Все о бизнесе

Отныне собственники земельных участков, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), не смогут избежать уплаты повышенного земельного налога, если в течение трех лет с момента покупки земли не построили жилой дом и не зарегистрировали его. Об этом сообщил замдиректора департамента недвижимости минэкономразвития Вячеслав Спиренков на пресс-конференции в медиацентре "Российской газеты".

По его словам, ведомство подготовило поправки в Налоговый кодекс, стимулирующие хозяев земель не держать их в запустении, а обустраивать. Пока жилого дома на участке нет или дом не зарегистрирован, налог на землю собственнику придется платить вдвое больше. С учетом кадастровой стоимости участков, сумма получается внушительная.

Дачников, членов садовых и дачных товариществ, нововведения не касаются. "В министерстве юстиции попросили внести в наш законопроект отдельную оговорку о том, что повышающие налоговые коэффициенты распространяются лишь на участки для индивидуального жилищного строительства, за исключением садово-дачных участков", - сказал Спиренков.

В России сегодня 16 миллионов гектаров земли выделено под строительство ИЖС. И если для всех видов земельных участков ставка земельного налога - 1, 5 процента, то для участков под ИЖС она в пять раз ниже, чтобы хозяевам легче было возводить жилье. Однако, если спустя три года после покупки земли участок не застроен, то по закону, он облагается повышенными коэффициентами при расчете налога. В России эта действующая норма не выполняется. При этом около 5 миллионов участков зарастают бурьяном, уточняет чиновник. Например, нет денег, а продавать участки люди не хотят, ждут, когда цены вырастут.

Большинство граждан от повышенных налогов уклоняются, используя лазейки в налоговом законодательстве. Например, перепродают через три года аффилированным лицам или строят сараюшки и никакого повышенного коэффициента не платят. Сейчас ситуация меняется.

Во-первых, вводится норма, что если такой земельный участок перепродается, то коэффициент не обнуляется, а покупатель платит, как и продавец, повышенный налог. Во- вторых, в законопроекте вместо размытого понятия "объект недвижимости" вводится термин - "жилой дом". Его критерии прописаны в Градостроительном кодексе. Жилой дом предназначен для проживания одной семьи, высотой он не более трех этажей. Так что обойтись сараюшкой теперь не удастся. По словам Спиренкова, на следующем этапе законотворчества будут рассмотрены несоизмеримые пропорции жилого дома и огромного земельного участка. По статистике, 60 процентов владельцев незастроенных участков - юридические лица. И некоторые из них сегодня владеют тысячами гектаров пустующих земель под строительство индивидуального жилья. В данном случае, они смогут возвести один коттедж и на этом успокоиться. "Но этот пробел мы учтем", - пообещал Спиренков. Кстати, третий важный момент касается крупных застройщиков жилых комплексов от 0,5 миллиона квадратных метров. Для них срок застройки без повышенного земельного налога продлевается с трех до пяти лет.

После приобретения участка земли под индивидуальное жилищное строительство у гражданина появляется обязанность платить за него налог. Однако далеко не все знают, каковы его размеры и есть ли льготы при оплате. Поэтому важно рассмотреть этот вопрос более подробно. Расскажем в статье, как рассчитывается налог на ИЖС, укажем его ставки и особенности.

Размер налога на ИЖС

Налог на ИЖС является платежом федерального и регионального значения. Основным законом, который регулирует его уплату, естественно, является Налоговый кодекс. Размер налоговой ставки устанавливается региональными властями. Она определяется с учетом с учетом предназначения земельного участка.

В Налоговом кодексе предусмотрены только максимальные ставки. Региональные же власти имеют право на вверенных им территориях снижать эту норму. Так как налоговая ставка может устанавливаться региональными властями самостоятельно, лучше всего уточнять ее размеры в каждом конкретном случае. Предельные ставки для различных типов земель представлены в таблице.

Порядок расчета налоговой базы

В качестве налоговой базы при расчете платежей по ИЖС принимается кадастровая стоимость земельного участка. Читайте также статью: → « ». Получается, что формулу для расчета налога можно представить в следующем виде:

Размер налога на ИЖС = Кадастровая стоимость участка х Налоговая ставка

Кадастровая стоимость может изменяться. Поэтому для расчета налога следует принимать во внимание тот ее размер, который действовал на 1 января года, за который производится уплата налога .

Например, при покупке земли 20 февраля, коэффициент будет равен 10/12. На это число следует умножить сумму налога, чтобы понять, сколько следует заплатить.

Пример расчета налога при долевой собственности на землю

Предположим, что у земельного участка под ИЖС два собственника. Первому принадлежит 2/5, а второму – 3/5 площади земли. Кадастровая стоимость на 1 января 2016 года составляла 987 000 рублей. Ставка налога в регионе равна предельной. Получается, что налог уплачивается исходя из ставки для участка ИЖС, равной 0,3%.

Размер налога в соответствии с правилами расчета будет равен:

  • Для первого собственника = 987 000 х 2/5 х 0,3% = 1 184,40 рублей.
  • Для второго собственника = 987 000 х 3/5 х 0,3% = 1 776,60 рублей.
  • Общая сумма налога, подлежащего уплате в бюджет за рассматриваемый участок в 2016 году, составляет 2 961 рубль.

Льготы по налогу на ИЖС

В 2016 году Налоговым кодексом устанавливается две категории льготников по налогу на ИЖС. Одна из них полностью освобождается от обязанности перечислять такие платежи, другая имеет право уменьшить налоговую базу. Категории льготников представлены в таблице.

Вид льготы Кто имеет право воспользоваться
Полное освобождение от уплаты налога Герой России

Герой СССР

Герой социалистического труда

Кавалер Ордена Славы

Члены семьи военнослужащего, погибшего при выполнении воинского долга

Граждане, получающие пенсию по утере кормильца

Снижение налоговой базы на 1 000 000 рублей Инвалид I, а также II групп

Инвалиды с детства

Ветеран ВОВ

Гражданин, ставший на ВОВ инвалидом

Ветераны, а также инвалиды прочих боевых действий

Чернобыльцы

Граждане, участвовавшие в ядерных испытаниях

Лица, ликвидировавшие последствия ядерных катастроф

Один из родителей либо усыновителей в семье, признанной многодетной

Вычет в размере 50% суммы налога Сотрудники бюджетных организаций местного значения
Скидка в размере 25% начисленного налога Супругам, являющимся сотрудниками бюджетных организаций другого уровня

Некоторые региональные власти освобождают от уплаты налога на ИЖС пенсионеров. Такой льготой они могут воспользоваться с момента назначения пенсии.

Пример расчета налога на ИЖС для льготных категорий граждан

Предположим, что на 1 января 2016 года кадастровая стоимость участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, составила 1 200 000 рублей. Ставка налога составляет 0,3%. Произведем расчет налога при отсутствии льгот, а также для каждой из категорий льготников.

  1. При отсутствии льготы Размер налога = 1 200 000 х 0,3% = 3 600 рублей
  2. При льготе 1 000 000 рублей Размер налога = (1 200 000 – 1 000 000) х 0,3% = 600 рублей
  3. При льготе 50% суммы налога Размер налога = 1 200 000 х 0,3% х 50% = 1 800 рублей
  4. Скидка 25% Размер налога = 1 200 000 х 0,3% — 25% = 2 700 рублей

Порядок оплаты налогового уведомления

Физические лица производят оплату налога на основании направленного им налоговыми органами уведомления. Этот документ должен прийти налогоплательщику не позднее, чем за месяц до даты, когда наступает срок платежа.

Существует несколько способов направления уведомления:

  1. вручение лично с обязательным взятием расписки;
  2. заказным письмом по почте;
  3. в личный кабинет налогоплательщика.

Если уведомление не придет за 30 дней до даты уплаты налога, гражданину рекомендуется самостоятельно обратиться в налоговые органы с целью его получения.

В уведомлении должна содержаться следующая информация:

  • данные налогоплательщика;
  • информация об участке земли, к которому относится платеж;
  • расчет налога с учетом полагающихся налогоплательщику льгот;
  • срок внесения платежа.

Иногда в уведомлении неверно рассчитан налог. Такое может происходить при отсутствии в налоговых органах информации о предоставлении гражданину льгот либо изменении кадастровой стоимости участка ИЖС. В этом случае следует подать в налоговые органы заявление, приложенное к уведомлению и предназначенное для обратной связи.

Тем не менее, рекомендуется оплатить налог в установленные законодательством сроки. После рассмотрения вопроса можно будет произвести пересчет налога и перенос излишне уплаченных сумм на будущие периоды. Если этого не сделать, существует риск начисления пеней. Доказать их неправомерность бывает достаточно сложно.

Налог вносится на счет ИФНС. Сделать это можно несколькими способами:

  • через кошелек Яндекс деньги;
  • с использованием электронных денег WebMoney;
  • через кошелек Qiwi;
  • через любое отделение банка.

Кроме того, для удобства клиентов некоторые кредитные организации предлагают оплачивать через различные кабинеты в режиме онлайн. При этом не стоит производить платеж через непроверенные сайты или организации, так как существует риск мошенничества .

Штрафы и пени по налогу на ИЖС

Налог на участок ИЖС должен быть уплачен не позднее 1 декабря года, следующего за тем, в котором произведен расчет. Если налог оплачен не вовремя, налогоплательщику может грозить штраф в размере 20% от суммы, подлежащей уплате.

При просрочке также взимается пеня за каждый день неуплаты. Она составляет 1/300 часть ставки рефинансирования. В расчет принимается ее размер, который действует на день возникновения долга.

Налоговая имеет право взыскать долги по налогам на ИЖС путем приказного производства. Иными словами, не требуется проведения предварительного разбирательства, чтобы подать в суд. Если и при решении суда налог оплачен не будет, в дело вмешаются судебные приставы. Отменить взыскание сможет только суд.

Ответы на часто возникающие вопросы про налог на участки ИЖС

Налог на участки ИЖС введен относительно недавно, поэтому возникает огромное количество вопросов о порядке его исчисления и уплаты. Поэтому возникает достаточно большое количество вопросов на эту тему. Попытаемся ответить на наиболее популярные из них.

Вопрос №1. Треть земельного участка под ИЖС стоимостью 900 000 рублей принадлежит моему дедушке, который является инвалидом первой группы. Остальная часть оформлена на меня. Я льгот не имею. Нужно ли уплачивать налог и в каком размере?

Налоговые льготы предусмотрены только на ту часть участка, которая принадлежит льготнику. В Вашем случае это только третья часть. Инвалиды I группы имеют право на уменьшение налоговой базы на 1 000 000 рублей. Дедушке принадлежит участок стоимостью 300 000 рублей. Поэтому с этой части оплачивать налог не придется.

Остальная часть (2/3) стоимостью 600 тысяч рублей подлежит налогообложению на общих основаниях. Уточните размер налоговой ставки для Вашего региона. Предположим, что ставка максимальная и равна 0,3%. Тогда расчет налога производится следующим образом:

Размер налога = 600 000 х 0,3% = 1 800 рублей

Вопрос №2. Мне кажется, что при расчете налога была неверно указана кадастровая стоимость. Как это проверить?

Уточнить кадастровую стоимость участка ИЖС можно в режиме онлайн через сайт Росреестра. Также стоимость земли должна быть указана в кадастровом паспорте. Если будет доказано, что в налоговой информация о стоимости земельного участка неверная, следует обратиться в налоговую за разъяснениями. Кроме того, при неправильном расчете этой величины, изменить ее можно в судебном порядке.

Вопрос №3. Земельный участок продан 2 года назад. Однако из налоговой продолжают приходить уведомления об уплате налога за него. Как быть?

Следует обратиться в налоговую инспекцию, которая находится по месту расположения участка. Для подтверждения передачи права собственности на земельный участок третьему лицу понадобится предъявить соответствующие документы.

Вопрос №4. По наследству от отца мне достался земельный участок под ИЖС. Я подала заявление о вступлении в наследство, но пока в него не вступила. С какого момента я буду должна платить налог за участок?

Обязательство по уплате налога переходит к наследнику с месяца, когда было открыто наследственное дело. То есть с того момента, когда было подано соответствующее заявление.

Вопрос №5. Земельный участок принадлежит мне по договору аренды. Должен ли я платить с него налог?

Налог на ИЖС уплачивается гражданином, которому участок принадлежит на праве собственности или получившим такой участок в наследство. Арендаторы платежи в бюджет не перечисляют. Вместо этого они уплачивают арендную плату собственнику участка.

Таким образом, владельцы участков под ИЖС обязаны оплачивать соответствующие налоги. Делать это рекомендуется в установленный законодательством срок. Если не производить оплату вовремя или не платить налог вообще, будут начислены пени и штрафы, а взыскание будет произведено через судебных приставов. Начисленные ИФНС суммы обязательно следует проверять. В случае обнаружения каких-либо ошибок нужно немедленно обратиться к налоговому инспектору.

Определяется Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее НК) и начинает/перестает функционировать согласно нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами муниципальных образований. На их территории его уплата является обязательной (ч.1 ст.387 НК).

Налогоплательщиком на земли ИЖС признается физическое либо юридическое лицо, которое по праву собственности, праву постоянного пользования либо пожизненного наследуемого владения, обладает соответствующим участком. Лица, владеющие земельным участком по праву безвозмездного, в том числе и безвозмездного срочного пользования, а также налогоплательщиками не признаются (ч.2 ст.388 НК).

Понятие налоговой базы

Если участок расположен на территории того муниципального образования, где вводился данный налог, то он признается объектом налогообложения (ч.1 ст.389 НК). Для такого участка ИЖС определяется налоговая база, которая служит основой для определения суммы налога. В основу налоговой базы вкладывается кадастровая стоимость земельных участков, представляющая собой их государственную стоимость, определяемую земельным законодательством РФ (ст.390 НК).

Кадастровая стоимость, действительная на первое января нового года является налоговой базой для участков ИЖС. Весь текущий год является налоговым периодом. Если участок был сформирован позднее этой даты, его налоговая база определяется как кадастровая стоимость на момент внесения сведений о нем в ЕГРН.

Даже если в течении налогового периода кадастровая стоимость участка ИЖС все же изменилась, налоговая база на протяжении года останется все равно неизменной. Исключение составляет случай, когда кадастровая стоимость была определена ошибочно, что привело к искажению налоговой базы. Тогда налоговая база может быть скорректирована (ч.1ст.391 НК).

Юридические лица выбирают налоговую базу самостоятельно, на основе данных из ЕГРН о каждом, принадлежащем им участке. Для физических лиц это процесс осуществляют налоговые органы (ч.3,4 ст.391 НК).

Как рассчитать налог на участок ИЖС и на жилой дом

Налоговая ставка для участка земли под ИЖС устанавливается органами муниципальных образований посредством принимаемых ими нормативно-правовых актов, и составляет 1,5 процента (ч.1 ст.394 НК).

Именно этот процент от налоговой базы и является налогом, который необходимо уплатить налогоплательщику (ч.1 ст.396 НК). Причем юридические лица исчисляют его самостоятельно, а за физических лиц данную процедуру осуществляют налоговые органы (ч.2,3 ст.396 НК).

Для проведения расчета налога на построенный жилой дом, необходимо знать его налоговую базу и налоговую ставку. Для того, чтобы определить налоговую базу жилого дома, необходимо рассчитать кадастровую стоимость его общей площади за вычетом кадастровой стоимости 50 метров квадратных (ч.5 ст.403 НК). Налоговая ставка для такого объекта недвижимости составляет 0,1% (ч.2 ст.406 НК). Именно 1/10 процента от налоговой базы и будет являться налогом на него.

Кто может получить льготы по начислению налоговой базы

Каждый из нижеперечисленных владельцев участка ИЖС, распоряжающихся им по праву собственности, постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, может получить снижение налоговой базы на сумму 10 000 рублей. Это следующие категории граждан:

  • Герои Советского Союза, Герои РФ, кавалеры ордена Славы;
  • лица, имеющие инвалидность 1 и 2 группы;
  • лица, имеющие инвалидность с детства;
  • ветераны и инвалиды ВОВ, боевых действий;
  • ликвидаторы вредных последствий аварий, произошедших на Чернобыльской АЭС, производственном объединении "Маяк", Семипалатинском полигоне;
  • лица, входившие в состав подразделений особого риска, принимавшего участие в испытании ядерного/термоядерного оружия, и ликвидации последствий его аварий;
  • участники испытаний ядерных установок, ставшие вследствие этого больными или инвалидами (ч.5 ст.391 НК).

Если сумма 10 000 рублей будет превышать размер налоговой базы, последняя примет нулевое значение (ч.7 ст.391 НК).

Коэффициент как условие особого начисления налога

Если налогоплательщик обязан платить налог ежеквартально, то сумма отчислений будет представлять 1/4 процента налоговой ставки кадастровой стоимости участка ИЖС (ч.6 ст.396 НК). Если владелец участка земли приобрел/потерял право собственности на него до того, как истек налоговый период, то налог будет начисляться с учетом специального коэффициента. Чтобы его вычислить, необходимо разделить число полных месяцев, когда участок находился во владении, на количество календарных месяцев налогового периода (ч.7 ст.396 НК).

Для юридических лиц, которые приобрели земли для ИЖС, налог начисляется с учетом коэффициента 2 в течении трехлетнего периода строительства жилого дома, с момента регистрации прав на участок до момента регистрации прав на построенный дом. Если собственник построил объект недвижимости до истечения трех лет, налог за прошедшие года пересчитывается по коэффициенту 1, а переплаченная сумма возвращается налогоплательщику.

Удвоенный налог на участок ИЖС может начисляться для физических лиц, имеющих во владении земли ИЖС, налог будет рассчитываться с коэффициентом 2 до момента регистрации прав на построенный объект, если они не уложатся в 10-летний срок строительства (ч.16 ст.396 НК).

Ответственность за полную или частичную неуплату налога

Юридические лица, согласно ч.3 ст.398 НК, не могут оплатить налог ранее 1 февраля налогового периода. Оплата производится в бюджет по месту расположения участков ИЖС. Физические лица обязаны оплатить его до 1 декабря того же периода, после получения налогового уведомления.

Налоговый кодекс делает разделения между умышленной и неумышленной неуплатой налогов или их неполной оплатой. Сумма штрафов существенно отличается в зависимости от причины. Поэтому налогоплательщику, желающему смягчить приговор, придется делать это через суд.

Если неуплата произошла без наличия умысла, то штраф составит 20 процентов от суммы, которой недосчитался бюджет. В случае, если отсутствие злого умысла доказать не получилось, налогоплательщику придется добавить к недостающей сумме 40 процентов от ее полной величины (ч.1,3 ст.122 НК).


Прежде всего несколько слов о самом земельном налоге. Правила его исчисления и уплаты установлены в Законе РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю» (далее - Закон о плате за землю). Региональные и местные власти вправе в пределах полномочий, предоставленных им данным законом, определять особенности взимания налога на своей территории.

Налог платят собственники земли, землевладельцы и землепользователи. Основанием для налогообложения служит документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком. За налогоплательщиков-граждан налог рассчитывают налоговые инспекции и ежегодно не позднее 1 августа высылают им налоговые уведомления об уплате налога.

В статье 12 Закона о плате за землю приведен перечень льготных категорий налогоплательщиков и земель, которые освобождены от налога или облагаются по меньшим ставкам. Сразу скажем, что предмета нашей статьи - земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, - в этом списке нет. Однако региональные и местные власти могут его дополнить, предоставив отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по той части налога, которая поступает в их распоряжение. Об этом гласят статьи 13 и 14 Закона о плате за землю.

Для земель в границах городской или поселковой черты, занятых жилищным фондом, в Законе о плате за землю (ст. 8) предусмотрена пониженная ставка налога. В этом году она составляет 3% от ставки налога, установленной в данном городе или поселке городского типа, но не менее 51,84 коп. за 1 кв. м. Эта ставка распространяется на землю как под государственным и муниципальным, так и под общественным, кооперативным и индивидуальным жилищным фондом.

Данное положение закона и стало камнем преткновения. А точнее, что же такое жилищный фонд, и относится ли к нему жилищное строительство.

От этого зависит, по какой ставке следует платить за землю, отведенную под индивидуальное жилищное строительство: по обычной или пониженной. Попробуем разобраться.

Недостроенное жилье - это не жилищный фонд

Понятие «жилищный фонд» определено в Жилищном кодексе РСФСР. В статье 4 говорится, что жилищный фонд, в частности, включает в себя жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан. Это так называемый индивидуальный жилищный фонд. Из документа следует, что индивидуальное жилищное строительство не относится к жилищному фонду.

То же самое можно сказать и о другом законодательном акте, в котором расшифровано понятие «жилищный фонд», - о Законе РФ от 24.12.92 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». В нем к жилищному фонду отнесены, в частности, жилые дома и другие помещения, пригодные для проживания. Об индивидуальном жилищном строительстве снова ни слова.

Чтобы окончательно убедиться, что недостроенные дома к жилищному фонду не относятся, обратимся к подзаконному акту - Положению о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации. Оно утверждено постановлением Правительства РФ от 13.10.97 № 1301. Из него следует, что жилищное строительство не считается жилищным фондом, пока не окончится строительство и бюро технической инвентаризации (БТИ) не включит построенный дом в состав этого фонда.

Положение гласит: жилищный фонд подлежит государственному учету. Учет заключается в проведении технической инвентаризации и в регистрации документов об обязанностях правообладателя по содержанию жилых строений и жилых помещений. Подобное требование распространяется на весь жилищный фонд независимо от принадлежности.

При приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд составляется технический паспорт домовладения, строения и жилого помещения. При вводе в эксплуатацию жилых строений и жилых помещений обязательны инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда. Исполнительная учетно-техническая документация на законченный строительством жилой дом, составляемая БТИ, включается в состав документации, которую заказчик (застройщик) предъявляет приемочной комиссии.

Итак, мы выяснили, что к жилищному фонду относятся только оконченные строительством жилые дома. Недостроенные же дома жилищным фондом не считаются. Поэтому земля, отведенная под индивидуальное жилищное строительство, до его окончания и приема дома в эксплуатацию облагается по обычной, а не по пониженной ставке.

Закон суров, но он закон

МНС России является исполнительным органом власти. Оно обеспечивает неукоснительное выполнение федерального законодательства, а также решений органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятых в рамках их компетенции.

Строго следуя закону, министерство разъяснило: федеральное законодательство не предусматривает льготных ставок налога на земли, предоставленные для строительства жилья в период строительства до ввода дома в эксплуатацию. Эта позиция доведена до налоговых инспекций.

В соответствии с налоговым законодательством инспекции в прошлом году направили налогоплательщикам налоговые уведомления, указав в них суммы земельного налога за год, которые нужно было уплатить до 15 сентября и 15 ноября 2002 года. Эти суммы в каждом конкретном случае были рассчитаны с учетом регионального законодательства о земельном налоге.

В случаях когда налог по земельным участкам, отведенным под индивидуальное жилищное строительство, за прошлые годы был уплачен по пониженной ставке, налоговые инспекции доначислили его. Основание - статья 17 Закона о плате за землю.

Кстати

Опыт Московской области

В прошлом году в Московской области сложилась непростая ситуация, связанная с доначислением земельного налога по землям, предоставленным под индивидуальное жилищное строительство. Ее разрешению активно содействовали налоговые органы. По их инициативе проводились совещания у заместителя председателя областного правительства. В них участвовали все заинтересованные ведомства и главы муниципальных образований.

Представители Управления МНС России по Московской области вошли в специальную рабочую группу в Комитете по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики Московской областной Думы. В задачу группы входила разработка проектов областных законов по предоставлению налоговых льгот по земельным участкам, полученным гражданами для индивидуального жилищного строительства.

В результате проведенной работы был принят Закон Московской области от 31.12.2002 № 165/2002-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области"». На основании данного закона граждане получили право на льготу по уплате налога на земли, полученные ими для индивидуального жилищного строительства. Льгота заключается в уменьшении исчисленной за 1999-2002 годы суммы земельного налога на земли городов и поселков, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, в части средств, зачисляемых в областной бюджет. Также предусмотрена льгота на 2003 год. Она освобождает граждан от уплаты 90% земельного налога, исчисленного на земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в части площади этих участков, не превышающей 1500 кв. м.

Советы депутатов и администрации 25 городов и районов Подмосковья также приняли на своем уровне нормативные акты о льготировании данной категории налогоплательщиков в части налога, поступающего в местные бюджеты.

В настоящее время налоговые органы Московской области проводят большую разъяснительную работу в местных СМИ по вопросу исчисления налога на земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства.

Опыт подмосковной налоговой службы нужно учесть налоговым органам других регионов. Им следует обратиться в законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении льгот по земельному налогу гражданам, ведущим индивидуальное жилищное строительство на территории данного региона.

В соответствии с ней допускается пересмотр неправильно произведенного налогообложения, но не более чем за три предшествующих года.

В среднем по России в расчете на 10 соток суммы земельного налога в 2001-2002 годах не превысили 1500-3000 руб. Однако в регионах, в которых ошибочно применялась пониженная ставка налога, в результате перерасчета за три года налогоплательщики получили уведомления на значительные суммы. Характерный пример - Московская область.

Статьями 2 и 9 Закона Московской области от 16.06.95 № 18/95-ОЗ «О плате за землю в Московской области» предусмотрены повышающие коэффициенты, увеличивающие размер налога в 10 раз по сравнению со ставками, установленными федеральным законодательством. Устанавливать такие коэффициенты регионы вправе на основании Закона о плате за землю. В частности, можно вводить коэффициенты, увеличивающие средние ставки земельного налога в курортных зонах и зонах отдыха, а также коэффициенты, учитывающие статус города и развитие социально-культурного потенциала.

Кроме того, в ряде муниципальных образований Подмосковья решениями местных органов власти прямо предусмотрено взимание налога с земельных участков, предоставленных под индивидуальное жилищное строительство, по полным налоговым ставкам. Примером служат Шатурский и Луховицкий районы.

Как следствие, многие жители Подмосковья, владельцы недостроенного жилья, получили уведомления на весьма значительные суммы. Если быть точным, то на территории Московской области в 2002 году было зарегистрировано 1 163 636 физических лиц - плательщиков земельного налога. С 1991 по 2001 год для индивидуального жилищного строительства в городской или поселковой черте выделено 80 883 земельных участка. Из них 58 261 жилой дом введен в эксплуатацию. На 25 351 земельном участке строительство не завершено. Причем на долю пенсионеров, работников бюджетной сферы и малоимущих многодетных семей приходится 12% от этого числа. Средняя сумма начисленного земельного налога при норме выделения земельного участка 1200 кв. м в среднем по области составила в 2002 году 8395 руб., за предыдущие три года - 5294 руб.

Стоит ли говорить, что многие просто не в состоянии единовременно выплатить такие суммы. Сложившаяся ситуация стала предметом громкого обсуждения в прессе. Причем некоторые СМИ несправедливо обвинили в ее возникновении налоговую службу, в то время как последняя всего-навсего строго выполняла требования закона. Впрочем, сейчас важнее другое - как будет решаться возникшая проблема.

Что делать?

МНС России видит два пути выхода из сложившейся ситуации.

Первый - задействовать механизм отсрочек и рассрочек по уплате налога. Граждане, для которых исчисленная сумма земельного налога превысит их финансовые возможности, вправе обратиться за отсрочкой или рассрочкой в финансовые органы субъекта РФ и муниципального образования. Такое право предоставлено налогоплательщикам статьей 64 НК РФ.

Второй путь - внести поправки в региональное и местное законодательство о земельном налоге. Как было сказано, региональные и местные власти могут предоставить отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в той его части, которая поступает в соответствующие бюджеты. Право на льготу имеют налогоплательщики, получившие земельные участки под индивидуальное жилищное строительство. Причем данная льгота, как улучшающая положение налогоплательщиков, будет иметь обратную силу, если это прямо предусмотреть в соответствующем нормативном акте (п. 4 ст. 5 НК РФ). Тем самым налоговые органы получат законное основание пересчитать сумму земельного налога в сторону уменьшения за прошлые годы.

С 2003 года в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ земельный налог на земли городов и поселков поступает только в региональные и местные бюджеты. Поэтому законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут полностью освободить от его уплаты отдельные категории граждан - тех, которым их финансовое положение не позволяет уплачивать налог на общих основаниях.

В настоящее время уже есть регионы, в которых проблема успешно разрешена. Скажем, та же Московская область. Здесь в решении вопроса активно участвовали работники налоговых органов (см. «Опыт Московской области»). Их примеру не помешало бы последовать и налоговым органам других регионов, в которых данный вопрос продолжает оставаться открытым.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе