Все о бизнесе

Кровавые стройки ХХ века

C троительство грандиозных сооружений всегда связано с огромными материальными затратами и человеческими потерями. Но многие великие стройки Советского Союза были кровавыми в полном смысле этого слова. И если о строительстве Беломорканала известно почти каждому, то слово «Алгемба» может многое сказать только историкам. А Байкало-Амурская магистраль (БАМ), и поныне во многих учебниках называемая «комсомольской стройкой», сооружалась отнюдь не только комсомольцами.

Алгемба: Погибло около 35 000 человек!

Самым жестоким правителем Советского Союза традиционно считается Сталин, нарушивший заветы Ильича. Именно ему приписывают создание сети лагерей (ГУЛАГ), именно он был инициатором строительства Беломорканала силами заключенных. О том, что одна из первых строек происходила под непосредственным руководством Ленина, как-то забывают. И неудивительно: все материалы, имевшие отношение к Алгембе - первой попытке молодой Советской власти обзавестись собственным нефтепроводом, — долгое время были засекречены.

В декабре 1919 года армия Фрунзе с боем захватила Эмбенские нефтепромыслы в Северном Казахстане. К тому моменту там скопилось более 14 млн. пудов нефти. Эта нефть могла бы стать спасением для советской республики. 24 декабря 1919 года Совет Рабоче-крестьянской обороны принял решение о начале строительства железной дороги, по которой можно было бы вывозить нефть из Казахстана в центр, и приказал: «Признать постройку ширококолейной линии Александров Гай-Эмба оперативной задачею». Город Александров Гай, находившийся в 300 км от Саратова, был последним железнодорожным пунктом. Расстояние от него до нефтяных промыслов составляло около 500 верст. Большая часть пути пролегала по безводным солончаковым степям. Магистраль решили строить одновременно с двух концов и встретиться на реке Урал у села Гребенщиково.

Первой на строительство железной дороги была брошена армия Фрунзе (несмотря на его протесты). Не было ни транспорта, ни топлива, ни достаточного количества пищи. В условиях безводной степи негде было даже разместить солдат. Начались повальные болезни, переросшие в эпидемию. К строительству в принудительном порядке подключили местное население: около сорока пяти тысяч жителей Саратова и Самары. Люди практически вручную создавали насыпь, по которой должны были позже проложить рельсы.

В марте 1920 года задача еще больше усложнилась: было принято решение параллельно с железной дорогой тянуть трубопровод. Именно тогда впервые прозвучало слово «Алгемба» (из первых букв Александров Гай и названия месторождения -Эмба). Труб, как и всего остального, не было. Единственный завод, который когда-то занимался их выпуском, давно стоял. По складам собрали остатки, их хватало в лучшем случае на 15 верст (а необходимо было проложить 500!). Ленин принялся искать альтернативное решение. Сначала было предложено выпускать деревянные трубы. Специалисты только развели руками: во-первых, в них невозможно поддерживать необходимое давление, во-вторых, в Казахстане нет собственных лесов, древесину брать негде. Тогда было решено разбирать участки действующих трубопроводов. Трубы сильно различались по длине и диаметру, но это не смущало большевиков. Смущало другое: собранных «запчастей» все равно не хватало даже на половину трубопровода! Однако работы продолжались.

К концу 1920 года стройка начала задыхаться. Тиф уносил по нескольку сот человек в день. Вдоль трассы выставили охрану, потому что местные жители стали растаскивать шпалы. Рабочие вообще отказывались выходить на работу. Продовольственные пайки были крайне низкими (особенно на казахстанском участке). Ленин потребовал разобраться в причинах саботажа. Но никакого вредительства не было и в помине. Голод, холод и болезни собирали страшную дань среди строителей. В 1921 году на стройку пришла холера. Несмотря на мужество врачей, добровольно прибывших на Алгембу, смертность была ужасающей. Но самое страшное было другое: через четыре месяца после начала строительства Алгембы, уже в апреле 1920-го, освободили Баку и Грозный. Эмбенская нефть была уже не нужна. Тысячи жизней, принесенные в жертву стройке, оказались напрасными.

Можно было уже тогда прекратить бессмысленную деятельность по прокладыванию Алгембы. Но Ленин упорно настаивал на продолжении строительства, обходившегося государству баснословно дорого. За 1920 год правительство выделило на это строительство миллиард рублей наличными. Полного отчета никто и никогда не получил, но существует предположение, что средства осели на заграничных счетах. Ни железную дорогу, ни трубопровод не построили: 6 октября 1921 года директивой Ленина строительство было прекращено. Полтора года Алгембы стоили тридцати пяти тысяч человеческих жизней.

Беломорканал: по 700 смертей в день!

Инициатором строительства Беломорканала был Иосиф Сталин. Стране были нужны трудовые победы, глобальные свершения. И желательно — без лишних затрат, поскольку Советский Союз переживал экономический кризис. Беломорканал должен был соединить Белое море с Балтийским и открыть проход для кораблей, которым раньше приходилось огибать весь Скандинавский полуостров. Идея создания искусственного прохода между морями была известна еще во времена Петра Великого (а системой волоков по всей протяженности будущего Беломорканала русичи пользовались издавна). Но способ реализации проекта (а начальником строительства канала был назначен Нафталий Френкель) оказался настолько жестоким, что заставил историков и публицистов искать параллели в рабовладельческих государствах.

Общая протяженность канала составляет 227 километров. На этой водной артерии находится 19 шлюзов (13 из которых - двухкамерные), 15 плотин, 49 дамб, 12 водоспусков. Масштаб строительства поражает воображение, особенно если учесть, что все это было построено в невероятно короткий срок: 20 месяцев и 10 дней. Для сравнения: 80-километровый Панамский канал строился 28 лет, а 160-километровый Суэцкий — десять.

Беломорканал от начала и до конца строился силами заключенных. Осужденные проектировщики создавали чертежи, находили неординарные технические решения (продиктованные отсутствием машин и материалов). Те, у кого не было пригодного для проектирования образования, день и ночь проводили на рытье канала, по пояс в жидкой грязи, подгоняемые не только надсмотрщиками, но и членами своей бригады: тем, кто не выполнял норму, уменьшали и без того скудный рацион. Таким была одна дорога: в бетон (умерших на Беломорканале не хоронили, а просто засыпали как попало в ямы, которые затем заливались бетоном и служили дном канала).

Основными орудиями труда на строительстве были тачка, кувалда, лопата, топор и деревянный журавль для перемещения валунов. Заключенные, не выдержав невыносимых условий содержания и непосильной работы, умирали сотнями. Временами смертность достигала 700 человек в день. А в это время газеты печатали передовицы, посвященные «перековке трудом» матерых рецидивистов и политических преступников. Безусловно, не обошлось без приписок и очковтирательства. Русло канала сделали мельче, чем было рассчитано в проекте, а начало стройки задним числом перенесли на 1932 год (на самом деле работы начались на год раньше).

В строительстве канала принимало участие около 280 тысяч заключенных, из которых около 100 тысяч умерло. Оставшимся в живых (каждому шестому) сократили сроки отсидки, а некоторым даже вручили «Орден Балтийско-Беломорского канала». Начальство ОГПУ в полном составе было награждено орденами. Сталин, посетивший открывшийся канал в конце июля 1933 года, остался доволен. Система показала свою эффективность. Загвоздка была только в одном: сокращение сроков зарабатывали самые физически крепкие и работоспособные зэки.

В 1938 году Сталин на заседании Президиума Верховного Совета СССР поднял вопрос: «Правильно ли вы предложили список на освобождение этих заключенных? Они уходят с работы… Мы плохо делаем, что нарушаем работу лагерей. Освобождение этих людей, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо… Будут освобождаться лучшие люди, а оставаться худшие. Нельзя ли дело повернуть по-другому, чтобы люди эти остались на работе — награды давать, ордена, может быть?..» Но, к счастью для заключенных, такое решение не было принято: уж слишком странно выглядел бы зэк с правительственной наградой на робе…

БАМ: 1 метр - 1 человеческая жизнь!

В 1948 году, с началом возведения последующих «великих строек коммунизма» (Волго-Донского канала, Волго-Балтийского водного пути, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС и других объектов), власти воспользовались уже проверенным способом: построили крупные исправительно-трудовые лагеря, обслуживавшие стройки. А найти тех, кто заполнит вакансии рабов, было просто. Только по указу Президиума Верховного Совета от 4 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» в зону попали сотни тысяч людей. Труд зэков использовался в самых трудоемких и «вредных» производствах.

В 1951 году министр внутренних дел СССР С.Н. Круглов докладывал на совещании: «Я должен сказать, что по ряду отраслей народного хозяйства МВД занимает монопольное положение, например золотодобывающая промышленность — она вся у нас сосредоточена; производство алмазов, серебра, платины — все это целиком сосредоточено в МВД; добыча асбеста и апатитов — целиком в МВД. На 100% мы участвуем в производстве олова, 80% удельного веса занимает МВД по цветным металлам…» Министр не упомянул только об одном: 100% радия в стране также производили заключенные.

Величайшая в мире комсомольская стройка — БАМ, о которой слагались песни, снимались кинофильмы, писались восторженные статьи — началась вовсе не с призыва к молодежи. На строительство железной дороги, которая должна была соединить Тайшет на Транссибе с Комсомольском-на-Амуре, были в 1934 году направлены заключенные, построившие Беломорканал. Согласно «Справочнику по ГУЛАГу» Жака Росси (а это — наиболее объективная на данный момент книга о системе лагерей) на БАМе в 1950-е годы работало около 50 тысяч заключенных.

Специально для нужд стройки создали новый лагерь для заключенных — БАМлаг, зона которого простиралась от Читы до Хабаровска. Суточный рацион был традиционно скудным: булка хлеба и похлебка из мороженой рыбы. Бараков на всех не хватало. Люди погибали от холода и цинги (чтобы хоть ненадолго оттянуть приближение этой страшной болезни, жевали сосновую хвою). За несколько лет было построено более 2,5 тысяч километров железной дороги. Историки подсчитали: каждый метр БАМа оплачен одной человеческой жизнью.

Официальная история строительства Байкало-Амурской магистрали началась в 1974 году, в брежневские времена. На БАМ потянулись эшелоны с молодежью. Заключенные продолжали работать, но их участие в «стройке века» замалчивалось. И через десять лет, в 1984 году, был вбит «золотой костыль», символизирующий окончание еще одной исполинской стройки, которая до сих пор ассоциируется с улыбчивыми молодыми романтиками, не боящимися трудностей.

У названных строек очень много общего: и то, что проекты были трудноосуществимы (в частности, БАМ и Беломорканал задумывались еще в царской России, но за недостатком бюджетных средств легли «под сукно»), и то, что работы осуществлялись при минимальном техническом обеспечении, и то, что вместо рабочих использовались рабы (иначе положение строителей назвать трудно). Но, пожалуй, самая страшная общая черта — то, что все эти дороги (и сухопутные, и водные) представляют собой многокилометровые братские могилы. Когда читаешь сухие статистические выкладки, вспоминается некрасовское: «А по бокам-то все косточки русские. Сколько их, Ванечка, знаешь ли ты?»

Материал взят: “100 знаменитых загадок истории” М.А. Панкова, И.Ю. Романенко и др.

Беломорканал – самый экономически провальный проект в мировой истории, погубивший рекордное количество строителей.

Беломорско-Балтиийский канал соединяющий Белое море с Онежским озером и имеющий выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути построен между 1931 и 1933 годами. Строительство велось силами заключённых ГУЛАГа. Это было первое в СССР полностью лагерное строительство.

Общая протяжённость канала — 227 км. Включает 19 шлюзов. 1 июля 1931 года были поданы на рассмотрение первые эскизные проекты строительства, а месяцем позже начались работы по проектированию на местности. Техников и инженеров, которым предстояло строить канал, собрали по разным тюрьмам, куда их упрятали по делам о «вредительстве».

Кураторами стройки стали будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Н. А. Френкель. В целом, за всё время строительства, каналоармейцы выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, В рекордно короткие сроки были построены более 100 сложных инженерных сооружений, проложено 2,5 тыс.км ж/д путей. Постройка совершалась без современной техники и без поставок от страны, практически вручную. В сооружениях канала применялись главным образом местные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф.

Без тени смущения правительство препоручило строительство ОГПУ, будто чекистский репрессивный аппарат – это некое хозяйственное ведомство. А на недоумение Запада обижалось, мол, чего же тут такого: у нас особая воспитательная концепция – «перековка в созидательном труде». В разные периоды строительства численность заключённых менялась, не превышая 108 тысяч. Каждый подневольный строитель назывался заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек». После окончания строительства канала, в язык ГУЛАГа вошло еще одно словечко – «аммонал». Оно обозначало хлеб, который выдавался зэкам в виде пайки. Вообще-то аммонал – это взрывчатая смесь. Арестантское племя назвало пайку «аммоналом», потому, что хлеб, которым кормили каналоармейцев, по виду и впрямь напоминал аммонал, был отвратительным на вкус и по цвету. Употребление такой пищи приводило к расстройствам желудка и поносу (желудок «взрывался», что сопровождалось соответствующими звуками). Аммонал вошел в знаменитую поговорку, рожденную на великой стройке: «Без туфты и аммонала не построить Беломорканала». А что насчет «туфты»? Зеки расшифровывали это слов так: «Техника Учета Фиктивного Труда» или обман.

А рапортовать было надо. И тогда ответственные за строительство «зарядили туфту»: велели рыть канал значительно мельче, чем было предусмотрено проектом. Средняя глубина канала была около 3,5 метров, и посему до 50-х годов он практически не использовался для судоходства. Впрочем, это не помешало руководству строительства получить награды за доблестный труд. Как говаривали в те далекие советские времена – «Блат и туфта выше ЦК»

Строительство завершилось 20 июня 1933г. В июле этого же года Сталин, Ворошилов и Киров совершили прогулку на катере по новому рукотворному водному пути. По свидетельствам очевидцев, Сталин сказал, что канал получился мелкий и узкий, а также охарактеризовал его как бессмысленный и никому не нужный (глубина канала в то время составляла всего 3,65м). Канал действительно получился узкий – развернуться вообще было невозможно.

17 августа 1933г. канал посетила группа из 120 писателей и художников во главе с Максимом Горьким (также среди них были такие известные писатели, как Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Вс. Иванов, Шкловский, Ильф и Петров, Ясéнский, Катаев, и др.) для освещения строительства канала.

В целом атмосферу, которая господствовала вокруг Беломорканала, передают слова из письма одного из участников художественного путешествия Л. В. Никулина, которое он написал Ягоде: «Высшая человечность и гуманность сделана Вами — первым строителем ББК. Она заключается в прекрасной работе над исправлением человека. Она заключается в беспокойстве и создании лучших условий жизни для трудящегося народа».

Грандиозная по масштабу акция по переманиванию в дремучие карельские леса крестьян с черноземов центральной России, в целом была успешной. Известно, что творилось на российских черноземах в 30-х годах. Страшный неурожай и жуткий голод выкашивали не только целые деревни, но и области. Многие тысячи семей просто вымерли на порогах своих пустых изб. Не меньше крестьян, гонимых голодом и нуждой, мотались по вокзалам, скитались по железнодорожным веткам, гибли на полустанках. Им было всё равно – в Карелию, так в Карелию. Лишь была работа, кусок хлеба да свой угол.

И вот, едет крестьянин на очередную «великую» сталинскую стройку. Ничего строить он не может, ибо сил у него нет. В 1930-31 годах таких этапных мужиков на Беломорско-Балтийском канале прямо ставили на работы, и они погибали десятками тысяч. Потом догадались: прибывающих с этапами крестьян раньше, чем посылать на обычные работы, ставили на более или менее «усиленное» питание. И тогда люди гибли от того, что отощавшие желудки не в состоянии были переваривать нормальную пищу. Потом их стали оставлять на две недели в «карантине», постепенно втягивая и в работу и в голодное лагерное питание.

Норма питания заключенных («пайка») зависела от фактической выработки: чем меньше з/к вырабатывал, тем меньшим была его пайка, а за ударный труд пайку, наоборот, увеличивали. Обычный паёк заключённого-строителя составляли 500 г хлеба и баланда из морских водорослей. А вот официальные нормы пайков:

НОРМА № 1 довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, для невырабатывающих производственные нормы, хозлагобслуги, следственных и инвалидов (на 1 человека в день в граммах):

Хлеб ржаной 600; Чай суррогатный 2; Мука пшеничная 10; Картофель и овощи 500; Крупа разная 100; Томат-пюре 10; Мясо 30; Перец стручковый 0,13; Рыба 128; Лавровый лист 0,2; Соль 20; Сахар 10.

Примечание: Заключенные, вырабатывающие производственные нормы от 60% до 99% включительно, получают дополнительно к означенному пайку хлеба.

НОРМА № 2 довольствия заключенных в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД СССР, занятых на основных производственных работах и выполняющих норму выработки (на 1 человека в день в граммах):

Хлеб ржаной 1200; Сахар 13; Мука пшеничная 60; Чай суррогатный 2; Крупа разная 130; Картофель и овощи 600; Мясо 30; Томат-пюре 10; Рыба 158; Перец стручковый 0,13; Растительное масло 12; Лавровый лист 0,2; Макароны 10; Соль 20.

Примечание: Заключенные, вырабатывающие производственные нормы не на основ¬ных работах (1 и 2 разряд хлебной шкалы), получают хлеба 1000 гр. в сутки, из коих 200 гр. хлеба отпускается за плату через ларек.

Из воспоминаний Ивана Солоневича: «..ежели начальство толковое, то изобретает самые фантастические комбинации для того, чтобы спасти людей от голода. Так в данном случае была сделана попытка работы в карьере прекратить совсем, а землекопов перебросить на лесные работы. Но об этой попытке узнало правление лагерем, и ряд инженеров поплатился добавочными сроками, арестом и даже ссылкой на Соловки. В бригадах из 2000 человек до слабосилки и в самой слабосилке умерло около 1600 человек. Это – беспощадность, обдуманная и осмысленная. Бороться с нею почти невозможно. Это система. В систему входят, конечно и расстрелы, но я не думаю, чтобы по Беломорско-Балтийскому лагерю расстреливали больше двух-трех десятков человек в день.»

После начала эксплуатации канала, в этом районе развилась деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, то есть началось истребление девственных карельских лесов. Также выросли новые города и поселения — Медвежьегорск, Сегежа, Надвоицы.

В 1950-х годах начались работы по постепенной электрификации сооружений и механизмов канала. Значение канала возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути в 1964г. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз.

В 1970-х годах была проведена ещё одна реконструкция канала. В ходе этой реконструкции гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров .

К 1940г. объём перевозок едва достиг 1 млн тонн, что составляло 44% пропускной способности. Пик грузоперевозок по каналу пришёлся на 1985г. Тогда по Беломорско-Балтийскому водному пути было перевезено 7 млн 300 тыс. тонн грузов. Такие объёмы перевозок сохранялись на протяжении последующих пяти лет, после чего интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась. В 2010—2013 годах за навигацию перевозилось по 0,5 млн тонн грузов. Скорость движения судов на искусственных участках канала ограничена 8 км/ч. Средняя длительность навигации на канале составляет 165 суток.

Беломорканал – самая массовая агитка эпохи социализма. Что и говорить: Суэцкий канал на 67 км короче, а строили его 10 лет. С Беломором управились за 20 месяцев! Сдан канал был через 20 месяцев, а строился потом еще 60 лет.

До сих пор остается загадкой, как это все удалось: никаких механизмов, орудия труда – лопата да деревянная тачка. Никакого бетона: щебень, песок, бревна и… сотни тысяч заключенных, из которых более 100 тысяч погибли. В день умирало до 700 человек. 100 000 - 120 000 – это, вероятно, за все время довоенного строительства. Согласно же официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло в 1931 г. 1438 заключённых (2,24% от числа работавших), в 1932 — 2010 человек (2,03%), в 1933 8870 заключённых (10,56%) из-за голода в стране и аврала перед завершением стройки.

Вся трасса канала во множестве помечена крестами. Гробов умершим не полагалось. Указывать в документах место захоронения тоже не полагалось. Лежат они неизвестно где, но повсюду вдоль канала.. Так что погибших на строительстве канала можно было бы положить сплошной линией на протяжении всего канала.

Из книги «Россия в концлагере» Ивана Солоневича сбежавшего со строительства Беломорканала:

Я не верил в то, что Финляндия может меня выдать по требованию советской власти. Я ведь не бандит, не убийца и не вор.

В маленькой чистенькой деревушке меня отвели в баню, где я с громадным наслаждением разгрузился, вымылся и стал ждать очередных событий. В раздевалку бани вошел какой-то благодушный финн, потрепал меня по плечу, весело улыбнулся и пригласил жестом за собой. «В тюрьму переводят. Но почему без вещей?» – мелькнуло у меня в голове.

На веранде уютного домика начальника охраны уже стоял накрытый стол, и мои голодные глаза сразу же заметили, как много вкусного на этом столе. А последние дни я шел уже на половинном пайке, пайке беглеца. Я отвернулся и вздохнул. К моему искреннему удивлению меня провели именно к этому столу и любезно пригласили сесть. Все улыбались мне, пожимали руку, говорили непонятные уму, но также понятные сердцу ласковые слова, и никто не намекнул ни интонацией, ни движением, что я арестант, неизвестный подозрительный беглец, может быть, преступник. Все это хорошее человеческое отношение, все это внимание, тепло и ласка потрясли меня. Какой контраст с тем, к чему я привык там, в СССР.

А вот здесь я – человек вне закона, нарушивший неприкосновенность чужой границы, подозрительный незнакомец с опухшим, исцарапанным лицом, в рваном платье – я вот нахожусь не в тюрьме под охраной штыков, а в доме начальника охраны, среди его семьи.

Потрясенный этими мыслями и растроганный атмосферой внимания и ласки, я почувствовал всем сердцем, что я действительно попал в иной мир, не только географически и политически отличающийся от советского, но и духовно диаметрально противоположный – мир человечности и покоя.





Или как антисоветчик профессор Маслов стал кавалером ордена Красного знамени

Начало всему положило строительство Беломорско-Балтийского канала, протяженностью 227 километров, начатого в сентябре 1931 года.

Местом прокладки канала стали ориентиры бывшей «Государевой дороги», проложенной от побережья Белого моря до Повенца на Онежском озере. Этим путем по суше в 1702 году царь Петр прошел с войском.

При этом войско Петра протащило по бревенчатому настилу (волоку), созданному тогда за год, два морских корабля. Так в ту пору начинали формироваться военноморские силы России. Для начала ратным людям будущей морской державы пришлось протащить эти два корабля по волоку от Белого моря до Онежского озера, а затем рекой Свирью пройти в Ладожское озеро.

А уже из Ладожского озера русские войска с боями брали шведские крепости и выходили к устью Невы, где закладывали будущую столицу России.

А если заглянуть в историю, то желание соединить речные транспортные пути Белого и Балтийского морей существовало уже целое тысячелетие. С тех пор, как Двинске земли Русского Севера именовались Заволочьем, т.е. землями за волоком, по которому перетаскивали лодки и кочи из притоков Белого моря в притоки рек моря Балтийского. Поэтому желание построить водный канал было не вековым, а тысячелетним.




Через два года, в мае 1933 году, по Беломорско-Балтийскому каналу пройдет первый корабль класса «река-море». Заключенные, строившие этот канал, показали невиданные до того времени темпы производительности труда, ибо трудились они в данном случае не за страх, а за совесть. Страх было просто некому нагонять, поскольку охрану заключенных выполняли сами заключенные, формируемые в ВОХР (вооруженную охрану).

Руководило строительством канала ОГПУ, а контингент заключенных ГУЛАГа составлял численность в 100 тысяч человек. Основным средством стимулирования их труда становилось неравное питание. Чем меньше заключенный работал, тем он меньше получал дневное пропитание. И, соответственно, дневной рацион для ударников труда превышал норму.

Те заключенные, которые не выполняли норм выработки или уклонялись от работы, получали штрафной паёк, не компенсировавший затрат организма. В результате подзабытые условия военного коммунизма ворвались в жизнь ГУЛАГа, требуя приведения в соответствие с затраченными в работах килокалориями восполнение их килокалориями рациона питания.

ГУЛАГ и Анти-ГУЛАГ как аналоги борьбы за мировоззрение

Жили заключенные в бараках и других подсобных помещениях, одновременно строя дома для будущего персонала, обеспечивающего эксплуатацию канала в условиях судоходства.

Как правило, таким эксплуатационным персоналом по обслуживанию канала могли стать и бывшие заключенные, каждый шестой из которых, после окончания строительства в мае 1933 года, получал амнистию и переходил к самостоятельной жизни. Почти 60 тысяч заключенных, строивших этот канал, получили значительное понижение сроков. Их уже зазывали предложения на строительство канала имени Москвы, соединяющего реку Москву с Волгой, а также стройки Электростали и Криворожья.

Построить за два неполных года такой канал - было уделом правильно организованных работ, обеспечивших резкий взлет перевыполнения установленных норм выработки на одного человека. Причем, заключенные мужчины и женщины не разделялись по половому признаку, а работали сообща, что не исключало и решение вопроса создания семьи.

Большинство амнистированных, составивших контингент обслуживающего персонала Беломоро-Балтийского канала (ББК), как раз и представляли собой такие семьи, начинавшие свободную жизнь с чистого листа.

Однако такой взлет энтузиазма заключенных с тачками для перевозки грунта был далеко не всем приятен. Книга по Истории строительства канала содержит такое повествование: «Одна из женщин, проходя мимо тачки, плюёт на неё с таким страшным выражением злобы и ненависти, что пораженный конвойный неофициально говорит: "Ну, тетка... Ну, тетка... " И больше ничего сказать не может».

Максим Горький так писал о заключенных Беломорско-Балтийского канала: laquo;Там было порядочное количество деревенских кулаков. Это были наиболее «трудновоспитуемые» люди. В сопротивлении законным требованиям государства они доходили до мрачной жестокости. Один из них, спрятав 450 пудов зерна, допустил умереть от голода двух детей своих и жену, и сам отощал до полусмерти. Но и в этих полулюдях, идолопоклонниках частной собственности, правда коллективного труда пошатнула зоологическое индивидуальное».

Система исправления наказаний в 30-е годы была выражена литературным языком коллектива авторов, представлявших собой элиту советских писателей того времени. Им удалось на месте изучить и вынести на широкое обсуждение саму систему исправления, как высокую мораль отношения к труду. Итоги свих размышлений авторы разместили в книге:

«Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства» Под редакцией М. Горького, Л. Авербаха, С. Фирина».

Комментарии этой книги по истории строительства канала весьма поучительны:

«За текст книги отвечают все авторы. Они помогали друг другу, дополняли друг друга, правили друг друга. Поэтому указание индивидуального авторства было нередко затруднительным. Мы указываем здесь авторов основных частей, вошедших в ту или иную главу, еще раз напоминая, что действительным автором всей книги является полный состав работавших над историей Беломорско-Балтийского канала имени Сталина: Л. Авербах, Б. Агапов, С. Алымов, A. Берзинь, С. Буданцев, С. Булатов, Е. Габрилович, Н. Гарнич, Г. Гаузнер, С. Гехт, К. Горбунов, М. Горький, С. Диков- ский, Н. Дмитриев, К. Зелинский, Зощенко, Вс. Иванов, Вера Инбер, B. Катаев, М. Козаков, Г. Корабельников, Б. Лапин, A. Лебеденко, Д. Мирский, Л. Никулин, B. Перцов, Я. Рыкачев, Л. Славин, А. Тихонов, A. Толстой, К. Финн, З. Хацревин, B. Шкловский, А. Эрлих, Н. Юргин, Бруно Ясенский».

По своей сути книга по истории строительства канала представлена в виде победных фанфар. Это ей послужило плохую службу. И если бы эта книга через некоторое время после своего издания не была изъята из публичного обращения, можно утверждать, что начальник ГУЛАГа Матвей Берман, заправлявший порядками на ББК, не позволил бы доминировать на поздних литературных подмостках Остапу Бендеру, поскольку политически превосходил этого героя на целый порядок.
Почему же книга оказалась запрещенной?

Книгу запретили после того как стало понятно, что в ней, как в системе перевоспитания, не показана роль категории воров, оказавшихся за рамками повествования. Система исправления в основном была сконцентрирована на исправлении кулака. Роли воров авторы коснулись только в одном месте:

«Воровские атаманы, головорезы. Они за гордость считают, соревнуются между собой, кто больше в тюрьмах просидел. Надоест ему сидеть в изоляторе на урезанном пайке, он и записывается в трудколлек- тив. На работу он выходит, а с работы норовит удрать. Люди землю возят, лес рубят, а он в кусты, засядет с друзьями в яму, и режутся в карты. А то «журят», блатные разговоры ведут. Зазевался часовой, они и в лес сыграют и в город.

А если контрик, так и на финляндскую границу. Такие бегуны — враги всему трудколлективу! Ребята работают, надрываются, темпы показывают, высокую выработку дают, а бегуны-отказчики эту выработку снижают. Тут вохровец должен зорко глядеть, и в этом деле большинство заключенных на стороне вохровцев. В иных договорах о соцсоревновании сами заключенные вводят пункт: не бегать. У кого больше беглых — тот проигрывает».

И как потом окажется, борьба за категорию воров, как самой неприме- римой по отношению к Советской власти криминальной прослойки, станет для буржуазной контрреволюции в СССР полем политической борьбы. Уголовная прослойка воров под эгидой советской бюрократии сможет заменить столыпинскую категорию кулаков и потянет за собой весь преступный мир в капиталистические преобразования.

Этот факт авторами книги о строительстве канала не был учтен. А вот на самом верху это обстоятельство, напоминающее пример современных «цветных революций», учли и книгу отложили в сторону, как содержащую крупные политические ошибки.

Тем не менее, эта книга ныне есть в Интернете и при желании всякий читатель может с ней ознакомиться. А ознакомиться с этой книгой необходимо хотя бы по той причине, что её запрещение использовалось антисталинистами для создания образа ГУЛАГа в СССР, как системы близкой к концентрационным лагерям гитлеровцев. Но, не имея примеров из книги о системе содержания заключенных в советских лагерях, антисталинисты давили на мораль, указывая на отсутствие выплат денег и «отсутствие валюты».

Однако в Советском Союзе той поры ещё были политики, способные оценить победные фанфары на фоне далеко непобежденного противника. В результате чего История строительства Беломорско-Балтийского канала была изъята из обращения.

«Зеками» принято называть заключенных сегодня. Первоначально наименование складывалось из сочетания двух букв «з/к», получивших распространение от официального делопроизводства, в котором эти две буквы расшифровывались просто: заключенный каналоармеец. Так стали называть заключенных на строительстве Беломорско-Балтийского канала в 1931-1933 гг. Этим названием политическое руководство стремилось подчеркнуть их отличие от узников тюрем царского времени.

Понятие «каналоармеец» позволяло осужденному на срок тюремного заключения с первого дня начинать движение к своему освобождению, что активно поддерживалось руководством ГУЛАГа.

Но, как покажут этапы строительства канала, профессиональные проститутки были вынуждены меняться, приспосабливаясь к экономическим условиям лагерного режима. Ибо в дело вступал прожиточный паек питания, который предоставляться только по результатам выполнения нормы выработки на человека.

Работавшие рядом мужчины совсем не стремились обменять свой паек питания на сексуальные услуги бывшей проститутки. Оставались только отношения сердечные и труд, как источник развития. Руководители строительства хорошо знали не только экономические основы марксизма.

То, что Матвей Берман хорошо понимал основы семьи и изучил работу Энгельса «О происхождении семьи, частной собственности и государства», не вызывает сомнений. Об этом свидетельствует один пример с Берманом, взятый из книги по Истории строительства ББК:

«Вскоре подоспело решение об освоении кулацких выселений, и Берман поехал искать места для поселенцев. Он побывал в северном Казахстане, в Сибири, на Вишере.

За лето надо было успеть построить целые города. И Берман действительно мог сказать, что их к зиме построили. В одном северном Казахстане было выстроено 7,5 тысячи домов, каждый на четыре семьи. Больницы, столовые, пекарни, школы и физкультурные площадки. В общем, это составляло несколько уездных городов.

Берман встречал эшелон кулаков. Кулаки нехотя вылезали из вагонов. Он собрал их вокруг себя. Бабы на всякий случай сразу заголосили.

— Без шума, — сказал Берман. — Вы можете обрести душевный покой. Поля на местах уже засеяны колхозами. На свою межу вы больше не найдете дороги. Забудьте о прежней жизни и не вредите своему здоровью. Вот вам комендант и живите ладно. Какой у вас будет режим? У вас будет советский режим, — сказал Берман. — Работайте дружно колхозом, и вы еще будете угощать меня пельменями.

Берман послал в Москву проект неуставной артели в кулацких поселениях.

Через некоторое время он стал получать сообщения из поселенческих больниц, что бабы стали беременеть. Все было в порядке».

Говоря языком «зеркала русской революции» Льва Толстого, «весна брала своё». Брала своё и весна на строительстве канала, приводя к беременности женщин, способных к деторождению.

Этот пример «перековки» проституток можно было и не затрагивать, если бы в после сталинский период в советских местах лишения свободы не состоялось возрождение новой категории проституток. Только новые проститутки будут уже разносчиками однополой любви и преимущественно имели мужской пол, именуемый как гомосексуалисты.

Основным бичом строительства канала были приписки. Приписки назывались «туфтой». А название сложилось из аббревиатуры ТФТ - тяжелый физический труд, означающей на деле обман в деле выполнения норм выработки. Суть их изложена к книге так:

«Туфта происходила из-за борьбы за штабное знамя, — говорит инженер Вяземский. — Отделение хотело показать хорошую выработку, чтобы получить знамя. Тем более что оно приносило целый ряд льгот, да и начальство не ругает, а оставляет в покое, если выработка большая.

Поэтому многие приписывали выработку. Например, взорвано 5 тысяч кубометров скалы; по плану предполагается, что скала должна быть вся выброшена, а фактически ее оставляют на месте. Бывали и другие формы: например, вписывали в общую выработку удаление растительного слоя, включали его в кубатуру, чего делать не полагается, так как этот слой идет на отвал.

Таким образом, по сводкам неоднократно получалось, что все работы выполнены на сто с лишним процентов, на самом же деле, когда произвели инструментальный обмер, оказалось, что сооружения далеко не закончены.

Бывает так называемая «обратная туфта», на первый взгляд немного непонятная. Об инженере Кирсанове говорили, что одно время у него было 8 тысяч кубометров «запаса» выброшенной породы, не указанной в сводках. Инженер Кирсанов «скрыл» 8 тысяч кубометров уже произведенных работ ».

Саботаж заключенных специалистов с высшим образованием выражался своеобразно и приводил к обратному результату. Тут весьма показателен пример с профессором В. Н. Масловым, бывшим вредителем, работавшим в своё время над проектом канала и участвующим в изобретении способа постройки деревянных шлюзовых ворот. На строительстве канала он числился инженером Масловым:

«Инженер Маслов работает в отделении затворов. Разумеется, он ни в какой степени не верит в возможность создания гигантского канала где-то на краю света, при полном почти отсутствии механизмов, металла, квалифицированной рабочей силы. Но он — человек подневольный. Он согласен предоставить этим людям свои знания, свой мозг — но ничего более. Ни единой эмоции. Ни единой улыбки. Ни единого лишнего слова.

Совершенно неожиданно для инженера Маслова и помимо его воли это напряженное — моральное ощущение общего строительного плана исторгает из него несколько эмоций. Согретый эмоцией, чуть расторможенный мозг начинает показывать более высокое качество работы. Теперь инженер Маслов сам подбрасывает немного топлива в этот разгоревшийся костер. Затем он теряет счет эмоциям. Ему не до того. Пять, десять, пятнадцать вариантов!

Он никогда за всю свою жизнь не знал такого непрерывного, такого буйного творческого праздника. А какие темпы! Он уже нащупывает правильное решение. Еще два-три варианта, и задача может считаться решенной. Во всяком случае, ему уже сейчас непререкаемо ясно, что проектированные им деревянные ворота и затворы ничуть не уступают железным.

В 1932 году инженер Маслов был освобожден досрочно от отбытия наказания, но остался на работе. Все в той же своей скупой, сдержанной манере он пытался «обшутить» свое досрочное освобождение и свое решение остаться на работе до окончания канала. Когда канал, наконец, был отстроен, инженер Маслов по постановлению ВЦИКа был награжден орденом Красного знамени за свои исключительные заслуги по конструированию деревянных ромбовидных ворот и затворов для шлюзов.

Он был сильно смущен и получение ордена «обшутить» не решился. Это было бы уже слишком неискренно и безвкусно. Пора было кончать эту сложную психологическую игру с самим собой.

В конце концов, она довольно утомительна и отнимает много душевных сил. А силы нужны для работы. Ведь инженер Маслов имел достаточно времени убедиться, что при социализме работать можно. И не только работать — можно создать новую главу в новой науке: социалистической гидротехнике ».

Охрану заключенных составляли стрелки ВОХР. В их задачу входила борьба с побегами, поэтому они отвечали только за численность вверенных им отрядов заключенных. Количество вохровцев складывалась из соотношения три или пять охранников на пятьсот заключенных. Подбирались вохров- цы из самих заключенных весьма своеобразно. Вот признание одного из них:

«Привезли нас в Медвежью гору. Меня вызвали в Управление, поговорили, что я из бедняков и был в Красной армии, статья у меня подходящая и срок небольшой, и меня отобрали в ВОХР. И других отобрали, и всем дали оружие. Никак я такого оборота дела не ожидал. Молча пошли мы в казармы. А там ребята в военной форме, только с петлицами серого цвета. Смотрят на нас, зубы скалят.

Оказывается, тоже из заключенных. Десять лет как не держал я в руках винтовку. Отошел в угол, взвесил ее на ладони, обтер рукавом замок, посмотрел в ствол на свет. Кое-где тронуто. В Красной армии нас за это здорово гоняли. ”Ну, а если я возьму в руки эту винтовку, да.. .”».

Агитбригады на строительстве также представляли самих заключенных. Коллективы подобных агитбригад достигали такого совершенства, что могли соперничать с профессиональными артистами.

Они своими выступлениями вселяли в сердца заключенных такую веру в успех выполняемого ими дела, что энтузиазм работающих всегда был на высоте. Без этого энтузиазма канал за полтора года можно было построить разве что действием сверхъестественных сил. Соответственно, на высоте положения был и паек, предоставляемый заключенным за их работу такими же заключенными. Вот пример создания одного из обедов:

«Меню изукрашено картинкой строительства сверху, а внизу какие- то лиловые цветочки и пожелание: «Кушай и строй так же, как кушаешь » .

Обед

Щи (1,2 литра на человека).
Каша пшенная с мясом (по 300 граммов).
Котлеты рыбные с соусом (по 75 граммов).
Пирожки с капустой (по 100 граммов)».

Поддерживался на строительстве и уровень производственной санитарии. Больше всего заключенные опасались распространения вшей. Поэтому с целью контроля за санитарным состоянием на строительстве канала присутствовал пункт Международного Красного креста. Зафиксированы только единичные случаи попадания заключенных в больничные изоляторы. Что свидетельствует о достаточном уровне контроля.

Канал построен в рекордные сроки. Белое море соединилось с Балтикой. Тысячелетняя мечта превратилась в реальность. По каналу пошли корабли.

Текст книги об Истории строительства так передает характер наступившего момента:

«Тысячи людей получили освободительные билеты.

Досрочно освобожден, имеет право проживания во всех городах СССР! Это значит, что человек обрел новую родину, новую страну, прекрасную страну, со множеством сел и городов, рек и морей, страну, где труд решает все. Начинается новая жизнь, настоящая жизнь.

У вербовочного пункта всегда толпилась очередь.

Здесь освобожденных вербовали на разные стройки.

Ведь лагерь за год с небольшим стал фабрикой профессий, в особенности строительных. Здесь становились бетонщиками, бурильщиками, плотниками.

На эту рабсилу был большой спрос. Страна нуждалась в строительных рабочих.

Освобожденные лагерники, не выходя из ворот, обеспечивались работой.

Люди растут, среди них большая тяга к учебе, повышению квалификации, к устройству жизни на новых началах ».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе