Все о бизнесе

Классификация подвижного состава.
Подвижной состав автомобильного транспорта состоит из автомобилей различных типов, а также прицепов и полуприцепов, буксируемых автомобилями. Автомобиль и буксируемые им прицепы или полуприцепы образуют автомобильный поезд.
По назначению автомобильный подвижной состав разделяют на грузовой , пассажирский и специальный . К первому относят грузовые автомобили , автомобили-тягачи , прицепы и полуприцепы . Грузовой подвижной состав в зависимости от характера его использования делят на подвижной состав общего назначения и специализированный. К пассажирскому подвижному составу относят легковые автомобили, автобусы, пассажирские прицепы и полуприцепы. Специальным подвижным составом (СПС) называют автомобили, прицепы и полуприцепы для выполнения нетранспортных работ и имеющие соответствующее оборудование (пожарные, автомобили для уборки улиц, автокраны, передвижные ремонтные мастерские, спортивные и др.).
Легковые автомобили разделяют на классы в зависимости от рабочего объема (в л) цилиндров двигателя таким образом.

  • Особо малый — До 1,2
  • Малый — 1,3 - 1,8
  • Средний — 1,9 - 3,5
  • Большой — Св. 3,5
  • Высший — Не регламентируется
  • В основе классификации автобусов лежит их длина (в м).

  • Особо малый — До 5
  • Малый — 6 - 7,5
  • Средний — 8 - 9,5
  • Большой — 10,5 - 12
  • Особо большой (сочлененный) — 16,5 и более.
  • Грузовые автомобили разделяют на семь классов в зависимости от полной массы. Применение автопоездов позволяет увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. К прицепному подвижному составу относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

    Одноосные прицепы (рис. 1, а) дышлом — 2 соединяют с автомобилем. Если прицеп не буксируется автомобилем, то для опоры опускают переднюю 1 и заднюю подставки.

    Двухосные и трехосные прицепы (рис. 1, б) шарнирно соединяют с тягачом при помощи дышла 2. В этом случае вертикальные усилия от прицепа на автомобиль практически не передаются.

    (рис. 1, в) применяют для перевозки длинномерных грузов. Грузы, уложенные в кузов автомобиля, поддерживаются прицепом-роспуском. Он имеет поворотный конник — 3 - опорную поворачивающуюся балку, обеспечивающую правильное размещение груза. Дышло 2 прицепа-роспуска выполняется иногда телескопическим (раздвижным).

    Прицепной состав :

    а — одноосный прицеп;
    б — двухосный прицеп;
    в — прицеп-роспуск;
    г – полуприцеп.
    Полуприцепы или седельные прицепы (рис. 1, г) передней частью опираются на седельное устройство автомобиля, который называется седельным тягачом. Поэтому часть собственной массы и массы перевозимого груза ими передается на раму седельного тягача. Отсоединенный от седельного тягача полуприцеп опирается на поддерживающую стойку 4.
    Обозначение отечественного подвижного и прицепного состава. Обычно на автомобильном заводе выпускается семейство автомобилей, собираемых в основном из одинаковых агрегатов. Одна из моделей такого семейства, принимаемая за основную, называется базовой. Другие модели, которые отличаются от базовой, например, специализированным назначением - модификациями. На рис. 2 показаны некоторые модели автомобилей, выпускаемых Камским автомобильным заводом. Обозначение (индексация) отечественного автомобиля состоит из букв, показывающих завод-изготовитель, и цифр, присваиваемых каждой модели. Например, Горьковский автомобильный завод - ГАЗ, Минский автомобильный завод - МАЗ. До 1966 г. для обозначения модели автомобиля каждому заводу была выделена группа цифр: ГАЗ до 99, ЗИЛ от 100 до 199 и т. п. Некоторым маркам легковых автомобилей присвоены названия: «Чайка», «Жигули» и др.
    С 1966 г. новым моделям дается иное обозначение. Оно состоит, как и раньше, из условного наименования завода-изготовителя и четырехзначных цифр, где первые две цифры обозначают класс и вид автомобиля, а третья и четвертая - номер модели. Модификация моделей имеют пятую цифру, означающую порядковый номер модификации.
    Семейство автомобилей КамАЗ :
    а — базовая модель КамАЗ-5320;
    б - модель с увеличенной базой и грузоподъемностью КамАЗ-53212;
    в - седельный тягач КамАЗ-5410;
    г — самосвал КамАЗ-5510.
    Рассмотрим дня примера обозначение некоторых автомобилей:
    легковой автомобиль Волжского автозавода с рабочим объемом двигателя 1,45 л, третья модель — ВАЗ-2103;
    автобус Павловского автозавода, длина 7,15 м, первая модель-ПАЗ-3201;
    седельный тягач Минского автозавода полной массой 23 900 кг (при нагрузке на седло 14 700 кг), двадцать вторая модель - МАЗ-6422.
    Аналогичное обозначение дается прицепному составу. Первые две цифры после обозначения завода показывают класс прицепного состава, третья и четвертая цифры обозначают модели в зависимости от полной массы прицепов или полуприцепов. Например, полуприцеп-фургон Одесского завода полной массой 9 т имеет обозначение ОдАЗ-9925; прицеп-тяжеловоз Челябинского машиностроительного завода полной массой 53,2 т — ЧМЗАП-8386.
    Техническая характеристика автомобилей .
    На каждый автомобиль заводом-изготовителем дается техническая характеристика. В нее входят:
    колесная формула, где первая цифра означает число колес автомобиля, а вторая - число ведущих колес (4 х 2 - автомобиль с четырьмя колесами, два из которых ведущие);
    номинальная грузоподъемность (в кг или т), для легковых автомобилей и автобусов - число мест, включая место водителя;
    масса снаряженного автомобиля (в кг) И ее распределение по осям;
    габаритные размеры (в м): длина, ширина, высота по кабине;
    колея передних и задних колес или между серединами сдвоенных колес (в мм);
    наибольшая скорость с полной нагрузкой на горизонтальных участках прямого шоссе (в км/ч);
    наименьший радиус поворота по колее наружного переднего колеса (в м);
    Контрольный расход топлива на 100 км пути по шоссе при полной нагрузке и при определенной скорости движения (в л.). Кроме перечисленных параметров в техническую характеристику автомобиля включают основные данные двигателя и его систем, характеристики трансмиссии, колес и подвески, систем управления и электрооборудования, кабины, кузова или платформы, вспомогательного оборудования, заправочные объемы, а также данные для регулирования и контроля.
    Техническая характеристика входит в инструкцию по эксплуатации, которой снабжается заводом-изготовителем каждый автомобиль.

    Существует много различных типов легковых автомобилей, отличающихся друг от друга назначением, числом мест в кузове, массой и рабочим объемом двигателя типом кузова, числом ведущих и управляемых колес.

    Все автомобили подразделяются на типы и группы эксплуатации. Кроме этого они классифицируются по проходимости, т. е. приспособленности к дорожным условиями, и по типу двигателя.

    Автомобили по типам подразделяются на легковые, грузовые и специальные.

    К легковым относятся автомобили, предназначенные для обеспечения служебной деятельности, перевозки личного состава (2 – 7 человек), транспортировки мелких грузов и техники.


    Легковые автомобили по рабочему объему двигателя (л) и сухой массе (кг) разделены на следующие классы:

    Особо малый (1,2 л; 850 кг);

    Малый (1,2 – 1,8 л; 850 – 1150 кг);

    Средний (1,8 – 3,5 л; 1150 – 1500 кг);

    Большой (свыше 3,5 л; до 1700 кг);

    Высший (не регламентируется).

    Легковые автомобили различают также по типам кузовов (закрытые, открытые и открывающиеся) и по числу мест. Наибольшее распространение получили автомобили с кузовами закрытого типа и числом мест от четырех до семи.

    К грузовым относятся автомобили, имеющие грузовые платформы и предназначенные для перевозки личного состава, вооружения с расчетами, различных материальных средств или буксирования вооружения и техники, а также самосвалы и седельные тягачи с прицепами.

    Грузовые автомобили различают на классы по грузоподъемности, т.е. по массе перевозимого груза (т):

    Особо малый (0,3 – 1,0 т);

    Малый (1,0 – 3,0 т);

    Средний (3,0 – 5,0 т);

    Большой (5,0 – 8,0 т);

    Особо большой (8,0 т и более).

    Автомобили специального назначения служат для выполнения каких либо определенных работ и оборудованы соответствующими приспособлениями и устройствами. К этой группе относятся пожарные и санитарные автомобили, штабные, пассажирские и другие автобусы, автомобили для уборки улиц и др. К специальным также относятся автомобили с установленным (смонтированным) на них вооружением, оборудованием или приспособленные для перевозки определенного груза и имеющие соответствующие ему типы кузовов. К этим автомобилям относятся: самосвалы, фургоны, цистерны, контейнеровозы, рефрижераторы и т. д.

    Автобусы, предназначенные для внутригородского и пригородного общественного транспорта, называют городскими, а предназначенные для междугородных перевозок – междугородными и туристическими. Число мест в автобусах в зависимости от назначения составляет 10–80.

    По длине автобусы разделены на следующие классы:

    Особо малый (до 5 м) - 10 мест;

    Малый (6,0 – 7,5 м) - 22/15 мест;

    Средний (8,0 – 9,5 м) - 25/35;

    Большой (10,5 – 12,0 м) - 35/75 мест;

    Особо большой (сочлененный) (16,5 м и более).

    Количество мест, указанное через дробь, означает: числитель - места для размещения пассажиров сидя, знаменатель - места для размещения пассажиров стоя.

    Автомобильный подвижной состав также подразделяется на дорожный , предназначенный для работы по дорогам общей сети, и на внедорожный - для использования вне дорог.

    По степени приспособленности к работе в различных дорожных условиях автомобильный подвижной состав делится на обычной и повышенной проходимости.

    Все автомобили подразделяются по колесной формуле (т.е. по общему числу колес и числу ведущих колес). Например, 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х8.

    По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомобили подразделяются на;

    Бензиновые (карбюраторные, со впрыском),

    Дизельные,

    Газогенераторные, газобаллонные,

    Электрические (электромобили),

    Паровые,

    Газотурбинные.

    Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, включая водителя, относятся к легковым , свыше 8 человек - к автобусам .

    Автомобили классифицируются также по компоновке (по расположению двигателя и ведущих колес):

    - классическая компоновка – двигатель спереди, ведущие колеса задние (ВАЗ 2101 – 07, АЗЛК - 2140);

    - переднеприводная компоновка – двигатель установлен спереди продольно или поперечно, ведущие колеса передние (ВАЗ 2108 – 10, АЗЛК - 2141);

    - заднемоторная компоновка – двигатель установлен сзади продольно или поперечно, ведущие колеса задние (ЗАЗ – 968, Порше, Татра, Феррари, а также, автобус Икарус междугородного сообщения);

    - центральномоторная компоновка – двигатель установлен в базе продольно, ведущие колеса задние (в основном специально подготовленные гоночные автомобили, а также, автобус Икарус городского сообщения);

    Легковые автомобили классифицируются также по типу кузова , которые в общем можно подразделить на:

    · однообъемный – Минивэн или УПВ (универсал повышенной вместимости) – ВАЗ – 2120 «Надежда».

    · двухобъемный – Универсал – кузов закрытый, имеет два ряда сидений, трех или пятидверный, вместо багажника место для груза.

    · трехобъемный - Седан - кузов закрытый, четыре или две боковые двери, два или три ряда сидений;

    · фастбэк - кузов автомобиля с двумя или четырьмя дверьми и очень плавно скашивающейся назад крышей. Изолированный от салона багажник.

    · Хэтчбэк (от англ. hatch-back - "задний люк"). "Практичные авто" с тремя или пятью дверьми, одна из которых является "задней". По сути, это среднее между седаном и универсалом (еще не универсал, но уже не седан) с нечетным числом дверей (с учетом крышки багажного отсека). Хэтчбэки - вторые по распространенности после седанов - широкая задняя дверь позволяет перевозить достаточно крупные предметы. По сути, можно было бы отнести к хэтчбэкам множество разных автомобилей, однако обычно термин применяют к компактным машинам эконом-класса.

    Существуют также множество классификаций по другим признакам, которые характеризуются:

    · Купе - кузов закрытый, укороченная база, две боковые двери, один (два) ряда сидений. (фр. "couper") - Закрытый кузов спортивного типа с 2-мя боковыми дверьми (двух- или трехобъемник). Термин близок, но не вполне эквивалент "двухдверному седану". Такой тип близок спортивным машинам - стремительного, динамичного вида. В отличие от трехдверного хэтчбэка, в свою очередь, у купе салон разделен с багажником. Главное для купе - стильный вид и удовольствие от процесса езды.

    · Кабриолет - кузов с открывающимся верхом, двух - или четырехдверный с двумя или тремя рядами сидений. (фр. "cabriolet") - первоначально легкий двухколесный одноконный экипаж; начиная с 1930-х - прогулочный открытый кузов с убирающимся верхом ("convertible"). Форма кузова - любая, за исключением автомобилей с люками в крыше или съемной жесткой крышей. В ранних кабриолетах заднее сидение могло быть откидным. Термин скорее центрально-европейский и сильно пересекается с "родстером"; итал. производители предпочитают "Barchetta".

    · Кроссовер. Термин "crossover" суть пересечение типов или "мутирование" (например, изменяемый кузов, превращающий 6-местный универсал в 4-местный седан), но чаще понятие связывают с многофункциональным автомобилем (в США: «многофункциональный путешественник», multi-activity cruiser, например пикап Spor Trac). К представителям можно отнести Audi SteppenWolf, Volvo CrossCountry, Porsche Cayenne, Nissan Murano, Lexus RX/LX, Infiniti FX, Cadillac SRX и другие. Очевидно, что стремление совместить качества внедорожников/универсалов с комфортом новейших седанов - одно из направлений автопроизводителей.

    · Пикап - кабина закрытая, задняя часть предназначена для груза, открытая или открывающаяся, может иметь откидные сиденья и дверь в задней стенке. Пикап (от англ. "pick up", "подбирать") - тип кузова грузопассажирских автомобилей с открытой платформой (кабина может быть как одноместная, так и многоместная, особенно у американских и японских моделей). Автомобили с таким типом кузова обычно полноприводные.

    · Фургон - кабина закрытая с одним рядом сидений, грузовая платформа закрытая имеет дверь в задней стенке.

    · Лимузин - кузов закрытый, четырехдверный, с двумя или тремя рядами сидений и перегородкой позади переднего сидения.

    · Родстер (roadster) - кузов открытых автомобилей полу-спортивного типа на двоих (редко, с детскими местами сзади). Крыша складывается в отделение за сиденьем или в багажник. Из-за многообразия моделей термин имеет сильные пересечения с "кабрио" и "convertible" - и иногда их сложно разделить, тем более, что сейчас множество моделей отклоняются от раннего смысла "родстеров" (так, фирма Mercedes-Benz отличает кабрио от родстеров тем, что складывающийся верх у первых мягкий, у вторых - жесткий складной).

    Введение

    Классификация

    Маркировка и техническая характеристика

    Безопасность подвижного состава

    Общее устройство автомобиля

    Автомобили, автопоезда-фургоны и рефрижераторы

    Автомобили-самопогрузчики и контейнеровозы

    Список использованной литературы

    Введение

    Подвижным составом автомобильного транспорта н

    азывают автомобили, автомобильные поезда, прицепы и полуприцепы.

    Подвижной состав служит для выполнения транспортных и нетранспортных работ: перевозки грузов, пассажиров и специального оборудования для производства различных операций.

    Подвижной состав автомобильного транспорта очень разнообразен. Его можно классифицировать по назначению и проходимости (рис.1)

    Подвижной состав общего назначения служит для выполнения различных транспортных перевозок, специализированный - только для определенных транспортных перевозок, а специальный - для производства разнообразных нетранспортных работ.

    Классификация

    Рис. 1. Классификация типов подвижного состава автомобильного транспорта по назначению и проходимости

    Пассажирский подвижной состав предназначен для перевозки людей. К нему относятся легковые автомобили и автобусы.

    Легковые автомобили служат для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 человек).

    Легковые автомобили общего назначения имеют закрытые и открытые кузова. Специализированные легковые автомобили предназначены для перевозки пассажиров определенных категорий. К специализированным относятся автомобили скорой помощи, такси и др.

    Специальные легковые автомобили служат для выполнения нетранспортных работ. Они выпускаются на базе шасси легковых автомобилей и оборудуются специальными устройствами, аппаратурой и т.п. К специальным относятся лабораторные, исследовательские, милицейские автомобили и др.

    Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров. Автобусами общего назначения являются городские, пригородные и междугородные автобусы. К специализированным относятся санитарные, туристические и школьные автобусы.

    Автобусы имеют кузова вагонного и капотного типов и обычно выполняются на базе агрегатов грузовых автомобилей. Широкое распространение получили микроавтобусы, которые выпускаются на базе легковых автомобилей.

    Специальные автобусы выполняются на базе шасси автобусов общего назначения, могут иметь специальные кузова и оборудуются специальными устройствами, приборами, аппаратурой и др. К этим автобусам относятся подвижные технические станции, кинолаборатории, санитарно-ветеринарные автобусы и др.

    Грузовой подвижной состав служит для перевозки грузов различных видов. К нему относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, автопоезда, прицепы и полуприцепы.

    Грузовые автомобили могут быть общего назначения, специализированными и специальными.

    Грузовые автомобили общего назначения предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких (без тары). Они имеют грузовые кузова в виде бортовых платформ.

    Специализированные грузовые автомобили служат для перевозки грузов только определенных видов. Они имеют приспособленные для таких перевозок кузова и оборудуются специальными устройствами и приспособлениями для погрузки и разгрузки. К специализированным относятся автомобили-самосвалы, цистерны, фургоны, рефрижераторы, самопогрузчики.

    Специальные грузовые автомобили предназначены для выполнения разнообразных нетранспортных работ и операций. Они оборудованы специальными приспособлениями, механизмами, устройствами, изготавливаются на базе шасси грузовых автомобилей и могут иметь специальные кузова. К специальным грузовым автомобилям относятся коммунальные (мусороуборочные, снегоуборочные, поливочные и др.), пожарные, ремонтные мастерские, автокраны, автовышки, автокомпрессоры, автобетономешалки.

    Автопоезда позволяют увеличить производительность подвижного состава и снизить себестоимость перевозок. Так, в одинаковых условиях эксплуатации себестоимость перевозок автопоездом на 25 . 30 % ниже, а производительность в среднем в 1,5 раза выше, чем у одиночного автомобиля.

    Автопоезда состоят из автомобилей-тягачей, прицепов и полуприцепов. Автопоезда подразделяются на прицепные, седельные и роспуски.

    Прицепной автопоезд состоит из грузового автомобиля и одного или нескольких прицепов. Седельный автопоезд состоит из седельного автомобиля-тягача и полуприцепа, передняя часть которого закреплена на тягаче.

    Автопоезда-роспуски состоят из грузового автомобиля и прицепа-роспуска, оборудованного опорными балками (кониками) для крепления длинномерных грузов (леса, труб, сортового металла и др.).

    Прицепной подвижной состав включает в себя прицепы и полуприцепы, которые, как и автомобили, могут быть общего назначения, специализированными и специальными. Кроме того, прицепы могут быть легковыми и грузовыми.

    Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами состоит в том, что прицепы соединяются с автомобилем-тягачом тягово-сцепным устройством типа крюк - петля или шкворень - петля, а полуприцепы - опорным седельно-сцепным устройством.

    Конструкции прицепов и полуприцепов очень разнообразны. Они могут быть одноосными, двухосными и многоосными в зависимости от того, для перевозки каких грузов предназначены. Кроме того, прицепы и полуприцепы также могут быть как с активным приводом, так и без него. При активном приводе прицепы и полуприцепы имеют ведущие колеса, к которым подводятся мощность и момент от двигателя автомобиля-тягача, а без активного привода - не имеют ведущих колес.

    Проходимость подвижного состава (способность двигаться по плохим дорогам и вне дорог) различна в зависимости от его типа и назначения.

    В основу подразделения подвижного состава по проходимости положена колесная формула, выражающая цифровым индексом общее количество колес автомобиля и количество ведущих колес.

    Автомобили ограниченной проходимости предназначены для движения по дорогам с твердым покрытием и сухим грунтовым дорогам. Эти автомобили имеют два моста, один из которых ведущий (передний или задний). Колесная формула автомобилей ограниченной проходимости обозначается индексом 4x2, где первая цифра (4) означает общее число колес, а вторая цифра (2) показывает число ведущих колес. Если ведущие колеса автомобиля двухскатные (сдвоенные), то колесная формула обозначается также индексом 4x2.

    Автомобили повышенной проходимости предназначены главным образом для сельской местности. Их можно эксплуатировать как на грунтовых дорогах, так и на дорогах с твердым покрытием. Эти автомобили способны двигаться даже вне дорог и преодолевать при этом заболоченные, глинистые и заснеженные участки, а также водные преграды и крутые подъемы. Автомобили повышенной проходимости имеют несколько ведущих мостов. Их колесные формулы - 4x4, если у автомобиля два моста и оба ведущие, и 6 х 4, если автомобиль имеет три моста, из которых средний и задний являются ведущими.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Все о бизнесе