Все о бизнесе

Решение о разработке массовой серии многоцелевых подводных лодок третьего поколения в нашей стране было принято в июле 1976 года. Проектированием субмарины занималось конструкторское бюро СКБ-143 (впоследствии СПМБМ «Малахит»). До 1997 года работами руководил главный конструктор Г.Н. Чернышев, после его смерти – Ю.И. Фарафонтов. Техническое задание было оставлено таким же, как у «горьковского» проекта 945 «Барракуда», и проектирование корабля, получившего проектный номер 971 и шифр «Щука-Б», велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось делать не из титана, а из стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно российское предприятие, «Севмаш». В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 г. технический проект был утвержден, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась на заводе в Комсомольске-на-Амуре, что было весьма необычно, ведь в строительстве подводного флота, за исключением проекта 659 первого поколения, который строился только на Дальнем Востоке – тихоокеанским верфям отводилась всегда ведомая роль.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba» партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность советских субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате получившегося скандала США даже ввели экономические санкции против японской компании.

Особенностью новой АПЛ «Щука-Б», было значительное (приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой 2-го поколения) снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива «Малахит» (где в начале 1970-х годов разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

Усилия создателей корабля увенчались успехом, по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог – многоцелевую АПЛ 3-го поколения «Лос-Анджелес».

Подводная лодка проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и прототип, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения.

Технический проект «Щуки-Б» был утвержден 13 сентября 1977 года. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью «подтянуть» технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках 3-го поколения (тип «Лос-Анджелес») был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой «вводной», обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами «Гранат».

В ходе доработки, завершившейся в 1980 году, лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками «Скат-3», а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет. В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре – главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры на весь экипаж (которая успешно прошла проверку на титановых лодках 705-го проекта).

Субмарина пр. 971 имеет классическую двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали. Для упрощения монтажа оборудования лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объем работ из стесненных условий отсеков подлодки непосредственно в цех. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем. Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того, каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна гидроакустической станции. Особенностью проекта является плавно сопряженное соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих дополнительный шум.

Водоизмещение корабля составило: надводное 8140 тонн, подводное 10500 тонн. Длина наибольшая 110,3 м, ширина 13,6 м, осадка средняя 9,68 м.

За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе 31 офицер), что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа «Лос-Анджелес» (141 человек). По сравнению с АПЛ предыдущего проекта 671РТМ «Щука» на новом корабле были улучшены также условия обитаемости. Весь экипаж размещен во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несет вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа мощностью 190 мВт с четырьмя парогенераторами и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу – 50 000 л. с.

Лодка оснащена семилопастным гребным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения. Полная скорость подводного хода составляет 33 узла, т.е. субмарина при желании может мчаться под водой со скоростью свыше 60 км/ч!

Гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. Дальность обнаружения целей посредством нового комплекса возросла по сравнению с ГАС, установленных на лодках 2-го поколения, в три раза. Значительно сократилось и время определения параметров движения цели.

Кроме гидроакустических систем, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу. Установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след в океанской среде спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника.

Ракето-торпедный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре – 650 мм ТА, суммарный боекомплект – более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 – калибра 533 мм. Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами «Гранат», подводными ракетами и ракето-торпедами («Шквал», «Водопад» и «Ветер»), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами «Гранат» осуществляется специальным аппаратным комплексом.

Однако, на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением – то есть ракето-торпеды «Шквал» и «Водопад», а также КР типа «Гранат».

«Щука-Б» стала первым типом многоцелевой атомной подводной лодки, серийное строительство которой было организовано первоначально на заводе в Комсомольске-на-Амуре, а не в Северодвинске или Ленинграде, что свидетельствовало о возросшем уровне развития кораблестроения на Дальнем Востоке. Головной атомоход 971 проекта – К-284 – был заложен на берегах Амура в 1980 году и вступил в строй 30 декабря 1984 года.

Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12–15 дБ (то есть в 4–4,5 раза) оказался ниже шумности самой «тихой» отечественной лодки предшествующего поколения – проекта 671РТМ, что давало основания говорить о выходе нашей страны в мировые лидеры по этому важнейшему показателю подводного кораблестроения. На западе новые советские субмарины были быстро классифицированы как подводные лодки следующего поколения, им присвоили шифр «Akula».

Высокая скрытность и боевая устойчивость дают лодкам пр. 971 возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение кораблей проекта 971 позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты стратегическими крылатыми ракетами.

Появление кораблей со столь высоким боевым потенциалом изменило ситуацию и заставило ВМС США считаться с возможностью серьезного противодействия со стороны Российского флота даже в условиях полного превосходства американских наступательных сил. Подводные лодки пр. 971 могут атаковать как сами ударные группировки ВМС США, так и их тылы, включая береговые центры управления, пункты базирования и снабжения, как бы далеко они не находились. Скрытные, а потому недосягаемые для противника, АПЛ 971-го проекта превращают потенциальную войну на океанских просторах в подобие наступления через минное поле, где всякая попытка продвинуться вперед грозит незримой, но реальной опасностью.

Появление уже после окончания «холодной войны» в составе Российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:

Потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;

Установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;

Оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.

Как говорится, комментарии излишни.

Позднее проект 971 несколько раз усовершенствовался: субмарины «Леопард», «Тигр» и «Морж» создавались с улучшенной акустической скрытностью. А вот последующие лодки «Вепрь» и «Дракон» построены по значительно усовершенствованному проекту 971У. Эти субмарины имеют слегка измененные внешние обводы из-за дополнительной вставки, удлинившей корпус на 4 метра, с 110,3 м до 114,3 м, и позволившей разместить дополнительное радиоэлектронное оборудование и оборудование для активного подавления шума и вибраций от энергетической установки. Водоизмещение возросло с 8140/10500 т до 9830/12390 т. Лодки также получили новую модификацию реактора – ОК-650Б3. В некоторых западных изданиях им даже присвоили шифр «Improved Akula». По проекту 971У должны были быть построены также «Нерпа», «Гепард», «Рысь» и «Кугуар». Но К-335 «Гепард» строилась по вновь созданному модернизированному проекту 971М, ставшему воплощением последних технических достижений. Западные специалисты окрестили их «Akula II», совершенно справедливо отметив значительные изменения по сравнению с базовым вариантом. Подводная лодка К-152 «Нерпа» достраивалась по особому проекту 971И для передачи в аренду ВМС Индии. Модификация 971И была создана на основе 971У и отличается в основном экспортным, несекретным вариантом радиоэлектронного оснащения.

Первоначально все «Щуки-Б» традиционно для ВМФ несли только тактические номера, но 10 октября 1990 года главнокомандующий ВМФ СССР В.Н. Чернавин издал указ о присвоении К-317 имени «Пантера» в честь подводной лодки, открывшей в 1919 г. боевой счет российских подводников. В дальнейшем все лодки получили имена собственные, перекликающиеся с именами дореволюционных российских подводных лодок. «Щуки-Б», выпущенные на Севмаше получили имена лодок типа «Барс», которые являлись самой удачной и многочисленной серией российских субмарин начала XX века. За эти имена проект 971 на флоте прозвали «кошачьей серией».

Во время военной акции войск США в Сербии в 1996 году подводная лодка К-461 «Волк» осуществляла боевую службу в Средиземном море. Она была обнаружена противолодочными службами НАТО при прохождении Гибралтара, однако через некоторое время контакт с лодкой был потерян, и обнаружилась она только у берегов Югославии. «Волк» осуществлял защиту ТАВКР «Адмирал Кузнецов» от подводных лодок потенциального противника. За время боевой службы было выполнено слежение за несколькими субмаринами НАТО, в том числе за американской ударной АПЛ типа «Лос-Анджелес».

В том же году другая «Щука-Б» с экипажем под командованием капитана 1 ранга А.В. Буриличева, находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила ПЛАРБ ВМС США и скрытно наблюдала за ее выходом в боевое патрулирование. Конечно же, в случае боевых действий ничего не подозревающий американский ракетоносец был бы немедленно уничтожен. После того похода командиру экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Проект 971 относится к третьему поколению подводных лодок, основными признаками которого являются сниженный уровень шумов и усовершенствованные средства обнаружения. В сравнении с другими лодками третьего поколения, «Щука-Б» превосходит все аналогичные проекты как по скрытности, так и по вооруженности. Некоторые специалисты сравнивают «Щуку-Б» не с прямым конкурентом – американским проектом «Improved Los Angeles», а с гораздо более совершенными проектами «Сивулф» и «Вирджиния». Так, адмирал Дж. Бурда, являвшийся начальником оперативного штаба ВМС США в 1994–1996 годах отмечал, что американские корабли оказались не в состоянии обнаруживать «Щуку-Б», идущую со скоростью 6-9 узлов, то есть по малошумности лодки проекта 971 фактически соответствуют параметрам лодок четвертого поколения. «Кошачья серия» способна незамеченной преодолевать систему обнаружения подводных лодок SOSUS, создавшую в свое время много проблем советским подводникам.

29 февраля 1996 г. произошел беспрецедентный случай. Во время учений флота НАТО после успешно выполненного задания по обнаружению субмарин условного противника, на связь с британскими кораблями неожиданно вышла никем ранее не обнаруженная российская субмарина. А вскоре прямо в середине ордера кораблей НАТО всплыла подводная лодка, опознанная британскими моряками как проект 971 «Щука-Б». По сообщению ее командира один из членов экипажа лодки нуждался в срочной медицинской помощи из-за острого приступа аппендицита, для чего и было принято решение о помощи от западных коллег. Больной подводник был доставлен на британский эсминец «Глазго», а оттуда вертолетом типа «Линкс» его отправили в госпиталь. Британская пресса широко освещала этот случай, а газета «Таймс» отметила, что это была яркая демонстрация незаметности российских подводных лодок. Но самое главное – британские моряки тогда ошиблись: перед ними была «Щука» проекта 671РТМК (то есть лодка поколения 2+), а не «Щука-Б»!

Все достроенные лодки проекта 971, кроме трех, находятся в строю и входят в состав Северного и Тихоокеанского флотов с базированием на губу Ягельная (СФ) и в поселке Рыбачий (ТОФ). Строительство двух из четырех недостроенных лодок завода им. Ленинского комсомола отменены на ранних стадиях готовности, третья лодка, К-152 «Нерпа», была спущена на воду и в 2008 году состоялась ее сдача в лизинг ВМС Индии сроком на 10 лет (). Интересно, что в индийском флоте «Нерпа» получила название «Chakra». Ранее это имя носила советская субмарина К-43 проекта 670 «Скат», входившая в индийский флот на условиях лизинга в 1988-1992 годах и ставшая за эти годы хорошей базой для обучения индийских подводников: многие моряки служившие на первой «Чакре» заняли впоследствии важные посты в военно-морских силах страны, в том числе восемь человек дослужились до адмиралов.

В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного и Тихоокеанского флотов. Они достаточно активно используются для несения боевой службы.

В июле 1976 года для расширения фронта производства многоцелевых подлодок третьего поколения военное руководство приняло решение о разработке на базе «горьковского» 945-го проекта новой, более дешевой атомной подводной лодки, главным отличием которой от прототипа должно было быть применение стали вместо титановых сплавов в корпусных конструкциях. Поэтому разработку субмарины, получившей номер 971 (шифр «Щука-Б» ), вели по прежнему ТТЗ, минуя эскизное проектирование.

Особенностью новой атомной подлодки, разработку которой поручили СКВ «Малахит» (Ленинград), было значительное снижение шумности, который приблизительно в 5 раз меньше по сравнению с самыми совершенными советскими торпедными лодками второго поколения. Достичь этого уровня предполагалось за счет реализации ранних наработок конструкторов СКВ в области увеличения скрытности лодок (в СКВ в 1970-х годах разрабатывалась сверхмалошумная атомная подлодка), а также исследований специалистов ЦНИИ им. Крылова.

Усилия разработчиков субмарины увенчались успехом: новый атомоход по уровню скрытности впервые в истории подводного кораблестроения СССР превзошел самый лучший аналог американского производства - многоцелевую атомную подлодку третьего поколения типа «Лос-Анджелес».

Подлодку 971-го проекта оснастили мощным ударным вооружением, значительно превосходившим (по ракетно-торпедному боекомплекту, калибру и числу торпедных аппаратов) потенциалы советских и зарубежных подлодок аналогичного назначения. Новая подлодка, как и корабль 945-го проекта, была предназначена для борьбы с корабельными группировками и подводными лодками противника. Лодка может принимать участие в проведении операций спецназначения, осуществлять минные постановки и вести разведку.

13.09.1977 утвердили техпроект «Щуки-Б». Однако в дальнейшем его подвергли доработке, вызванной необходимостью увеличить технологический уровень ГАК до уровня американских субмарин (США в данной области вновь вырвались вперед). На подлодках типа «Лос-Анджелес» (третье поколение) был установлен гидроакустический комплекс AN/BQQ-5, имеющий цифровую обработку информации, обеспечивающую более точное выделение на фоне помех полезного сигнала. Другой новой «вводной», которая обусловила необходимость внесения изменений, стало требование военных установить на подлодку стратегические КР «Гранат».

Во время доработки (завершилась в 1980 году) субмарина получила новый цифровой гидроакустический комплекс с улучшенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет «Гранат».

Массовая серия атомных лодок третьего поколения со сниженной шумностью и многофункциональным комплексом вооружения.

Относятся к атомным лодкам третьего поколения, поступали на флот с 1984 года на замену своих предшественников (в основном семейства лодок ). Всего было построено 15 таких лодок, в данный момент в строю находится 12, одна передана Индии в аренду.

Создание лодки запущено летом 1976 года, в сентябре 1977 года был готов технический проект, который дорабатывался до 1980 года. В 1983 году заложили первую лодку серии. Разработчик — ленинградское СКБ-143 «Малахит». Главный конструктор Георгий Чернышев.

При проектировании этого типа субмарин особое внимание уделялось малошумности. Замеренные акустические параметры проекта 971 стали очень неприятным сюрпризом для американцев, привыкших к тому, что российские субмарины сильно шумят. Для снижения шумности пришлось пойти на целый ряд ухищрений — например, Советский Союз в обход плотного экспортного контроля Запада ввез металлообрабатывающие центры японской корпорации Toshiba, на которых потом делались винты для этих лодок.

Конструкция лодки — двухкорпусная, стандартная для советского флота, материал — высокопрочная сталь (конкурент — лодка проекта 945 — строилась из титановых сплавов, что удорожало производство и усложняло технологию).

Водоизмещение надводное свыше 8000 тонн, подводное — около 13000 тонн. Рабочая глубина погружения 480−520 метров для разных версий проекта. Экипаж 73 человека.

Установлена боевая информационная система «Омнимбус», с ней сопряжен гидроакустический комплекс МГК-540 «Скат-3» и навигационный комплекс «Симфония-У» .

Вооружение — восемь носовых торпедных аппаратов (четыре калибра 533 мм и четыре калибра 650 мм). Боекомплект до 40 ракет, ракетоторпед или торпед, из них 12 — калибра 650 мм (торпед типа 65−76, ракет 86Р противолодочного комплекса РПК-7 «Ветер»). В калибре 533 мм лодка могла применять торпеды типа УГСТ и УСЭТ-80 , ракеты типа «Шквал», противолодочные ракеты типа 83Р комплекса РПК-6 «Водопад», а также стратегические крылатые ракеты С-10 «Гранат».

Часть лодок оснащена 533-мм пусковыми установками РЭПС-324 «Шлагбаум» для средств гидроакустического противодействия — станций активных помех, имитирующих акустический портрет лодки. Также на части лодок установлены средства СОКС — станция обнаружения МНК-200−1 «Тукан», позволяющая обнаруживать по кильватерному следу корабли и подводные лодки противника.

Одна из заложенных при Советском Союзе лодок — К-152 «Нерпа» — была достроена по проекта 971И «Ирбис» и передана в аренду Индии. Экспортный вариант «Щук-Б» лишен некоторых критически важных систем, в т. ч. ракет «Гранат» и аппаратуры СОКС, базовые системы загрублены в экспортном исполнении. В данный момент подписано соглашение о достройке по этому проекту с последующей передачей Индии еще одной лодки — т. н. «заказа 519» (степень готовности около 60 процентов).

В данный момент лодки этого типа отправляются на модернизацию. Во время планируемой модернизации лодки российского флота, насколько можно судить по открытым источникам, субмаринам полностью заменят бортовое радиоэлектронное оборудование, а также изменят систему вооружения, в частности, оснастят субмарины новым универсальным ракетным комплексом «Калибр-ПЛ» , позволяющим применять противокорабельные ракеты, противолодочные ракеты и ракеты для нанесения ударов по наземным целям.

Основные ТТХ АПЛ пр.971:

АПЛ "Тигр", пр. 971 Размеры: 110 х 14 х 9 м
Водоизмещение: 8.140 / 12.770 т
АЭУ: реактор ОК-650Б (190 мВт), 1 турбина мощностью 43.000 л.с.
Скорость: надводная 11,6/ подводная 30 узлов
Грубина погружения рабочая: 520 м
Грубина погружения максимальная: 600 м
Автономность: 100 суток
Экипаж: 73 человека
Вооружение: 4 х 533-мм ТА, 4 х 650-мм ТА (28 ракет, торпед или мин)
Серия:
К-284 "Акула" (1984)
К-263 "Дельфин" (1985)
К-322 "Кашалот" (1986)
К-391 "Братск" (1987)
К-331 "Нарвал" (1989)
К-419 "Морж" (1992)
К-267 "Дракон" (1996)
К-480 "Барс" (1989)
К-317 "Пантера" (1990)
К-461 "Волк" (1992)
К-157 "Вепрь" (1996)
К-328 "Леопард" (1993)
К-154 "Тигр" (1994)
К-335 "Гепард" (1998)
К-337 "Кугуар" (2001)
К-333 "Рысь" (2001)
К-152 "Нерпа" (2002)

Многоцелевые АПЛ, проект 971 "Щука-Б"

Для расширения фронта строительства многоцелевых подводных лодок третьего поколения в июле 1976 г. было принято решение создать на базе "горьковского" проекта 945 новую, более дешевую АЛЛ, основным отличием которой от своего прототипа должно было стать применение в корпусных конструкциях вместо титанового сплава стали.
Поэтому разработка корабля, получившего проектный номер 971 и шифр "Щука-Б", велась по прежнему тактико-техническому заданию, минуя стадию эскизного проектирования. Особенностью новой АПЛ, разработка которой была поручена ленинградскому СКБ "Малахит", было значительное, приблизительно в пять раз по сравнению с самой совершенной отечественной торпедной лодкой второго поколения, снижение уровня шумности. Этот результат предполагалось достичь за счет реализации более ранних наработок в области повышения скрытности как конструкторского коллектива СКБ (где в начале 70-х гг. разрабатывался проект сверхмалошумной АПЛ), так и ученых ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. Усилия создателей корабля увенчались успехом: по уровню скрытности новый атомоход впервые в истории отечественного подводного кораблестроения превзошел лучший американский аналог - многоцелевую АПЛ третьего поколения "Лос-Анджелес".
АПЛ проекта 971 получила мощное ударное вооружение, значительно превосходящее (по числу и калибру торпедных аппаратов, а также ракетно-торпедному боекомплекту) потенциалы отечественных и зарубежных подводных лодок аналогичного назначения. Как и корабль проекта 945, новая лодка должна была вести борьбу с подводными лодками и корабельными группировками противника, осуществлять минные постановки, вести разведку и участвовать в проведении операций специального назначения. Технический проект "Щуки-Б" был утвержден 13 сентября 1977 г. Однако в дальнейшем он подвергся доработке, вызванной необходимостью "подтянуть" технологический уровень гидроакустического комплекса к уровню американцев, вновь вырвавшихся в этой области вперед. На их лодках третьего поколения (тип "Лос-Анджелес") был установлен ГАК AN/BQQ-5 с цифровой обработкой информации, что обеспечивало значительно более точное выделение полезного сигнала на фоне помех. Другой новой "вводной", обусловившей необходимость внесения изменений в проект, стало требование военных оснастить АПЛ нового поколения стратегическими крылатыми ракетами "Гранат".
В ходе доработки, завершившейся в 1980 г., лодка получила новый цифровой гидроакустический комплекс с повышенными характеристиками, а также систему управления вооружением, допускающую использование крылатых ракет.
В конструкции АПЛ проекта 971 были реализованы такие новаторские решения, как комплексная автоматизация боевых и технических средств, сосредоточение управления кораблем, его оружием и вооружением в едином центре - главном командном пункте (ГКП), применение всплывающей спасательной камеры (которая успешно прошла проверку на лодках 705-го проекта). Подводная лодка 971 -го проекта относится к двухкорпусному типу. Прочный корпус выполнен из высокопрочной стали с пределом текучести 100 кгс/мм. Все основное оборудование, ГКП, боевые посты и рубки размещены в амортизированных зональных блоках, представляющих собой пространственные каркасные конструкции с палубами. Амортизация существенно уменьшает акустическое поле корабля, а также позволяет обезопасить экипаж: и оборудование от динамических перегрузок, возникающих при подводных взрывах. Кроме того, блочная компоновка позволила рационализировать процесс строительства корабля:
монтаж оборудования был перенесен из стесненных условий отсека непосредственно в цех, на доступный со всех сторон зональный блок. После завершения монтажа зональный блок "закатывается" в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем.
На АПЛ применена развитая система двухкаскадной амортизации, значительно снижающая структурный шум. Все механизмы размещены на амортизированных фундаментах. Каждый зональный блок изолирован от корпуса АПЛ резинокордными пневматическими амортизаторами, образующими второй каскад виброизоляции. За счет внедрения комплексной автоматизации экипаж лодки удалось сократить до 73 человек (в том числе, 31 офицера) , что почти в два раза меньше численности экипажа американской АПЛ типа "Лос-Анджелес" (141 человек). По сравнению с АПЛ проекта 671РТМ на новом корабле несколько улучшены и условия обитаемости.
Энергетическая установка корабля включает один реактор водо-водяного типа на тепловых нейтронах ОК-650Б (190 мВт) с четырьмя парогенераторами (по два циркуляционных насоса для первого и четвертого контуров, три насоса третьего контура) и паровую одновальную блочную паротурбинную установку с широким резервированием состава механизации. Мощность на валу - 50 000 л. с. Установлены два турбогенератора переменного тока. Для потребителей постоянного тока имеется две группы аккумуляторных батарей и два обратимых преобразователя. Лодка оснащена семилопастным винтом с улучшенными гидроакустическими характеристиками и уменьшенной частотой вращения.
В случае выхода из строя главной энергетической установки для последующего ее ввода предусмотрены аварийные источники электроэнергии и вспомогательные средства движения - два подруливающих устройства с гребными электродвигателями постоянного тока мощностью по 410 л. с., обеспечивающие скорость движения порядка 5 узлов и служащие также для маневрирования на ограниченных акваториях.
На борту корабля имеются два дизель-генератора ДГ-300 с обратимыми преобразователями (2 х 750 л. с.) с запасом топлива на 10 суток работы. Они предназначены для выработки постоянного тока для гребных электродвигателей и переменного - для общекорабельных потребителей.
Гидроакустический комплекс МГК-503 "Скат-КС" с цифровой системой обработки информации имеет мощную систему шумопеленгования и гидролокации. В его состав входит развитая носовая антенна, две бортовые антенны большой протяженности, а также буксируемая протяженная антенна, размещенная в контейнере, расположенном на вертикальном оперении (размеры контейнера значительно больше, чем на АПЛ проекта 671РТМ). Кроме ГАК, АПЛ проекта 971 снабжены высокоэффективной, не имеющей мировых аналогов системой обнаружения подводных лодок и надводных кораблей противника по кильватерному следу (установленная на лодке аппаратура позволяет фиксировать такой след спустя многие часы после прохождения подводной лодки противника).
На корабле установлен навигационный комплекс "Медведица-971", а также комплекс радиосвязи "Молния-М" с системой космической связи "Симфония" и буксируемой антенной.
Торпедо-ракетный комплекс включает четыре торпедных аппарата калибром 533 мм и четыре - 650-миллиметровых ТА (суммарный боекомплект - более 40 единиц средств поражения, в том числе 28 - калибром 533 мм). Он приспособлен для стрельбы крылатыми ракетами "Гранат", подводными ракетами и ракето-торпедами "Шквал", "Водопад" и "Ветер"), а также торпедами и самотранспортирующимися минами. Кроме того, лодка может осуществлять постановки обычных мин. Управление стрельбой крылатыми ракетами "Гранат" осуществляется специальным аппаратным комплексом.
В 90-х гг. на вооружение подводных лодок поступила универсальная глубоководная самонаводящаяся торпеда УГСТ, созданная "НИИ морской теплотехники" и ГНПП "Регион". Она пришла на смену электрической противолодочной торпеде ТЭСТ-71М и скоростной противокорабельной торпеде 53-65К.
В то же время на основании советско-американских договоренностей 1989 г. из состава вооружения многоцелевых АПЛ были исключены системы оружия с ядерным снаряжением - ракето-торпеды "Шквал" и "Водопад" с СБЧ, а также КР типа "Гранат".
Головной атомоход 971-го проекта - К-284 - был заложен на берегах Амура в 1980 г. и вступил в строй 30 декабря 1984 г. Уже в процессе его испытаний было продемонстрировано достижение качественно более высокого уровня акустической скрытности. Уровень шумности К-284 на 12- 15дБ (т. е. в 4-4,5 раза) оказался ниже шумности самой "тихой" отечественной лодки предшествующего поколения - 671РТМ. По натовской классификации новые АПЛ получили обозначение Akula.
После первых "просто Акул" появились корабли, названные на Западе Improved Akula (вероятно, к их числу были отнесены лодки северодвинской постройки, а также последние "комсомольские" корабли). По сравнению со своими предшественниками они имели скрытность лучшую, чем у усовершенствованных лодок типа "Лос-Анджелес" (SSN-688-I) ВМС США.
В 1996 г. в строй вступил подводный крейсер "Вепрь", построенный в Северодвинске. Сохраняя прежние обводы, он имел новые конструкцию прочного корпуса и внутреннюю "начинку". Вновь был сделан серьезный рывок вперед и в области снижения шумности. На Западе этот корабль (а также последующие АПЛ 971-го проекта) назвали Akula-2.
По данным военно-морской разведки США, прочный корпус модернизированного "Барса" имеет вставку длиной 4 м. Дополнительный тоннаж позволил, в частности, оснастить лодку "активными" системами снижения вибрации энергетической установки, практически полностью устранив ее воздействие на корпус корабля. По оценкам американских специалистов, по характеристикам скрытности модернизированная лодка 971-го проекта приближается к уровню американской многоцелевой АПЛ четвертого поколения SSN-21 "Сивулф".
Высокая скрытность и боевая устойчивость дают "Барсам" возможность успешно преодолевать противолодочные рубежи, оборудованные стационарными системами дальнего гидроакустического наблюдения, а также противодействие противолодочных сил. Они могут оперировать в зоне господства противника и наносить по нему чувствительные ракетные и торпедные удары. Вооружение "Барсов" позволяет им бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также с высокой точностью поражать наземные объекты крылатыми ракетами.
По данным ученых из МФТИ, приведенным в брошюре "Будущее стратегических ядерных сил России: дискуссия и аргументы" (Долгопрудный, 1995 г.), даже при самых благоприятных гидрологических условиях, характерных для Баренцевого моря в зимний период (вероятность их возникновения составляет 0,03) АПЛ проекта 971 могут обнаруживаться американскими лодками типа "Лос-Анджелес" с ГАК AN/BQQ-5 на дальности не более 10 км. При менее благоприятных условиях в данном районе Мирового океана обнаружить "Барс" гидроакустическими средствами практически невозможно.
Уместно привести характеристику подводным лодкам 971-го проекта, данную видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США: "Появление подводных лодок типа Akula, а также других русских АПЛ третьего поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось". Спустя несколько лет, в 1994 г., стало известно, что этот разрыв устранен полностью.
По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5- 7 узлов шумность лодок типа Improved Akula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles.
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда (Jeremy Boorda), американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 г. у восточного побережья США). По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам четвертого поколения.
Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 г. этот вопрос был поднят в конгрессе. На обсуждение американских законодателей было вынесено несколько предложений, направленных на то, чтобы исправить в пользу США сложившееся положение. В соответствии с ними предполагалось, в частности:
- потребовать от нашей страны придать гласности свои долгосрочные программы в области подводного кораблестроения;
- установить для РФ и США согласованные ограничения на количественный состав многоцелевых АПЛ;
- оказать помощь России в переоборудовании верфей, строящих АПЛ, для выпуска невоенной продукции.
К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность). С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
В настоящее время все многоцелевые атомные подводные лодки 971-го проекта находятся в составе Северного (бухта Ягельная) и Тихоокеанского (Рыбачий) флотов. Они достаточно активно (разумеется, по меркам нынешнего времени) используются для несения боевой службы.


К-328 "Леопард" - атомная подводная лодка проекта 971 "Щука-Б", относящаяся к третьему поколению атомных подводных лодок. Представительница основного проекта многоцелевых АПЛ ВМФ РФ.

Место базирования

Северный флот, Гаджиево.

Постройка, имя

АПЛ заложена 26 октября 1988 года на судостроительном заводе "Севмаш" в Северодвинске, получила наименование "Леопард" 24 января 1991 года, спущена на воду 28 июня 1992 года, вступила в состав флота 5 февраля 1993 года.

Вехи

В 1994 году стала обладательницей приза по противолодочной подготовке главнокомандующего ВМФ.

9 января 1999 года командир подлодки капитан первого ранга С.В. Справцев удостоен звания Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда" за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.

В 1999 году "Леопард" выполнил задачу ядерного сдерживания и стабилизации обстановки в связи с военной агрессией НАТО на Балканах.

В июле 2011 года прибыла на ОАО "ЦС "Звездочка" для проведения среднего ремонта и модернизации.

По состоянию на 2013 год находилась в стапельном цеху "Звездочки". Прошла дефектацию и процедуру выгрузки отработанного ядерного топлива. Возвращение лодки в состав флота запланировано на 2015 год.

Тактико-технические характеристики проекта

Классификация НАТО: Improved Akula
Надводная скорость: 11,6 узла
Подводная скорость: 33 узла
Рабочая глубина погружения: 480 метров
Предельная глубина погружения: 600 метров
Автономность плавания: 100 суток
Экипаж: 73 человека

Размеры

Надводное водоизмещение: 8140 тонн
Подводное водоизмещение: 12770 тонн
Наибольшая длина (по КВЛ): 110,3 метра
Нибольшая ширина корпуса: 13,6 метра
Средняя осадка (по КВЛ): 9,7 метра

Энергетическая установка

1 атомный реактор типа ОК-650М (190 МВт) на тепловых нейтронах, два вспомогательных электродвигателя по 410 л. с., два дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с.

Вооружение

4 торпедных аппарата 650 мм (боезапас – 12 торпед) и 4 торпедных аппарата 533 мм (боезапас – 28 торпед), ракето-торпеды и крылатые ракеты РК-55 "Гранат", 3 пусковых контейнера переносного зенитно-ракетного комплекса "Стрела-ЗМ".

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе