Все о бизнесе

Просматривая материал в интернете на предмет кузнечного дела часто наталкиваюсь на картины, где изображены кузнецы. Много старинных произведений, но есть и интересные работы современных художников. Делюсь найденной информацией и, чтобы интереснее было смотреть картины, добавил некоторые любопытные факты.

Кузнечный промысел


Роман Колмаков — Русские кузнецы. 2004 г

Одно из древнейших ремесел, о чем свидетельствуют старейшие исторические находки каменного века. В них видно использование ударных инструментов при обработке металлических самородков. Заниматься ковкой предметов начали в VI веке до н.э., и конечно же это были простые, грубо изготовленные изделия для бытовых нужд. Позже начали выполнять шлемы, кольчуги, мечи и копья.


В.Курдов — Кузнец. 1970 г (слева) и Г. Горский — Кузнец и красное колесо.2010 г. (справа)

Древняя Русь широко славилась своими умельцами. Слово «кузнец» означало «мастер по металлу». Кузнец-ремесленник выковывал свои работы с помощью незатейливого комплекта из молотка, наковальни, зубила и клещей. И, поныне не устаем удивляться, как во времена Ивана Грозного кузничным искусникам удавалось вручную делать кованые пушки.

Боги-кузнецы


B. Spranger — Venus at the Forge of Vulcan.1610 г (слева) и G. Vasari — Vulcan’s Forge. 1567-68 гг (справа)

В мифах древних цивилизаций встречаются боги кузничного призвания – древнегреческий Гефест и древнеримский Вулкан.


Frans Floris Venus at Vulcan’s Forge. 1560-64 гг

Гефест – бог огня и ветра, покровитель кузнецов. Сын Зевса и Геры родился слабым и хилым ребенком, к тому имел увечье на ногах. За безобразие и хромоту родители дважды сбрасывали его с Олимпа. Но море помогло ему и приняло в свои объятья. На протяжении долгих дней до самого совершеннолетия Гефест на морском дне занимался любимой работой — ковал. Много прекрасных уникальных предметов, которым не было равных ни по прочности, ни по изяществу, сделал бог-мастер. Он воздвиг золотые чертоги, под которыми пировали греческие боги.


Francisco de Goya — The Forge.1817 г (слева) и P. Rubens — Vulcano forjando los Rayos de Jupiter. (справа)

Вулкан – огненный бог, художник металла, защитник от пожаров. Работал в пещере Этна на Сицилии и из-под его молота выходили настоящие произведения искусств. Свои работы дарил другим богам. Зевсу создал щит-эгиду, Гелиосу — колесницу. По поверью, когда он начинал работать из горы подымался дым и пламя. Отсюда и пошло название науки «вулканология».

Происхождение фамилий в разных странах


avid Jefferson Chalfant The Blacksmith. 1907 г

Профессия и труд кузнеца ценились всегда. Мастер-ремесленник занимал немаловажное место в обществе и был почитаемым человеком. До сих пор распространенными во всем мире являются фамилии:


Акиндинов Алексей. Кузнец. 1998 г
  • В России – Коваль, Кузнецов, Ковалев
  • В Украине – Ковальчук, Коваленко
  • В Польше – Ковальский, Ковальчик

Blacksmith. 1950 г

Есть и английский «Кузнецов» — Смит, германский – Шмидт, французский – Ферран, испанский – Эрреро, армянский – Дарбинян, грузинский – Ажиба, Мчедлидзе.

Поэты о кузнице и ковке


Нефедов Иван — Кузнец и жена

Литераторы с особой любовью и душевной теплотой воспевали нелегкий труд кузнеца.


Рисунок из старинной книги XVI век

Кузнец (Сергей Есенин – 1914 г)

Душно в кузнице угрюмой,
И тяжел несносный жар,
И от визга и от шума
В голове стоит угар.
К наковальне наклоняясь,
Машут руки кузнеца,
Сетью красной рассыпаясь,
Вьются искры у лица.
Взор отважный и суровый
Блещет радугой огней,
Словно взмах орла, готовый
Унестись за даль морей…
Куй, кузнец, рази ударом,
Пусть с лица струится пот.
Зажигай сердца пожаром,
Прочь от горя и невзгод!
Закали свои порывы,
Преврати порывы в сталь
И лети мечтой игривой
Ты в заоблачную даль.
Там вдали, за черной тучей,
За порогом хмурых дней,
Реет солнца блеск могучий
Над равнинами полей.
Тонут пастбища и нивы
В голубом сиянье дня,
И над пашнею счастливо
Созревают зеленя.
Взвейся к солнцу с новой силой,
Загорись в его лучах.
Прочь от робости постылой,
Сбрось скорей постыдный страх.


Blacksmith by ilison. 2000 г

Подблюдная песня к свадьбе

Идёт кузнец из кузницы, Слава!
Несёт кузнец три молота, Слава!
- Кузнец, кузнец, ты скуй мне венец! Слава!
Ты скуй мне венец и золот и нов, Слава!
Из остаточков - золот перстень, Слава!
Из обрезочков - булавочку! Слава!
Мне в том венце венчатися, Слава!
Мне тем перстнем обручатися, Слава!
Мне тою булавкою убрус притыкать, Слава!
Да кому мы спели - тому добро, Слава!
Кому вынется, тому сбудется, Слава!
Тому сбудется - не минуется! Слава!


L. Giordano — The Forge of Vulcan. 1660 г (слева) и Матье Ленен — Венера в кузнице Вулкана (справа)

Кузнец (Николай Забурунный)

Подгорный мастер, рудознатец,
Куёт он латы и мечи.
И никогда не потухает
Живой огонь в его печи.

Стоит у горна чёрн и грязен,
Металла славный чародей,
Но гордый лик его прекрасен –
В глазах горит огонь идей!

Он властелин огня и стали.
Всегда в труде, всегда в поту.
Под звонкий грохот наковальни
Куёт он людям красоту.

Гефеста ученик упорный,
Ему от бога дан талант.
В его руках звенит покорный,
В огне рождаемый, булат!


Мила Гаврилова В кузнице. 2010 г
Диего Веласкес. Кузница Вулкана
Жар металла. 2010 г (слева) и И. Нефедов — Кузнец (справа)
Гефест Боги и титаны Древней Греции
Кузнец — фэнтэзи. 2010 г
Th. Robinson — The Apprentice Blacksmith. 1886 г (слева) и Л. Плахов — Кузница 1845 г (справа)
Кузнец куёт оружие. 2002 г
Меч 2006 г (слева) и С. Найпис — В кузне. 1908 г (срапва)

Низкие цены! Наличие в России! Демонстрация у Вас.
Orbitalum Tools - Ваш надежный партнер в области резки и торцевания труб, а так же автоматической орбитальной сварки промышленных трубопроводов.

Кузнечное дело пришло к нам из глубокой древности, из каменного века. В те далекие времена одновременно с обработкой камня и дерева человек постигал тайны кузнечного мастерства. Во многих музеях мира хранятся кузнечные инструменты давних времен: небольшие круглые камни с кольцевым пояском - молотки, овальные плоские массивные камни - наковальни. При микроскопическом изучении на поверхности этих камней были обнаружены следы самородного металла. На стенах древних египетских храмов сохранились рельефы, изображающие людей, работающих каменными молотками. За более чем 10 тысяч лет кузнечное дело превратилось в одно из самых нужных и необходимых производств, без которого невозможно создание ни одной машины и механизма, ни одного станка и космического корабля. Сегодня кузницы страны оснащены самыми мощными в мире прессами и молотами, их обслуживают роботы и манипуляторы, управляемые с помощью ЭВМ.

В этой статье мы приоткроем одну из страниц кузнечного искусства. Мы познакомим любителей технического мастерства с красотой кованого художественного металла, расскажем об основных приемах работы, инструменте и оборудовании.

Кузнечный инструмент


А - ручник - основной инструмент кузнеца. Б, В - боевой молот (кувалда) - инструмент молотобойца.


Кузнечное дело связано с огнем, раскаленным металлом, мощными ударами молота, поэтому для удобной и безопасной работы необходимо подобрать для кузницы подходящее место, обзавестись надежным инструментом, приобрести брезентовый фартук, рукавицы и защитные очки. Все кузнечные работы желательно проводить на открытом воздухе, место выбрать такое, где бы вы не мешали окружающим.

Основные инструменты кузнеца - молоток, клещи, наковальня, тиски и горн. Молоток, или, как его называют кузнецы, ручник, несет главную ударную нагрузку, н поэтому он должен быть особенно надежен. Расклинивать рукоятку молотка лучше при помощи металлического «заершенного» клина. При работе «в две руки», то есть с молотобойцем, применяют тяжелые боевые молоты или кувалды весом до 16 кг.

Кузнечными клещами вынимают нагретые заготовки из горна и удерживают их во время ковки. Клещи должны быть легкими, с пружинящими рукоятками. Для зажима заготовки на рукоятки клещей иногда надевают специальное кольцо - шпандырь. Губки клещей должны соответствовать форме заготовки. Клещи с плоскими губками предназначены для плоских листовых и полосовых заготовок, с цилиндрическими или уголковыми губками - для продольного захвата круглых прутков, с радиусными губками - для захвата заготовок сложной формы.

Большинство кузнечных работ производят на наковальне. Существует несколько разновидностей наковален, начиная от прямоугольного стального бруса до наковален с несколькими рогами, различными технологическими выступами и отверстиями. Наиболее удобна в работе двурогая наковальня массой от 70 до 250 кг. На ее лицевой поверхности имеются одно или два круглых отверстия (диаметром 12-15 мм) для пробивания отверстий в поковке и одно квадратное отверстие (35 X 35 мм), расположенное в районе хвоста, в которое вставляют подкладной инструмент (нижняки).

Наковальню устанавливают на массивную деревянную колоду-стул, которую закапывают в землю и хорошо утрамбовывают или заливают бетоном. При мелких работах наковальню можно устанавливать просто на скамью через прокладку из толстой листовой резины. О хорошем качестве наковальни говорит высокий и чистый звук при ударе по ней молотком. Поверхность наковальни должна быть ровной и гладкой, а края - без заминов и сколов.

Для мелких работ в качестве опорного инструмента применяется шперак, который вставляют хвостовиком в квадратное отверстие наковальни.

Кузнечные стуловые тиски предназначены для зажима заготовок. Тиски изготовляются из стали (поэтому в отличие от чугунных они хорошо выдерживают удары) и надежно крепятся на специальном стуле или на основном столбе верстака.

Не обойтись кузнецу и без подкладного инструмента. Его подставляют под ручник или боевой молот при выполнении определенных операций.

Кузнечное зубило отличается от слесарного тем, что оно имеет отверстие (всад) для рукоятки. Рабочая часть зубила может располагаться параллельно рукоятке или перпендикулярно. В первом случае зубило служит для поперечной рубки, во втором - дляпродольной. Для рубки заготовок без молотобойца применяют подсечку, которую устанавливают в гнездо наковальни, а на нее накладывают заготовку и рубят ударами ручника.

Отверстия пробивают пробойниками, у которых рабочая часть может быть круглой, квадратной или прямоугольной в зависимости от формы пробиваемых отверстий.

Для выравнивания поверхностей применяют гладилки с плоскими или цилиндрическими рабочими поверхностями.

В качестве парного подкладного инструмента для придания поковкам правильных цилиндрических или призматических форм применяют обжимки, а Для ускорения протяжки металла - подбойники. Верхняя часть инструмента (верхники) имеет деревянные ручки. Нижнюю часть (нижники или исподники) вставляют четырехгранным хвостом в квадратное отверстие наковальни. Для высадки головок болтов и гвоздей применяют специальные доски с отверстиями - гвоздильни.

Для изготовления завитков, меандров и кривых из прутков и полос, а также деталей из листового материала применяют разнообразные фасонные и профильные оправки, плиты с отверстиями для штырей, пазами и вырезами.

Горн - наиболее сложный инструмент кузнеца. Стационарные горны устанавливают обычно у капитальной стены или в центре помещения, они служат как бы сердцем кузницы. Постамент для очага делают из металла, кирпича или камня. В сельских местностях это чаще просто ящик с деревянными, кирпичными или каменными стенками, заполненный утрамбованным песком с глиной и камнями.

Для работы в полевых условиях, а также для любительских целей можно сделать несложный переносной горн. Другой вариант - расположить очаг в углублении в земле. Воздух подают бытовым электровентилятором, пылесосом или ножным автомобильным насосом. Топливом служат древесный или каменный уголь, кокс, торф, дрова и кора, а также их смеси. Для небольших кузнечных работ можно сложить очаг из огнеупорного кирпича, использовав для нагрева паяльную лампу.

Кованые художественные изделия обычно выполняют из низкоуглеродистых сортов стали. Отобрать такую сталь несложно: она практически не дает искр на наждачном круге. Нагревают заготовку на спокойном огне до светло-желтого (лимонного) цвета, не допуская горения металла. Прекращают ковать при темно-красном свечении.

Приемы работы

Кованый металл требует лаконичного, законченного рисунка. Поэтому необходимо тщательно подойти к отбору композиции, проработать ее в эскизах или вылепить из пластилина. Желательно изготовить шаблоны всех элементов из проволоки и только после того, как вас удовлетворит общий замысел и композиция изделия, начинать ковать.

Рассмотрим технологию работы на примере небольших декоративных решеток (см. рис.), которыми прикрывают батареи, окна, которые устанавливают на дачных и садовых участках и т. д.


Решетка состоит из рамки, в которую вделаны две волюты (завитка). Для изготовления волют берут полосовой или прутковый материал, отрубают зубилом или при помощи подсечки требуемую заготовку, а затем на коническом роге наковальни или на оправке гнут по шаблону фигуру заданной формы. Квадратную рамку делают из полосы, концы соединяют заклепками или кузнечной сваркой. Отверстия в тонкой (1-2 мм) полосе можно пробить пробойником без нагрева, а в толстой - с нагревом. Заготовку кладут на наковальню над круглым отверстием, устанавливают пробойник и ударяют по нему боевым молотом, в отверстия вставляют заклепки и расклепывают.

Для соединения концов рамки кузнечной сваркой металл нагревают под слоем флюса (кварцевый песок, бура или поваренная соль) до температуры белого каления, накладывают один конец полосы на другой и ударами молота сваривают их.

В готовую рамку вставляют волюты и соединяют их с рамкой с помощью заклепок или перехватов (тонких скоб). Чтобы вещь выглядела «под старину», концы волют заканчивают плотным шариком или лапкой, а места соединения закрывают перехватами.

Центральный рисунок другой решетки состоит из восьми одинаковых С-образных завитков. Здесь также необходимо вначале изготовить шаблоны, по ним выгнуть завитки, пробить в них отверстия для заклепок и собрать в рамку.

Несколько сложнее изготовить подсвечники, подставки для цветов - здесь требуется совместить несколько технологических операций. Например, для изготовления трехрожкового подсвечника необходимо отковать 3 гнутых кронштейна для основания, 2 кронштейна для свечей, 3 тарелочки и центральный стержень. Для центрального стержня берут заготовку квадратного сечения. Один из ее концов зажимают в стуловых тисках, на второй надевают вороток или газовый ключ и скручивают в продольном направлении. У холодного металла получается больший шаг, у горячего - меньший. Если нужно скручивать большое число одинаковых заготовок на один и тот же угол, на заготовку надевают ограничительную трубу и закручивают до тех пор, пока вороток не упрется в трубу. Чтобы получить переменный шаг, нагретый металл охлаждают мокрой тряпочкой по мере его закручивания или дают заготовке неравномерный нагрев по длине. В заключение на стержне оттягивают небольшой цилиндрический кончик для крепления центральной тарелочки.

Для изготовления тарелочек для свечей, цветов, розеток нужно раскроить металл и фасонными зубильцами вырубить по контуру. После этого с помощью оправок, молотков и зубильцев придают изделию задуманную форму и пробивают центральное отверстие для крепления. Большое число одинаковых розеток можно изготовить штамповкой эластичным инструментом (этот метод был известен еще древним скифам в VII веке до нашей эры). На штамп с каким-либо рельефом накладывают заготовку из тонкого мягкого металла, на нее устанавливают эластичную прокладку (листовой свинец или толстая резина) и по прокладке наносят сильный удар. Для предохранения свинца от растрескивания края его схватывают бандажом из стального кольца. На заготовке получается обратная копия рельефа. Таким способом можно отштамповать цветки, розетки и т. п. Штамп изготавливают из металла, камня и даже из твердых пород дерева. Окончательную сборку подсвечника производят с помощью заклепок или кузнечной сварки.

Большого искусства требует изготовление светцов. В XVIII-XIX веках светец был одним из самых распространенных предметов быта, его старались всячески украсить. Кузнец, ковавший светец, вкладывал в работу всю душу и мастерство. При ковке светцов используют многие приемы, начиная от гибки и кончая кузнечной сваркой. Центральный, основной стержень имеет, как правило, осевую завивку, снизу он разрубается зубилом обычно на четыре части и крепится и массивному кольцу-основанию. Часто стержень украшают завитками или змейками, которые приклепывают или приваривают. Наибольшее внимание уделяют «голове» светца. Для лучин делают расщепы продольной разрубкой вертикальных стержней, а для свечей выковывают втулку.

По такой же примерно технологии можно изготовить и современную настольную лампу или торшер. Красивые кованые стойки получаются из двух или четырех разрубленных вдоль оси и скрученных стержней. После разрубки ветви расширяют, проковывают, а затем скручивают на небольшой угол (см. рис.). Интересную скрутку можно получить из нескольких тонких прутков, сваренных по концам. Во время закрутки необходимо ударом молотка несколько осаживать стержни вдоль оси.


Над абажуром нередко делают шишку из витого металла. Завить ее тоже дело непростое. Вначале оттягивают пруток, а затем сворачивают в три-четыре витка одну часть заготовки. Противоположный конец стержня закрепляют в тисках и сворачивают аналогичным образом. После чего две свитые фигуры помещают одну над другой и после очередного нагрева всю шишку, с помощью оправок, молотка и зубила растягивают на определенную длину. Основу абажура можно сделать из просечного металла. На Руси из просечного металла делали подзоры, которыми завершали свесы крыш, гребни фронтонов и водосливных труб. Работа эта не очень сложная, хотя и кропотливая. На листовую заготовку наносят рисунок, а затем с помощью зубильцев на наковальне делают просечку. Чтобы не испортить лица наковальни, под заготовку подкладывают лист из мягкого металла. Для пробивки большого числа фасонных отверстий обычно изготовляют специальные пуансоны и матрицы.

Для создания одинаковых орнаментов по листовому металлу можно применять также тиснение с помощью матричных досок, изготовленных литьем с последующей гравировкой. Этот вид обработки называется басма. На матричную доску накладывают лист металла толщиной 0,2-0,3 мм, затем кладут подушку из свинца или листовой резины, и по ней наносят удары деревянным молотком или же зажимают в тисках или в прессе.

Кованые фонари или светильники часто украшают акантовыми листьями и завитками. Их изготовляют из листового материала. Вначале делают развертку изделия, затем вырубают по контуру. Заданную форму придают с помощью специальных молотков и оправок. Соединяют листья с изделием заклепками или кузнечной сваркой.

Кованым металлом можно интересно оформить двери, калитки и ворота. Основным декоративным элементом дверей и ворот на Руси были жиковины (особый вид петель), дверные ручки, накладные секирные замки и личины.

Жиковины выковывали из толстого листового материала. На одном конце сгибали втулку для оси, а на другом - делали декоративное завершение в виде червонок или завитков (см. рис.). Для изготовления завитков основную полосу разрубали на продольные полосы, которые затем расковывали иоформляли в завитки. Поверхность жиковин украшали насечкой, точками, кружками и другими элементами орнамента. На кованых поверхностях часто делали «набивку» - гладилками и молотком придавали им граненую поверхность.


Дверное кольцо, или стукало, изготовляется методом гибки из круглого прутка, а бусина посередине кольца - высадкой и последующей проковкой на обжимках. Накладку под стукало вырубают из листового материала и украшают орнаментом.

На деревянных воротах очень выразительно выглядят секирные замки. Центральная часть секирных накладок имеет красивую просечку, под которую подкладывают цветные материалы,- это украшает ворота. С такими же декоративными просечными накладками делали прежде шкатулки, сундучки и подголовники.

В заключение отметим, что кованый и просечной металл очень хорошо смотрится как самостоятельно, так и в сочетании с цветным стеклом, поделочным камнем, тонированным деревом и гладкими тканями.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Необходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшения и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. Именно поэтому частой находкой в древнерусских постройках являются глиняные тигельки, в которых плавили серебро, медь, олово. Затем расплавленный металл разливали по известняковым, глиняным или каменным формочкам, где был вырезан рельеф будущего украшения. После этого на готовое изделие наносился орнамент в виде точек, зубчиков, кружочков. Различные привески, поясные бляшки, браслеты, цепочки, височные кольца, перстни, шейные гривны - вот основные виды продукции древнерусских ювелиров. Для украшений ювелиры использовали различную технику - чернь, зернь, скань-филигрань, тиснение, эмаль.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении - лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир...

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

Было это очень давно, ещё в каменном веке. В то время люди жили в пещерах, одевались в звериные шкуры, охотились на диких зверей. Иногда им приходилось наблюдать, как маленькая яркая небесная звёздочка вдруг начинала быстро приближаться к земле и вскоре превращалась в большой белый раскалённый шар. Мощный удар потрясал землю. Ужас охватывал всех людей, и они с криком падали на землю. Проходило довольно много времени, пока люди осмеливались поднять головы и посмотреть: всё небо было закрыто чёрными тучами из пыли и дыма, лес вокруг того места, куда упал огненный шар, пылал ярким пламенем.
Но вот кончал бушевать пожар, чёрные тучи рассеивались и люди, поборов страх, начинали ходить в горелый лес и приближаться к большой чёрной яме, которая образовывалась от огненного шара.
Вокруг таких ям люди вдруг стали находить какие-то чёрные необычные камни. Необычными они были потому, что при ударе по ним другими камнями они не кололись на куски, а как-то странно сплющивались: удлинялись и расширялись.
И начали люди делать из этих камней ножи, топоры, наконечники стрел и копий - самые необходимые вещи для их домашней жизни и охоты.
Так, много тысячелетий назад, люди впервые познакомились с железом. «Падающие звёзды» стали называть метеоритами, что по-гречески означает «парящий в воздухе», «небесный».
Куски метеоритов разыскивали. Найденный осколок клали на плоский массивный камень и били по нему другим камнем, привязанным к деревянной рукоятке. Так родилась ковка. Появились первые кузнецы.

ПЕЧИ-ДОМНИЦЫ
Прошли ещё тысячелетия, пока кузнецы научились получать железо из руд - горных пород, в которых были частицы железа.
Когда руда залегала близко к поверхности земли, для её добычи копали неглубокие ямы. А если она находилась далеко, то приходилось рыть глубокие колодцы - шахты. Труд рудокопа был очень тяжёлым и опасным. Работали под землёй. Часто случались обвалы, и многие рудокопы погибали.
Из руды железо получали в специальных печах - домни-цах. Люди работали в дыму и копоти. Надо было создать внутри домницы большую температуру. Чтобы огонь горел ярче, приходилось всё время дуть в печь. Когда-то, во вре-
По древним рисункам мы узнаёмг как плавили и обрабатывали металл.
Постепенно люди научились добывать руду под землёй.
мена рабства, эту работу выполняли рабы. Они дули в огонь через длинные трубки. Это было очень тяжело - беспрерывно дуть, находясь около огня, в дыму и жаре.
Из железа ковали серпы, косы, сошники для сохи, гвозди и разные инструменты.
Л так наши предки в домницах по лучали железо из болотных руд.
И люди придумали подавать воздух в огонь из кожаного мешка, или меха, в котором было два отверстия: переднее и верхнее. В переднее вставлялась глиняная трубка - сопло. А через верхнее отверстие внутрь меха заходил воздух. Потом это отверстие закрывали ладонью и нажимали на мешок - воздух с шипением и свистом через сопло дул в огонь.
Однако и с таким мехом работать было довольно трудно. Постепенно кожаные мехи заменили деревянными с кожаной гармошкой. Называли эти мехи - клинчатыми, так как по форме они напоминали клин. Качать клинчатые мехи было легче. На эту работу ставились обычно женщины или дети. Но всё равно работать в дыму и копоти было тяжело, иногда и обмороки случались.
Ещё много сотен лет кузнецы сами руду «ломали» да из неё железо «варили».

КУЗНИЦЫ
Шло время. Добывать руду и получать из неё железо стали мастера этого дела - металлурги. А кузнецы из готового железа ковали всякие необходимые вещи. Чтобы дождь, снег и ветер не мешали работе, кузнецы строили кузницы - небольшие домики, четыре стены и крыша.
Стены кузниц часто делали из брёвен, или из камня, или из тонких прутьев, которые обмазывали глиной. Пол в такой кузнице - утрамбованная ровная земля, потолка не было - только крыша. А в крыше оставляли щели для выхода дыма.
Хотя все кузницы внешне были разными, но внутри каждой размещались одни и те же инструменты.
Самым главным в кузнице считается горн - большая печь с открытым очагом, куда кузнец кладёт железные заготовки, чтобы они нагревались. Нагретый металл легче принимает нужную форму.
В центре кузницы находится наковальня. Это - «рабочий стол» кузнеца. Давай рассмотрим её повнимательнее (рисунок на следующей странице). Она - чугунная. Напоминает какого-то неведомого животного. И названия отдельных её частей взяты из мира животных. С одной стороны у неё торчит рог, а с другой хвост. Гладкая верхняя поверхность называется лицом. По бокам расположены рёбра. Есть у наковальни и четыре лапы. Посмотри, металлическими скобами они прикреплены к массивному пню, или «стулу», как называют кузнецы. Это для того, чтобы наковальня была устойчивой, чтобы она не упала во время работы со своего пня-стула.
Горячую заготовку из горна кузнец вынимает клещами, кладёт её на наковальню и молотком-ручником начинает быстро стучать по ней - ковать, придавать нужную форму. Если металл остынет, он потеряет пластичность, ковать его уже нельзя. Недаром появилась пословица: «Куй железо, пока горячо». Вот кузнецы и работают очень быстро.
Кроме клещей и молотка в кузнице имеются зубила - для отрубки концов металла, гладилки - молотки с гладким бойком для выглаживания поверхностей и другие инструменты и приспособления для кузнечной работы.
Постепенно усовершенствовали горн для разогревания железа. Придумали и изготовили инструменты для более сложных работ.
Наковальня - «рабочий стол» кузнеца.
При работе кузнецу часто помогает подручный-молотобоец. Иногда вместе с кузнецом работают два или даже три молотобойца. Кузнец своим молотком-ручником управляет работой молотобойцев так же, как дирижёр своей маленькой палочкой - оркестром. Куда молоток кузнеца ударит, туда и бьёт своим тяжёлым молотом - кувалдой молотобоец. А если кузнец плашмя положит на наковальню свой молоток-ручник, то и молотобоец опускает свой тяжёлый молот.
Так и работают в кузницах: кузнец по заготовке молоточком - «дзынь», а молотобоец своим молотом - «бом». И разносится по всей округе - «дзынь-бом, дзынь-бом, дзынь-бом»...
Кузнецов, которые ковали подковы и подковывали лошадей, обычно называли ковалями.
Сейчас даже в сельской местности не все ребята знают, что из себя представляет подкова и зачем вообще надо подковывать лошадей. А всего лет сто назад почти в каждой деревне был свой кузнец-коваль. Стояла его неказистая прокопчённая кузница где-нибудь в стороне от жилых домов, и целыми днями доносился оттуда перестук кузнечных молотов. Кузнец ковал подковы... Гвозди подковочные тоже он делал. И сам этими гвоздями прикреплял готовые подковы к лошадиным копытам.
Уважали люди кузнеца-коваля! Много сил и умения требовала его искусная, мастерская работа.
Сначала кузнец выковывал простые железные полоски - заготовки подков. Затем загибал их по форме копыта. Снизу делал шипы. Протягивал канавку - чтобы в неё вошли головки гвоздей. И, наконец, со знанием дела, надёжно укреплял подковы на копытах лошади.
Подковы защищают копыта лошадей от разных повреждений. Подкованная лошадь может везти больший груз и по любой дороге - каменистой, ледяной. А без подков на таких дорогах копыта лошадей скользят, быстро изнашиваются. Лошадь может в кровь поранить ноги.
Первые железные подковы появились в начале I века. Это были железные башмаки, так называемые «солеа», которые надевались на копыта и привязывались к ногам лошади ремнями. Эта «обувь» была прочной, но очень неудобной.
А до этого предохраняли ноги лошадей различными способами: японцы, например, обували копыта лошадей в соломенные сандалии; татары - в кожаные сапожки; киргизы обкладывали копыта пластинками из рога; на Руси применяли чулки, сплетённые из камыша, лыка, соломы или верёвок.
Лошади и сейчас, в наш космический век, выполняют разнообразные работы - в поле, в лесах, в горах. Они помогают в работе лесникам, геологам, врачам, пограничникам...
Там, где беспомощны тракторы и вездеходы, человека выручают лошади. И всем лошадям, нашим надёжным помощникам, нужны хорошие подковы.
Кроме того, на многих конных заводах выращивают породистых лошадей - для участия в спортивных состязаниях. Их тоже надо подковывать. Для каждого вида состязаний требуются свои особые подковы: с тремя шипами, с двумя или вообще без шипов. Зимой нужны подковы с более острыми шипами, чем летом.
Хорошая ковка повышает выносливость лошади.
Кузнечное дело постигалось не быстро. Годами шлифовали кузнецы своё мастерство. Многое надо было знать и уметь кузнецу. И сильным человеком он должен был быть, чтобы мог орудовать тяжёлым ручным молотом.
А кованых изделий требовалось всё больше и больше. Вот и стали одни кузнецы ковать только гвозди, другие - только предметы для сельского хозяйства, третьи - всевозможные ключи да замки... А самые лучшие мастера становились кузнецами-оружейниками.
Кузнецы-оружейники ковали мечи и боевые топоры, наконечники стрел и копий, выковывали шлемы и «плели» кольчуги. Наибольшее искусство требовалось при изготовлении кольчуг. Для одной кольчуги надо было отковать до сорока тысяч колечек, на их концах пробить дырочки, а после соединения с другими колечками заклепать каждое колечко маленькой заклёпочкой, или «гвоздиком», как говорили в то время.
Многие воины-дружинники были сами кузнецами и с собой в военный поход брали маленькую наковальню, молоточки, напильники и другие нужные инструменты. В свободное время они ремонтировали доспехи себе и другим воинам. Всадники надевали ещё и кольчужные чулки или металлические накладки - «поножи». Даже у лошади закрывали голову металлическими накладками - «наголовниками». В таких доспехах русские дружинники воевали с набегавшими на Русь многочисленными кочевыми племенами.
Уже тогда, в IX веке, русские кузнецы-оружейники знали секреты ковки булатных мечей и сабель. Они были такими прочными и острыми, что прорубали даже шлемы и железные кольчуги. Стоимость булатных клинков была такой высокой, что за один меч давали табун лошадей.
С конца XIV века на вооружении русской армии появляются пушки. Вначале пушки ковались вручную. Работа была очень тяжёлой - с одним кузнецом работали два или три помощника-молотобойца. Особенно стволы пушек ковать было трудно. Но работали на славу, с высоким искусством.
И в последующие века кузнецы-оружейники умножали славу русского оружия.

ВОДЯНЫЕ КУЗНИЦЫ
В XVIII веке царь Пётр I начал широкое строительство Российского флота. Потребовалось особенно много якорей и разных металлических деталей. Ковать их вручную было очень трудно, да и качество получалось довольно плохое. Вот и приказал Пётр I строить на несудоходных реках водяные кузницы, или, как их ещё называли, «самоковы вододействующие».
Реку перегораживали плотиной. В плотине делали «окно» и против него ставили большое колесо с лопастями. Вода колесо крутит, колесо вал с кулачками поворачивает, а кулачки тяжёлый молот поднимают и мехи качают.
Довольны кузнецы, теперь вода за них работает. А они только горячие заготовки из горна вытаскивают да под тяжёлый молот подкладывают.
Один водяной молот заменял двадцать здоровых молотобойцев!
Много заводов с водяными кузницами было построено в России при Петре I. Это способствовало развитию флота и армии, промышленности и торговли. В память о деятельности Петра I в городе Туле ему был воздвигнут памятник - царь Пётр изображён в виде кузнеца в кожаном прожжённом фартуке с тяжёлым молотом в руке. И надпись на том памятнике: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, жила бы только Россия».

ПАРОВЫЕ МОЛОТЫ
В XIX веке бурно развивалась промышленность. С каждым годом требовалось всё больше и больше кованых деталей для различных машин и механизмов. Водяные кузницы уже не могли справляться со всеми заказами. Строить новые кузницы у рек не всегда было удобно, да и реки нужны были для судоходства. Вот и стали думать, как заставить работать молоты другим способом.
Люди замечали, что при кипении воды образуется пар. У чайника с кипящий водой пар поднимает крышку и вообще обладает такой силой, что может разорвать чайник, если крышка будет плотно закрыта. Но, как приспособить этот пар к работе, не знали. Только во второй половине XVIII века талантливый русский изобретатель Иван Иванович Ползунов создал первую в мире паровую машину. И ещё спустя много лет после смерти Пол-зунова английский инженер Д. Несвит на том же принципе сделал первый паровой молот.
Пар в цилиндре поднимал поршень и вместе с ним тяжёлую болванку, или «бабу», как называют её кузнецы. Когда люди видели, что пар обладает большой силой, и заставили его работать. Так был создан паровой молот.
пар из цилиндра выпускался, то тяжёлая «баба» падала вниз и ковала раскалённую заготовку.
На паровых молотах стали ковать большие детали для паровозов и пароходов - колёса, шестерни, шатуны, гребные валы. Но постепенно размеры паровозов и пароходов становились всё больше и больше. Соответственно увеличивались и их валы, колёса... Пушки тоже нужны были всё больших размеров. Поэтому требовались и более мощные молоты.
Русский инженер Н. Воронцов в середине XIX века создал самый мощный в мире паровой молот - он весил около 50 тонн. Известно, что взрослый слон весит всего 5 тонн. В 10 раз меньше!
Всем хорош был паровой молот, да вот беда: когда он работал, земля на несколько километров вокруг него дрожала. Это мешало работать другим станкам и машинам, в домах звенела на полках посуда.
Пришлось учёным и специалистам опять задуматься: чем заменить такие мощные молоты?

СОВРЕМЕННЫЕ ЦЕХИ
В современных кузнечнопрессовых цехах уже редко можно встретить кузнецов ручной ковки с молотобойцами. Нет и молотов с водяными колёсами. Теперь на помощь кузнецам пришли мощные паровоздушные молоты, гидравлические и механические прессы. Они куют и штампуют детали для тракторов и автомобилей, кораблей и самолётов, подъёмных кранов и экскаваторов...
В механических прессах электродвигатель вращает кривошипный вал, а он поднимает и опускает ползун со штампом. Штампы похожи на детские песочные формочки - только они, конечно, значительно больше и тяжелее. И делают они не куличики из песка, а штампуют детали из разогретого металла: разные шестерни и втулки, болты и гайки...
На гидравлических прессах необходимое условие для ковки создаётся водой высокого давления. Посмотри на рисунок: вода давит на плунжер и далее через боёк - на разогретую заготовку. Гидравлические прессы бывают очень больших размеров - высотой с десятиэтажный дом! Вес заготовок, которые куются на этих прессах, может достигать трёхсот тонн. Чтобы удерживать такие тяжёлые заготовки и передвигать их при ковке, применяются особые машины - манипуляторы. Они, словно сказочные драконы, своими мощными захватами, как челюстями, надёжно удерживают громадную раскалённую докрасна заготовку. Перемещают её взад-вперёд. Поворачивают в одну или в другую сторону.
Управляет таким прессом с манипулятором оператор со специального пульта. На пульте - множество кнопок. Какую из них нажать? Как не пропустить нужный момент? Оператору в работе помогает электронно-вычислительная машина, или сокращённо - ЭВМ. Без такого «умного» помощника современному кузнецу не обойтись.
Вот какой долгий путь прошло кузнечное дело: от примитивных молотов-камней до громадных ковочных прессов с манипуляторами и электронно-вычислительными машинами.

УЗОРЫ, РОЖДЁННЫЕ МОЛОТОМ
Во все времена кузнецы старались как-то украсить свои изделия: то сделают красивые завитки, то орнамент в виде точек или рисок нанесут.
Большую изобретательность и фантазию стали проявлять они уже при ковке светцов - первых осветительных устройств.
Наиболее красивыми были светцы, сделанные целиком из железа. Вечерами, когда в светец вставляли лучинки и зажигали их, то на фоне тёмной избы такой светец казался пером сказочной жар-птицы.
Прошло время, и вместо лучин появились свечи.
Светцы заменили на подсвечники, которые ставили на столы, подвешивали на стены или к потолку. Многие подсвечники были сделаны с большим изяществом и вкусом. Появились мастера художественной ковки.
Кузнецы украшали и дома.
Над входной дверью устанавливали козырёк или зонтик с затейливым кованым узором.
По краям крыши крепили свесы из просечного железа. А по гребню крыши шла коньковая решётка с флюгером или навершием. Дымовая труба украшалась сказочным дымником с петушком. Сливные трубы имели воронку в виде пышной короны, а слив изображал пасть дракона.
Ворота и калитку отделывали как можно лучше - ведь с них начинался дом.
Вместо обычных петель делали красивые жиковины с завитками. Ручки отковывали в виде массивных колец с бусиной - утолщением посередине. Такие ручки назывались стука-лами, так как ими же и стучали в дверь при необходимости. Под бусину устанавливали подстукальник в виде узорчатого металлического кружка. Замочная скважина закрывалась личинкой - красивой пластинкой из листового металла.
Наибольшего расцвета художественная ковка в России достигла в XVIII - XIX веках, когда строилось много дворцовопарковых ансамблей. Выдающиеся архитекторы - Растрелли, Ринальди, Воронихин, Росси, Стасов, Казаков, Баженов - при создании дворцов и парков разрабатывали и рисунки для оград и ворот. А кузнецы воплощали их замыслы в металл.
Кузнецам-художникам нужно было отковать сотни отдельных завитков и цветов, а затем собрать всё в единое целое при помощи заклёпок или перехватов. Сколько мастерства требовалось при этом!
Решётка Летнего сада в Ленинграде считается одной из самых красивых решёток мира. Ковали её тульские кузнецы. Любоваться этой оградой приезжали даже из-за границы.
И в последующие века русские кузнецы не переставали удивлять мир своим мастерством.
На выставке в Париже в 1900 году премию Гран-при получила железная пальма. Её всего за две недели выковал из одного куска рельса донецкий кузнец А. Мерцалов. Эта веерная пальма была настолько похожа на настоящую, что вначале многие посетители выставки проходили мимо неё. Но когда узнавали, что пальма из железа, то восторгам не было конца. Теперь эта пальма украшает один из залов музея Ленинградского горного института.

МУЗЕЙ КУЗНЕЧНОГО ИСКУССТВА
Подмосковная станция Салтыковка. Деревянный двухэтажный дом - бывшая дача профессора А. И. Зимина. Крупный учёный А. И. Зимин был основоположником советской школы кузнечно-прессового машиностроения. Теперь здесь находится Музей кузнечной науки и техники. В его залах можно увидеть кузнечные изделия старинных и современных мастеров, познакомиться с инструментами кузнецов.
Вот каменные молоты и наковальни, похожие на те, что были в каменном веке. Рядом - железные наковальни, мехи и инструменты столетней давности. Современные горны и молоты, поражающие своими размерами. И повсюду - на стенах, на полках и стеллажах размещены всевозможные изделия сельских кузнецов, кузнецов-оружейников, кузнецов-ковалей, кузнецов-медников, кузнецов-гвоздочников, кузнецов-замочников и, конечно, изделия кузнецов художественной ковки, отличающиеся исключительно высоким уровнем исполнения.
Рядом с кольчужными чулками можно увидеть серпы и косы, кованые гвозди и подковы, замки, самовары, светцы, подсвечники...
А сколько здесь изящных художественных изделий!
На улице, около дома-музея, можно осмотреть крупные кованые детали - для самолётов и разных машин. А в глубине дачного участка виднеется кузница и навесы - с рабочими местами кузнецов.
Каждый год в музее проводятся Всесоюзные фестивали и праздники кузнецов художественной ковки. На них приезжают кузнецы из многих городов и сёл нашей страны. Кузнецы-художники прямо на глазах у гостей и участников фестиваля куют различные изделия: розы, подсвечники, подковы...
Как не восхититься мастерством современных кузнецов!

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) - творческая студия БК-МТГК.

Медный век

Первыми металлами, освоенными людьми, были золото, серебро, медь и ее сплавы. Это обусловлено существованием этих металлов в самородном виде, химической стойкостью и лёгкостью их обработки в холодном состоянии. Легкоплавкость меди сделала ее первым металлом, выплавляемым человеком. Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э.

Marie Reed , CC BY-SA 3.0

Говорить о кузнецах «медного века» не совсем корректно. Собственно кузнечную ковку для обработки использовали редко, чаще изделие отливали.

Собственно кузнечные (ударные) технологии для медных изделий в тот период в основном касались отделки - чеканка, гравировка, полировка или покрытия изделий (фрагментов) чернением, золотом или серебром.

Железный век

Приблизительно в 1200 году до нашей эры наступил «Железный век» - человек перешагнул барьер температур и научился получать железо из руд. Открытый огонь (пламя костра) может дать температуру 600–700˚С.

, CC BY-SA 4.0

В замкнутом гончарном горне получают температуры 800–1000˚С., и уже есть вероятность получения зерен чистого металла. Лишь в сыродутной печи можно обеспечить температуру до 1100˚–1300˚С. и уверенно получают восстановленное железо.

Нужны печи особой конструкции (с интенсивным наддувом) металл плавится и стекает в нижнюю часть горна, так что шлаки всплывают на нём. К сожалению, такая технология приводит к науглероживанию железа и получению чугуна, который не поддается кузнечной ковке.

Ковка

Ковка - основное техническое действие кузнеца. Она производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла.

Большое количество одинаковых фасонных изделий из металла может изготавливаться штамповкой, которая может быть горячей и холодной. Этот способ также относят как к кузнечному, так и слесарному делу.

Инструменты

В кузнице можно обнаружить множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному (обязательному) оборудованию относят:

  • Горн (устройство для нагрева заготовок)
  • Ёмкость с водой (для охлаждения).
  • Большая (основная) наковальня.
  • Кузнечный инструмент и приспособления для ручной ковки различного вида и назначения.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях.

Изделия

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:

  • инструменты
  • оружие
  • подковы
  • строительные элементы
  • украшения и т.д.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

В настоящее время термин также используется в значении рабочего кузнечно-прессового цеха (например, «кузнец-штамповщик»)

В наше время кузнечное ремесло так же сильно востребовано. Кованая мебель, заборы, предметы интерьера и быта. Наверное, люди не смогут обойтись без этой профессии ещё очень долго. Даже технический прогресс не заменит ручной труд кузнеца — ремесленника.

Подковать лошадь, выковать подкову, выполнить сложную фигуру для интерьера — это работа только ручная.

Фамилии

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии - общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.) , Ковальский, Ковальчик (польск.) , Смит (англ.), Шмидт (нем.) , Лефевр, Ферран (фр.) , Эрреро (исп.) , Дарбинян (арм.) , Мчедлидзе (груз.) , Чкадуа (мегр.) , Ажиба (абх.) , Сепп (эст.) , Сеппенен (фин.) и так далее.

Кузнец в мифологии, религии и литературе

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он - либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. - в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами.

В древности кузнецам могли нарочно повреждать ноги, чтобы они не смогли убежать и присоединиться к чужому племени. В итоге они становились «мастерами-жрецами», связанными с тайным знанием, не только ремесла, но и религиозным (отсюда особый ум героев-кузнецов).

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 4.0

В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто - культурный герой.

Фотогалерея












Полезная информация

Кузне́ц - мастер, занимающийся обработкой металла.

Кузнечное ремесло

Главный материал для работы кузнеца - металлы: железо (сталь), а также медь и ее сплавы (бронза…), свинец, благородные металлы. Кузнечное ремесло включает: свободную ковку, кузнечную сварку, литьё, горновую пайку медью, термическую обработку изделий и прочее.

«Металл неба»

Человек знал железо (Fe) очень давно, но это было метеоритное железо. Древние летописи говорят об оружии из «металла неба», которое принадлежало героям или полководцам. Изделия из метеоритного железа легко отличить по высокому содержанию никеля. Но этот ресурс не удовлетворял потребности человечества.

Слесарь - это не кузнец

Первоначально, слово слесарь обозначало «замочный мастер», от немецкого замок (Schloss) или ключ (Schlüssel). В дальнейшем, до появления мастеров станочников, так называли всех мастеров, обрабатывающих металл холодным. Для примера, соединение отдельных деталей в единое изделие кузнецы и слесаря могут осуществлять одним приёмом - клепкой, но ковка (кузнечная сварка) приём исключительно кузнечный, так же как пайка - слесарный.

О волочении

Раньше такие операции выполнялись вручную, теперь их полностью заменили механизмы. Для волочения (изготовления) проволоки использовали волочильные доски. Это стальные плиты с рядом калиброванных отверстий, диаметр которых увеличивающихся с заданным шагом. Кузнец брал заготовку (пруток), грел его по всей длине, ручником обрабатывал (сужал) один из краев, вставлял в отверстие доски, с другой стороны захватывал конец клещами и тянул заготовку сквозь отверстие. Тем самым он равномерно уменьшал диаметр заготовки и удлинял ее (вытяжка). Затем заготовку отпускали в горне и протягивали через следующее отверстие, меньшего диаметра.

Архетипичность кузнеца

Кузнечное ремесло - одно из древнейших. Кузнец раньше, чем прочие мастера, должен был бросить заниматься другими делами (например, одновременно пахать, тачать, заниматься натуральным хозяйством и так далее) и полностью сосредоточиться на своём занятии, требующем достаточно сложных технологических процессов. Прочим крестьянам (или кочевникам) это было не всегда понятно и казалось загадочным. Вдобавок, из-за опасности возгорания кузнецы обычно поселялись на отшибе, что порождало дополнительную загадочность. Поэтому кузнецы часто считались шаманами, позже - колдунами, связанными с дьяволом, тёмными силами.

Этимология слова «кузнец»

«коварство» (однокоренного со словом «ковать»; ср. чешск. kovářstvo = кузнечество и «козни» (однокоренного со словом «кузнец»). В русских деревнях считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни. В эпических сказаниях именно кузнец победил Змея Горыныча, приковав его за язык.

Особые должности

В «допетровской» России казенные кузнецы были служилыми людьми «по прибору» и получали из государственной казны денежное жалование. В слободских казацких полках кузнецы были нестроевыми казаками-«подпомощниками» и принимали участие в походах. В кавалерийских частях и конной артиллерии российской армии и РККА, вплоть до середины XX века так же существовали штатные должности кузнецов.

Античные персонажи

  • Гефест - древнегреческий бог кузнечного ремесла, первый бог-мастер
  • Вулкан - древнеримский бог кузнечного ремесла, отождествлявшийся с Гефестом
  • Сефланс - этрусское божество подземного огня, бог-кузнец, соответствует римскому Вулкану
  • Тельхины

Кельтские и скандинавские персонажи

  • Гоибниу - кельтский бог-кузнец, чьё имя даже происходит от слова «кузнец».
  • Гофаннон - аналог Гоибниу у валлийцев
  • Тор - скандинавский бог-громовержец
  • Велунд (Вёлунд, Weyland) - кузнец в скандинавской мифологии, персонаж «Песни о Велунде» в «Старшей Эдде». В артуровском цикле легенд ему приписывается создание меча Эскалибура. В германских легендах с наступлением христианства прекратил быть божеством и стал именем Сатаны (в немецком произношении «Воланд») - см. персонаж «Фауста» Гете, откуда он перекочевал в «Мастера и Маргариту» Булгакова. Хромота Сатаны имеет те же корни, что хромота Гефеста
  • Мимир - гном-кузнец, учивший Зигфрида (также сына кузнеца)
  • ирландский кузнец Куланн, чью собаку убил Кухулин
  • Кальвис - бог-кузнец прибалтийской мифологии, «выковавший» Солнце, как и финский бог Илмаринен (см. «Калевала»), финно-угорский Ильмарине, карельский Ильмойллин и удмуртский бог Инмар, также Телявель

Славянские персонажи

  • в осточнославянский Кий
  • Перун - древнеславянский бог-громовержец
  • Сварог - древнеславянский бог-кузнец

Библейские, христианские, фольклорные и литературные персонажи

  • библейский Каин, убийца пастуха Авеля, по одной из апокрифических версий был кузнецом. Имеет физический недостаток - т. н. «каинова печать», которой его пометил Бог.
  • еврейский Тубал-Каин (Тубалкаин, Фовел), кабир, «отец всех кузнецов», 7-е поколение от Каина. Кроме того, это имя используется в ритуале третьего градуса масонства. Потомок Каина в 6-м поколении.
  • кузнец св. Элигий, епископ Нуайонский, (ок. 588-660) - патрон золотых и серебряных мастеров и чеканщиков.
  • св. Дунстан, подковавший Сатану - покровитель кузнецов и ювелиров
  • Ильмаринен - порсонаж карело-финского эпоса Калевала.
  • фольклорный богатырь Косьмодемьян (Кузьмодемьян)
  • кузнец Вакула, персонаж из гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - является сыном ведьмы Солохи и укрощает чёрта
  • хитроумный Левша, герой Лескова
  • Кузнец из Большого Вуттона - герой одноимённого произведения Толкина
  • Ауле - у Толкина третий по могуществу из Валар, кузнец Арды, в его компетенции твёрдая материя и ремесла; создатель гномов; учитель Нолдор, супруг Яванны Кементари.
  • Джейсон Ягг, сын нянюшки Ягг, второстепенный персонаж книг Терри Пратчетта. На протяжении нескольких поколений представители его семьи, кузнецы, подковывают лошадь Смерти.
  • Медведь-кузнец из «Котлована» Андрея Платонова.
  • Казак-кузнец Ипполит Шалый из романа Михаила Шолохова «Поднятая целина».


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе