Все о бизнесе

Продолжим разговор о конкретных видах налогов. Сегодня речь пойдет о подоходном налоге. Подоходный , или налог на доходы физических лиц – один из самых важных и весомых прямых налогов, взимаемый в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтвержденных расходов, регламентированных законодательно. Под действие этого налога попадает практически все трудоспособное население всех, без исключения, развитых стран.

Кто и что подлежит обложению подоходным налогом.

Согласно законодательствам большинства стран, подлежат обложению подоходным налогом почти все виды доходов физического лица: заработная плата, сделки с недвижимостью, дивиденды от вкладов, выигрыши в лотереях и пр. Не подлежат обложению подоходным налогом, вообще или частично, расходы на благотворительность, некоторые отчисления в пенсионные фонды, некоторые виды страхования, государственные пособия, пенсии, оплата донорам за сданную кровь и пр. Полный перечень доходов, которые не учитываются при расчете подоходного налога, можно найти в налоговых кодексах, законах или у бухгалтера.

Системы начисления подоходного налога.

В большинстве стран используется глобальная система начисления данного налога. Т.е. суммируются все доходы физического лица за отчетный период и с полученной суммы (за вычетом, естественно льгот и скидок) начисляется налог. Например, при получении зарплаты физическим лицом в двух или более местах или при получении зарплаты и других видов доходов, все доходы суммируются, и налог исчисляется из полученной суммы.

Существует и раздельная система начисления подоходного налога, в которой налоги выплачиваются по разделам, соответствующим различным источникам доходов.

В некоторых странах базовая ставка подоходного налога постоянная и не зависит от величины дохода. Есть небольшое число стран с нулевой ставкой подоходного налога.

Но в большинстве развитых стран используется прогрессивный метод (прогрессивная шкала) начисления подоходного налога. Он заключается в том, что процент взимаемого налога увеличивается с увеличением дохода физического лица. Это позволяет перераспределять налоговое бремя на лица с большими доходами. Для примера приведу ставки подоходного налога в США. В США ставки федерального подоходного налога взимаются по многоступенчатой схеме и по состоянию на 2014 год начинаются с 10 %, проходят по нарастающей 7 ступеней и доходят до максимума в 39,6 %. Границы ступеней налогообложения зависят от семейного статуса налогоплательщика. Различают следующие категории: один субъект, семейная пара и родитель-одиночка. В случае семейной пары подаётся совместная налоговая декларация. К этой же категории относятся вдова или вдовец, получающие пенсию за своего супруга или супругу (пенсии тоже облагаются налогом). Кроме федерального налога каждый штат взимает дополнительно свой налог. В результате суммарный налог может достигать 50 %.

В некоторых странах физические лица или индивидуальные с небольшим доходом освобождаются от уплаты подоходного налога, а начисление налога начинается с некоторой, оговоренной законодательством, суммы дохода. Ставки подоходного налога в разных странах колеблются в очень широких пределах от 0 до 56%.

Как начисляется подоходный налог.

Подоходный налог в основном удерживается с заработной платы работников работодателем, который выплачивает сумму налога в налоговые органы. Но в тех случаях, когда у физического лица появился иной доход, помимо зарплаты, начисление и выплата налога осуществляются самостоятельно физическим лицом или с помощью налогового агента. Обычно выплаты подоходного налога производятся ежемесячно, а затем уточняются за отчетный период. Это может быть квартал или год.

Начисление подоходного налога с постоянной ставкой очень простое и всем понятное. Например, если вы получаете заработную плату в 1000 У.Е., работодатель, скорее всего, удержит у вас налог (например, 15%) и выплатит Вам только 85 У.Е., 15 У.Е. он перечислит в налоговые органы.

Несколько сложнее начисление прогрессивного подоходного налога. Поэтому рассмотрим на совершенно условном примере, как он начисляется. Итак, в некотором государстве установлена следующая шкала прогрессивного подоходного налога:

— доход до 5000 У.Е. полностью освобожден от уплаты налога, т.е. ставка налога равна нулю;

— доход от 5001 У.Е. до 10000 У.Е. – ставка подоходного налога 10%;

— доход от 10001 У.Е. до 20000 У.Е. – ставка 20%;

— доход от 20001 У.Е. до 30000 У.Е. – ставка 30%;

— доход от 30001 У.Е. и выше – ставка 40%.

Какой-то человек, не имеющий налоговых льгот, заработал за отчетный период 45000У.Е.

Налоги, которые он должен заплатить, рассчитываются в следующей последовательности:

— на первые 5000 У.Е. дохода налоги не начисляются, сумма налога равна 0;

— на вторые 5000 У.Е. дохода ставка налога 10% и сумма налога составит 500 У.Е.;

— на следующие 10000 У.Е. дохода ставка 20% и сумма налога составит 2000 У.Е.;

— на следующие 10000 У.Е. дохода ставка 30% и сумма налога составит 3000 У.Е.;

— на оставшиеся 15000 У.Е. дохода ставка 40% и сумма налога составит 6000 У.Е.

Суммируем полученные результаты и получим 11500 У.Е.

Таким образом, этот человек должен уплатить подоходный налог в сумме 11500 У.Е.

Заключение.

Как видите, все не так и сложно. Но, естественно я изложил только принцип расчета. Обычно расчетом подоходного налога (как и всех других налогов) занимается ваш бухгалтер. Он и учтет при начислении налога все нюансы и льготы. А непосредственно предпринимателю , думаю, описанного выше вполне достаточно.

В следующих статьях продолжим говорить о налогах, наиболее часто встречающихся в практической деятельности предпринимателя . Кому интересна эта тема, следите за обновлениями сайта.

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условия рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Особая роль отводится прямому налогообложению, поскольку манипулирование ставками прямых налогов, изменение механизма их взимания моментально сказываются на деятельности предприятий.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики налогоплательщиков. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система Кыргызской Республики создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию отечественной налоговой системы.

Подоходный налог и порядок его взымания

Определение и взимание налога. Подоходный налог – это общегосударственный налог, уплачиваемый физическими лицами. Налог взимается на территории всей страны по единым ставкам.

Существуют два способа взимания подоходного налога:

1) удержание налога у источника выплаты дохода (например, при выдаче зарплаты работнику с него удерживается подоходный налог);

2) уплата налога по декларации о доходах (существуют ежемесячные текущие платежи подоходного налога по итогам финансово-хозяйственной деятельности; далее, по истечении года производится окончательный перерасчет подоходного налога, исходя из данных, указанных в декларации о доходах).

Необходимо ввести некоторые определения, касающиеся расчета подоходного налога.

Совокупный годовой доход (Д) – это все виды доходов, полученные в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг. Вычеты расходов (В) – это вычитаемые затраты налогоплательщика, связанные с его экономической деятельностью, из совокупного годового дохода, разрешенные в соответствии с положениями Налогового Кодекса.

Объектом налогообложения является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренными Налоговым Кодексом Кыргызской Республики.

Состав совокупного годового дохода и разрешенные вычеты расходов, принятые Налоговым Кодексом, приведены в приложении.

Страховые взносы. В состав разрешенных вычетов из совокупного годового дохода входят страховые взносы в: Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и Пенсионный Фонд, на которых необходимо остановиться подробнее. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики отчисления в виде страховых взносов: для индивидуального предпринимателя – производит отчисления ежемесячно в размере 38% от 3-х-кратной минимальной месячной зарплаты, выплачиваемые в течение года и с последующим перерасчетом от фактически полученного дохода по итогам года на основании декларации о доходах.

Фактически полученный доход – это доход, равный разности совокупного годового дохода и вычетами расходов, разрешенными в соответствии с Налоговым Кодексом.

Среднемесячный размер фактически полученного дохода, с которого начисляются страховые взносы, не превышает 100-кратного размера минимальной зарплаты (на 1.01.99 г. минимальная зарплата – 100 сом).

Если фактически полученный доход меньше 100-кратной минимальной зарплаты, то предпринимателю следует заплатить 38% от фактически полученного дохода.

Если фактически полученный доход больше 100-кратной минимальной зарплаты, то предпринимателю следует заплатить 38% от 100-кратной минимальной зарплаты.

Для индивидуального предпринимателя, работающего по патенту –

производит уплату страховых взносов путем приобретения страховых полисов в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики;

Для индивидуального предпринимателя, использующего наемный труд – производит страховые взносы в размере 31% от выплат работникам, которые распределяются следующим образом: 25,5% от выплат, начисленных в пользу работников, идущие в пенсионный фонд; – 2% от всех выплат, начисленных в пользу работников – в Фонд социального страхования; 1,5% от всех видов выплат, начисленных в пользу работников – в Фонд занятости; 2% от всех видов выплат, начисленных в пользу работников – в Фонд медицинского страхования;

Для работающих граждан-инвалидов 1 и 2 группы – ежемесячно в Пенсионный фонд от всех выплат – 2%.

Освобождаются от страховых взносов в Фонд занятости все выплаты, начисленные в пользу: 1) инвалидов 1 и 2 группы; 2) принятых на работу на вновь созданные в течение календарного года рабочие места.

Для нанимателей – предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нанимающих иностранного работника, ежемесячно в Фонд занятости дополнительно – в размере месячной зарплаты нанятого иностранного работника (кроме нанимателей, нанимающих временно иностранных граждан для сельхозработ и международных организаций, дипломатических представительств и миссий).

Для крестьянских и фермерских хозяйств страховые взносы устанавливаются ежеквартально в размере базовой ставки земельного налога. Фермерские и крестьянские хозяйства, использующие наемный труд работников, не имеющих долей в земельном фонде хозяйства, уплачивают страховые взносы по указанным работникам – 31%.

Где X– налогооблагаемый доход.

В структуре поступлений в доход государственного бюджета данный налог занимает менее 8% и является наиболее стабильным в плане сбора. На протяжении анализируемого периода доля данного налога в доходных поступлениях не изменялась на протяжении всего периода. Наибольший удельный вес данный налог составил в последние годы – 7.5%. В 2000 и 2001 финансовом году доля подоходного налога составила – 7.5% в доходах государственного бюджета.


На основе анализа поступлений подоходного налога по годам отмечается тенденция к снижению его удельного веса (табл. 7).

Поступления подоходного налога в бюджет за 2000 год в целом по республике и в разрезе регионов показывает, что местными налоговыми органами предпринимаются определенные меры.

Таблица 2. Подоходный налог с физических лиц с 2007 по 2009 гг.

Так, как видно из таблицы, по сравнению с 1999 г. увеличились поступления по подоходному налогу, взимаемому налоговыми органами. Хотя доля подоходного налога за последние два года остались на одном уровне, то по отношению к ВВП доля данного налога имеет тенденцию увеличения. Также наблюдается увеличение доли данного налога в налоговых поступлениях.

Рост поступлений подоходного налога по патентной системе по сравнению с предыдущим годом обеспечен улучшением администрирования, развитием и расширением патентной системы налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Введение в 2007 г. патентирования на 27 видов предпринимательской деятельности значительно расширило налогооблагаемую базу данного налога. Так, в течение 2007 г. налоговыми органами республики выдано 300180 патентов на общую сумму 74,5 млн. сомов, против 240576 патентов на сумму 58,3 млн. сомов в 1998 г. Если в 2007 г. в среднем за месяц поступало в бюджет около 5,5 млн. сомов, в 2008 г. ежемесячно – 8,9 млн. сомов, то в 2009 г. – 8,9 млн. сомов.

Рассматривая действующую систему взимания подоходного налога, необходимо отметить, что она является достаточно эффективной в том случае, когда удержание налогов производится у субъектов с фиксированной заработной платой и прозрачной бухгалтерской отчетностью. В основном, это государственные служащие и работники крупных предприятий. Однако, увеличение удельного веса субъектов малого предпринимательства с неконтролируемыми доходами и затратами привело к необходимости внедрения наряду с принятой практикой обложения совокупного дохода введение упрощенной системы налогообложения. Первым этапом данной системы явилось взимание подоходного налога на патентной основе. Это увеличило охват налогообложением частных предпринимателей, однако, часть налоговой базы уходит от налогообложения, о чем свидетельствуют аналитические данные, в соответствии с которыми удельный вес подоходного налога в налоговых поступлениях снизился с 13,7% в 2002 году до 9,8% в 2009 году. Доля подоходного налога в ВВП снизилась с 1,9% в 1994 году до 1,4% в 2009 году.

Основными направлениями реформирования подоходного налога должно быть дальнейшее развитие упрощения системы налогообложения в различных ее формах. Применение ее должно осуществляться на добровольной основе и являться альтернативной основной системе. Совершенствование упрощенной системы должно вестись по пути включения в сумму фиксированного платежа не только подоходного налога, но всех обязательных платежей, определяемых законодательством.

Совершенствование подоходного налога в современных условиях

Развитие налоговой системы Кыргызстана должно удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, быть достаточным для покрытия необходимых расходов государства, а во-вторых, стимулировать развитие реальных секторов экономики, т.е. ставки налогов должны иметь тенденцию к снижению. Именно снижение ставок налогов позволит налоговым органам значительно расширить налогооблагаемую базу за счет снижения объемов «теневой экономики». Разные специалисты по-разному оценивают эти объемы. Специальных исследований по этой проблеме не проводилось, но можно ориентироваться на разработки зарубежных исследователей. Они считают, что даже в рыночно-развитых странах эти объемы составляют от 10 до 30%. Нет основания считать, что в нашем государстве при переходе к рынку объемы скрываемых доходов будут меньше максимальной оценки в 30%. Из этого следует, что принятие мер по расширению налогооблагаемой базы может дать 25 – 30% повышение налоговых поступлений и при оплате дефицита. может остаться сумма профицита. Но сумму профицита можно уменьшить все или часть видов с тем, чтобы стимулировать развитие производства в республике.

Для расширения налогооблагаемой базы нужно использовать как возможности налоговых служб, так и средства массовой информации для разъяснения направлений налоговых выплат для социальных и экономических нужд государства. Пока в некоторой части предпринимателей наибольшим уважением пользуются лица, скрывшие все или часть доходов. «Тысячи людей думают о пополнении бюджета, а миллионы о том, как бы заплатить поменьше».

Налоги в нашем государстве пока не очень стимулируют развитие производства, выполняя одну, главную фискальную функцию. Распределительная функция не очень значительна, так как, в основном, население живет за чертой бедности и поэтому снижение ставок налогов не прихоть предпринимателей, а насущная проблема. В настоящее время, когда даже подоходный налог с населения не учитывает прожиточный минимум, стремление укрыть налоги не только не снизится, а может даже возрасти, так как эти средства

Управление налогообложением – это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления.

В результате проведенного анализа выяснили, что прямое налогообложение в большей степени относится к юридическим лицам, поскольку основу прямого налогообложения в первую очередь составляет налог на прибыль, уплачиваемый юридическии лицами, земельный налог, также в основном уплачиваемый юридическими лицами, а также местные налоги, большнством которых облагаются юридические лица. В этой связи совершенствование прямого налогобложения в первую очередь предполагает совершенствование механизма налогобложения юридических лиц. Поэтому считаем необходимым рассмотреть налоговое планирование и прогнозирование на предприятии, налоговое регулирование, в частности налоговый менеджмент, как основные методы снижения бремени налогов на предприятии.

Государственный налоговый менеджмент должен обеспечить:

– надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке и состоянии экономики государства, структуре и динамике налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, конкретного спроса, потребностей общества, т.е. информацию о внешних условиях функционирования системы;

– создание ставок налогов, их сочетания, которые более полно удовлетворяют требованиям государства;

– необходимое воздействие на физические и юридические лица, на экономику, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы налогообложения.

Развитие теории и практики менеджмента определяется целым рядом обстоятельств, среди которых можно выделить следующее:

1. нацеленность на достижение конечного практического результата налоговой деятельности. Эффективная реализация утвержденных мероприятий в намеченных объемах в соответствии с долговременной целью, намеченной государством.

2. концентрацию исследовательских, практических и контролирующих усилий на решающих направлениях деятельности.

3. направленность государства не на сиюминутный, а на долговременный результат работы. Это требует особого внимания к прогнозным исследованиям, разработке на основе их результатов ставок различных налогов, обеспечивающих и стимулирующих высокоприбыльную хозяйственную деятельность.

4. применение в единстве взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям членов общества (физических и юридических лиц) с одновременным целенаправленным воздействием на них.

Экономический смысл менеджмента бюджетной системы состоит в стимулировании ускорения отдачи производственных фондов предприятий, повышения мобильности производства и уровня конкурентоспособности товаров, своевременного создания новых товаров и ускорения их продвижения не просто на рынки, а на тех из них, на которых может быть достигнут максимальный коммерческий эффект.

Налоговый менеджмент в целом, основывающийся на положениях налогового права и дополняющий их, с теоретико-практической точки зрения можно назвать, своего рода, стержнем всей структуры элементов налогового механизма. Все его слагаемые: планирование, регулирование и контроль – суть управленческих действий профессионалов в органах власти, управления, в НИИ и т.д. Нормы налогового права позволяют организовать рациональную систему налогового менеджмента, распространить на весь налоговый механизм.

В условиях переходного периода, когда сохраняются административно – командные методы управления государства налоговый менеджмент должен прийти на смену традиционным подходам к управлению налогообложением, став важнейшим сегментом управления государством в целом. Становление рыночных основ управления экономикой и определения роли государства в этом процессе и есть сложнейшая проблема.

Менеджмент налоговой политики должен способствовать выходу на рынок, т.е. увеличению видов налогов, отражающих происходящие изменения – при умеренных ставках, с четким обоснованием, обеспечивающих и стимулирующих развитие производственной базы государства для перспективного расширения и пополнения налогооблагаемой базы.

Расширение налогооблагаемой базы, в частности при прямом налогообложении, должно отвечать четырем условиям производственного менеджмента:

а) выход на новый рынок, т.е. найти новые слои потребителей, новые способы и сферы применения для своего продукта или выйти на новые географические рынки, в т.ч. внешние (экспорт), что увеличивает уплату таможенных пошлин;

б) расширение ассортимента продукции по желаниям различных групп потребителей, что увеличивает фонд заработной платы за счет увеличения численности работников;

в) выход с новыми продуктами на новые рынки. Часто используются как апробирование нового товара на менее важном для имиджа фирм внешнем и внутреннем рынках. Это позволяет с наименьшими затратами при положительном результате расширить рынок сбыта и привлечь к товару дополнительное внимание. Соответственно растет и налогооблагаемая база.

Естественно, что государство, небогатое природными ресурсами, не станет устанавливать высокие ставки налогов на добывающие отрасли, а при значительных залежах полезных ископаемых налоги с добывающих и перерабатывающих минеральное сырье предприятий могут, стать важнейшим источником финансовых средств в бюджет.

Налог на прибыль как один из главных видов прямых налогов, в последние десятилетия находится в центре внимания западных экономистов. Объясняется это двумя причинами.

Во-первых, с введением во время второй мировой войны налог на прибыль, в качестве одного из важных источников госбюджета, произошла заметная трансформация частнопредпринимательской деятельности. До этого важнейшим стимулом накопления капитала и его межотраслевого распределения служила норма прибыли. При использовании налога на прибыль, норма прибыли перестает быть главным определяющим параметром вложения инвестиций. Компании зачастую ориентируются на налоговые льготы и объемы налогообложения, чем на норму прибыли при выборе направления вложения средств. При обследовании в странах ЕС 8 тысяч различных предприятий, было установлено, что определяющим параметром выбора варианта развития предприятий и вложения средств явилось именно налогообложение около, 48% промышленных предприятий и 78% финансовых организаций.

Во-вторых, столь важная роль налогообложения прибыли в определении инвестиционной и всей производственной деятельности определила достаточно жесткие рамки ее фискальным масштабам. Облагая прибыль чрезмерным налогом, государство неминуемо сталкивается с ослаблением частнопредпринимательской деятельности. Поэтому наряду с важностью этого налога для фискальных целей, т.е. пополнение бюджета, проявляется стимулирующая функция этого налога. Оптимальное сочетание фискальной и стимулирующей функций – задача государства и здесь можно опираться на опыт других стран, где найдено рациональное сочетание.

До начала XX века в западной экономической мысли отсутствовала самостоятельная теория прибыли. Прибыль разными экономистами рассматривалась как плата за квалифицированный труд управления, «ожидание» собственника капитала. Рассматривались лишь проблемы происхождения процента.

Перелом в экономической мысли произошел в связи с идеями, выдвинутыми в 1899 году Дж.Б. Кларком в работе «Распределение богатства».

В дальнейшем разные экономисты развивали теорию прибыли и к настоящему моменту в качестве источников прибыли выделяются три вида доходов, а именно:

1. вознаграждение за риск и неопределенность;

2. вознаграждение за новаторство;

3. результат несовершенств в рыночной структуре.

Именно прибыль становится определяющим фактором развития частнопредпринимательской деятельности. Так, Макконелл считает, что «Прибыль – это генератор капиталистической экономики. Как таковая, прибыль воздействует и на уровень использования ресурсов, и на их распределение среди альтернативных пользователей»

Налог на прибыль вначале был введен в чисто фискальных целях, так как государства нуждались в дополнительных финансовых источниках для ведения войн. Так, во время войны в Корее в 1951–1953 гг. общая ставка налога и сверхприбыль достигла в США 82% и этот налог в сумме всех поступлений составляет в бюджете около третьей части.

Однако чрезмерная фискальная нагрузка действовала очень отрицательно на производственно-стимулирующую роль прибыли, что уже во время войны во Вьетнаме доля налога на прибыль в бюджете была снижена до 15–17%, а в мирное время не достигает и 10%.

Вместе с тем, для стимулирования использовались различные льготы, прежде всего на инвестирование средств и научно-исследовательские работы.

В 70-х годах появились «кривые Лаффера», которые доказывали, что, как ни парадоксально, но снижение ставок налога на прибыль может не только сохранить объем поступлений в бюджет, но даже увеличить его. Обосновывается идея А. Лаффера тем, что «более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сдерживаниям и инвестициям, инновациям и принятию деловых рисков, подталкивая таким образом существенное расширение национального производства и дохода».

Лаффер полагал, что максимальной ставкой налога на прибыль должна быть величина между 20 и 25 процентами. При ставке налога более 50% проявляется дестабилизирующие тенденции на экономическую деятельность.

В практике многих стран установлена ставка около трети прибыли, т.е. 30–40%.

Идеи Лаффера нашли отражения в практике применения налогов на прибыль. Так, в 1982 г. администрация президента Р. Рейгана снизила максимальную ставку налога на прибыль с 46 до 34%.

В Англии правительство М. Тетчер снижало ставки в несколько приемов, а именно: 52 до 50% в 1983 году, до 45% в 1984 году, до 35% в 1985 и до 33% в 1991 году.

Франция также проводила снижения ставок, за длительный период – с 1986 к 1994 году – ставка была снижена с 50 до 34%, но затем повышена до 37%. Одновременно в этих странах уменьшались предоставляемые льготы по налогообложению.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что основной упор должен делаться на прямые налоги, в частности на налог на доходы физических лиц. Если говорить о размерах и доле нашего подоходного налога, то его доля на сегодня составляет не более 10%.

Плательщиками подоходного налога являются все физические лица-резиденты и нерезиденты Кыргызской Республики, имеющие доход. Члены крестьянских и фермерских хозяйств, их объединений, ассоциаций и других сельскохозяйственных формирований, для которых земля является основным средством производства и основным источником дохода, уплачивают только земельный налог. Объектом обложения налогом является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами.

К совокупному годовому доходу относятся все виды доходов, полученные в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг.

Каждый налогоплательщик имеет право на ежемесячные вычеты из совокупного дохода в размере четырехмесячной минимальной заработной платы в течение года. Налогоплательщик имеет право на дополнительный ежемесячный вычет из совокупного дохода:

1) на каждого иждивенца в семье – по одной минимальной месячной заработной плате;

2) на женщину-мать в семье налогоплательщика, родившую и воспитавшую 4 и более детей, дополнительно к пункту 1) – одной минимальной месячной заработной платы в течение года.

Право дополнительного вычета за каждый месяц налогового года имеют:

1) инвалиды и участники Гражданской, Великой Отечественной войн, войны в Афганистане и в других странах, а также инвалиды I и II групп в размере 4-кратного минимального месячного заработка;

2) вдовы погибших военнослужащих, принимавших участие по межгосударственным соглашениям в войне в Афганистане и в других странах, а также инвалиды III группы – в размере 3-кратного минимального месячного заработка;

3) Лица (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие участие в ликвидации последствий аварии в пределах зоны отчуждений или занятые на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС – в размере 4-кратного минимального месячного заработка.

Расходы налогоплательщика по уплате процентов по долговому обязательству подлежат вычету из его совокупного годового дохода в том случае, если сумма долга была использована на развитие и осуществление экономической деятельности налогоплательщика. Размеры вычета определяются исходя из суммы долга, подлежащей погашению в текущем налоговом году, умноженной на 1,5 ставки рефинансирования Национального банка Кыргызской Республики на момент образования долга.

Совокупный годовой доход физического лица уменьшается на сумму взносов в Социальный Фонд при Правительстве Кыргызской Республики в пределах норм отчислений.

В совокупный годовой доход физических лиц не включаются полученные ими доходы от продажи, обмена или других видов распоряжения движимым и недвижимым имуществом, принадлежащим налогоплательщику.

Налогооблагаемый доход у источника выплаты до 2002 года – физического лица подлежал обложению налогом по следующим ставкам в зависимости от совокупного дохода, полученного в календарном году:

1) до 5-кратной минимальной годовой заработной платы – 5 процентов с суммы дохода;

2) от 5 до 20-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 5-кратной минимальной годовой заработной платы плюс 10 процентов с суммы, превышающей ее;

3) от 20 до 100-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 20-кратной минимальной годовой заработной платы плюс 20 процентов с суммы, превышающей ее;

4) свыше 100-кратной минимальной годовой заработной платы – сумма налога с 100-кратной минимальной заработной платы плюс 33 процента с суммы, превышающей ее.

В 2002 году была проведена реформа вследствие чего, были изменены ставки данного налога. Так доход до 5 тысяч сом облагается по ставке 10% и 20% с суммы превышающей его. Вследствие таких реформ снизилось налоговое бремя с физических лиц получающих доход превышающий 5 тысяч сом. Таким образом, предприниматели получающие весомый доход будут выходить из теневого бизнеса.

Рассмотрим, как с позиции государственного налогового менеджмента можно регулировать ставки налогов и зависимость сумм поступлений от их размеров. Естественно, уменьшение или увеличение налогового бремени сказывается на итогах работы каждого предприятия, и оно старается выявить возможности даже при определенных ставках налогов, снизить их тяжесть для своего предприятия. Так, изменением цен на свою продукцию, предприятие может увеличить или уменьшить налогооблагаемую базу. Например, при ставке налога К предприятие получает Р прибыль. Ставки налога изменились и стали К. Тогда прибыль Р1 должна быть не меньше прибыли Р, иначе предприятие изменит цены на свою продукцию и постарается сохранить свою прибыль в необходимых размерах, т.е. Р1>Р.

Каждое предприятие стремится увеличить прибыль – ведь именно ради прибыли оно и работает. Прибыль у предприятия остается за вычетом всех причитающихся налогов и расходов по производству. Следовательно, если предприятие в состоянии диктовать свои цены на товары и услуги и является прайсмекером, то манипулирование ценами может не только снизить суммарное налоговое бремя, но и изменить спрос на выпускаемые товары. Если же предприятие является прайсмекером, т.е. не может влиять на цену товара, то оно может регулировать свою прибыль и, естественно, выплачиваемые налоги, с помощью изменения объемов производства.

В первом случае, конечно, возможности у предприятий гораздо шире, так как кроме цен, оно может изменять и масштабы производства, что значительно влияет на объемы получаемой прибыли.

Предприятие реагирует на налоги и изменением ассортимента предлагаемых товаров. Технологические и затратные характеристики производства также могут изменяться в зависимости от размеров применяемых налогов. В случае резкого увеличения объемов прибыли и начисления налога на прибыль по повышенной ставке, предприятие снизит цену товара и, соответственно, налогооблагаемый объем.

Снижение налогооблагаемой базы может быть как легальным, так и нелегальным, т.е. часть предприятия будет работать в «теневой экономике». Легальное снижение налогооблагаемой базы предполагает использование налоговых льгот, предусмотренных законодательством. Высокая степень нелегального снижения налогооблагаемой базы характеризует слишком высокие, подчас непосильные ставки налогообложения, так как предприятие сильно рискует, скрывая от фискальных органов свои доходы и объемы производства.

Кстати, в царской России ставка в 1% от суммы товарооборота позволяла рыночной экономике действовать в полную меру, сокрытие же доходов облагалось повышенной и совершенно неприемлемой ставкой и поэтому купцы и заводчики старались не скрывать свои доходы.

Кроме того, существовали гильдии и иные звания, присуждаемые в зависимости от размеров товарооборота, т.е. существовал моральный стимул к увеличению объемов товарооборота, так как каждое высшее звание давало его владельцу как моральные, так и материальные льготы и привилегии.

Предприятия выпускают различную продукцию, на различном сырье и оборудовании, используют различную технологию, т.е. находятся в различных экономических условиях. Использование унифицированного налогообложения для таких предприятий вызывает различные проблемы и тенденции в деятельности разных предприятий. Унификация фискальной политики удобна для государства и налоговых органов.

Но в последнее время учеными выявлена четкая зависимость от эластичности спроса на товар. В общем случае предприятия (фирмы, компании) с одинаковыми воспроизводственными характеристиками при одинаковом фискальном давлении будут придерживаться прямо противоположных целевых стратегий, если они попадают в разные группы с точки зрения эластичности спроса на их продукцию.

Так, например, имеются не только предприятия, но и целые отрасли, спрос на продукцию которых мало эластичен, а в ряде случаев эластичность может быть строго положительной. К таким отраслям и производствам относится топливно-энергетический комплекс.

Имеются и другие производства, попадающие под действие одного из четырех хорошо известных эффектов: замены (Гиффина), Веблена, снобизма и повального увеличения. Эффект замены проявляется в переключении спроса с одной группы товаров на другую, а эффект Веблена – в росте спроса из-за отождествлениям потребителем происходящего роста цен с ростом качества товаров.

Для таких структур эластичность спроса часто бывает положительной. К ним относятся предприятия, специализирующиеся на производстве украшений, ювелирных изделий, ультрамодных товаров и товаров первой необходимости.

Именно рассмотренные выше предприятия и отрасли могут выдержать самый тяжелый налоговый пресс и от введения на их продукцию и доходы значительных ставок налогов выигрывают все слои общества.

Другие предприятия, наоборот, при высоких ставках налогообложения могут оказаться в весьма трудных условиях. Здесь желательно вводить достаточно либеральные ставки налогов. В противном случае возможно развитие стагфляции, перерастающей в производственный коллапс на фоне галопирующей инфляции.

Заключение

Главным основным атрибутом по значению и объемам в любом государстве являются налоги. Налоги представляют собой выплаты физических и юридических лиц по определенным ставкам за получение доходов.

Государству требуются значительные суммы в виде налогов, а предприниматели добиваются сокращения ставок и видов налогов, так как эти средства приходится изымать из оборота. Поэтому в каждом государстве ставят две задачи: максимизировать поступления в бюджет и минимизировать ставки и объемы налогов.

Налоги в нашей республике действуют разные, и по разным ставкам. Налоговые поступления в бюджет в доле к ВВП снизились, и это снижение объясняется тем, что произошли структурные изменения в экономике, в частности, увеличились объемы выпуска продукции совместных и иностранных предприятий, облагаемых налогом по льготным ставкам. Сказались и негативные явления, такие, как рост, числа убыточных предприятий и неплатежи в бюджет, а также сокрытие доходов различными методами.

Учитывая опыт развитых стран, целесообразно заранее извещать налогоплательщика о проведении налоговой проверки (в срок от 3 до 5 дней), а налоговые проверки предприятий и организаций, которые не имели нарушений, должны проводиться не чаще чем один раз год в год. Если же налогоплательщик регулярно сдает отчетность, не выявляющую никаких нарушений, то он может освобождаться от проверок на несколько лет.

Основные проблемы устранения неплатежей налогов юридическими лицами являются в современных условиях особо важными. Сложившаяся в стране экономическая ситуация требует принятия срочных мер по полной мобилизации в бюджет всех уровней налоговых поступлений.

В действующем законодательстве в области налогообложения в настоящее время отсутствует обоснованное представление о видах доходов, подлежащих налогообложению. Принятое в настоящее время разделение доходов и расходов по трем категориям – производство и реализация продукции, реализация основных фондов и внереализационные операции – в значительной степени условно. Поэтому многие вопросы решаются не путем применения норм закона, а ведомственно, через инструкции, письма, разъяснения, когда трудно избежать двойного налогообложения.

Ряд налогов подлежит принудительному реформированию. К таким налогам относятся введение налога на недвижимость.

Совершенствование механизма функционирования налога на недвижимость предлагает: создание кадастра земли, кадастра недвижимости, реестр собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью, создание системы юридического консультирования по вопросам оценки земли.

При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественного параметра, в основе приоритетов также должно быть заложено решение проблем экологии и социальной сферы, развитие производства товаров народного потребления, торговли и бытового обслуживания населения. Анализ проделанный в работе показал что основной акцент в области пополнения бюджета страны делается на косвенные налоги, хотя считается что для регулирования экономики наиболее приемлемым инструментом являются прямые налоги.

Совершенствование налоговой системы в Кыргызской Республике позволит быстро и надежно решить практически все вопросы, мешающие стране нормально и достойно развиваться.

Список использованной литературы

налог подоходный взимание реформирование

2. Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Налоговый Кодекс Кыргызской Республики» от 21 декабря 1999 г. №135 // Нормативные акты КР – 1999.

3. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 1 ноября 1996 г. №201 «О некоторых мерах по усилению государственного налогового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов» // Бизнесмен К – 1996, №84.

4. Постановление Правительства Кыргызской Республики от 9 августа 1995 г. №340 «О состоянии дел по совершенствованию сбора налогов путем внедрения ККМ» // Нормативные акты КР -1995, №8.

5. Сборник нормативных актов по налогам и налогообложению // ГНИ при МФКР – Б, Нормативные акты, 1998.

6. Все о налогах: Нормативные акты КР // ГНИ при МФКР – Бишкек, 1997.

7. Асанбекова Т.А. «Налоговый учет и аудит расчетов с бюджетом». // Учебник. Б, 1999.


«Основы бизнеса в Кыргызстане» коллектив Бишкекского Центра поддержки МСП (проект ПРООН/ЮНИДО/КЫР/97/001). Бишкек, 10 января 2000г. стр. 158

Подоходный налог в России – один из разновидности прямых налогов. Официальное его название – налог с доходов физических лиц (НДФЛ). Как и в большинстве стран, использующих налог на доходы, в нашей стране он является одним из приоритетных источников наполнения бюджета. Интерес к этому налогу абсолютно обоснован, ведь он проникает во множество сфер нашей жизни и тесно связан с такими событиями, как получение зарплаты, иного дохода, покупка – продажа недвижимости, реализация бу вещей и прочее.

История подоходного налога в России.

Свое существование подоходный налог в России начал с 1812 года. С тех пор он много раз менялся, однако не всегда его ставка была фиксированной. Зачастую налогом облагались высокие доходы, а низкие могли не облагаться и вовсе. Однако, начиная с 2001 года, НДФЛ стал таким, в каком виде он есть сейчас – это ставка 13% (помимо исключений) для любых доходов.

Возвращаясь к первоистокам возникновения этого налога, отметим, что два века назад он взимался с доходов помещиков от их недвижимости. Ставка была прогрессивной (изменялась от роста доходов), а также существовал нижний предел, по которому налог не начислялся – 500 рублей в год.
Советское правительство многократно пересматривало ставки налога, даже пыталось его отменить. Однако этого так и не произошло. А последние изменения в СССР были следующими: устанавливался нижний и верхний предел доходов. По нижнему (70 рублей) налог не начислялся. Все доходы, превышающие верхний (от 100 рублей) — облагались ставкой 13%. Помимо этого была и фиксированная величина налога – для доходов в этом промежутке. При этом, если доход был значительный, то налогоплательщик оплачивал и фиксированную часть, и дополнительную – 13%.

2001 год принес России новый налоговый кодекс и новый налог на доходы. Прогрессивную шкалу сменила плоская, существующая и по сей день — физические лица платят в бюджет фиксировано 13% от своего дохода.
Но мысли о прогрессивной ставке НДФЛ не покидают политиков, и впервые после многих лет действия фиксированной ставки, в 2015 году снова заговорили об изменениях. И не только заговорили, а и подали несколько соответствующих законопроектов в Госдуму. Помимо желания снова пользоваться прогрессивной шкалой, рассматривается вариант отмены налога с доходов, равных прожиточному минимуму. Такие предложения от депутатов поступают с завидной регулярностью, однако пока что ни одно из них не было согласовано на законодательном уровне. Именно поэтому однозначно сейчас сказать нельзя, станет ли 2016 год знаковым в этом плане. Но можно спрогнозировать некоторые последствия введения прогрессивной ставки, о чем поговорим немного позже.

Подоходный налог в России: плательщики налога.

В отношении подоходного налога законодательство предусмотрело 23 главу Налогового кодекса.
Существуют две группы лиц, в обязанности которых входит его оплата – это резиденты и нерезиденты. 183 дня непрерывного пребывания на территории России — и человек признается резидентом. Соответственно, те люди, которые постоянно проживают за рубежом или находятся в стране меньше указанного срока – считаются нерезидентами. При этом резидентами могут быть, как граждане России, так и иностранцы. Главный критерий – это срок пребывания в стране. При этом если Вы хотите получить российское резидентство и уже прожили некоторое время в России, однако вынуждены покинуть территорию страны на непродолжительный срок (не более полугода), то срок Вашего пребывания не прервется лишь в том случае, если причиной выезда является обучение или лечение.

Какой объект налогообложения НДФЛ?

Это доход, полученный резидентами и нерезидентами. При этом доход может иметь как денежную форму (зарплата, другие доходы от выполненных работ или предоставленных услуг, доход от аренды, от продажи имущества и т.д.) так и натуральную (недвижимость, земельные участки, имущественные права и т.д.).
Облагается НДФЛ доход с источником происхождения в России как для резидентов, так и для нерезидентов. Например, при продаже недвижимости, зарегистрированной в РФ, налог на доходы для резидентов будет составлять 13%, а для нерезидентов – 30%. А также обложению налогом подлежит доход с зарубежным источником происхождения (только для резидентов).

Относительно доходов, полученных в иностранной валюте, то они также являются объектом налогообложения. Расчет ведется исходя из эквивалента в рублях по курсу Банка России, установленному на дату получения доходов.

Ставки подоходного налога!
Как уже было отмечено, стандартная ставка налога на доходы в России составляет 13%. Она применяется уже практически 15 лет. Однако есть и исключения, которые сейчас и рассмотрим.
Ставку 9% применяют для:

Ставку 30% применяют для:

Ставку 35% применяют для:

Какие существуют налоговые вычеты по НДФЛ?

Государством предусмотрены специальные льготы, уменьшающие налогооблагаемую базу НДФЛ. Ими и являются налоговые вычеты. В зависимости от механизма своего действия, можно дать следующую классификацию вычетам:

1. Стандартные – это льготы, которые не зависят от осуществленных расходов, а предоставляются определенным категориям населения в четко определенной сумме. Они распространяются на менее защищенные слои населения (многодетные семьи, семьи с приемными детьми, опекунами и попечителями, инвалидам и т.д.), а также людям, имеющих определенные заслуги перед государством (инвалидов ВОВ, ликвидаторов ЧАЭС, ПО «Маяк», людям, проводившим испытания ядерного оружия, героям СССР, героям России, бывшим заключенным концлагерей и т.д.)

Как пример, можно привести следующие стандартные налоговые вычеты: 3000 рублей ежемесячно для инвалидов ВОВ и ликвидаторов крупных техногенных аварий, связанных с радиацией (ЧАЭС, «Маяк»); 500 рублей ежемесячно для Героев России и СССР, участников ВОВ, инвалидов, узников концлагерей; 400 рублей – для всех остальных категорий людей, не попавших в указанный перечень. Такой налоговый вычет перечисленные категории людей могут использовать до тех пор, пока их доход, рассчитанный с начала года нарастающим итогом, не превысит 40 тыс.рублей.

Стандартными вычетами пользуются и семьи с приемными детьми, опекунами и попечителями. Размер такой льготы составляет 1000 рублей на каждого ребенка. Использовать ее можно до тех пор, пока доход не превысит 280 тыс.рублей (рассчитывается нарастающим итогом с начала года).
Уменьшить свой налогооблагаемый доход при помощи вычета можно только через официальное место Вашей работы. Для этого в организацию необходимо подать специальное заявление вместе с необходимыми документами. В случае, если Вам положено несколько налоговых вычетов, Вы вправе выбрать один – наибольший из них.

2.Социальные – это льготы, с помощью которых можно уменьшить подоходный налог по конкретно определенным законодательством статьям расходов.

2.1. В первую очередь – это благотворительность. Если Вы перечислили благотворительную помощь, то можете рассчитывать на вычет в полном размере Вашей помощи, если она не больше четвертой части Вашего месячного дохода. Существует также еще одно условие – организация, которой Вы помогаете, должна иметь частичное или полное финансирование из бюджета. Этот вычет предоставляется уже не при помощи Вашего работодателя, а непосредственно налоговой службой при подаче декларации по НДФЛ.

2.2. Следующей статьей расходов для получения социального вычета является обучение. В этом случае вычет положен, как обучающемуся взрослому человеку, так и родителям детей (до 24 лет) на дневной форме. Льгота предоставляется в общем на родителей (не на каждого), но на отдельного ребенка. При этом высокие требования предъявляются самому образовательному заведению – у него в обязательном порядке должна быть лицензия. Расходы, не облагаемые НДФЛ при обучении, составляют не более 50 тыс.рублей. Этот вычета также предоставляется посредством обращения в налоговую службу при подаче декларации и необходимого пакета документов.

2.3. К социальным вычетам также относятся расходы на собственное лечение и членов семьи в платных российских больницах. Вычеты на детей положены до достижения ими 18 лет. Если Вы потратили собственные деньги на лечение, но соответствуете требованиям для получения такого вычета, то можете впоследствии получить компенсацию подоходного налога.

2.4. Также социальные вычеты предоставляются тем гражданам, кто пользуется услугами негосударственных пенсионных фондов и таким образом заботится о своей будущей пенсии.
Как уже было сказано, при наличии в одном налоговом периоде нескольких статей подобных затрат, для использования социального вычета можно выбрать только один.

3.Имущественные вычеты могут быть предоставлены при продаже жилой недвижимости и земли, а также другого имущества, либо при осуществлении расходов на строительство. О них подробно рассказано в публикациях: ,

4.Профессиональными вычетами могут воспользоваться только ИП на общей системе налогообложения, а также нотариусы, адвокаты, физические лица, выполняющие определенную трудовую деятельность по договорам, а также авторы и изобретатели. Этот вычет фактически принимает форму расходов деятельности, если у перечисленных лиц есть подтверждающие расходы документы. Таким образом, база к начислению НДФЛ будет исчисляться из разницы доходов и подтвержденных расходов. Если таких документов нет, то можно воспользоваться вычетом в размере 20% от дохода.

Кто такие налоговые агенты по НДФЛ?

Это все предприятия и организации, которые выплачивают физическим лицам и индивидуальным предпринимателям (на общей системе) доход. В обязанности налоговых агентов входит расчет и удержание подоходного налога при сотрудничестве с такими лицами. Например, Вы – наемный работник предприятия. Свою зарплату Вы получаете уже за вычетом подоходного налога, потому что обязанностью предприятия, как налогового агента, является начисление и перечисление в бюджет вместо Вас этого налога.
Аналогичная ситуация, если предприятие арендует у Вас, к примеру, квартиру, которую использует как архив. Вы не являетесь сотрудником предприятия, однако оно выплачивает Вам доход, с которого обязано удержать НДФЛ самостоятельно. На налоговых агентах лежит ответственность за удержание налога, в противном случае, при проверке, предприятие будет обязано возместить за счет собственных средств эту сумму.

Для налоговых агентов существует специальная ежегодная отчетность, в которой вместе с адресом плательщика указывается сумма выплаченного ему дохода, а также размер удержанного налога. Вот так налоговые органы могут сопоставить предоставленную их агентами информацию с данными в декларациях граждан.

Отчетность и сроки ее подачи!

Отчетность по НДФЛ для физических лиц и ИП на общей системе имеет форму декларации, которая предоставляется до 30 апреля следующего года, идущего за отчетным. Обязательно предоставляют декларацию в налоговые органы по месту своей регистрации следующие категории:

Что касается остальных граждан, не вошедших в этот перечень, то они могут не подавать декларацию. Однако если Вы претендуете на определенный налоговый вычет, то декларацию подавать все же необходимо.
После предоставления отчетности, у Вас есть 2,5 месяца для того, чтобы произвести оплату налога. Предельная дата оплаты – 15 июля.

Аргументы экспертов против введения прогрессивной ставки НДФЛ.

Итак, как уже было сказано вначале, на рассмотрении Госдумы сейчас несколько законопроектов о замене плоской ставки подоходного налога прогрессивной. Какие последствия могут повлечь такие изменения? Противники таких нововведений считают, что «смена правил игры» всегда очень плохо воспринимается обществом и ведет к возрастанию недоверия к правительству, что в условиях нынешнего, и так некомфортного, политического и экономического климата, может еще больше усугубить ситуацию.

Помимо этого, повышение ставок подоходного налога может повлечь бегство капитала заграницу, снизить инвестиции. Попытки внести справедливость под лозунгом «богатые платят больше, а бедные – меньше» может привести к тому, что в итоге пострадают, в первую очередь, бедные. Ухудшение бизнес – климата приведет к сокращению рабочих мест и уменьшению количества новых производств. Одновременно с этим доселе богатые регионы обогатятся еще больше, что повысит социальное неравенство.

Также с введением прогрессивной ставки значительно увеличатся расходы на налоговое администрирование, ведь плательщиков станет значительно больше. Но самый главный момент при повышении любых налогов – это попытки плательщиков уклониться от их уплаты. Богатые будут всяческими способами пытаться не платить подоходный налог в России, в итоге основная нагрузка ляжет на средний класс. И последний аргумент – это просто неготовность нашей страны и ее институтов к применению прогрессивной ставки, которую, к слову, использует множество развитых стран мира. Однако в нашей стране слишком большое недоверие к государственному аппарату, слишком велика неуверенность граждан в целевом использовании налогов, чтобы на данном этапе сделать применение прогрессивной ставки эффективным.

Одной из важных обязанностей каждого гражданина в собственном государстве является своевременная уплата налогов. От этих платежей в бюджет страны или конкретного региона зависит развитие таких важных направлений, как: образование, медицина или оборона.

Рассмотрим, что такое подоходный налог, ведь его уплачивают все физические лица страны, получающие какое-либо материальное поощрение. Государство четко устанавливает ставку по данному платежу, а также контролирует его уплату.

Подоходный относится к основным видам налогов. Правильное его название, закрепленное в законодательных документах – Налог на доходы физических лиц. Общепринятой аббревиатурой является «НДФЛ».

Подоходный налог – это налог, который берется в процентном отношении от полученного дохода. Кроме граждан, проживающих на территории нашей страны, его обязаны уплачивать иностранцы, являющиеся резидентами, то есть проживающие в году более 183 дней и получающие доход внутри страны.

В мировой практике существуют два наиболее распространенных типа взимания НДФЛ:

  • фиксированная ставка , когда берется единый установленный процент от любой суммы, попадающей под налогообложение;
  • прогрессивная ставка , когда размер подоходного налога зависит от полученной суммы.

В Российской Федерации раньше существовала прогрессивная шкала, но в связи с тем, что многие граждане занижали свои доходы, минимизируя отчисления в бюджет, было принято решении об установлении фиксированной ставки. Теперь для зарплаты в десять тысяч или десять миллионов граждане платят по 13%.

В Европейских странах применяется дифференцированный подход в данной области. Минимальные суммы облагаются небольшой ставкой (иногда даже нулевой), а для крупных доходов существуют бо́льшие ставки, которые могут превышать и значения более сорока процентов.

Текущие значения ставок

Обязанность платить подоходный налог в России зафиксирована в Налоговом кодексе ст.217. Уплата проводится либо в текущем году, либо по итогам полученных доходов за предыдущий отчетный год.

Читайте также: Что такое девальвация рубля простым языком


Для разных ситуаций фиксированная ставка в РФ отличается:

  • 9% – берется с дивидендов до 2015 года (для более поздних предусмотрена другой процент), а также от процентных платежей с ипотечных облигаций, выпущенных до 01.01.2007 г.;
  • 13% – основная ставка, которую в России платят граждане и резиденты с текущих заработных плат, премий, при отчуждении имущества, выплат дивидендов после 2015 года и др.;
  • 15% – этот процент обязаны уплачивать получатели дивидендов от деятельности отечественных предприятий, не являющиеся гражданами РФ или резидентами;
  • 30% – ставка берется для остальных доходов иностранных граждан, не являющихся резидентами;
  • 35% – составляет максимальная ставка, под которую попадают полученные выигрыши или призы, от проводимых рекламных акций, в части превышения установленных размеров.


Способы оплаты

Большинство оплат налогов проводится так называемыми «налоговыми агентами». Для работников любого предприятия им является работодатель. В его обязанность входит уплата НДФЛ за своих наемных сотрудников. Последние получают на счет или на руки сумму, с которой уже все вычеты проведены. В некоторых странах эта обязанность перекладывается на самих работников, которые ежегодно обязаны самостоятельно высчитывать и перечислять налоги в бюджет.


Случаются ситуации, когда необходимо самостоятельно оплатить НДФЛ. Это относится к случаям, не связанным с предпринимательской деятельностью, например, продажа жилья. В такой ситуации обязанность уплаты ложится на получателя выгоды. Уплата требуется провести в срок, регламентированный для таких платежей, на сегодня до 15 июля следующего за сделкой года.

Нужно знать, что налоговая декларация о полученных доходах физическим лицом, подается до 30 апреля года, следующего за отчетным.


В документе будет указанна сумма, полученная от сделки, а также необходимая к оплате цифра. Однако, по декларации сотрудники налоговых органов не видят уплачен ли он. Внести необходимую сумму на счет можно любым удобным способом как при перечислении наличными через любое отделение банка, так и безналичным способом со своего личного счета.

подоходный налог

налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с месячных и текущих доходов в виде разовых выплат. Подоходным налогом облагаются доходы, превосходящие необлагаемый минимум. Относится к числу прогрессивных налогов, ставка которого обычно увеличивается ступенчатым образом по мере нарастания величины годового дохода. В России, в частности, от него освобождены доходы по пенсиям.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

подоходный налог

основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц (заработная плата, доплаты и премии, дивиденды, проценты, доходы от недвижимости и др.) и юридических лиц (налог на прибыль). Введен в Великобритании в 1842, в Японии в 1887, в Германии в 1891, в США в 1913, во Франции в 1916. Подоходный налог взимается по прогрессивным ставкам, дифференцированным по группам налогоплательщиков. В СССР был введен декретом от 16 ноября 1922 под общим названием подоходно-поимущественного налога, который в 1924 был преобразован в подоходный налог. В Российской Федерации взимается подоходный налог с физических лиц, а также налог на прибыль.

Большой юридический словарь

подоходный налог

в РФ основной вид прямых налогов, взимаемых с доходов физических лиц. Плательщиками П.н. являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году: у имеющих постоянное место жительства в РФ - от источников в РФ и за ее пределами, не имеющих постоянного места жительства в РФ - от источников в РФ (имеющими постоянное место жительства считаются лица, проживающие в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе