Приветствую, уважаемые друзья! В продолжение темы про изменения Перечней вредных и/или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н (приложения № 1 и 2), речь о которых шла в этой заметке , раскроем планы законодателя на счёт внесения изменений в Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда, также утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. № 302н (приложение № 3).
Итак, не так давно на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов был опубликован проект приказа Минздрава России, меняющий порядок проведения обязательных медицинских осмотров работников. Скачать текст проекта приказа вы сможете ниже.
В данный момент проект по медицинским осмотрам проходит независимую антикоррупционную экспертизу. Общественные обсуждения по проекту продлятся до 1 февраля 2017 года, так что если вы захотите принять участие в обсуждениях, вам сюда .
Согласно изменениям устанавливается список документов, которые необходимы лицу, поступающему на работу, для прохождения предварительного медицинского осмотра.
Если раньше для прохождения предварительного медицинского осмотра кандидату в работники надо было при себе иметь направление и паспорт, то сейчас, в случае принятия изменений, ещё и копию медицинской карты амбулаторного больного из медицинского учреждения, к которой он прикреплён, а также в предусмотренных случаях, решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование.
Проектом также устанавливается, что заключение по результатам прохождения медицинского осмотра должно будет составляться медицинской организацией в 5-и экземплярах:
Согласно проекту заключительный акт, который оформляется медицинской организацией по итогам проведения периодического медицинского осмотра, должен будет подписываться представителем работодателя и специалистом территориального органа, уполномоченного на осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, после чего — утверждаться председателем врачебной комиссии.
Заключительный акт будет также оформляться в 5-и экземплярах (вместо 4-х). Пятый экземпляр заключительного акта будет направляться в ФСС России при условии финансового обеспечения в текущем году расходов страхователя за счёт сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на проведение обязательных периодических медицинских осмотров.
Проектом приказа предусмотрены и другие изменения, с которыми вы сможете ознакомиться в файле MS Word.
Напомню, что здесь можно скачать актуальную версию приказа 302н.
На этом всё. Если информация интересная, то чуть ниже ставим рейтинговые звёздочки и делимся впечатлениями 😉 Спасибо за участие!
Продолжение следует...
Если честно, то мы уже сбились со счету, чтобы точно сказать сколько раз Минздрав предлагал утвердить новый порядок проведения медицинских осмотров с того момента, как был введен в действие приказ Минздравсоцразвития от 12 апреля 2011 г. N 302н, в настоящее время регулирующий вопросы проведения медосмотров. За 5 лет ведомство не рез вносило свои предложения, однако воз и ныне там, так стоит ли сейчас ждать того, что новый приказ увидит свет? Ответа нет, но изучить его однозначно стоит.
Будут ли какие-то принципиальные изменения? Ответ утвердительный: будут! Если давать документу внешнюю характеристику, то это будет совсем небольшой по содержанию приказ, который в тоже время охватит всю процедуру проведения медицинских осмотров. Кто сталкивался в работе с текущей версией приказа, тот поймет, о чем речь, громоздкий с кучей сносок и дополнений, он явно был трудноват для единого прочтения, новый же приказ сделан по максимуму упрощенным. Хорошо ли это? Скорее да, чем нет.
Для начала, новым приказом будет установлен единый классификатор вредных и/или опасных производственных факторов. Принципиальных отличий от классификатора прошлой версии не будет, разве что сократится перечень химических веществ в воздухе рабочей зоны на рабочем месте, при наличии которых работникам необходимо проведение осмотров. Все основные группы производственных факторов сохранятся, но произойдет их укрупнение и структурирование.
Новый приказ изменит правила прохождения обязательных медицинских осмотров для стажированных работников, работающих во вредных и/или опасных условиях труда. Теперь они будут проводится не просто в медучреждений, а в центре профпаталогии, однако только начиная со стажа не менее 10-15 лет в зависимости от характера воздействующих производственных факторов.
Одним из главным преимуществом (а может и недостатком) проекта является существенная оптимизация состава врачей-специалистов, участвующих в проведении медицинского осмотра, а также исключение из списка дорогостоящих и малоэффективных обследований работников. Для примера, при работе с биологическими токсинами (биологический фактор) сейчас требуется пройти в обязательном порядке врачей-специалистов, таких как дерматовенеролог, невролог и оториноларинголог, новый приказ предусматривает только врача-дерматовенеролога. И так практически по всем вредным факторам.
Кроме того, новый приказ скорректирует перечини общих и дополнительных противопоказаний с учетом Международной классификацией болезней, принятой в 2010 году. Стоит заметить, что перечень общих заболеваний сократится всего лишь до 13 пунктов, тогда как сейчас он насчитывает 41 пункт.
Как сообщают разработчики проекта, новый порядок необходим, чтобы привести в соответствие действующее законодательство в области основ охраны здоровья граждан в Российской Федерации и специальной оценки условий труда. Общественное обсуждение проекта продлится до 10 февраля текущего года после чего он должен быть скорректирован и поступить на утверждение. Действующий приказ будет признан утратившим силу.
Закон «Об оружии»
Статья 13. Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации
Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием, определяется Правительством Российской Федерации. Порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и форма медицинского заключения об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Срок действия медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием для получения лицензии на приобретение оружия составляет один год со дня его выдачи. Осмотр врачом-психиатром, врачом-психиатром-наркологом при проведении медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства (пребывания) гражданина Российской Федерации. Медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов осуществляются за счет средств граждан.
Исходя из положений закона «Об оружии», их требования законны. Другое дело, что требование о прохождении ХТИ исключительно по месту жительства (пребывания) гражданина является не обоснованным ограничением, что противоречит антимонопольному законодательству. Здесь законодатель нам откровенно «свинью подложил», подменив право на обязанность. Подозреваю, что исправить ситуацию возможно только через суд, может быть даже Конституционный.
Для этого Вам придется предоставить в ОЛРР справку ХТИ, полученную в другом районе. Получить у них письменный отказ в приеме документа. И с этим отказом обращаться в районный суд. Если районный суд вынесет решение не в Вашу пользу, то у Вас появится право на обращение в Конституционный суд.
Удачи Вам в этой нелегкой борьбе за права человека!
Минздравом России подготовлен проект приказа, уточняющий порядок проведения обязательных медосмотров работников, который размещен на официальном сайте для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актах и результатах их обсуждения http://regulation.gov.ru/ .
Проектом предполагается внесение изменений в Приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Проектом приказа:
26 марта 2016 года вступает в силу приказ Минздрава России от 15.06.2015 N 344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)». Приказ регулирует правила прохождения медосмотра водителей и кандидатов водители.
Определен список врачей и процедур при прохождении медосмотра, положительное заключение по которым должен получить водитель. Количество врачей зависит от категории водительского удостоверения для получения которого требуется медицинская справка.
Процедуры:
Таким образом для водителей данных категорий в общем случае требуется заключение всего четырех специалистов, однако, не все так радужно, как выглядит на первый взгляд. Об этом чуть ниже.
{module incontent}
Процедуры:
В новом порядке однозначно прописано, что медосмотр проводится на личные средства водителей. Это затронет граждан, работающих водителями транспортных средств. Медосмотр теперь не забота работодателя.
Согласно новым правилам прохождения медосмотра врачей психиатра и нарколога можно пройти только в медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя. То есть в коммерческой организации получить заключение психиатра и нарколога нельзя.
Мало того дополнительно придется объехать два медицинских учреждения, так и выбор их ограничен местом жительства или пребывания. И все ли они работают в выходные дни? К слову, закон не требует регистрации по месту пребывания, если регистрация по месту жительства находится в том же субъекте РФ, что и место пребывания. То есть, если «прописка» в каком нибудь отдаленном населенном пункте, а проживаете и работаете в районом центре, то придется либо ехать за справкой от нарколога и психиатра в город по месту жительства, либо оформлять регистрацию по месту пребывания.
В соответствии с новыми правилами прохождения медосмотра водителям придется заранее спланировать маршрут, приготовить средства и выделить для этой цели не мало времени.
Самый простой пример для водителей категории «В» и если все пойдет по плану. Сначала в 1-м учреждении завести карточку у терапевта и пройти офтальмолога, затем ехать по психоневрологический диспансер по месту жительства на осмотр к психиатру, потом в наркологический диспансер по месту жительства к наркологу и наконец с результатами вернуться в 1-е учереждение к терапевту, который при положительном исходе обследования выдаст медицинскую справку водителя.