставляются на срок не более 18 рабочих дней (в объеме не более трех часов в день).

4.6. Для предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания формируются следующие группы:

а) в первой половине дня с соблюдением временного промежутка 08:30-11:30 для:

детей, не посещающих дошкольные организации;

школьников, обучающихся со второй смены;

б) во второй половине дня с соблюдением временного промежутка 13:30-16:30 для школьников, обучающихся с первой смены.

В течение всего дня группы могут посещать подростки, не обучающиеся и не имеющие постоянного места работы, а также подростки, получающие среднее профессиональное образование, работающие подростки.

4.7. В последний день социального обслуживания в полустационарной форме выдается получателю социальных услуг либо его представителю заключение о результатах реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и рекомендации по дальнейшей работе с ним и (или) его семьей. Рекомендации по дальнейшему социальному сопровождению несовершеннолетнего и его семьи также направляются в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Реабилитация граждан с ограниченными возможностями здоровья

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПОЛУЧАТЕЛЯМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОЛУСТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ ИНВАЛИДАМ, ДЕТЯМ – ИНВАЛИДАМ, ПРИЗНАННЫМ НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ В СВЯЗИ С ЧАСТИЧНОЙ УТРАТОЙ СПОСОБНОСТИ ЛИБО ВОЗМОЖНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ САМООБСЛУЖИВАНИЕ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ, ОБЕСПЕЧИВАТЬ ОСНОВНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ В СИЛУ НАЛИЧИЯ ИНВАЛИДНОСТИ, ДЕТЯМ В ВОЗРАСТЕ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРИЗНАННЫМ НУЖДАЮЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ В СВЯЗИ С НАЛИЧИЕМ У РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗДОРОВЬЯ.

Социальное обслуживание в полустационарной форме в соответствии с настоящим разделом предоставляется:

Инвалидам, детям-инвалидам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу наличия инвалидности.

Детям в возрасте от 0 до 3 лет с ограниченными возможностями здоровья, признанным нуждающимися в социальном обслуживании в связи с наличием у ребенка в возрасте от 0 до 3 лет ограниченных возможностей здоровья.

Социальные услуги в полустационарной форме в соответствии с настоящим подразделом предоставляются центрами (комплексными центрами) социального обслуживания населения, социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами реабилитации инвалидов, центрами социальной помощи семье и детям и другими юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, аналогичную деятельности указанных организаций.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Заявление о предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящим подразделом подается гражданином либо его представителем.

К заявлению о предоставлении социальных услуг прилагаются следующие документы:

1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность гражданина;

2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя гражданина, в случае если за получением услуги в интересах гражданина обращается его представитель;

3) копия документа, подтверждающего полномочия представителя гражданина, в случае если за получением услуги в интересах гражданина, обращается его представитель;

4) копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья гражданина и о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в полустационарной форме.

5) копия свидетельства о рождении

6) копия справки о наличии инвалидности с указанием группы инвалидности (при наличии инвалидности);

7) копия индивидуальной программы реабилитации или абилитации (при наличии инвалидности).

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ БЕСПЛАТНО ЛИБО ЗА ПЛАТУ ИЛИ ЧАСТИЧНУЮ ПЛАТУ

Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, указанные в Законе Тюменской области от 02.12.2014 № 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг» предоставляются бесплатно.

Социальные услуги, оказанные сверх объемов, определенных стандартами социальных услуг, а также дополнительные социальные услуги, не входящие в перечень социальных услуг, утвержденный Законом Тюменской области от 02.12.2014 № 108 «О перечне социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг», предоставляются на условиях оплаты в размере 100 процентов установленных тарифов в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В ПОЛУСТАЦИОНАРНОЙ ФОРМЕ

Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются гражданам, при отсутствии у них медицинских противопоказаний.

Медицинскими противопоказаниями к предоставлению социальных услуг в полустационарной форме в соответствии с настоящим подразделом являются:

1) острые инфекционные заболевания либо хронические инфекционные заболевания в стадии обострения, тяжелого течения и (или) заразные для окружающих, а также лихорадки, сыпи неясной этиологии;

2) туберкулез любых органов и систем с бактериовыделением, подтвержденным методом посева;

3) тяжелые хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;

4) хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, в том числе связанные с употреблением психоактивных веществ;

5) хронический алкоголизм, наркотическая зависимость;

6) полная потеря способности к самообслуживанию и свободному передвижению;

7) все заболевания, требующие стационарного лечения, постоянного круглосуточного ухода, хронические заболевания в стадии декомпенсации (обострения).

При наличии у гражданина медицинских противопоказаний он вправе повторно обратиться за предоставлением социальных услуг в соответствии с настоящим подразделом после прохождения соответствующего лечения и повторного представления документов.

При обращении к поставщику социальных услуг гражданин, его представитель представляет следующие документы:

1) индивидуальную программу предоставления социальных услуг;

2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина или свидетельство о рождении ребенка;

3) заключение медицинской организации о состоянии здоровья гражданина и о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию в полустационарной форме.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, предусмотренных в части четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона.
Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.
Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.
Приказом Минсоцзащиты РФ от 25.01.1994 N 10 утверждено Временное положение о доме ночного пребывания.Статья 20. Стационарное социальное обслуживание
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально - бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно - трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Стационарное социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания, профилированных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением.
Не допускается помещение детей - инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания на основании решения органов местного самоуправления.
Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и постоянно нарушающие установленный Положением об учреждении социального обслуживания порядок проживания в них, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании представления администрации указанных учреждений, переведены в специальные стационарные учреждения социального обслуживания.

В настоящее время в России численность граждан пожилого возраста составляет 30,5 млн. человек или 20,7 процента от общей численности населения. Наблюдается устойчивый рост доли лиц пенсионного возраста, который сохранится и на ближайшую перспективу. За последние сорок лет численность пожилых людей возросла в 2,2 раза (при росте всего населения в 1,25 раза). Киселёв С.Г. Социальное обслуживание - вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста // Работник социальной службы, 2004, № 1 - 2. - с. 17.

Старение населения происходит одновременно с процессом общего снижения уровня жизни. Для Большинства пожилых людей выход на пенсию это снижение доходов в полтора, два и более раз. Отсутствие возможности у пожилых людей самостоятельно или с помощью родственников удовлетворять свои потребности не всегда должно являться основанием для помещения в стационарные учреждения социального обслуживания.

Поэтому бесспорным остаётся преимущественное развитие сети учреждений нестационарного и полустационарного типа. Благодаря чему многие сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию пожилые люди получили доступ к основным социальным услугам, а также возможность на независимое существование в привычной для них среде жизнеобитания.

К учреждениям с нестационарной и полустационарной формой социального обслуживания относятся центры социального обслуживания, которые являются ведущими по предоставлению социальной помощи на муниципальном уровне.

Социальное обслуживание пожилых и старых людей осуществляется через отделение центров:

Социальной помощи на дому;

Специализированное отделение помощи на дому;

Отделение срочной помощи;

Отделение дневного пребывания;

Служба «Телефон доверия»;

Отделение натуральной помощи и услуг;

Социальное обслуживание может быть постоянным или временным, в зависимости от желания подопечного. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным, в зависимости от доходов пенсионеров.

Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянном или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.

Полустационарными учреждениями нового типа являются геронтологические центры, где при однородном возрастном составе, сходстве потребностей и интересов обслуживающих лиц легче создать комфортную среду жизнедеятельности, поддержать благоприятную психологическую атмосферу, обеспечить пожилых людей медицинской помощью и уходом.

В настоящее время в 10 геронтологических и геронтопсихологических центрах (отделениях) обслуживаются 2,1 тыс. человек. Численность центров социального обслуживания в стране составляет 1744, более трети центров являются комплексными, предоставляющими разнообразные услуги различным категориям населения. В прогнозном периоде ожидается, что сеть центров социального обслуживания будет возрастать ежегодно не менее чем на 50 единиц.

Анализ работы учреждений социального обслуживания показывает, что в 931 центре имеются полустационарные учреждения дневного пребывания. Каждое такое отделение обслуживает в среднем за год около 570 человек. Концепция социальной политики в отношении пожилых людей//Социальное обеспечение, 2006, №1.-с. 26.

Анализ работы учреждений социального обслуживания

показывает, что в 931 центре имеются полустационарные отделения дневного пребывания. Каждое такое отделение обслуживает в среднем за год около 570 человек.

Социальная поддержка пожилых людей в трудных жизненных ситуациях осуществляется через 1954 отделений срочной социальной помощи.

Самым распространённым остаётся социальное обслуживание граждан пожилого возраста на дому, которые через 12654 отделения пользуются более 1,2 млн. человек. В целом на каждых 10000 пенсионеров надомным обслуживание охвачено примерно 291 человек. Концепция социальной политики в отношении пожилых людей // Социальное обеспечение, 2006, №1.-с. 26.

Социально - медицинское обслуживание на дому через 1009 специализированных отделений ежегодно получают около 60 тыс. тяжелобольных престарелых и инвалидов, при этом доля его в общей массе надомных услуг превысила 9% и из года в год увеличивается.

Очевидно, что необходимо продолжать развитие сети нестационарных учреждений как более экономических и приближенных к реальным нуждам пожилых, когда каждый имеет возможность выбирать для себя оптимальный вариант социального обслуживания.

Рассмотрим подробнее деятельность отдельных центров социального обслуживания.

Отделение социальной помощи на дому впервые было организованно в 1987 году и сразу же получило широкое признание со стороны старых людей. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания, главной целью которого - максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.

Основные социальные услуги, указываемые на дому:

Организация питания и доставка продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, промышленных товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинское учреждение, поликлинику, больницу;

Поддержка условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

Организация различных социально - бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе (оплата коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи; содействие в обеспечении топливом и т. д.);

Помощь в формировании документов, в том числе для установления опеки и попечительства;

Помещение в стационарные учреждения социального обслуживания;

Содействие в организации ритуальных услуг и погребении одиноких умерших;

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральными и территориальными перечнями гарантированных государством социальных услуг, старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Отделение создаётся для обслуживания не менее 120 граждан пожилого возраста, проживающих в городской местности и не менее 60граждан, проживающих в сельской местности или городском секторе, не имеющем коммунально - бытового благоустройства. Ускова Н.И. Покормят, и полечат, и порядок наведут.// Социология, 2001. №5. -с.14

Специализированное отделение социальной помощи на дому предназначено для постоянного или временного (до 6 месяцев) социально - бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи, в надомных условиях, гражданам пожилого возраста и инвалидам, утратившим способность к самообслуживанию и страдающими заболеваниями, являющимися противопоказанием к принятию на обслуживание отделением социальной помощи на дому.

Социально - бытовые услуги пожилым людям оказывают социальные работники, а медицинские услуги - медицинские сёстры.

Должность социального работника водится из расчёта обслуживания одним работником 3 пенсионеров и инвалидов, проживающим в сельской местности или городском частном секторе, не имеющем коммунально - бытовых удобств, и 10 граждан, проживающих в городе.

Отделения выполняют следующие задачи:

Выявление и учёт совместно с органами и учреждениями здравоохранения граждан, нуждающихся в специализированном обслуживании на дому;

Оказание пенсионерам квалифицированного ухода, социально - бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;

Систематическое наблюдение за состоянием здоровья и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний;

Оказание психологической помощи обслуживаемым лицам и членам их семей;

Обучение родственников практическим навыкам общего ухода за больными;

Социально - бытовая помощь, оказываемая специальным отделением помощи на дому, в основном такая же, как и помощь, которую оказывает отделение помощи на дому. К дополнительным услугам относятся:

Кормление ослабленных пенсионеров;

Оказание санитарно - гигиенической помощи обслуживаемым лицам;

Смена нательного и постельного белья;

Проведение медицинских процедур и т.д. Пятницкий Б.П., Нестерова Н.М. и др. Основы социальной работы с пожилыми людьми: В помощь социальному работнику. - Новосибирский областной геронтологический центр, 2003. - с.53.

Служба срочной социальной помощи предназначена для оказания гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

В штаб срочной социальной помощи вводятся должности специалиста по социальной работе, социальных работников, а так же психолога и юриста.

Служба социальной срочной помощи оказывает следующие социальные услуги:

Разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

Предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

Разовое оказание материальной помощи;

Содействие в получении временного жилья;

Организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

Организацию экстренной медико - психологической помощи;

Направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;

Другие срочные социальные услуги. Пятницкий Б.П., Нестерова Н.М. и др. Основы социальной работы с пожилыми людьми: В помощь социальному работнику. - Новосибирский областной геронтологический центр, 2003. - с. 59.

Отделение дневного пребывания предназначено для социально - бытового, медицинского, культурного обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности, поддержания активного образа жизни.

Отделение дневного пребывания является полустационарным, структурным подразделением центра социального обслуживания и создаётся для обслуживания не менее 15 человек.

Продолжительность обслуживания отделением дневного пребывания устанавливается исходя из очерёдности граждан на обслуживание, но не менее 2 недель.

Отделение дневного пребывания в соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг оказывает социально - медицинские, правовые услуги, услуги по организации питания, быта и досуга, а так же оказывает содействие в получении образования или профессии инвалидам в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Пятницкий Б.П., Нестерова Н.М. и др. Основы социальной работы с пожилыми людьми: В помощь социальному работнику. - Новосибирский областной геронтологический центр, 2003. - с. 64.

Отделение дневного пребывания - это своеобразный центр досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки.

Основная задача деятельности - помочь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

В последнее время во многих отделениях дневного пребывания активно практикуются новые методы социальной работы, реабилитации пожилых людей.

Отделение натуральной помощи и услуг предназначено для реализации товаров и бытовых услуг по социально низким ценам.

В его структуру обычно входят:

Магазин по реализации продуктов питания и промтоваров первой необходимости;

Парикмахерская;

Швейный цех;

Обслуживание пожилых людей и инвалидов производится по пенсионному удостоверению. Так же отделение участвует в распределении гуманитарной помощи по линии красного креста и других видов благотворительной помощи.

В структуре центра социального обслуживания, кроме перечисленных, могут быть и другие подразделения. Решение о создании того или иного подразделения принимает директор центра по согласованию с управлением социальной защиты населения.

В настоящее время остаётся достаточно высокой потребность в социальном обслуживании в стационарных условиях.

В регионах России функционирует 674 государственных дома - интерната общего типа для престарелых и инвалидов на 92,8 тыс. мест и около 528 муниципальных домов ветеранов, имеющих около 1,7 тыс. мест. Граждане пожилого возраста, страдающие различными психическими заболеваниями, получают помощь в 542 психоневрологических интернатах, 17 домах - интернатах милосердия. Концепция социальной политики в отношении пожилых людей // Социальное обеспечение, 2006, № 1.- с.28.

В учреждениях социального обслуживания стационарного типа для граждан пожилого возраста создаются соответствующие возрасту, состоянию психического и соматического здоровья условия проживания, проводятся мероприятия социальной, социально - трудовой и медицинской реабилитации, организации досуга и отдыха.

К стационарным учреждениям социального обслуживания пожилых и старых людей относятся:

Дома - интернаты общего типа (дома для престарелых);

Пансионат для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, престарелых отдельных профессиональных категорий (артистов и т.д.);

Специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально - бытового назначения;

Специализированные дома - интернаты для бывших заключённых, достигшим старческого возраста;

Дома (отделения) милосердия;

Стационары временного проживания;

Дома - интернаты для психохроников;

Рассмотрим более подробно наиболее распространённый тип стационарного учреждения социального обслуживания - дома интерната общего типа.

Дома - интернаты предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов, одиноких супружеских пар, нуждающихся по состоянию здоровья повседневной социально - бытовом обслуживании и периодическом или постоянном уходе.

Для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах - интернатах обычно предусмотрены два отделения. Это отделение для лиц, способных к частичному самообслуживанию и передвижению по дому - интернату и прилегающему к нему участку, и отделение для нуждающихся в постоянном уходе. Каждое отделение должно иметь набор помещений для проведения социально - бытовых, гигиенических и лечебно профилактических мероприятий.

Кроме отделений для проживания в домах - интернатах предусмотрены помещения общественного назначения: кинозал, библиотека, актовый зал, клуб, комната отдыха с набором требуемых технических средств, музыкальных инструментов, настольных игр, столовая с пищеблоком, медицинские кабинеты, лечебно - трудовые мастерские, служебные и хозяйственные помещения, необходимые для нормального функционирования дома - интерната.

В соответствии с перечнем гарантированных государством социальных услуг в домах - интернатах предоставляются следующие вид услуг:

Услуги по организации питания, в том числе диетического, быта;

Обеспечение ухода с учётом состояния здоровья;

Квалифицированное медицинское обслуживание, реабилитация, своевременная диагностика осложнений и обострений хронических заболеваний;

Оказание психологической помощи;

Организация оказания стоматологической, зубопротезной и протезно - ортопедической помощи;

Организация консультативной помощи лечебно - профилированных учреждений и перевод проживающих престарелых при необходимости в соответствующее лечебное учреждение;

Организация культурно - массовой работы с проживающими, с учётом их возраста и состояния здоровья;

Правовые услуги;

Привлечение к реабилитационным мероприятиям членов общественных и религиозных организаций, благотворительных обществ и ассоциаций;

Другие социальные услуги. Пятницкий Б.П., Нестерова Н.М. и др. Основы социальной работы с пожилыми людьми: В помощь социальному работнику. - Новосибирский областной геронтологический центр.2003. - с. 72.

Если престарелые граждане систематически нарушают правила проживания в домах - интернатах общего типа, их могут перевести в специализированные дома для престарелых.

Специализированные дома - интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном уходе, из числа освобождаемых мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством.

Социальное обслуживание в стационарных условиях успешно выполняет свою миссию, если само не способствует нарушению привычных социальных связей, углублению социальной отчуждённости личности. Преобладающие в настоящее время многоместные однотипные дома - интернаты должны быть постепенно заменены стационарами с малой вместительностью.

Одной из перспективных форм улучшения социально - бытовых условий одиноких престарелых, организации их медицинского обслуживания, отдыха и досуга является создание для этой категории граждан специальных жилых домов.

В соответствии с примером «Положение о специальном доме для одиноких пожилых людей», утверждённым Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 года, эти дома предназначены для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации свих основных жизненных потребностей.

Основная цель создания таких домов - обеспечения благоприятных условий проживания и самообслуживания; предоставление проживающим престарелым гражданам социально - бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Специальные дома могут быть построены, как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или части многоэтажного здания. Специальные дома состоят из одно -, двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально - бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещение для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности. Они должны быть оснащены средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих престарелых граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, оборудованные внутренней связью.

Медицинское обслуживание, проживающих в специальных домах интернатов граждан, осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно - профилактических учреждений, а организация социально - бытового, торгового и культурного обслуживания - соответствующими территориальными органами и службами.

Преимущественным правом предоставления жилья в специальном доме пользуются одинокие инвалиды и участники Великой Отечественной Войны и приравненные к ним лица.

Специальные дома обычно относят к жилищному фонду социального исполнения, являются государственной собственностью и находятся в оперативном управлении фонда социальной поддержки населения.

Основными источниками финансирования специальных домов являются бюджетные ассигнования, а также доходы от продажи жилья, переданному фонду жильцами специального дома, доходы фонда от предпринимательской деятельности.

При заселении одиноких граждан в специальный дом обеспечивается сохранность жилого помещения, передаваемого фонду социальной поддержки населения, в течение 6 месяцев с момента заселения. Размер компенсационных выплат составляет 10 % стоимости жилья по оценки БТИ.

Возможность приватизации жилых помещений в специальном доме исключается. В случае выбытия одного из членов семьи, проживающей в двухкомнатной квартире, фонд имеет право с согласия оставшегося члена семьи произвести замену занимаемой ими площади на меньшую, либо произвести подселение на освободившуюся площадь, с соблюдением соответствующих правил и норм.

Таким образом, различные учреждения социального обслуживания занимают важное место в системе социальной защиты пожилых и старых людей.

В сфере социального обслуживания пожилых и старых людей основополагающими документами, регулирующими в российском законодательстве социально - трудовые права человека, являются федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О ветеранах», вступившие в действия в 1995 году.

Более того, можно сказать, что деятельность этих учреждений активно формирует не только отношение к пожилым людям в обществе, но и позицию престарелых людей: их взгляды на самих себя, своё место и роль в социальной организации.

Согласно этим законам основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:

Соблюдение прав человека и граждан;

Предоставление государственных гарантий;

Обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступность для старых людей;

Преемственность всех видов социального обслуживания;

Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;

Приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе