6182
На предприятии создаются различные комиссии. Есть ли какой предусмотренный законодательством порядок их создания по количеству (четное или нечетное) членов комиссии?
Законодательством не предусмотрен порядок формирования комиссий в организациях. При этом в силу ст. 8 ТК РФ работодатель вправе локальным нормативным актом (например, положением о создании комиссии в организации, предусмотреть принципы и порядок формирования комиссий). Как правило, к таким принципам относят следующие:
в состав комиссии входит нечетное количество человек (не менее трех);
председателем комиссии назначается лицо, ответственное за проблему, для решения которой собирается комиссия;
членами комиссии, как правило, назначаются сотрудники разных структурных подразделений во избежание субъективного подхода на решение проблемы и др.
1. Ситуация: Обязательно ли создавать комиссию по расследованию дисциплинарного проступка
Ответ на данный вопрос зависит от вида организации.
В коммерческих организациях трудовое законодательство не требует проведения служебного расследования для привлечения сотрудника к дисциплинарной ответственности. Необходимо лишь соблюдать предусмотренную законом процедуру наложения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ).
Вместе с тем, работодатель в локальном нормативном акте вправе установить более подробную процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности путем проведения расследования с формированием специальной комиссии. Состав комиссии для проведения расследования работодатель определяет самостоятельно. Как правило, в ее состав входит нечетное количество человек (не менее трех). Председателем комиссии может быть, например, начальник службы безопасности, кадрового отдела или сам руководитель организации. Персональный состав и количество членов комиссии, ответственной за своевременное и правильное проведение расследования, определяется приказом о его проведении. При этом можно издать приказ о персональном составе комиссии для проведения расследования в отношении конкретного случая нарушения дисциплины труда, а можно утвердить состав комиссии на определенный срок. Порядок утверждения состава комиссии, а также регламент ее работы следует прописать в локальном нормативном акте, например Положении о порядке применения дисциплинарных взысканий. Такие выводы следуют из совокупности положений статей 8 , 22 , 193 Трудового кодекса РФ.
При наличии закрепленного в локальном акте порядка проведения расследований по фактам нарушения трудовой дисциплины с созданием комиссии, соблюдение указанной процедуры становится для работодателя обязательным (ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
В бюджетных учреждениях может действовать иной порядок. В частности, для привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих предусмотрена специальная процедура. Положения статей 58 , 59 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ при совершении проступка требуют проводить в отношении гражданского служащего служебную проверку. Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа. При этом профсоюзным представителем (доверенным лицом) может выступать не любой член профсоюза, а лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, положением о первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа (ст. 3 Закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ).
2. Ситуация: Кто может входить в состав аттестационной комиссии при проведении аттестации сотрудников
Состав комиссии может быть любым. Обычно в нее входят руководители отделов, сотрудник отдела кадров. Если в организации есть профсоюз, его представитель обязательно входит в состав комиссии (ст. 82 ТК РФ).
3. Ситуация: Как сформировать комиссию для проведения экспертизы ценности кадровых документов, если в штате организации числится один человек - директор
Порядок формирования и состав комиссии установлен пунктом 2.2.3 Основных правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г. В частности, в нем указано, что в состав комиссии должно входить не менее трех человек. Вместе с тем, для коммерческих организаций соблюдать требования этого документа необязательно (абз. 6 введения Основных правил, одобренных решением коллегии Росархива от 6 февраля 2002 г.). Поэтому в рассматриваемой ситуации директор (он же единственный сотрудник организации) может провести экспертизу ценности кадровых документов и выявить документы к уничтожению единолично.
Кроме того, при желании работодатель может формально соблюсти требование вышеуказанных Правил, пригласив для участия в комиссии третьих лиц по гражданско-правовым договорам.
В Трудовом кодексе есть досадные пробелы, которые усложняют работу кадровикам, хотя ничего не стоит их устранить.
Достаточно сложно давать какие-либо рекомендации по составу аттестационных комиссий в коммерческих организациях, так как решение этого вопроса целиком и полностью зависит от работодателя. Можно обратиться к опыту формирования такой комиссии в государственных органах.
Так, пунктом 10 ст. 48 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в состав аттестационной комиссии включаются:
Число независимых экспертов при этом должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.
Следует отметить, что основным принципом формирования комиссии можно назвать профессионализм ее участников. Т.е. члены комиссии должны быть в состоянии объективно, полно и всесторонне оценить квалификацию аттестуемых работников. Независимые эксперты не из числа сотрудников организации включаются в состав комиссии в целях обеспечения объективности оценки и результатов аттестации.
При наличии в организации профсоюза в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается его представитель. Это требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 82 Трудового кодекса РФ.
Как правило, аттестационная комиссия состоит из:
Таким работникам комиссия назначает повторную проверку в срок не ранее двух недель и не позднее одного месяца со дня последней проверки. Работник, получивший неудовлетворительную оценку при третьей проверке знаний, должен быть переведен на другую работу, не связанную с обслуживанием электроустановок, или с ним должен быть в установленном порядке расторгнут договор вследствии его недостаточной квалификации.
Должен быть состав не менее трех человек:*
а) у ответственного за электрохозяйство предприятия, его заместителя и инженера по охране труда, контролирующего электроустановки - как правило, комиссия в составе руководителя предприятия или его заместителя, инспектора предприятия «Энергонадзор» и представителя отдела охраны труда или комитета профсоюза предприятия. Допускается назначение комиссии местными органами Энергонадзора;**
б) у ответственных за электрохозяйство структурных подразделений - комиссия предприятия с участием ответственного за электрохозяйство. Состав комиссии утверждает руководитель предприятия;
в) у остального персонала - комиссии (их может быть несколько), состав которых определяет и утверждает ответственный за электрохозяйство предприятия. В состав указанных комиссий, как правило, должен входить непосредственный руководитель работника, чьи знания проверяет комиссия.
Примечания:
1 Представители местного органа Энергонадзора принимают участие в комиссии по п.«а» - обязательно, по пп.«б» и «в» - по своему усмотрению.
2. Разрешается использование компьютерной техники для всех видов проверки, кроме первичной: при этом запись в журнале проверки знаний не отменяется.
** Допускается проверка знаний в комиссии органов Госэнергонадзора (? от 17.07.95 № 42-6/20 – ЭТ).
Для них комиссии создаются органами Энергонадзора. В работе таких комиссий, как правило, должны принимать участие руководители предприятий, работники которых проходят проверку знаний, или представителиих вышестоящих организаций.
Вопрос 38. В каких комиссиях допускается производить проверку знаний правил ответственных за электрохозяйство малых, индивидуальных и семейных предприятий, производственных, жилищных, гаражных, дачно-строительных кооперативов, садоводческих товариществ, арендных, крестьянских (фермерских) индивидуальных хозяйств?
Допускается производить проверку в комиссиях предприятий - учреждений с участием инспектора по энергетическому надзору.
Вопрос 39. Кто может нести ответственность за безопасную эксплуатацию электроустановок до 1000 В в перечисленных выше хозяйствах, используемых для производственных нужд (электродвигатели и другие электроприёмники производственного назначения, электрокотлы, электробойлеры, сети освещения производственных помещений и территорий и т.п.)?
Может нести владелец предприятия (хозяйства) или член семьи (хозяйства) – только при его письменном согласии, - после прохождения им обучения на предприятиях "Энергонадзор" или в специализированной организации и получения в комиссии предприятия "Энергонадзор" группы III по электробезопасности.
Вопрос 40. В чем состоит особенность группы по электробезопасности инженера по охране труда?
Состоит в том, что инженеру по охране труда, прошедшему проверку знаний в объеме IV группы, выдается удостоверение на право инспектирования электроустановок своего предприятия.
1.3 Оперативное обслуживание. Осмотры электроустановок.
Вопрос 41. Что представляет собой оперативное обслуживание электроустановок?
Представляет собой комплекс работ по: ведению требуемого режима работы электроустановки; производству переключений, осмотров оборудования; подготовке к производству ремонта (подготовка рабочего места, допуск); техническому обслуживанию оборудования, предусмотренному должностными и производственными инструкциями оперативного персонала.
Вопрос 42. Кто должен выполнять оперативные переключения в электроустановках?
Должен выполнять оперативный или оперативно – ремонтный персонал, допущенный распорядительным документом руководителя организации.
Вопрос 43. Требуется ли наличие допуска на право выполнения оперативных переключений?
Требуется обязательно для допускающих по наряду-допуску (далее - наряду) и распоряжению.
Вопрос 44. Какую группу по электробезопасности должны иметь работники из числа персонала, единолично обслуживающие электроустановки или старшие по смене?
В электроустановках выше 1000 В должны иметь группу IV, а остальные работники в смене - группу III. В электроустановках до 1000 В работники из числа оперативного персонала, обслуживающие электроустановки, - группу III.
Вопрос 45. Кем определяется вид оперативного обслуживания электроустановки и число работников в смене?
Определяется руководством организации и закрепляется соответствующим распоряжением.
Вопрос 46. Какие правила должны соблюдаться при выполнении сложных переключений?
Должны выполнять два работника: один непосредственно производит переключение, а второй контролирует правильность выполнения и последовательность операций. Бланк переключений, который заполняет дежурный, получивший распоряжение на проведение переключений, подписывают оба работника, проводивших переключения.
Контролирующим при выполнении переключений является старший работник по должности. Ответственность за правильность переключений возлагается на обоих работников, выполнивших операции.