Все о бизнесе

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЯМИ В ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Вячеслав Васильевич Шадрин,

д.э.н., доцент, профессор кафедры управления знаниями и прикладной информатики в менеджменте,

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики,

Тел.: +79151589743, Эл. почта: [email protected]

Статья посвящена управлению финансированием инновационных процессов. Рассматриваются принципы организации финансирования. Показаны методы, источники и объекты финансирования.

Ключевые слова: управление, финансирование, инновации, инвестиции.

VyachesIav V. Shadrin,

Doctorate of Economics, Associate Professor, Professor, the Department of Knowledge Management and Applied Informatics, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics, Tel.: +79151589743, E-mail: [email protected]

INVESTMENT MANAGEMENT IN INNOVATIVE PROJECTS

The article is devoted to management financing of innovative processes. The author considers the principles of financing organization and shows the methods, sources and objects of financing.

Keywords: management, financing, innovation, investment.

1. Введение

Под финансированием инновационных проектов понимается проведение финансовых операций, дающих возможность инициаторам проектов снизить затраты по погашению долгов, уменьшить риски, связанные с эксплуатацией оборудования, установить долгосрочные отношения с поставщиками сырья и полуфабрикатов, пользоваться поддержкой финансовых организаций.

К основным принципам организации финансирования инновационных проектов относятся следующие :

Участие в проекте солидных и подготовленных к сотрудничеству партнеров;

Квалифицированная подготовка технико-экономического обоснования и его предварительное согласование с инвестором, кредитором, гарантом или агентом организатора финансирования;

Достаточная капитализация проекта;

Удовлетворительное решение вопросов финансового обеспечения всех работ по проекту;

Четкое определение проектных рисков и их разделение между участниками проекта;

Наличие соответствующих гарантий.

2. Классификация методов финансирования

Проведенный анализ баз статистических данных Thomson Reuters, Venture Economics, Preqin, Merger Analytics по осуществленным инвестициям в инновации в мировой практике показал, что отличительной особенностью финансирования инновационных проектов является распределение траншей финансирования по этапам проекта при привлечении на каждом этапе различных комбинаций источников финансирования . В соответствии с принятой зарубежной практикой нами представлена классификация методов финансирования инновационных проектов исходя из особенностей привлечения финансовых ресурсов по соответствующим этапам проекта (рис.1).

Все источники финансирования, с позиции коммерческой фирмы, принято подразделять на централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Среди вышеперечисленных источников средства федерального бюджета являются главным инструментом научно-технической политики государства.

В соответствии с законом РФ «О науке и научно-технической политике» на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактически, процесс выделения средств осуществляется не из бюджета как такового, а из различных фондов (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана). Денежные средства перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, так и частными фирмами.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства.

Государство заинтересовано в поддержке инновационной деятельности науки по следующим причинам:

1. Необходимость в проведении фундаментальных исследований, которые практически не осуществляются частными предприятиями в связи с длительным сроком проведения, неопределенностью, сроков и результатов.

2. Необходимость проведения масштабных дорогостоящих проектов, для проведения которых требуются значительные затраты, которых у частного предприятия может быть недостаточно.

11 осей но« ф II на н си ронанне {Псеё СарЫ) - Первоначальный капитал, нкосимы и на самой ранней Стадии рашпгня миижшшинш приемгов

Стартовое фяниинро вам не ($ЫП-ир СарНа!) - Фиилпсиринанцс ралрнбцп цчг [¡юнсс-киншнцпц, исрнпнлчцльнык исследований и разработок. прорсленин начального маркетинга ■онни продукта

ФиНЛНСИртН^ШК ПОМННХ (Ш1Й iI.iiti-r.Stiw С а/»"¡1/1) - Фиияиснрпнлннс олытно-нсиктрусторскик |Н1фй1к)1АК, шишки кромы имен нош пора Ню

Фнмлнснрсисммк" пие.феннн м расширении (Ехрапз1оп Сир И и!)

Меыншише фннавднроаинне (Менян гм СорИя!)

Фипянснрова име серизною иришволстви, выаа]» нитги нролкм) }|л рынок, расширен!» прян зволс! 1неииы \ мощностей и обеспечение дополнительною оборотного капитала.ия достижения точки бе1убытпч11пт1 »1 |)от компании

[|уо. III ЧИ(К р&ШСЩЫШС

......... (1РО)

Финансирование с 1 ¡к.ши проекта, неносре.чсиэснпо предшествую шей гпб.нгшсж нро.мже лкииП, п форме жмнш средств, ■киноиершио к*питала или обеспечении долговых овямтел ьств

Рис. 1. Методы поэтапного финансирования инновационных проектов

3. Необходимость проведения НИ-ОКР в отраслях с высокой долей государственной собственности в приоритетных для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера и т.п.)

4. Необходимость проведения НИ-ОКР военного назначения и в области разработки космической техники.

В ряде случаев проект может получить государственную поддержку. Решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются государственными органами власти в соответствии с законодательством РФ. Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, производятся в соответствии с законодательством РФ в порядке, предусмотренном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

Средства, выделяемые из федерального бюджета, направляются на финансирование:

Государственных инновационных фондов (РФФИ - Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций);

Федеральных целевых инновационных программ и высокоэффективных инновационных проектов;

Программ государственной поддержки инновационной деятельности.

