Все о бизнесе

I . Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

2. Примерная программа по учебному предмету. Обществознание.5-9 классы: -2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

4. Учебный план школы.

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социали-зация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социо-культурных моделях, механизмах социальной регуляции, спосо-бах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам граж-данской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятель-ности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Рос-сийской Федерации; опыт самостоятельного решения много-образных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это поз-воляет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.

Изучение обществознания играет существенную роль в фор-мировании социальной компетентности молодёжи, включаю-щей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них — способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение применять полученные знания для реше-ния не только учебных задач, но и реальных проблем собст-венного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:
. воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
. развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
. формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
. овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
. формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.

2. Общая характеристика учебного предмета «Обществознание».

«Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каж-дого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируют-ся на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, поли-тология, культурология, правоведение, этика, социальная пси-хология), а также на знании философии. Такая комплексная на-учная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, кото-рый сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание уча-щихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропе-девтическую обществоведческую подготовку учащихся в началь-ных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательны-ми возможностями учащихся младшего и среднего подростково-го возраста. Наиболее сложные аспекты общественного разви-тия рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Раздел 3. Описание места учебного предмета «Обществознание» в учебном плане.

Часы для учебного предмета «Обществознание» в учебном плане МАОУ Упоровская СОШ (инвариантная часть) распределены следующим образом

Класс

Кол-во часов в неделю

Всего в год

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Обществознание».

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
. мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
. заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
. ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
. умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
. умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий
и возможных перспектив;
. способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
. овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
. умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
. относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
. знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
. знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
. умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
. понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
. знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
. приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
. знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
. понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
. понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
. понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
. знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
. знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
. понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
. понимание значения коммуникации в межличностном общении;
. умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
. знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

5. Содержание учебного предмета «Обществознание».

ПОЛИТИКА (9ч.).

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Развитие демократии в современном мире.

Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества

и правового государства в Российской Федерации. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Референдум. Выборы в Российской Федерации. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

ПРАВО (20ч.).

Право и его роль в жизни общества и государства.

Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления).

Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие, виды и принципы юридической ответственности. Правомерное поведение.

Понятие прав, свобод и обязанностей.

Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы

конституционного строя Российской Федерации. Народовластие.

Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной

власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд Российской Федерации. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина в России, их

гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе.

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания

привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.

Пределы допустимой самообороны.

Учебно-тематический план

раздела

Кол-во часов

Политика.

Право.

Повторение.

Резерв

Раздел 6. Тематическое планирование.

урока п/п

урока в теме/ разделе

Тема урока

Цели/результат

Виды деятельности учащихся

Демонстрации,

Использование элементов ИКТ

Подготовка к ОГЭ

Д/з

Дата

План.

Факт.

Политика (9 ч.).

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1. Ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий

2. Составляют план и последовательность действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей, оценивают правильность выполненных действий

3. Ставят учебную задачу, составляя план и алгоритм действий

4. Удерживают цель деятельности до получения ее результата, адекватно воспринимают конструктивную критику и оценку учителей и товарищей

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Принимают и сохраняют учебную задачу, сопоставляют характеристики объектов по одному (нескольким) признакам, выявляют сходства и различия объектов.

2. Ставят и формулируют проблему урока

3. Сравнивают различные объекты, выделяют из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства

4. Выделяют общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах

5. Выбирают решение из нескольких предложенных, лаконично обосновывая свой выбор

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

1. Планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями

2. Сотрудничают с товарищами, задают вопросы с целью добывания необходимой информации

3. Учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

4. Договариваются о распределении функции и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

5. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке

Политика и власть.

Определять, что такое политика, какую роль играет политика в жизни общества, называть главные особенности политической власти.

Работа с документами.

Государство.

Определять признаки и формы государства, называть различные точки зрения причин появления государства, сравнивать конституционную и абсолютную монархию.

Заполнение схемы «Государство».

Учебный фильм «Понятие власти. Государство, его функции».

Политические режимы.

Определять, что означает понятие «политический режим», основные виды политических режимов, сравнивать тоталитарный и авторитарный режимы, характеризовать развитие демократии в современном обществе.

Заполнение таблицы «Политические режимы».

Правовое государство.

Определять принципы правового государства, характеризовать ветви власти, объяснять смысл понятия «право выше власти» , осуществлять поиск социальной информации.

Презентация.

Гражданское общество и государство.

Определять основные признаки гражданского общества, объяснять различия между государственным управлением и местным самоуправлением.

Составить таблицу «Признаки гражданского общества».

Участие граждан в политической жизни.

Определять условия, при которых человек может сознательно участвовать в политической жизни, оценивать значение принципов конституционного строя.

Работа со статистикой.

Политические партии и движения.

Определять, что такое политические партии и общественные движения, объяснять, почему в обществе возникают общественно-политические движения.

Работа со статистикой и текстом.

Презентация.

Гражданин - человек имеющий права.

Обобщение.

Политика в жизни человека.

Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Контрольная работа.

Право (22 ч.).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

5. Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

2. Ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно определяют алгоритм действий при решении учебной задачи

5. Моделируют различные отношения между субъектами исторического процесса

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

4. Допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Право, его роль в жизни общества и государства.

Определять основные назначение права в обществе, объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право», давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права.

Работа с заданиями по теме.

Презентация.

Правоотношения и субъекты права.

Определять, что такое правоотношения, чем правоотношение отличается от других социальных отношений.

Заполнение таблицы по теме.

Правонарушение.

Определять признаки и виды правонарушений, виды юридической ответственности, определять виды юридической ответственности.

Работа со схемой «Правонарушение».

Юридическая ответственность

Работа с текстом.

Презентация.

Правоохранительные органы.

Определять, какие органы называются правоохранительными, что такое принцип правосудия.

Работа с таблицей «Функции правоохранительных органов».

Право

Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Контрольная работа.

Конституция Российской Федерации.

Определять, почему конституция является законом высшей юридической силы, что является принципом правового государства, называть отличия между статусом человека и гражданина.

Работа над статьями Конституции РФ (по заданиям).

Основы конституционного строя РФ.

Работа с главами Конституции РФ.

Права и свободы человека и гражданина.

Определять особенности юридических норм, характеризовать значимость права.

Работа с заданиями по теме.

Учебный фильм «Права граждан».

Свободы в жизни человека.

Работа с заданием 26-31(текст).

Гражданские правоотношения.

Определять суть гражданского права и особенности гражданских правоотношений, объяснять, в чем проявляется гражданская дееспособность несовершеннолетних, характеризовать виды гражданско-правовых договоров.

Работа с документами.

Презентация.

Право на труд. Трудовые правоотношения.

Определять, какие права и обязанности включаются в трудовой договор, в чем заключается значение дисциплины труда.

Работа с трудовым кодексом.

Составить словарик темы.

Семейные правоотношения.

Определять, каковы условия вступления в брак и препятствия к его заключению, что такое брачный договор, что понимается под родительскими правами, какими правами и обязанностями обладает ребенок, в чем сущность, цели и принципы семейного права, в чем суть личных и имущественных отношений супругов.

Работа с заданием 26-31(текст).

Административные правоотношения.

Определять, какую сферу общественных отношений регулирует административное право, в чем состоят важнейшие черты административных отношений.

Работа с заданиями по теме.

Презентация.

Право

Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Контрольная работа

Уголовно-правовые отношения.

Определять особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений, познакомятся с признаками, характеризующими преступление.

Работа с терминами по теме.

Преступление.

Работа с заданием 26-31(текст).

Социальные права.

Определять роль государства в обеспечении экономических и социальных условий жизни, что означает понятие «социальное государство», каковы основные направления социальной политики нашего государства, что предусматривает право на охрану здоровья,.

Работа с документами.

Презентация.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Определять, что называют международным гуманитарным правом, кем и когда были приняты нормы МГП, называть особенности и значение международного гуманитарного права.

Работа с заданием 26-31(текст).

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Определять, правомерно ли существование в России платных учебных заведений в наши дни, что дает образованность человеку для выполнения им его гражданских обязанностей.

Работа с документом.

Правое государство и его граждане.

Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Обобщение.

Презентация.

Право в жизни человека.

Определять основные положения главы, раздела, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Контрольная работа.

Повторение (2 ч.).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1. Ставят учебные задачи на основании изученного материала и того, что еще предстоит изучить

2. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль

3. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

4. Учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения поставленной задачи, составляют план и алгоритм действий

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель

2. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера

3. Классифицируют объекты (объединяют в группы по существенному признаку), приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

4. Устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, выполняют учебные задачи, не имеющие однозначного решения.

5. Высказывают предложения, обсуждают проблемные вопросы.

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

1. Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, выстраивают понятные для партнера суждения

2. Аргументируют свою позицию и соотносят ее с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

3. Адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Правовое государство и его граждане.

Работа с заданиями.

Политика и право.

Определять основные понятия за курс 9 класса, находить и анализировать информацию, высказывать собственные суждения, объяснять значение понятий.

Работа с заданиями.

Итоговая контрольная работа.

Определять основные понятия, решать проблемные задания, выполнять тестовые задания.

Работа с тестовыми заданиями.

Итоговый урок.

Обобщение материала.

Резерв.

Резерв.

Раздел 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Название

Аннотация

1. Обществознание. 9 класс:учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе/ (Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.); под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2014.- 208 с.

Данный учебник завершает курс обществознания для основной школы, созданный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и рабочими программами к предметной линии учебников «Обществознание. 5-9 классы» под редакцией Л.Н. Боголюбова и др. С учетом возрастных особенностей учащихся в учебнике рассматриваются вопросы политики и права. Содержание книги направлено на гражданское воспитание, развитие познавательных интересов школьников, формирование у них универсальных учебных действий. Электоронное приложение на CD содержит дополнительные материалы к каждому параграфу учебника.

2. Обществознание. 9 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Боголюбова Л.Н. - Митькин А.С. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2015. — 112 с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Рабочая тетрадь соответствует содержанию и структуре учебника по обществознанию для 9 класса под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. В нее включено большое количество разнообразных по форме и уровню сложности заданий, с помощью которых учащиеся повторяют и углубляют полученные на уроках знания, закрепляют и совершенствуют необходимые умения и навыки, а учитель на практике реализует новые стандарты. В рабочей тетради много заданий, составленных по типу заданий Основного государственного экзамена. Рабочая тетрадь предназначена учащимся 9 классов, учителям и методистам.

3. Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки. Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др. М.: 2014. — 176 с.

Пособие входит в учебно-методический комплект по курсу "Обществознание" для 9 класса, созданный авторским коллективом под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова. Рекомендации подготовлены к новому учебнику "Обществознание" для 9 класса, соответствующему требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В пособие включены различные варианты организации уроков с использованием в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, методов проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание авторы уделили реализации системно-деятельностного подхода в обучении и развитию у учащихся универсальных учебных действий. В книге педагог найдёт советы по организации индивидуальной и групповой учебной деятельности. Пособие предназначено для учителей общеобразовательных организаций.

4. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 20 1 0. — 1 57 с.

В книге представлены различные виды и варианты проверочных заданий по всему курсу основной школы (6-9 классы), формулировка которых соответствует программе курса и содержанию учебников, подготовленных авторским коллективом под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова. Пособие включает в себя контрольно-измерительные материалы по обществознанию для основной школы и помогает подготовиться к сдаче ЕГЭ в старших классах.

5. Обществознание. 9 класс. 60 диагностических вариантов. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: 2012. — 128 с.

Пособие содержит материалы для проведения оперативной диагностики уровня освоения учебного материала в виде самостоятельных проверочных работ по основным блокам всех тем курса обществознания 9 класса. Каждая работа представлена в 4 вариантах и рассчитана на 15 минут. Форма заданий в предложенных вариантах соответствует форме заданий экзаменационной работы Государственной итоговой аттестации (ГИА).

Таким образом, пособие позволяет сочетать постоянную текущую проверку освоения учащимися учебного материала с их систематической подготовкой к экзамену в новой форме. Оно будет полезно также и при самоподготовке школьников.

6. Обществознание. 9 класс. Тематические контрольные работы. Тетрадь для выполнения заданий. Альхова Т.А. и др. 2-е изд., перераб. и доп. - Р. на Д.: 2013. — 80 с.

Предлагаемое пособие представляет собой сборник тематических контрольных работ по обществознанию для проверки образовательных достижений обучающихся, которые составлены с учётом требований нового ФГОС основного общего образования. Пособие оформлено в виде тетради и может использоваться не только для контроля, но и для тренировки и закрепления пройденного материала на уроках и дома. Кроме того, издание предназначено для заблаговременной подготовки к ГИА-9 по темам «Социальная сфера», «Политика», «Право». В настоящее издание включены по 2 варианта входных диагностических и итоговых контрольных работ, что позволяет сделать завершённым процесс тренировки и контроля учебных достижений по представленным в книге текстам. Пособие адресовано прежде всего обучающимся для организованной работы под руководством учителя, а также самим педагогам и методистам.

Технические средства обучения.

Ноутбук.

Материально-техническое обеспечение.

Комплект школьной мебели (15 парт, 30 стульев.)

Раздел 8. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Обществознание».

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

Способы взаимодействия человека с другими людьми;

уметь

Описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально - деятельное существо; основные социальные роли;

Сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

Приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;

деятельности людей в различных сферах;

Оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,

Решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

Нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

Реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Первичного анализа и использования социальной информации;

Сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 год, примерной про-граммы среднего общего образования по обществознанию и авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. «Обществознание 10-11 классы, ба-зовый уровень» в сб.«Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан-дарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных ха-рактеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточ-ной аттестации учащихся.
Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Данная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последова-тельности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой ини-циативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускни-ков, тематическое планирование предметов, УМК.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокуп-ность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим лю-дям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмот-ренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание ко-торых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценно-стям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об об-ществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для вза-имодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные дан-ные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необ-ходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;


- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлече-ние необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной инфор-мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотро-вое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процес-сов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обра-ботки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискус-сия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Фе-дерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Так как учебный план школы предусматривает 34 рабочих недели, то количество часов составляет 136 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, один из которых планируется для различного вида самостоятельной работы учащихся. В рабочей программе уменьшено количе-ство часов, отводимых на резервное время.
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позво-ляющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Набор выполняе-мых учащимися работ включает в себя:
-работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета)
- критическое осмысление социальной актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные си-туации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.)
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, право-мерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Изменения, внесённые в рабочую программу:
В авторской программе Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева отведено на изучение курса «Обществознание» в 10-11 классах 140 часов, в связи с тем, что учебный план МКОУ Хрещатовская СОШ рассчитан на 34 учебных недели, на изучение курса отводится 136 часов.
В 10 классе часы резерва распределены следующим образом:
Добавлен 1 час на изучение раздела «Экономическая сфера», добавлены 2 часа на итого-вое повторение.
В 11 классе – из часов резерва добавлены 3 часа на изучение раздела «Экономика», 1 час на изучение раздела 2. «проблемы социально-политического развития общества», 1 час добав-лен на заключительный урок для итогового повторения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
10 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 ч)
ТЕМА 1 . ОБЩЕСТВО ( 4ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культу-ра. Науки об об¬ществе.
Структура общества. Общество как сложная динамич¬ная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социаль¬ные институты.

ТЕМА 2. Человек (12 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологичес¬кой, социокультурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь чело¬века. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Дея¬тельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и ра¬циональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, фак¬торы, влияющие на ее формирование. Са-мосознание и са¬мореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 ч)
ТЕМА 3. Духовная культура (8 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, мас¬совая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образо-вание и самооб¬разование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенден¬ции духовной жизни современной России.

ТЕМА 4. Экономическая сфера (5 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как ос-нова жизнеобес¬печения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо-мики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, эко¬номическое поведение. Свобода эконо-мической деятель¬ности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

ТЕМА 5. Социальная сфера (14 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратифи-кация. Соци¬альные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный кон-фликт. Социальные ас¬пекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Мно¬гообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и само¬контроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межна-циональные конфликты. Национальная политика. Культура межнацио¬нальных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отно-шения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как со¬циальная группа. Развитие социальных ролей в юношес¬ком возрасте. Молодежная субкультура.

ТЕМА 6. Политическая сфера (11 ч.)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политичес¬кой системы. Государство в политиче-ской системе. Полити¬ческие режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основ¬ные черты гражданского общества. Пра-вовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Из¬бирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Поли-тическая культура.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВО (10 ч)
ТЕМА7. Право как особая система норм (10 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридичес¬кой ответственности. Система судебной защиты прав че¬ловека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы го¬сударственного, административного, гражданского, трудо¬вого, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Заключительные уроки-(2ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс, со-временный мир и его противоречия
Итоговое повторение – 2ч.
11 класс (68 часов)
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА (31 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает эконо¬мическая наука. Экономическая деятель-ность. Измерите¬ли экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономичес¬кого роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монопо¬лия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложе¬ния. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие цен¬ные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и фак¬торные доходы. Постоянные и перемен-ные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предприниматель-ской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Ос-новы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государ-ственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конку¬ренции и антимоно-польное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основ¬ные операции коммерческих банков. Фи-нансовые инсти¬туты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в об¬ласти международной торговли. Глобаль-ные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. За¬щита прав потребителя. Экономика про-изводителя. Рацио¬нальное экономическое поведение потребителя и произво¬дителя.

РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (16 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и от-ветственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опас¬ность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализа¬ция индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Мно¬гообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опас-ность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лиде¬ры и ведомые.

РАЗДЕЛ III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (18 ч)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Заключительные уроки (2 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты гло¬бальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза со¬временной цивилизации.
Итоговое повторение-1ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваива-ется и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельно-сти, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на приме-рах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подле-жат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренче-скими установками выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов обще-ства);

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптиро-ванных оригинальных текстов(правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, органи-зации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по-вседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в мас-совой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования со-бранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе