Все о бизнесе

Сейчас правительство имеет право заморозить цены только при их резком повышении. Предлагается дать государству больше полномочий для регулирования цен.

Предельную наценку на продукты питания первой необходимости могут ограничить. Её предложили зафиксировать на отметке 15%. В законодательстве может появиться постоянный механизм регулирования розничных цен на продовольствие. С такой инициативой выступили депутаты Госдумы от "Справедливой России". Сергей Миронов и Антон Беляков считают нужным скорректировать закон о торговле. В него народные избранники хотят добавить следующую норму:

На отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, торговая наценка устанавливается в размере не более 15% от цены реализации первому оптовому покупателю.

Соответствующий законопроект уже внесён в парламент. Разработчики отмечают, что сейчас власти могут заморозить цены лишь при их резком росте, и то на время. Другие механизмы для сдерживания розничных цен отсутствуют. Поэтому практически ничего не мешает спекулятивному повышению цен. Сейчас наценки достигают 100%, в несколько раз превышая европейские. И даже ФАС России недостаточно влияет на ситуацию, говорится в пояснительной записке:

На данный момент розничные наценки на продукты питания в Российской Федерации составляют до 100 процентов на отдельные группы товаров, а в среднем составляют 40-50 процентов, тогда как в странах ЕС этот показатель достигает максимум 25 процентов. Факты необоснованного повышения розничных цен на продукты питания российскими торговыми сетями уже неоднократно подтверждались в ходе проверок Федеральной антимонопольной службы России.

Тем не менее, до сих пор в российском законодательстве отсутствуют какие-либо правовые механизмы ограничения торговых розничных наценок даже на социально значимые товары.

Пока действующая редакция Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» предусматривает лишь экстренные меры в виде «замораживания цен» на социально значимые товары в случае резкого их роста (часть 5 статьи 8), что не может служить постоянным механизмом регулирования рынка. Между тем, в мировой практике, как в странах ЕС, так и в США, цены на этот сегмент товаров находятся под жестким контролем государства на протяжении всей цепочки реализации товара.

Особенную актуальность проблема сдерживания розничных цен на продукты питания путем ограничения торговых наценок обретает в кризисные периоды, когда наравне с объективными экономическими факторами на процесс ценообразования на рынке потребительских товаров влияют и спекулятивные моменты. В качестве примера подобной ситуации можно привести гибель почти трети урожая зерновых в России вследствие аномальной жары летом 2010 года. Имевший место в указанном году во всех регионах России рост цен на муку, хлеб, крупы и молочную продукцию наглядно продемонстрировал неизбежность проявления также и спекулятивного фактора в виде наценок со стороны, как производителей, так и ритейлеров. Для предотвращения таких ситуаций у нас не создано никаких правовых механизмов, кроме проверок ФАС.

Напомним, основы государственного регулирования торговой деятельности в РФ определяет . Он регламентирует отношения между органами государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующими субъектами. Согласно ему, правительство может ограничивать на срок до 90 дней предельные розничные цены на важнейшие виды продовольственных товаров. Такое возможно в случае подорожания на 30% и более в течение месяца.

Отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и порядок установления предельно допустимых розничных цен на них установило Правительство. В список социально значимых продуктов вошли:

  • Говядина (кроме бескостного мяса)
  • Свинина (кроме бескостного мяса)
  • Баранина (кроме бескостного мяса)
  • Куры (кроме куриных окорочков)
  • Рыба мороженая неразделанная
  • Масло сливочное
  • Масло подсолнечное
  • Молоко питьевое
  • Яйца куриные
  • Сахар-песок
  • Соль поваренная пищевая
  • Чай черный байховый
  • Мука пшеничная
  • Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
  • Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
  • Рис шлифованный
  • Пшено
  • Крупа гречневая-ядрица
  • Вермишель
  • Картофель
  • Капуста белокочанная свежая
  • Лук репчатый
  • Морковь
  • Яблоки

Мы уже , что Госдума может ограничить размер торговых наценок на хлеб, молоко, мясо и некоторые другие товары. Для этого придётся исправить закон о торговле. Предлагалось ввести следующие ограничения:

Уровень предельных значений торговых наценок не может превышать для переработчиков - 15% от отпускной цены производителя сырья; для организаций оптовой торговли - 10% от отпускной цены производителя продовольственных товаров; для организаций розничной торговли, включая рынки - 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены; для организаций общественного питания - 15% от отпускной цены производителя продовольственных товаров или оптовой цены.

Добавим, наказания за нарушения антимонопольных правил в торговле предусмотрены . Штрафы достигают 5 млн рублей.

Чтобы законопроект о торговых наценках стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок.

Продукты - те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.

Как формируется перечень?

Список, в который входят социально значимые продукты, создается на уровне правительства и закреплен в законодательстве. Данный перечень был сформирован еще в 2010 году. С тех пор к нему добавились определенные пункты. Тем не менее для многих потребителей остается открытым вопрос о том, каким образом составляются подобные списки.

Данная функция возложена на социальные службы. Проводится анализ на предмет того, на рынках, в супермаркетах и других торговых точках. В результате составляется определенный список, в который входят социально-значимые продукты. Задачей правительства является сделать данную категорию товаров максимально доступной для всех слоев населения путем сдерживания цен.


Социально значимые продукты: список

На законодательном уровне определен перечень товаров, цена и качество которых подлежат пристальному контролю. Это социально значимые продукты. Список и характеристика приведены в таблице ниже.

Наименование Характеристика
1 Говядина Кроме бескостного мяса
2 Свинина
3 Баранина
4 Курятина За исключением обработанного мяса и окороков
5 Замороженная рыба Неразделанная
6 Молоко Цельное, пастеризованное, жирностью до 2,5%
7 Масло сливочное Жирностью до 72,5%
8 Масло подсолнечное -
9 Чай Черный байховый
10 Мука Только пшеничная
11 Хлеб ржаной
12 Хлеб пшеничный
13 Яйца Первой категории
14 Сахар Тростниковый, свекловичный, чистая сахароза в твердом виде
15 Соль Каменная поваренная
16 Рис Шлифованный круглый
17 Пшено -
18 Крупа гречневая
19 Вермишель Без пищевых добавок и прочих примесей
20 Картофель -
21 Капуста Белокочанная
22 Морковь -
23 Лук Репчатый
24 Яблоки Отечественных сортов

Грядущие изменения

Перечень социально значимых продуктов постоянно меняется. Одни наименования исчезают из списка, а другие пополняют его. В последнее время в Минпромторге обеспокоились ростом цены на кофе. Учитывая, что значительно подорожала доставка, для конечного потребителя стоимость выросла почти на 40% за год. Таким образом, есть предложения внести данный продукт в перечень социально значимых, чтобы иметь возможность замораживать цену в случае ее неконтролированного роста.

Цены на социально значимые продукты

Важнейшей задачей правительства является формирование механизмов обеспечения населения доступными и качественными товарами. Основной показатель, которым определяются социально значимые продукты питания, - цена. По данным последних статистических исследований, ситуация на рынке следующая.

Наименование Количество Цена (в российских рублях)
Минимум Средняя Максимум
1 Говядина 1 кг 250 285 320
2 Свинина 190 245 300
3 Курятина 112 122,74 141
4 Замороженная рыба 42,6 68,43 82,8
5 Молоко 1 л 27 32,87 39,5
6 Масло сливочное 1 кг 266,6 337,63 444,8
7 Масло подсолнечное 1 л 63 77,29 86
8 Чай 200 г 51,4 64,7 72
9 Мука 1 кг 18,1 23,73 26,6
10 Хлеб ржаной 1 шт. 20,1 22,77 25,5
11 Хлеб пшеничный 15 16,21 19,8
12 Яйца 10 шт. 41 49,78 53,9
13 Сахар 1 кг 43 49,6 54
14 Соль 7,6 9 8,47
15 Рис 0,8 кг 36 40,67 48
16 Крупа гречневая 49,9 52,83 56,1
17 Вермишель 1 кг 28 35,63 42,5
18 Картофель 10,6 13,3 17
19 Капуста 9,5 12,82 16
20 Морковь 13,2 14,98 17,4
21 Лук 14,9 17,36 19,9
22 Яблоки 59,9 70,56 96

Немного о ценообразовании

Как ни странно, вопрос ценообразования на социально значимые продукты питания до сих пор остается открытым. Тем не менее Постановление Правительства устанавливает некоторые ограничения. Так, если в течение месяца стоимость той или иной группы товаров вырастет на 30% и более, органы власти могут заморозить ее на девяносто дней на территории всей РФ или отдельного региона. В этот период будет проведена специализированная проверка для выяснения существенных причин такого увеличения цен.


Перспективные решения

Вопрос о ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.


Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". В соответствии с ними максимальная наценка на первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.


Мнение предпринимателей

Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.


Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах - 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте "Российская общественная инициатива" было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Основная проблема

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Непродовольственные товары

Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:

  • туалетное мыло;
  • хозяйственное мыло;
  • синтетические моющие средства;
  • зубную пасту;
  • зубные щетки;
  • бритвенные принадлежности;
  • канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
  • швейные принадлежности (нити и игла);
  • осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
  • постельное белье;
  • нижнее белье.


Негативные тенденции

Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:

  • покупка некачественных и контрафактных товаров;
  • замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
  • стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.

Заключение

На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.

Юрий Афанасьев: «-либерализм, который не сдерживается и не регулируется жесткой рукой разумного и неукоснительного закона, такой либерализм в следующей стадии абсолютно автоматической как бабочка из куколки имеет рождение права сильного и бесправия слабого. И сильный делает со слабым, что хочет »-.

Ранее я приводил пример с картошкой, которую крестьяне с трудом продают по 5 рублей, а в магазине она меньше 20 не стоит. Разница оседает главным образом в карманах посредника, который не редко даже транспортных расходов не несет -- это подтверждено журналистскими расследованиями. В таких условиях посредник становится полновластным властелином и получает конкурентное преимущество перед всеми: посредник может некоторое время работать себе в убыток, продавливая свое требование, а крестьяне за это время разорятся.

В современной России проблема, похоже, нерешаема.

А как с этим борются в остальном мире?

Оказывается, во многих странах мира, включая США, законодательно установлена максимальная торговая наценка. В США она составляет 17% от цены производителя . Если картофель стоит 5 рублей за килограмм, то 17% - это 85 копеек. На сколько я понял, максимальная торговая наценка -- это разница между ценой производителя и ценой продавца в магазине. То есть, посредник воюет с продавцом за свои копейки. В этом случае посреднику даже выгодно будет купить картофель подороже -- ведь 17% с 10 рублей больше, чем 17% с 5 рублей. В отдельных случаях ограничения наценок еще более жесткие, так в Нью-Йорке наценка на молоко ограничена 55 центами за галлон (3.8 литра в США), что составляет 11% от цены производителя ().

С.КОРЗУН: А вы не думаете, что Кудрин -- ценный специалист?

М.ВЕЛЛЕР: Кудрин? Толкать тачку на Колыме. Кудрин -- это человек, осуществлявший так называемую российскую либеральную экономическую политику, то есть не финансы существуют для того, чтобы экономику поднять на работу на максимальных оборотах, а экономика существует для того, чтобы максимум высосать из нее через Министерство финансов и угнать за бугор. Таких министров финансов себе дешевле обойдется давить в колыбели. О чем вы говорите! Какой министр финансов? Посмотрите на страну.

В 2009 году в России принят новый закон о торговле. В ходе подготовки этого закона было внесено предложение о введении в России максимальной торговой наценки на наиболее важные товары в размере 10-12% (я только не понял, идет ли речь о наценке на закупочную цену или о наценке на цену производителя) (). Путин так же говорил о необходимости ввести максимальную торговую наценку (). Но все разговоры Путина остались пустым трепом -- на деле правительство Путина эту поправку зарезало ().

Но максимальная торговая наценка -- это еще полбеды. В США магазины обязаны возвращать 30% прибыли фермерам ().

В США стоимость 1 литра молока на ферме составляет примерно 5 долларов за галлон или 1.31 $ за литр (больше 40 рублей) (). Столько же оно стоит и в России (может даже дороже -- речь ведь не о порошковом молоке, а заявленное как натуральное молоко стоит от 50 за литр, фермеры на дачах свою продукцию толкают по 30). В России закупочная цена составляет около 20 рублей за литр при себестоимости около 15 рублей за литр (). Одна корова дает по 4.5 тонн молока в год (для примера взята Айрширская порода) (). В России это приносит прибыль в размере 22.5 тыс. рублей в год. Меньше тысячи долларов. В США та же самая корова дает 112.5 тыс. рублей в год или 4 тыс. долларов. Вот тут и скрывается причина бедности России. Напомню, цены на продукты при этом остаются примерно одинаковыми и в России, и в США.

Вот Вам и рынок с либерализмом.

С ранее упомянутым картофелем история получается аналогичной: если ограничить наценку на него в 25% от цены фермера, то фермер получит 16 рублей с килограмма (при магазинной цене 20 рублей/кг). При себестоимости выращивания картофеля в 5 р/кг (примерно), это даст 11 рублей прибыли с килограмма. С 1 га поля это составит примерно 220 тыс. чистой прибыли (урожайность картофеля примерно 20 тонн с га). В России на 1 крестьянина приходится примерно по 7 га пашни (это стандартный крестьянский пай, полученный после распада колхоза -- его размер немного колеблется, но в среднем составляет около 7 га). Очевидно, что самый простой колхозник в такой ситуации мог бы получить до 1.5 млн. рублей в год или 3.5 тыс. долларов в месяц.

Цена продажи мяса производителем составляет 40 рублей за 1 кг (). Но тут я даже считать не буду -- и так все ясно.

Сейчас продукция АПК в России продается по цене, очень близкой к себестоимости, делая работу крестьян неэффективной. Изменение закупочной цены на каждый рубль существенно исправляет ситуацию -- прямо таки кардинально. Нефть и наркотики не идут ни в какое сравнение.

Вы уже охренели? Я - да. Хотя сам давно об этом твержу. А ведь эта фигня работает на всех товарах, включая промышленные. Маленькое изменение закона кардинальнейшим образом способно изменить облик страны.

Стоит отметить, что в 2008 году ввести максимальную торговую наценку пытались на Украине, но Ющенко ее зарезал.

Вот Вы, уважаемый Ежик, все вопрошаете, что делать после революции. Вот Вам и ответ: первейшим делом законодательно и жестко ограничить максимальную торговую наценку от цены производителя. Я предлагаю ограничение в размере 15% - это и не много, и не слишком мало (макс цена магазина = цена производителя * 1.15).

Путин не способен провести эту реформу -- его правительство само в доле. Напомню только случай, когда министерство сельского хозяйства придерживало гос. средства, выделенные на закупку продовольствия по завышенным ценам, пока компания сына (?) министра не скупила почти все продовольствие. Потом была проведена интервенция и министр получил кучу денег за эту маленькую аферу. Но эта история -- даже не вершина айсберга, это просто один случай, случайно ставший известным. А сколько их осталось скрытых? Сколько министров кормится с торговых сетей и посреднических компаний? Они все должны уйти. Из-за них мы все прозябаем в нищете.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе