Все о бизнесе

Законодательная база : Налоговый кодекс РФ, глава 25.3.

Понятие. Госпошлина – это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц за совершение в их интересах юридически значимых действий государственными административными органами, уполномоченными совершать такие действия в соответствии с законодательством РФ.

Органы, уполномоченные совершать юридически значимые действия в интересах организаций и физических лиц:

1. суды общей юрисдикции, мировые судьи,

2. арбитражные суды,

3. Конституционный Суд РФ,

4. нотариальные органы,

5. ЗАГСы,

6. ОВИРы,

7. федеральные органы по регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы,

8. государственные органы осуществления федерального пробирного надзора,

9. органы государственной регистрации и прочие.

Юридически значимые действия, оплачиваемые госпошлиной, совершаемые этими органами в интереса организаций и физических лиц (можно назвать их объектами налогообложения):

1. рассмотрение споров имущественного и неимущественного характера между физическими лицами, между организациями, между физическими лицами и организациями,

2. совершение нотариальных действий,

3. регистрация актов гражданского состояния,

4. выдача паспорта гражданина РФ, загранпаспорта, визы и вида на жительство,

5. государственная регистрация юридического лица, индивидуального приепринимателя, политической партии и т. п.,

6. другие,

7. выдача документов (их копий, дубликатов).

Сроки уплаты. Плательщики уплачивают госпошлину в следующие сроки уплаты:

1. при обращении в суд (истцы и другие лица) – до подачи искового заявления, запроса ходатайства, жалобы,

2. ответчики (признанные плательщиками) – в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда,

3. при обращении в нотариальные органы – до совершения нотариальных действий,

4. при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (копий, дубликатов),

5. в других случаях – до подачи хаявления и документов на совершение юридически значимых действий.

Порядок уплаты. Госпошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты госпошлины в наличной форме подтверждается квитанцией об уплате, выданной отделением сбербанка или другим органом, в котором производилась уплата.

Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготу, то госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Размер госпошлины (ставки). Размер госпошлины определяется исходя из ставок, установленных Налоговым кодексом РФ. Ставки установлены отдельно по каждому виду учреждений и видам совершаемых юридически значимых действий:

1. статья 333.19 – размеры госпошлины в судах, мировыми судьями,

2. статья 333.21. – размеры госпошлины в арбитражах,

3. статья 333.23. – размеры госпошлины в Конституционном Суде РФ, в Конституционных Судах субъектов РФ,

4. статья 333.24. – размеры госпошлины а нотариальных органах,

5. статья 333.26. – размеры госпошлины в ЗАГСах,

6. и другие.

Размер госпошлины исчисляется двумя способами (в зависимости от вида ставок):

а) в твердой сумме в рублях – простая ставка ,

б) в процентах – пропорциональная ставка (регрессивная).

Если действие или документ юридического значения подлежит оценке и содержит в себе денежное выражение объекта, в отношении которого совершается это действие или составляется документ (цена ), то оно называется действием или документом имущественного характера. В таких случаях ставка устанавливается в процентах к цене действия или цене документа.

Если действие или документ юридического значения не подлежит оценке и не может содержать в себе денежного выражения (цены) чего-либо, то оно является действием или документом неимущественного характера. Ставка в таких случаях устанавливается в твердой сумме в рублях.

Информация обновлена:

Государственная пошлина установлена Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. № 127-ФЗ. Этот закон добавил в Налоговый кодекс главу 25.3.

Налогоплательщики и объект налогообложения

Ставка и порядок расчета государственной пошлины

Ставки пошлины установлены в зависимости от вида услуг, предоставляемых государственными учреждениями.

Они определены в следующих статьях Налогового кодекса РФ:

  • статья 333.19 - при обращении В Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции;
  • статья 333.21 - при обращении В Верховный Суд РФ и арбитражные суды;
  • статья 333.23 - при обращении в Конституционный Суд;
  • статья 333.24 - при обращении к нотариусу;
  • статья 333.33 - при госрегистрации фирм и оформлении других юридических действий.

Ставки государственной пошлины при обращении В Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции:

Объект налогообложения Ставка

- до 20 000 руб.
- от 20 001 руб. до 100 000 руб.

- свыше 1 000 000 руб.
4% от цены иска, но не менее 400 руб.
800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20 000 руб.
3200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000 руб.
5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200 000 руб.
13 200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 60 000 руб.
Рассмотрение заявлений о вынесении судебного приказа 50% от суммы пошлины, взимаемой при подаче исковых заявлений имущественного характера в зависимости от цены иска, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса
Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативно-правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц 4500 руб.
Рассмотрение апелляционной или кассационной жалобы
Выдача дубликатов документов, хранящихся в делах государственных нотариальных контор, органов исполнительной власти 100 руб.

Ставки государственной пошлины по делам, которые рассматриваются в арбитражных судах (ст. 333.21 НК РФ):

Объект налогообложения Ставка
Рассмотрение исковых заявлений имущественного характера при цене иска:
- до 100 000 руб.
- от 100 001 руб. до 200 000 руб.
- от 200 001 руб. до 1 000 000 руб.
- от 1 000 001 руб. до 2 000 000 руб.
- свыше 2 000 000 руб.
4% от цены иска, но не менее 2000 руб.
4000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 100 000 руб.
7000 руб. плюс 2% суммы, превышающей 200 000 руб.
23 000 руб. плюс 1% суммы, превышающей 1 000 000 руб.
33 000 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 2 000 000 руб., но не более 200 000 руб.
Рассмотрение дел по спорам о заключении, изменении или расторжении договора или о признании сделки недействительной 6000 руб.
Рассмотрение заявлений о признании нормативно-правовых и ненормативных актов органов государственной власти, местного самоуправления или должностных лиц незаконными 3000 руб.
Рассмотрение иных исков неимущественного характера 6000 руб.
Рассмотрение заявлений о признании должника банкротом 6000 руб.
Рассмотрение заявлений о приведении в исполнение решения иностранного суда 3000 руб.
Рассмотрение апелляционных и кассационных жалоб на решение суда 50% от размера пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера

Ставки государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации:

Ставки государственной пошлины за совершение нотариальных действий:

Объект налогообложения Ставка
Удостоверение доверенностей 200 руб.
Удостоверение договоров об ипотеке недвижимости (за исключением морских и воздушных судов, а также жилых помещений) 0,3% от суммы договора, но не более 3000 руб.
Удостоверение договоров (за исключением договора об ипотеке и поручительства) 0,5% от суммы договора, не менее 300 и не более 20 000 руб.
Удостоверение договоров, предмет которых оценке не подлежит 500 руб.
Удостоверение учредительных документов или их копий 500 руб.
Удостоверение договора поручительства 0,5% от суммы договора, не менее 200 и не более 20 000 руб.
Удостоверение соглашений об изменении или расторжении договора, заверенного нотариусом 200 руб.
Удостоверение верности перевода документа с иностранного языка 100 руб. за одну страницу текста
Совершение исполнительной надписи 0,5% от взыскиваемой суммы, но не более 20 000 руб.
Удостоверение подлинности подписи:
- на любых документах (за исключением банковских карточек и заявления о регистрации фирмы)
- на банковских карточках и заявлении о регистрации фирмы
100 руб.

200 руб.

Совершение протеста на векселе 1% от неоплаченной суммы, но не более 20 000 руб.
Выдача копий документов, которые хранятся в нотариальной конторе 100 руб.

Ставки государственной пошлины при обращении в органы государственной власти:

Объект налогообложения Ставка
Регистрация фирмы 4000 руб.
Регистрация изменений учредительных документов и ликвидации фирмы 800 руб.
Аккредитация филиалов иностранных компаний 120 000 руб. за каждый филиал
Регистрация залога транспорта 1600 руб.
Регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс 0,1% от стоимости предприятия, но не более 60 000 руб.
Регистрация ограничений прав на недвижимость и договоров ее отчуждения 22 000 руб.
Внесение изменений в государственный реестр прав на недвижимость 1000 руб.
Регистрация договора об ипотеке (включая внесение записи в реестр прав на недвижимость) 4000 руб.
Выдача дубликата свидетельства о регистрации прав на недвижимость 1000 руб.
Регистрация транспорта:
- выдача госзнаков
- выдача паспорта
- внесение изменений в ранее выданный паспорт
2000 руб.
800 руб.
350 руб.
Проставление апостиля 2500 руб.
Выдача права на использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов или словосочетаний в названии фирмы 80 000 руб.
Регистрация вида продукции, впервые ввозимого на территорию РФ 5000 руб.
Регистрация новых пищевых продуктов, материалов, изделий или новых товаров, впервые ввозимых в Россию 5000 руб.

Если нотариальные действия совершают вне помещения нотариальной конторы, то размер госпошлины увеличивается в 1,5 раза.

Порядок уплаты

Госпошлину платят в федеральный бюджет. Обычно уплатить ее должен тот, кто обращается за совершением юридически значимых действий.

Если это нужно одновременно нескольким плательщикам без льгот, то они платят госпошлину в равных долях.

В случае, когда кто-то из плательщиков имеет льготу, остальные уплачивают госпошлину в той сумме, как если бы платили все. То есть размер госпошлины для плательщиков не возрастает. Ее можно заплатить наличными (например, государственному нотариусу) или через банк.

Факт оплаты подтверждается квитанцией установленной формы или платежным поручением с отметкой банка.

Пошлину за судебные разбирательства, а также за государственную регистрацию фирм (изменения в учредительных документах) платят до подачи заявления, жалобы, ходатайства и т. д.

В суд нужно представить платежное поручение или квитанцию об уплате пошлины с подлинной отметкой банка.

Если у вас нет денег на уплату пошлины, то одновременно с исковым заявлением (или жалобой) можно подать ходатайство об уменьшении госпошлины или об отсрочке (рассрочке) ее уплаты (ст. 333.41 НК РФ). Вместе с ходатайством представьте в суд:

  • перечень расчетных счетов, подтвержденный ИФНС;
  • наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты;
  • данные об отсутствии на расчетном счете денежных средств в размере, необходимом для уплаты госпошлины, подтвержденные банками;
  • данные об общей сумме задолженности по исполнительным листам и платежным документам.

Тем не менее, судьи могут отказать компании в ходатайстве об отсрочке уплаты госпошлины из-за неактуальной справки о счетах в банках. Судьи заявили, что представленная организацией справка была получена более чем за месяц до дня направления кассационной жалобы в суд. Поэтому при рассмотрении ходатайства об отсрочке уплаты госпошлины суд не имеет сведений об истинном имущественном положении общества на день обращения. Поскольку в течение срока, превышающем один месяц, фирма могла открыть банковские счета, на которые могли поступать деньги, достаточные для уплаты госпошлины (определение Верховного Суда РФ от 22 июля 2016 г. по делу № 310-ЭС16-11084).

Если суд (общей юрисдикции, арбитражный) (или мировой судья) принял решение в пользу истца, то госпошлину должен заплатить ответчик. Сделать это он должен в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Пошлина при обращении к нотариусу платится непосредственно в момент обращения. А при обращении в государственные ведомства о выдаче документов (их копий, дубликатов) - до их выдачи.

Возврат уплаченной государственной пошлины

Уплаченная пошлина подлежит возврату в следующих случаях (ст. 333.40 НК РФ):

  1. если вы уплатили госпошлину в большем размере, чем требуется;
  2. если исковое заявление (жалоба) возвращено судом или нотариальная контора отказалась от совершения нотариальных действий;
  3. если производство по делу прекращено или заявление оставлено без рассмотрения судом.

Обратите внимание: если вы заключили мировое соглашение, то вам вернут половину уплаченной пошлины;

  1. если вы отказались от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган;
  2. если вам отказали выдать паспорт.

Чтобы вернуть пошлину за рассмотрение дела в суде общей юрисдикции (или у мирового судьи), надо написать заявление в налоговую инспекцию по месту нахождения суда (или у мирового судьи). К заявлению нужно приложить решение или определение суда о возврате пошлины и подлинники документов об оплате (квитанции, платежные поручения). Подать заявление нужно в течение трех лет с момента вынесения соответствующего решения суда.

Пошлина должна быть возвращена в течение месяца после подачи заявления.

Продолжение доступно только платным пользователям бератора

Порядок оплаты госпошлины


С 1 января 2017 года в Республике Беларусь установлена базовая величина в размере 23 рубля. Данная норма предусмотрена постановлением Совета Министров Республики Беларусь
от 28 ноября 2016 года № 974 "Об установлении размера базовой величины"

Реквизиты для уплаты государственной пошлины в

Минский городской суд:

Бенефициар: ГУ Министерства финансов Республики Беларусь по г.Минску

ОАО «АСБ Беларусбанк»

БИК AKBBBY2X

Р/с BY49AKBB36021010000550000000

УНП 101530339

Код платежа:

03001 – для юридических лиц;

03002 – для физических лиц и индивидуальных предпринимателей


Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в размере, установленном Приложением 14 Налогового кодекса Республики Беларусь (кроме случаев, когда лицо в установленном законом порядке освобождено от оплаты государственной пошлины) должен быть приложен к надзорной жалобе.


СТАВКИ ГОСПОШЛИНЫ


Приложение 14


к Налоговому кодексу


Республики Беларусь




СТАВКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ С ИСКОВЫХ ЗАЯВЛЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ И ЖАЛОБ, ПОДАВАЕМЫХ В ОБЩИЕ СУДЫ, КАССАЦИОННЫХ И НАДЗОРНЫХ ЖАЛОБ НА СУДЕБНЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ ЗА ВЫДАЧУ ОБЩИМИ СУДАМИ КОПИЙ ДОКУМЕНТОВ

(в ред. Законов Республики Беларусь от 15.10.2010 № 174-З ,

от 30.12.2014 № 224-З , от 30.12.2015 № 343-З )

Наименование документов и действий, за которые взимается государственная пошлина

Ставки государственной пошлины

1. Рассмотрение искового заявления:

1.1. имущественного характера (за исключением искового заявления� о взыскании� расходов, затраченных государством на� содержание детей, находящихся на� государственном обеспечении), в том числе заявления о праве собственности на имущество, об истребовании имущества, а также встречного заявления и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные� требования на предмет спора в начатом процессе

1.2. о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении



5 процентов цены иска




1 базовая величина с каждого обязанного лица

2. Рассмотрение жалобы:

2.1. на решения Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов о прекращении рассмотрения ходатайства о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике еларусь, об отказе в предоставлении статуса беженца и (или) дополнительной защиты в Республике Беларусь, отказе в продлении срока предоставления дополнительной защиты в Республике Беларусь, утрате, аннулировании статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь

2.2. по делу, возникающему из административно-правовых отношений

2.3. на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя

1 базовая величина



1 базовая величина


1 базовая величина

3. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

3.1. о наложении:

3.1.1. штрафа в размере:

менее 10 базовых величин

от 10 до 100 базовых величин

от 100 базовых величин и более

3.1.2. иного административного взыскания

3.2. о прекращении дела об административном правонарушении




0,5 базовой величины

2 базовые величины

3 базовые величины


1 базовая величина

1 базовая величина

3-2. Рассмотрение жалобы на постановление суда, вынесенное при рассмотрении решений органа уголовного преследования об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении предварительного расследования уголовного дела, уголовного преследования, об отказе в возбуждении производства по вновь открывшимся обстоятельствам

1 базовая величина

3-3. Рассмотрение жалобы на постановление, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста) на не вступившее и вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении

1 базовая величина

4. Рассмотрение искового заявления:

4.1. о расторжении брака

4.2. о расторжении повторного брака


4 базовые величины

8 базовых величин

5. Рассмотрение искового заявления о расторжении брака с лицом, признанным в установленном порядке безвестно отсутствующим или недееспособным, а также искового заявления о расторжении брака с лицом, осужденным к лишению свободы на срок не менее 3 лет

1 базовая величина

6. Рассмотрение искового заявления:

6.1. об изменении или расторжении договоров найма жилых� помещений

6.2. другие исковые заявления не имущественного характера (или не подлежащие оценке)


2 базовые величины


3 базовые величины

6-1. Рассмотрение искового заявления о признании сделки недействительной, об установлении факта ничтожности сделки

5 базовых величин
7. Рассмотрение заявления по делу в порядке особого производства

2 базовые величины

8. Рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства

по ставкам, установленным�пунктом 1 настоящего приложения

9. Рассмотрение исковых заявлений, заявлений и жалоб, состоящих из нескольких самостоятельных требований

9-1. Рассмотрение заявления об отмене решения третейского суда

соответственно за каждое требование в отдельности

2 базовые величины

10. Рассмотрение кассационной или надзорный жалобы, за исключением надзорных жалоб, указанных в пунктах 12 и 13 настоящего приложения 50 процентов ставки, установленной за подачу искового заявления или иного заявления, жалобы, а по имущественным спорам - ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы
11. Исключен
12. Рассмотрение надзорной жалобы на приговор суда, постановление суда первой инстанции, кассационное определение и надзорное постановление вышестоящего суда по уголовному делу:

12.1. первичной, а также повторной, за исключением повторной, указанной в подпункте 12.2 настоящего пункта

12.2. повторной, подаваемой в Верховный Суд Республики Беларусь

1 базовая величина

2 базовые величины

13. Рассмотрение надзорной жалобы на приговор суда и последующее судебное решение, указанное в пункте 12 настоящего приложения, в части разрешения гражданского иска по ставкам, установленным� пунктом 10 � настоящего приложения
14. Повторная выдача копий судебного решения, приговора, определения и постановления суда 1 базовая величина и, кроме того, 0,1 базовой величины за� каждую изготовленную страницу
15. Выдача копий решения суда о расторжении брака от 1 до 3 базовых величин (с одного или с обоих супругов)
16. Выдача копий других документов, находящихся в рассмотренном� по существу деле, выдаваемых судом по письменной просьбе сторон и других участников процесса 0,1 базовой величины и, кроме� того, 0,003 базовой величины за каждую изготовленную страницу

Государственная пошлина — денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).

А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное™.

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы , и .

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).

Характеристика государственных пошлин. Таблица 20
Вид пошлины Объект обложения
Судебная

Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд (5 видов, ст. 33323)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды (13 видов, ст. 33321)

Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям (14 видов, ст. 33319)

Нотариальная Нотариальные действия (26 видов, ст. 33324)
Регистрационная

Государственная регистрация актов гражданского состояния (7 видов, ст. 33326)

Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы (7 видов, ст. 33330)

Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц- предпринимателей и прочая государственная регистрация (126 видов, ст. 33333)

Административная

Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) из России (26 видов, ст. 33328)

Осуществление федерального пробирного надзора (6 видов, ст. 33331)

С 29 декабря 2010 г. пошлина не взимается в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных органом или должностным лицом, выдавшим документ, при совершении им юридически значимого действия.

Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.

Налоговый период , определяемый ст. 55 , применительно к госпошлине, как правило, отсутствует, что объясняется установленными Кодексом сроками ее уплаты.

Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно:

  1. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины;
  2. не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.

Пропорциональная пошлина по документам имущественного характера может быть дифференцирована в зависимости от степени родства. В прогрессивной государственной пошлине ставка растет по мере увеличения базы обложения (суммы в исковых заявлениях имущественного характера, образуя сложную прогрессию).

Размеры пропорциональной (прогрессивной) государственной пошлины могут быть дополнительно ограничены минимальным и максимальным пределами. Иногда размер госпошлины дополнительно учитывает единицу объема (постраничное удостоверение документов). Так как объектом госпошлины являются 230 видов юридически значимых действий, приведем лишь некоторые примеры ставок государственной пошлины.

Налоговые льготы при уплате государственной пошлины

По уплате в бюджет государственной пошлины главой 25.3 Налогового кодекса установлено около 90 льгот, которые изложены в статьях 333.35 — 333.39 и которые классифицируются как в разрезе совершаемых юридически значимых действий, так и в зависимости от категории плательщиков и форм совершаемых действий. При этом органам власти субъектов Федерации и муниципалитетами не представлено право устанавливать дополнительные льготы.

Льготы могут быть : условные (проживание совместно с наследодателем на день смерти) и безусловные; частичные (50% для инвалидов 1-й и 2-й групп по нотариальным действиям) и полные.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы и организации, полностью финансируемые из бюджета, учреждения культуры. От уплаты всех видов государственной пошлины освобождены следующие категории физических лиц: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы; участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Льготы установлены также в зависимости от форм совершаемых действий. В частности, от уплаты пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, освобождаются истцы по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий; общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы.

Полное изложение всех льгот в силу их многочисленности не представляется возможным в рамках учебного пособия, поэтому при необходимости следует обращаться к упомянутым выше статьям 333.35 — 333.39 Налогового кодекса.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Безналичная форма уплаты подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении. Наличная форма уплаты госпошлины подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Статьей 333.40 Налогового кодекса предусмотрены основания и порядок возврата или зачета уплаченной государственной пошлины. В частности, уплаченная пошлина должна быть возвращена плательщику частично или полностью в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса;
  • возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма за- считывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;
  • прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Налоговым кодексом предусмотрены также отдельные случаи, когда уплаченная государственная пошлина не возвращается плательщику. В частности, не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Не подлежит возврату и государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений (обременении) прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в случае отказа в государственной регистрации. В случае же прекращения государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины. Возврат излишне уплаченной или взысканной суммы госпошлины производится по заявлению плательщика, которое подается в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, к заявлению прилагаются подлинные платежные документы, если же она подлежит возврату частично, — копии платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Плательщик государственной пошлины имеет также право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 Налогового кодекса.

Согласно Налоговому кодексу, плательщику государственной пошлины предоставлено право получать отсрочку или рассрочку уплаты по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 Кодекса. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.

Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении пла- телыциков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина. При этом все эти органы и организации обязаны в порядке, установленном Министерством финансов РФ, представлять в налоговые органы информацию о совершенных ими юридически значимых действиях.




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе