Последняя редакция закона о рекламе в РФ вышла в свет 10 октября 2015 года. Первый же текст был одобрен Думой 22 февраля 2006 года. Как и во всех остальных случаях, по ходу своей работы ФЗ постоянно дополнялся, и некоторые его диспозиции и положения теряли правовой смысл, а значит немедленно отменялись. Далее ознакомим вас с последними изменениями в области пропаганды алкоголя, табачных изделий, медицинских услуг и товаров.
Действующий текст закона за последние несколько лет также подвергался некоторым доработкам. В частности, теперь статья 22 более не работает, т.к. она признана утратившей силу. Но законодательство Российской Федерации настаивает на том, чтобы даже отмененные диспозиции указывались в законах и кодексах.
Новый формат является лишним подтверждением выше сказанного — распространение товаров народной медицины теперь должно сопровождаться должным набором документов. Поправки также коснулись отдельных требований для субъектов РФ (к примеру, для Краснодарского и Ставропольского Краев).
Стимулирующие положения закона о рекламе в последней редакции коснулись добросовестной конкуренции (глава 5). Цели же и сфера действия остались прежними — информация о недобросовестной конкуренции будет передаваться в государственный исполнительный орган, который имеет право осуществлять защиту и полный контроль правоотношений в данной области (ФАС).
В Москве, Московской области и других крупных административных центрах и регионах России размещение наружки осуществляется в том же порядке, что и во всех остальных регионах страны.
Однако в Московской области положения ФЗ дополнены и местными определениями. К примеру, рекламные мероприятия (это касается и Москвы), не должны иметь антисоциальный характер, и нарушать права потребителя (так называемая социальная).
Наружная реклама в любом ее выражении не может быть размещена на памятниках архитектуры, дорожных знаках, объектах культурного назначения, либо же без договора с собственником строения или земельного участка. И данное правило распространяется также и на администрацию региона.
Применение штендеров в РФ пока не запрещено. Подобные конструкции не должны содержать ничего противозаконного, и размещаться с соблюдением норм, отмеченных в описываемом нами акте с изменениями. В интернете имеется множество не совсем актуальной информации о запрете штендеров — это полнейшее заблуждение, так как об этом в рассматриваемом законе РФ ничего не сказано.
Как уже было отмечено, для того, чтобы разместить какую-либо рекламную информацию на фасаде здания, необходимо получить разрешение и прийти к соглашению с администрацией города. Вывески на домах, улице, фасаде здания (или жилого дома), даже на собственном балконе, обязательно должны быть заранее обговорены с администрацией, или же с управляющей компанией. Выполняется проверка содержания рекламного плаката на наличие противозаконных высказываний, призывов и т.д.
В тоже время, согласно закону о рекламе в последней редакции на автомобилях и любом другом транспорте (исключение — общественный транспорт, так как информация на нем так же подвергается корректировке) можно рекламировать любой допустимый объект или услугу без ограничений.
Данное положение предписывает соблюдение следующих императивов при желании пропагандировать тот или иной медицинский препарат:
Плюс, конечно если имеются противопоказания, то о них следует упоминать. Более подробно со всем списком можно ознакомиться в статье 24 акта.
Любое упоминание алкоголя с со ссылкой на его полезность или безвредность не допускается с экрана телевизора, радио, пано и т.д. В подобной версии также не должны использоваться образы (даже нарисованные) людей. В конце любого подобного объявления обязательно значится информация о том, что данный алкогольный продукт при употреблении в больших количествах способен нанести серьезный вред здоровью.
Ожидается, что к Чемпионату мира по футболу 2016 должно что-то измениться (но это не коснется крепкой алкогольной продукции и табачных изделий).
Пропаганда каких-либо банковских, оценочных, страховых и иных профильных финансовых услуг и аналогичной деятельности (даже на телевидении) должна обязательно содержать строгое наименование или реквизитов лица, предлагающего эти услуги либо проводящего такую деятельность.
Статья 1
Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 169; N 24, ст. 2256; N 30, ст. 2870; 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333; 2001, N 32, ст. 3315; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029, 3033; 2003, N 27, ст. 2708; N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3104; 2006, N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 7, ст. 778; 2011, N 25, ст. 3535; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1642, 1658; N 27, ст. 3450, 3477; 2014, N 42, ст. 5613; N 48, ст. 6651; 2015, N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4383; 2016, N 1, ст. 84; N 15, ст. 2056) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить абзацем следующего содержания:
"под исследованием объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) понимаются систематический сбор, запись, систематизация и анализ данных, относящихся к зрительским предпочтениям при просмотре телеканалов (телепрограмм, телепередач), а также передача (предоставление, распространение, доступ) полученных результатов исследований.";
2) дополнить главой II 1 следующего содержания:
"Глава II 1 . Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
Статья 24 1 . Основные принципы проведения исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
В целях обеспечения открытости, прозрачности и достоверности данных, полученных в результате исследований объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) при их последующем применении при размещении на телеканалах (в телепрограммах, телепередачах) рекламы, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, уполномочивает организацию, проводящую такие исследования (далее - уполномоченная организация), в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.
Исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) проводятся уполномоченной организацией на основе следующих принципов:
1) глобальность и непрерывность проводимых исследований;
2) единство используемых методов сбора, обработки, хранения и распространения полученных в результате исследований информации и данных;
3) обеспечение полноты, актуальности и достоверности полученных в результате исследований информации и данных;
4) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации требований к обработке персональных данных и иной информации ограниченного доступа.
Контроль за деятельностью уполномоченной организации осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Уполномоченная организация обязана ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, отчет о проведенных исследованиях, а также размещать его на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Форма отчета уполномоченной организации и срок его представления устанавливаются указанным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 24 2 . Уполномоченная организация по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач)
Количество уполномоченных организаций определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
По отношению к деятельности уполномоченной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о защите конкуренции.
Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранное государство, международная организация, а также находящиеся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, не вправе выступать уполномоченной организацией.
Не допускается установление лицами, указанными в части третьей настоящей статьи, а также иностранными гражданами, лицами без гражданства, гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство другого государства, любых форм контроля над уполномоченной организацией, в результате которого указанные лица приобретают возможность прямо или косвенно владеть, управлять уполномоченной организацией, контролировать ее, а также фактически определять принимаемые ею решения.
Для отбора уполномоченной организации по исследованию объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, создается комиссия. Порядок создания и деятельности данной комиссии, ее состав, а также условия отбора уполномоченной организации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Срок полномочий уполномоченной организации составляет три года.
Полномочия уполномоченной организации могут быть прекращены досрочно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в следующих случаях:
1) неустранение уполномоченной организацией в установленный срок нарушений, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, выдавались предписания об их устранении;
2) непредставление в установленный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ежегодного отчета о проведенных исследованиях;
3) возникшее несоответствие уполномоченной организации требованиям, предъявляемым к ней в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) представление уполномоченной организацией заявления о добровольном отказе от исполнения полномочий;
5) выявление недостоверных сведений в документах, послуживших основанием для принятия решения о предоставлении полномочий;
6) представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, ежегодного отчета о деятельности уполномоченной организации, содержащего заведомо ложные сведения.".
Статья 2
Внести в Федеральный закон от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 12, ст. 1232; N 52, ст. 5497; 2007, N 7, ст. 839; N 16, ст. 1828; 2011, N 23, ст. 3255; N 30, ст. 4566, 4600; 2013, N 19, ст. 2325; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4033; N 43, ст. 5444; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6695; N 52, ст. 6981) следующие изменения:
1) статью 5 дополнить частью 12 следующего содержания:
"12. В случае размещения рекламы на телеканале (в телепрограммах, телепередачах) на основании данных, полученных по результатам исследования объема зрительской аудитории телеканалов (телепрограмм, телепередач), рекламодатели, рекламораспространители и их представители и посредники обязаны использовать указанные данные в соответствии с договорами, заключенными указанными лицами или их объединениями с организациями (организацией), уполномоченными (уполномоченной) на проведение указанных исследований федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.";
2) в статье 38:
а) в части 6 слова "частями 2 - 8 статьи 5" заменить словами "частями 2 - 8, 12 статьи 5";
б) в части 7 слова "частями 9, 10, 10 1 и 10 2 статьи 5" заменить словами "частями 9 - 10 2 , 12 статьи 5".
Статья 3
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 настоящего Федерального закона.
3. Отбор организаций (организации), указанных (указанной) в статье 24 1 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" (в редакции настоящего Федерального закона), должен быть завершен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, до 1 января 2017 года.
Президент Российской Федерации В. Путин
Закон «О рекламе» принят 13 марта 2006 года. Законопроект регулирует всесторонние требования к материалам, содержащие информацию рекламного характера, методы передачи, налагает запрет или уменьшает рекламирование определенных видов товаров и устанавливает основные принципы муниципального контроля в этой области.
Федеральный закон №38-ФЗ состоит из 6 глав и 40 статей. Краткий обзор дает читателю представление о содержании данного законопроекта:
Последние поправки вносились Президентом 1 апреля 2017. Однако, закон имеет также новую редакцию, которая обретет законную силу только 1.09.2017.
Последние изменения вносились 1-го апреля текущего года. Рассмотрим поправки, которые вносились:
Статья 3
Статья 3 закона «О рекламе» действует от последней редакции от 13 мая 2009. С тех пор новые поправки в нее не вносились. Данная статья рассказывает об основных понятиях, которые используют в ФЗ. Даются термины с кратким разъяснением. Всего дано 12 терминов:
Эти понятия помогают лучше разобраться в Федеральном законе №38-ФЗ.
Статья 16
Статья 27
Во вторую часть закона №38-ФЗ были уже внесены изменения. Реклама допускается:
Также в закон №38-ФЗ введены пункты, описывающие, где допускается реклама:
Извещения информационного типа должны содержать по закону:
Однако, уже существует редакция закона, которая вступит в силу в начале сентября текущего года. В ней были внесены изменения в следующие статьи:
Статья 5
В законе №38-ФЗ рассказывается о требованиях, применяемых к материалам рекламного характера. Изначально она состояла из 11 пунктов, но в новой редакции был введен 12 пункт. Он гласит, что в случае размещения, на основании полученных данных от анализа объема аудитории, рекламы на телеканале, рекламодатели и распространители должны использовать указанную информацию в соответствии с соглашениями, которые они заключили с организациями. Данные организации являются уполномоченными на проведение исследований федеральной службой исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере СМИ.
В остальном, реклама обязана быть достоверной и добросовестной. Она должна быть на русском языке — это обязательное условие. Закон запрещает рекламирование, побуждающее к агрессии, насилию. Материалы рекламного характера не должны прерывать детские, религиозные и образовательные передачи. Это возможно только при согласии правообладателя. Выход на рекламу не должен происходить чаще, чем раз в 15 минут.
Статья 38
Описывает ответственность, которую несут рекламодатели, распространители за нарушение Федерального закона №38-ФЗ:
Это все последние изменения, которые ожидаются в будущем в законе «О рекламе».
Разъясняется, что Постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 N 1033 в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" включены отдельные положения ГОСТ Р 52044-2003. Указанные изменения вступают в силу с 1 марта 2016 года.
Кроме того, разъяснено, что принятые застройщиком или техническим заказчиком проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий, разработка которых начата в период с 1 июля 2015 г. до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 29.09.2015 N 1033 и которые представлены на первичную или повторную государственную или негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проверяются на соответствие национальным стандартам и сводам правил (частям таких стандартов и сводов правил), включенным в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", без учета изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.09.2015 N 1033.