Государственная поддержка эффективных инновационных проектов предусматривает следующие формы участия государства в их финансировании (как правило, на конкурсной основе) :

Централизованные инвестиционные кредиты на возвратной основе;

Закрепление в государственной собственности части акций предприятий, осуществляющих инновационную деятельность;

Государственные гарантии по инвестиционным кредитам, предоставляемым российскими и зарубежными кредитно-финансовыми учреждениями субъектам инновационной деятельности.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации финансирование инновационных проектов может осуществляться Внешэкономбанком и за счет средств федерального Инвестиционного фонда. При этом оценка эффективности и результативности использования этих средств осуществляется на общих основаниях в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса, согласно которой участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Объектами прямой государственной финансовой поддержки в иннова-

ционной сфере являются:

1. НИОКР оборонного производства или оборонного характера, космические исследования. Результаты профинансированных оборонных НИОКР могут быть использованы по прямому назначению. Т.е. для организации и производства новой техники и вооружений (поставка новых видов военной техники в действующую армию и экспорт военной техники за рубеж) или запатентованы и также экспортированы за рубеж.

2. НИОКР гражданского назначения: финансирование фундаментальных и крупных прикладных исследований, проводимых академическими НИО; финансирование непроизводственных НИОКР (в области медицины, строительства очистных сооружений, оказании коммунальных услуг); НИОКР, выполняемые на уровне государственных программ.

Федеральный инвестиционный фонд финансирует программы, которые имеют общегосударственное значение. Например, по состоянию на 01 января 2012 года, фонд выделил 279,56 млн. рублей на создание первой очереди промышленной зоны «Заволжье». Также сейчас реализуется государственная программа участия государства в развитии инновационной системы. Одним из результатов реализации этой программы стало продолжение практического выполнения 13 важнейших инновационных проектов государственного значения за счет средств федерального бюджета. В настоящее время находится на рассмотрении еще

около 40 предложений, претендующих на включение в перечень важнейших инновационных проектов, финансирование которых может быть обеспечено, в том числе за счет внешних инвестиций^].

Эти проекты предусматривают усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках за счет решения ключевых задач конкурентоспособности, а именно ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения), применения технологий высокой степени переработки исходного сырья, эффективного использования сырьевой базы, обеспечения гибкости производства.

Они основаны на научных достижениях мирового уровня в передовых областях науки и техники и в первую очередь касаются критических технологий федерального уровня.

Следует отметить, что в рамках вышеуказанных проектов реализуется полный инновационный цикл: прикладные научные исследования - опытно-конструкторские и технологические разработки - освоение производства в период не более 3-4 лет.

Особенностью этих проектов является то обстоятельство, что в результате их выполнения должны быть обеспечены промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции в объемах, не менее чем в пять раз превышающих бюджетные ассигнования, выделенные исполнителю соответствующего государственного контракта.

Кроме того, в ходе реализации каждого важнейшего инновационного проекта государственного значения наряду со средствами федерального бюджета предусмотрено обязательное привлечение необходимых средств из внебюджетных источников в пропорции 1:2.

Одним из важнейших элементов развития инновационной системы России является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере, финансирование, которого осуществляется пока только за счет средств федерального бюджета. Фонд реализует ряд программ, таких как «Старт», «Темп», которые направлены на финансовое содействие при создании и развитии малых инновационных предприятий.

В настоящее время в стране осуществляется создание государственной

Российской венчурной компании с уставным капиталом в 15 млрд. рублей. Предполагается, что такой фонд будет инвестировать целый ряд венчурных фондов с уставным капиталом от 1 до 3 млрд. рублей. При этом доля государства в создаваемых венчурных фондах будет варьироваться в пределах от 25% до 49% .

Существенное значение для активизации инновационной деятельности в России имеет создание 10 зон промыш-ленно-производственного и технико-внедренческого типов.

В настоящее время уже созданы четыре технико-внедренческие зоны в г. Санкт - Петербурге, Зеленограде (Московской обл.), Томской области, г. Дубна и две промышленно-производ-ственные зоны в Республике Татарстан и Липецкой области .

Источниками собственных средств предприятий, направляемых на инновационную деятельность, являются:

Нераспределенная между акционерами (пайщиками) часть прибыли;

Амортизационные отчисления;

Акционерный капитал.

Крупные предприятия осваивают

конструкторские и технологические новшества за счет собственных средств, концентрирующихся в фонде развития производства и фонде амортизационных отчислений. В целом общая сумма финансирования инновационного проекта компании направляется на:

1. Финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;

2. Финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, инструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

3. Проведение НИОКР (в том числе приобретение лицензий) на финансирование затрат для приобретения приборов и оборудования, материально-технических ценностей для этих работ;

4. Компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

5. Финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

6. Погашение долгосрочных кредитов банков и уплату процентов по ним.

На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная к графику инновационного проекта и осуще-

ствляется поиск оптимального инструментария финансирования.

3. Совершенствование управления инновациями

Первостепенное значение для предприятий, осуществляющих инновации, имеет вопрос о включении расходов на НИОКР, проводимых предприятиями за счет собственных средств, в себестоимость продукции. В соответствии с действующим положением, затраты, связанные с проведением НИОКР, созданием новых видов сырья и материалов, переоснащением производства и разработкой новых технологий, в себестоимость продукции не включается, что не соответствует мировой практике учета расходов на НИОКР и сужает базу собственных средств предприятий, используемых на реализацию инноваций.

Финансирование из нераспределенной прибыли не используется при выполнении крупных, средних или долгосрочных проектов, поскольку связано с изъятием денежных средств из хозяйственного оборота, что может нарушить стабильность производственного цикла из-за недостатка оборотного капитала. В то же время применение рассматриваемого источника стабильно работающими предприятиями, имеющими регулярные денежные поступления от продаж, на осуществление инновационной деятельности позволяет избавить предприятия от долгосрочной задолженности.

Инвесторы могут финансировать инновационную деятельность, вкладывая средства в ценные бумаги (акции, облигации, векселя), эмитируемые субъектами инновационной деятельности. Инновационные предприятия часто прибегают к дополнительной эмиссии ценных бумаг в случае недостатка собственных средств для финансирования перспективных инновационных проектов, развития материально-технической базы, проведения необходимых НИОКР.

Сейчас на ММВБ «Рынок инноваций и инвестиций» (РИИ ММВБ) торгуются бумаги 20 эмитентов, таких как «Фармсинтез», «Диод», «Ютинет.ру», «Армада» и др.

На сегодняшний день существует множество инновационных проектов, требующих инвестиций для развития. Например, такие проекты как: Dom Hunter.pro (требуется 8 млн. рублей, уже инвестировано 500 тыс. рублей, инвесторам предлагается доля в компании в размере 30 %), «Искусственная

Экономика, Статистика и Информатика

кожа «ВИОГЕЛЬ»» (требуемый объем инвестиций 30,5 млн. рублей, уже инвестировано 7 млн. рублей, предлагаемая доля инвесторам в компании 35%) и множество других .

При осуществлении технологических инноваций, требующих приобретения дорогостоящего оборудования, транспортных средств, энергетических установок, компьютерной и телекоммуникационной техники, часто прибегают к лизингу для привлечения дополнительных средств.

Необходимо отметить, что международный лизинг может представлять собой эффективную форму сотрудничества для инновационного предприятия, т.к. при этом для реорганизации производства и перевода его на более эффективную технологию и выпуск новой продукции, отвечающей требованиям международного рынка, не требуется изначального выделения крупных средств в иностранной валюте. Все расходы по приобретению необходимых основных фондов на первом этапе внедрения новой технологии покрыва-

ет лизинговая компания (арендодатель).

4. Заключение

При финансировании инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов. Кроме того, возможно заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

Литература

1. Инвестиции. Под ред. Подшива-ленко Г.П. - М., КНОРУС, 2009 - 348 с.

2. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент.- М.: ИНФРА-М, 2008.264 с.

3. Муравьев А.И. Общая теория инновационных технологий. - СПб.: ИВЭ-СЭП. Знание. 2007- 510 с.

4. Хучек М. Инновация на предприятии и их внедрение. - М.: Луч, 2010 -186 с.

5. О реализации важнейших инновационных проектов государственного значения// http://stanislavnaumov.ru/ innovation

6. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности http:// www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/

1. Investments. Pod red. Podshivalenko G.P. - M., KNORUS, 2009 - 348 p.

2. Medynskii V.G. Innovation Management.- M.: INFRA-M, 2008.264 p.

3. Murav"ev A.I. The general theory of innovative technologies. - SPb.: IVESEP. Znanie. 2007- 510 p.

4. Huchek M. Innovations in the enterprise and their implementation. - M.: Luch, 2010 - 186 p.

5. On the realization of major innovative projects of national importance // http://stanislavnaumov.ru/innovation

6. Federal"nyi portal po nauchnoi i innovacionnoi deyatel"nosti http:// www.sci-innov.ru/gov_programs/fcp/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Государственная инновационная политика: необходимые и достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности создания и реализации различных инноваций. Понятие антикризисной инновации. Процессные антикризисные и продуктовые инновации.

    реферат , добавлен 10.11.2010

    Роль и место инноваций в структуре работы предприятия. Инновационные тенденции в современных условиях. Инновации, создающие новые рынки. Особенности рынка культурной отрасли. Разработка инноваций в сфере услуг для внедрения в функционирование арт-кафе.

    дипломная работа , добавлен 04.07.2011

    Понятие инновации и ее влияние на различные процессы жизнедеятельности фирмы. Ответственность специалиста по внутрикорпоративному PR в управлении инновациями. Возможности использования инноваций как инструмента формирования внутреннего имиджа организации.

    дипломная работа , добавлен 04.05.2011

    Понятие и сущность проектного управления. Состояние жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации. Основные направления планирования и проектного управления в сфере ЖКХ в регионе, особенности его инвестирования и перспективы реформирования.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2014

    Взаимосвязь инвестиционных и инновационных процессов. Источники реализации инвестиционных и инновационных проектов. Особенности инвестиционных процессов в России и за рубежом. Управление инвестициями на предприятии.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2004

    Понятие и виды социальных инноваций, их особенности и отличия от материально-технических; современные тенденции развития. Сущность системы управления инновациями. Анализ инновационные технологий, применяемых на отечественных и зарубежных предприятиях.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2011

    Инновации и методы повышения конкурентоспособности фирм. Обзор научных подходов к инновационному менеджменту. Жизненный цикл изделия и инновации. Классификация инноваций. Особенности инновационного проекта и его виды. Структура типичного венчурного фонда.

    контрольная работа , добавлен 04.04.2011

    Теоретико-методические основы инновации в сфере управления персоналом. Анализ деятельности ООО "Евросеть санкт-Петербург". Анализ эффективности использования основных фондов и производственных мощностей. Расчет общей экономической эффективности проекта.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2009

Было бы значительным упрощением проблемы объяснять экономические затруднения предприятий и организаций исключительно отсутствием в их деятельности инноваций. Практика позволяет выявить значительное количество примеров, когда, даже осуществляя инновационную деятельность, организации терпели неудачу, пытаясь обеспечить прибыльность бизнеса, основанного на результатах научно-технического развития. Следовательно, проблема не в наличии нововведений, а в эффективном, ориентированном на прибыль управлении ими.

Высокий инновационный потенциал, повышение инновационной активности становится важным фактором конкурентной борьбы и это обстоятельство позволяет рассматривать любые изменения как проект, реализация которого связана с затратами времени и средств. А процесс этих изменений по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений называют проектным управлением.

Метод разработки специального проекта используется, как правило, в том случае, если планируемые изменения нецелесообразно или невозможно осуществить в ходе обычной производственной или предпринимательской деятельности.

В настоящее время в России все активнее формируются условия для широкого использования данного метода. К ним можно отнести:

ликвидацию планово-распределительной системы и признание различных форм собственности

формирование рынка инвестиционных проектов, недвижимости, ценных бумаг, подрядных работ

создание инвестиционных, инжиниринговых и консалтинговых организаций, ориентированных на оказание услуг в области экономической, управленческой, информационной поддержки реализации проектов

изменения в психологии управленцев

развитие компьютерных программ, сетей и электронной почты

создание новых рыночных структур, работающих с проектами (различного рода финансовые учреждения)

привлечение к реализации инвестиционных проектов иностранных подрядчиков и инвесторов, которые уже сегодня широко используют методы управления проектами.

Под проектами понимается процесс целенаправленного изменения технической или социально-экономической системы, реализуемого в определенные сроки и с определенным бюджетом.

Проекты подразделяются на:

мегапроекты - целевые программы, предполагающие выполнение взаимосвязанных проектов, объединенных единой целью, ресурсами и сроками выполнения (обычно выполняются на высших уровнях управления)

мультипроекты - конкретные программы, связанные с переходом организаций на рыночные механизмы функционирования и выработки концепции дальнейшего развития

монопроекты - проекты, для которых характерна постановка конкретной цели и достижение ее в жестких временных и финансовых рамках.

Управление проектами - это искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта, путем применения системы современных методов и техники управления, для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта.

Существуют определенные различия между производственным менеджментом и проектным управлением:

управление проектами связано с созданием чего-либо нового или улучшением существующего. Оно ориентировано на новшества или на изменения и является одноразовой деятельностью. Когда исследование выполнено, новая продукция разработана, новый процесс освоен, эта работа уже редко повторяется. В свою очередь производственное управление имеет дело с более предсказуемыми, хорошо определенными задачами. Ударение делается на периодически повторяемых шаблонах, надежных планах и процедурах и абсолютно неприемлемым является непредсказуемое поведение машин и людей. И, напротив, управление проектами подразумевает создание атмосферы, способствующей созидательным изменениям и внедрениям. В отличие от управления проектами, которое ищет изменения, оперативное управление ищет одинаковость, повторяемость.

Цена или стоимость одноразовой деятельности определяется с большим трудом, в то время как цены на повторные действия могут быть предсказаны на основе предыдущих данных. Различным является подход к определению ресурсов, необходимых для осуществления деятельности. В производстве рост продукции может быть обеспечен пропорциональным изменением ресурсов. При реализации проекта недостаток людей может быть более эффективным, чем их избыток.

Методология управления проектом заключается в сосредоточении прав и ответственности за достижение целей проекта на одном человеке или небольшой группе.

Эти функции осуществляет проектный менеджер, в основном концентрируя свои усилия на следующих функциях:

составление и контроль сметы расходов

составление и контроль графиков работ

распределение ресурсов

управление качеством

управление риском

взаимоотношения и связи с окружающим миром.

В настоящее время сформировались две противоположные точки зрения на те качества, которыми должен обладать руководитель проекта.

Согласно первой точке зрения считается, что определяющими для руководителя являются профессиональная квалификация и технические знания в конкретной области. Согласно второй - главным фактором является сочетание лидерства и специальных навыков управления временными творческими коллективами.

Сторонники второй точки зрения исходят из того, что именно недостаток организационных и управленческих навыков является наиболее распространенной причиной неудач проектов.

Для обеспечения эффективного управления проектом американские исследователи выделяют ряд важных элементов, которые должны быть реализованы еще в ходе подготовки проекта: во-первых, понимание на всех уровнях организационной структуры сути проектного управления, во-вторых, заинтересованность и поддержка проекта высшим руководством организации, в-третьих, способность подразделений и служб организации адаптироваться к работе в условиях проектного управления, в-четвертых, соответствие руководителя проекта критериям отбора (четкая ориентация на получение конкретных результатов к определенному сроку, полное понимание организационных целей, стремление внести личный вклад в их достижение, навыки работы с людьми), и в-пятых, наличие у руководителя качеств подлинного лидера (авторитетность, ответственность, умение налаживать и поддерживать деловые контакты).

Работа над проектом состоит из трех этапов:

подготовительный этап включает определение целей проекта и формирование его структуры

организационный этап включает выполнение работ, координацию действий и исполнителей

завершающий этап - направлен на обеспечение соответствия результатов поставленным целям.

Проектное управление подразумевает обязательное проведение детального анализа внутренних и внешних условий его реализации, анализ риска и выработку проектного мышления у команды, которая реализует проект, планирование проектных работ, осуществляемых руководителем проекта и лицами, ответственными за выполнение его отдельных этапов.

Для координации действий и контроля за осуществлением проекта требуется определенная структура, которая включает в себя группу по управлению, проектную и рабочую группы.

Задачи группы управления заключаются в следующем:

определение стратегических целей

разработка принципов управления

утверждение руководителей проектов

решение вопросов внутренней и внешней политики организации

поддержка и оказание помощи руководителям проектов в ходе реализации проекта.

Задачи проектных групп:

выполнение утвержденных планов работ по проекту

оценка результатов достигаемых в ходе проектов

оценка расходов и сэкономленных средств

предотвращение конфликтов и противоречий в коллективе

реакция на возникающие трудности.

Функции рабочей группы заключаются в выполнении задач и целей, поставленных проектной и управленческими группами.

В зависимости от целей, задач, масштабности и других параметров проекта могут применяться два основных вида структуры проектной команды.

Матричная структура команды применяется, как правило, для малых и средних проектов с продолжительностью жизненного цикла до двух лет.

Проектная структура команды представляет собой качественную новую схему взаимодействия между подразделениями и исполнителями проекта и используется для управления крупномасштабными проектами в течение длительного срока (более двух лет).

Создание проектной команды обычно переживает пять стадий:

формирование - главные трудности на этом этапе обусловлены личными ощущениями, взаимоотношениями в команде, определением места проектной команды внутри организации

период срабатываемости участников команды характеризуется такими проблемами, как трудность работы команды (нпр, перекладывание полномочий), проявление характеров (нпр, наличие неформального лидера), обсуждение проблем (споры по любому поводу), ошибки руководства (слабый контроль, внезапные смены настроения, ошибки в планировании и распределении ресурсов), взаимоотношения (конфликты, отсутствие взаимоподдержки и доверия)

период нормального функционирования является наиболее продолжительным и наиболее результативным для проекта, так как каждый член прочувствовал свою роль и свое место в коллективе, с которым ему предстоит работать в течение всего жизненного цикла проекта

реорганизация состоит в количественном и качественном изменении объема и видов работ, привлечении новых специалистов, перераспределении должностных обязанностей, обусловленных внутренним и внешним окружением проекта

основной задачей периода расформирования команды является то, чтобы члены команды ощущали удовлетворение своей работы и готовы были работать вместе и в дальнейшем (как правило, менеджер, приступая к новому проекту, приглашает в команду тех людей, с которыми успешно реализовал предыдущий проект).

Мотивами инвестиционной деятельности выступают потребности развития и санации бизнеса. Однако инвестиции не являются естественной, самоорганизующейся формой деятельности компании. Данное обстоятельство вызывает потребность действий, именуемых как управление инвестициями. Одним из важнейших объектов управления служат инвестиционные проекты, которые, в свою очередь, занимают львиную долю всех проектных мероприятий организации. Процессы управления инвестициями и проектами, интегрированные общую систему управления, в современном бизнесе начинают занимать доминирующую позицию.

Сущность управления инвестициями на предприятии

В отличие от инвестиционных проектов (ИП), инвестиции в бизнесе воспринимаются как денежные средства и иное имущество, вкладываемые для получения доходов, прибыли и других полезных эффектов в объекты предпринимательской деятельности. Это широкое понятие, захватывающее в состав своей реализации такое инструментальное средство, как ИП. Инвестиционная деятельность компании – существенная часть ее хозяйственной деятельности, которая совместно с операционным циклом решает задачи реализации стратегии. Управление инвестициями является одним из компонентов управления бизнесом, тесно связанным с подсистемами стратегического, финансового и инновационного управления.

Под управлением инвестициями следует понимать деятельность, включающую процессы выбора направлений и объектов инвестирования, управления ИП, анализа и регулирования ИД. В данные управленческие действия включаются также обеспечивающие процессы методического, регламентационного совершенствования, автоматизации и управленческого учета. Целями управления инвестициями являются максимизация стоимости бизнеса как капитала и достижение стратегических целей в установленные сроки.

Иерархия инвестиционного управления на предприятии

Управление инвестиционным проектом – деятельность, предполагающая планирование, организацию, мотивацию, контроль и регулирование хода ИП, направленная на получение результата инвестиционной задачи в условиях ограничений по сроку, бюджету, уровням рисков и качества. Реализация процессов управления инвестициями имеет циклическую природу, реализуемую регулярно и поэтапно. Основные этапы менеджмента в инвестиционной сфере на корпоративном уровне представлены на схеме далее.

Схема последовательности этапов управления инвестициями

Из представленной схемы мы видим, что акцент в инвестиционном менеджменте выражен в большей степени на финансовой составляющей выбора, оценки, контроля и анализа ИД. Общие управленческие акценты сфокусированы на этапах управления ИП и рисками. Управление инвестициями как явление с позиции его задач и функций более подробно раскрыто в статье, посвященной . В завершение настоящего раздела приводятся основные принципы, применяемые для настройки управленческих кондиций для целей повышения их эффективности.

  1. Принцип соответствия стратегическим целям развития.
  2. Принцип интегрированности с общей системой управления компанией.
  3. Принцип избирательности при выборе вариантов принятия управленческих решений.
  4. Принцип гибкости в принятии корректирующих решений с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий.
  5. Принцип универсальности используемых инвестиционных и аналитических инструментов.
  6. Принцип стандартизации оформления.
  7. Принцип персонализации ответственности за каждое инвестиционное решение и его исполнение.

Основные понятия управления инвестиционными проектами

Управленческая точка зрения на инвестиционный проект предполагает его рассмотрение не только в качестве объекта регламентированного воздействия. Проект как комплекс мероприятий и работ, выполняемых в условиях ограничений, имеет также инвестиционную составляющую. В первую очередь, ИП принимается под управление как инвестиционное событие, с вложенным в него набором финансовых, материальных, интеллектуальных и трудовых ресурсов. Данные ресурсы планируются и управляются в моменты их преобразования в новую вещественную или нематериальную форму, а также в момент прекращения ИП его исполнением.

Планирование проекта предусматривает определенный финансовый результат и достижение целей, включая материально-вещественные результаты. Если проект значимый, планирование основано на таких понятиях, как миссия, стратегия и результат ИП. Миссия проекта выражает его генеральную цель, корневую причину его реализации, лежит в основе формулирования основной задачи ИП с позиции его будущих продуктов (услуг, продукции, средств производства, рынков и технологий). Стратегия ИП – основной контекст направлений действий, определяющих успех проекта в соответствии с его миссией. Как любая управленческая стратегия, она состоит из:

  • стратегического анализа;
  • разработки стратегии;
  • ее реализации.

Результатом проекта является его продукт и вторичные полезные эффекты. Системная совокупность управленческой деятельности подразумевает взаимодействие ряда элементов, которые также подлежат определению для дальнейшего их применения.

  1. Проектная структуризация.
  2. Функции управления ИП.
  3. Подсистемы управления ИП.
  4. Жизненный цикл ИП.
  5. Методы управления ИП.

Схема управления ИП через проецирование структурной модели

Управление инвестиционными проектами базируется на принятой организационной структуре с позиции реализации проектной доктрины управления. Вместе с тем, организационный контекст – это только часть комплекса мер по структуризации ИП. Под ней мы понимаем декомпозицию проектной модели на структурные подсистемы, позволяющие эффективнее управлять проектом в целом. Структурированная модель как бы переводится с уровня проектирования на реализационный уровень (смотрите схему, представленную выше). Процедура структуризации относится к разделам функции планирования. Среди ее результатов ведущие места занимают матрица ответственности и иерархическая структура работ. К функциям управления ИП мы относим действия по:

  • анализу;
  • планированию и составлению проектного бюджета;
  • организации исполнения и принятию решений;
  • контролю и мониторингу;
  • оценке и отчетности;
  • экспертизе, проверке и приемке;
  • учету и администрированию.

Параметры управления и жизненный цикл ИП

Инвестиционный проект имеет значительное число показателей, которые подвергаются планированию, контролю и регулированию в процессе управления. Рассмотрим список параметров, которые отслеживаются управляющей системой.

  1. Виды и объемы запланированных работ.
  2. Трудоемкость и продолжительность этапов ИП (сроки и продолжительность фаз, этапов и операций, резервы времени, уровень связей между работами).
  3. Бюджет ИП (оттоки, притоки денежных средств, сопутствующие издержки).
  4. Потребные для реализации ИП ресурсы (трудовые, финансовые, материальные, производственно-мощностные и т.д.).
  5. Качество решений, техники и технологии, промежуточных и выходных продуктов.

Жизненный цикл ИП по методике Всемирного банка

Период с момента зарождения замысла до оцененного достижения запланированных результатов называется жизненным циклом проекта (ЖЦП). Наиболее подробную поэтапную последовательность ЖЦП предлагает методика Всемирного банка. Ее схема приведена выше. Каждая стадия обладает не только событийной, но и управленческой спецификой, поэтому управление инвестиционными проектами строится с учетом особенностей цикла.

Для каждого из участников ИП и начало, и окончание проекта наступают в разные моменты времени. В момент инициации инвестор может еще и не знать об открывающихся возможностях, а менеджер проекта за начало ИП принимает либо первичный разговор с куратором, либо момент подписания устава проекта. В ходе реализации основных фаз ЖЦП возникают определенные проблемы, которые часто носят типовой характер. Состав типовых проблем по стадиям предлагается вашему вниманию далее в визуальной форме.

Типовые проблемы управления ИП по стадиям ЖЦ

Среди типовых проблем не указаны трудности решения, связанного с завершением проекта исполнением и проблемы досрочного прекращения ИП. Самый поздний срок завершения может быть выбран в момент, когда производственная деятельность, связанная с выполненными инвестиционными вложениями, завершена. Все полученные результаты от ИП проанализированы, выполнена работа над ошибками, отчет по проекту принят, а дела переданы в архив. Производство продукции завершено, оборудование демонтировано и списано.

Имеют место случаи, когда проект признается завершенным по факту начала эксплуатационной фазы и издания приказа о закрытии. И, к сожалению, возникают ситуации, в которых проект вынужденно оканчивается, хотя результат ИП не достигнут полностью или частично. Примерами таких завершений могут служить:

  • внесение в проект радикальных изменений, не предусмотренных в первоначальной редакции плана, при которых проще открыть новый проект, а прежний закрыть;
  • внештатный вывод инвестиционного объекта из эксплуатации;
  • остановка финансирования проекта по различным причинам;
  • перевод проектной группы, вспомогательного персонала, занятого на проекте, на другой объект или работу.

Реализация основных этапов ИП в строительстве по фазам его жизненного цикла

Процессы управления реализацией инвестиционных проектов

Помимо состава средств, включаемых в систему управления ИП, существенное значение для целей повышения его эффективности имеют подходы к выстраиванию процессов управления. Различают три подхода: предметный, динамический и функциональный. Управлять можно непосредственно объектом инвестирования и вырабатываемыми ими мощностями. Такой подход называется предметным , он обеспечивает сосредоточение на успехе ИП, локализованного до одного объекта.

Возьмем, к примеру, металлургическое прокатное производство. Техническое переоснащение и реконструкция прокатного стана – достаточно сложный инвестиционный проект закрытого типа. Вся сложность ИП состоит в том, что действует жесткое временное ограничение реализационной фазы – технологический цикл всего предприятия не позволяет надолго останавливать производство. Инфраструктура работ, материалы, комплектующие, оборудование на замену должны быть подготовлены заранее. Система управления конкретным проектом выстраивается с учетом длительности, организационной, технической и технологической сложности работ. Задействуются многие управленческие подсистемы: финансовая, логистическая, маркетинговая и т.д.

Динамический подход учитывает временной фактор при проектировании процессов и работ воплощения инвестиционного замысла. Проектные события выстраиваются в логически обусловленной взаимосвязи с раскладкой работ по времени начала, окончания и продолжительности. Данный подход требует особого отношения к использованию таких управленческих средств, как:

  • структуризация организации и процедур ИП;
  • система работы с информацией о прохождении проектных этапов (ее сбор, обработка и хранение);
  • методы управления решениями, операциями и событиями ИП.

При функциональном подходе управление инвестициями строится на регламентных функциях управления, последовательно выполняемых в процессе реализации проекта. Традиционная методология цикла Деминга модифицируется в несколько измененный состав функций, перечисленных во втором разделе настоящей статьи. Мы остановим внимание лишь на функции планирования, как самой сложной и объемной в проектном менеджменте.

Особенностью функции планирования является то, что она реализуется циклически, присутствуя на основных стадиях жизненного цикла ИП. Технологии планирования отличаются в зависимости от вида проекта и от стадии его реализации. В первом случае отличия составляют объекты планирования, а во втором – их глубина. В связи с этим выделяют концептуальный, стратегический и детальные пооперационные планы реализации ИП. Среди инструментов планирования различают:

  • план-график работ или календарный план ИП;
  • сетевую структуру графика выполнения работ;
  • линейные графики выполнения работ (графики Ганта).

Подсистемы управления инвестиционным проектом

Управление инвестиционными проектами, как мы уже с вами убедились, представляет собой сложноорганизованную систему последовательно применяемых средств управленческого воздействия и регулирования, специфический набор управленческих функций. Данная система имеет еще одну декомпозицию на подсистемы управления. Они локально отрабатывают процедуры частных управленческих задач, сложив результаты которых, мы получаем единый благоприятный результат. За счет локализации достигается более высокое управленческое качество. Данный подход нашел широкое применение в международных стандартах по проектному управлению (институт PMI). Составы задач и применяемые методические модели, соответствующие каждой из подсистем, представлены ниже в табличной форме. Их список состоит из блоков управления:

  • содержанием и объемами работ;
  • продолжительностью работ;
  • стоимостью;
  • качеством;
  • ресурсами;
  • человеческими ресурсами;
  • изменениями;
  • рисками;
  • информацией и коммуникациями;
  • координационным (интеграционным) управлением.

Свод задач и моделей подсистем менеджмента ИП

При управлении ИП выделяются четыре базовых элемента, являющихся основными объектами управления.

  1. Работы.
  2. Ресурсы.
  3. Результаты.
  4. Риски.

Каждая из названых подсистем в той или иной степени взаимодействует с данными объектами, вкладывая свою долю участия в общий результат. Действие подсистем связано с созданием и использованием определенных моделей управления, которые являются их реализационными и контролирующими средствами. И руководство компании, и менеджер проекта активно используют данные инструменты для принятия решений, непосредственной постановки оперативных задач, для мониторинга и контроля хода реализации ИП.

В настоящей статье мы наметили основные методологические контуры систем управления инвестициями и инвестиционными проектами. Система инвестиционного менеджмента в качестве элемента включает в себя управление ИП. В свою очередь, дочерняя система декомпозируются по направлениям предметности, динамичности, функциональности, системной локализации, используя методически и практически отработанные управляющие модели. Данный материал дает обзорную картину и позволит нам в дальнейшем развернуть каждый из его пунктов в отдельные статьи, переводящие общее понимание в предметные прикладные методы, имеющие практическую ценность.

Введение…………………………………………………………3

Раздел 1.Сущность инновационного проекта….4

……………………………..6

…………………………9

……………11

Раздел 2. Сущность и принципы управления инновационными проектами ……………………………….17

2.1. Порядок разработки инновационного проекта ……………18

Раздел 3. Планирование инновационного проекта

Раздел 4. Управление реализацией инновационных проектов ..........................................................................................30

……………………….....30

……………33

…………………………………..37

Заключение ……………………………………………........... 39

…………….44

Введение

Выбор своей темы контрольной работы «Управление инновационным проектом» я обосновываю тем, что в отечественной практике концепция управления проектами нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления, предусматривающего формирование и организацию выполнения целевых комплексных программ, представляющих собой комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей. Инновационные проекты и программы их реализации составляют существенную часть формирующего хозяйственного механизма управления научно-технического развития страны.

Цель контрольной работы – провести исследование темы «Управление инновационного проекта», полностью ее раскрыть, наметить проблемные стороны данной темы и способы их решения.

Задачами контрольной работы являются изучение сущности инновационного проекта, основных критериев оценки инновационных проектов, эффективности инвестиционного проекта, управления реализацией инновационных проектов.

Структура контрольной работы представляет собой: Введение, основная часть, заключение, приложения, литература (список использованной литературы).

Раздел 1. Сущность инновационного проекта

«Инновационный проект – это система взаимоувязанных целей и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных (увязанных по ресурсам, срокам и исполнителям), оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решение конкретной научно-технической задачи (проблемы), выраженной в количественных показателях и приводящей к инновации».

Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

- модернизационный , когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий; установка более мощного двигателя и др.);

- новаторский , когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий);

- опережающий , когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся);

- пионерный , когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы; первые радиоприемники, электронные часы, ракеты; биотехнологии).

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

1) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

2) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

3) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотню монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. Например, техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

По выполняемым объемам работ и продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1-2 года), среднесрочными (до 5 лет) и долгосрочными (более 5 лет).

1.1. Этапы инновационного проекта

фазами . Каждая фаза разработки и реализации проекта имеет свои цели и задачи (см. Приложение 1).

Создание и реализация проекта включают следующие этапы :

Формирование инвестиционного замысла (идеи);

Исследование инвестиционных возможностей;

Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);

Подготовка контрактной документации;

Подготовка проектной документации;

Строительно-монтажные работы;

Эксплуатация объекта;

Мониторинг экономических показателей.

Под этапом формирования инвестиционного замысла (идеи) понимается задуманный план действий. На этом этапе необходимо определить субъекты и объекты инвестиций, их формы и источники в зависимости от деловых намерений разработчика идеи.

Субъектом инвестиций являются коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования, использующие инвестиции.

Объектами инвестиций могут быть :

Строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания, сооружения (основные фонды), предназначенные для производства новых продуктов и услуг;

Комплексы строящихся или реконструируемых объектов, ориентированных на решение одной программы (задачи).

В инвестиционном проекте используются следующие формы инвестиций :

Денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, ценные бумаги и т. п.);

Здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью;

Имущественные права, оцениваемые, как правило, денежным эквивалентом.

Этап «исследование инвестиционных возможностей» предусматривает:

Предварительное изучение спроса на продукцию и услуги с учетом экспорта и импорта;

Оценку уровня базовых, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);

Подготовку предложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составу учеников;

Оценку предполагаемого объема инвестиций по укрупненным нормативам и предварительную оценку коммерческой эффективности;

Подготовку предварительных оценок по разделам ТЭО, в частности оценку эффективности проекта;

Утверждение результатов обоснования инвестиционных возможностей;

Подготовку контрактной документации на проектно-изыскательские работы.

Цель исследования инвестиционных возможностей – подготовка инвестиционного предложения для потенциального инвестора. Если потребности в инвесторах нет и все работы производятся за счет собственных средств, тогда принимается решение о финансировании работ по подготовке ТЭО проекта.

Этап «ТЭО проекта» в полном объеме предусматривает:

Проведение полномасштабного маркетингового исследования;

Подготовку программы выпуска продукции (реализации услуг);

Подготовку исходно-разрешительной документации;

Разработку технических решений, в том числе генерального плана;

Градостроительные, архитектурно-планировочные и строительные решения;

Инженерное обеспечение;

Мероприятия по охране окружающей среды и гражданской обороне;

Описание организации строительства;

Данные о необходимом жилищно-гражданском строительстве;

Описание системы управления предприятием, организации труда рабочих и служащих;

Формирование сметно-финансовой документации;

Оценку рисков, связанных с осуществлением проекта;

Планирование сроков осуществления проекта;

Оценку коммерческой эффективности проекта (при использовании бюджетных инвестиций);

Формирование условий прекращения реализации проекта.

1.2. Элементы инновационного проекта

К основным элементам инновационного процесса относятся (см. рис. 1.1):




Рис. 1.1 Основные элементы инновационного процесса.

Инновационные проекты могут формироваться в составе научно-технических программ, реализуя задачи отдельных направлений (заданий, разделов) программы, и самостоятельно, решая конкретную проблему на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Формирование инновационных проектов для решения важнейших научно-технических проблем (задач) обеспечивает:

Комплексный, системный подход к решению конкретной задачи (цели) научно-технического развития;

Количественную конкретизацию целей научно-технического развития и строгое отражение конечных целей и результатов проекта в управлении инновациями;

Непрерывное сквозное управление процессами создания, освоения, производства и потребления инноваций;

Обоснованный выбор путей наиболее эффективной реализации целей проекта;

Сбалансированность ресурсов для реализации инновационного проекта;

Межведомственную координацию и эффективное управление сложным комплексом работ по проекту.

1.3. Основные участники инновационного проекта

Реализация замысла инновационного проекта обеспечивается участниками проекта. В зависимости от вида проекта в его реализации могут принимать участие от одной до нескольких десятков (иногда сотен) организаций. У каждой из них свои функции, степень участия в проекте и мера ответственности за его судьбу. Вместе с тем все эти организации в зависимости от выполняемых ими функций принято объединять в конкретные группы (категории) участников проекта. Схематичное изображение основных участников проекта приведено на рис. 1.2.


Рис. 1.2 Основные участники проекта.

Заказчик – будущий владелец и пользователь результатов проекта. В качестве заказчика может выступать как физическое лицо, так и юридическое.

Инвестор – физические или юридические лица, вкладывающие средства в проект. Инвестор может быть и заказчиком. Если это не одно и то же лицо, то инвестор заключает договор с заказчиком, контролирует выполнение контрактов и осуществляет расчеты с другими участниками проекта.

Проектировщик – специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно-сметную документацию. Ответственной за выполнение всего комплекса работ обычно является одна организация, называемая генеральным проектировщиком. За рубежом ее представляют архитектор и инженер. «Архитектор – это лицо или организация, имеющие право профессионально, на основе соответствующим образом оформленной лицензии выполнять работу по созданию проектно-сметной документации. Инженер - это лицо или организация, имеющие лицензию на занятие инжирингом, т.е. комплексом услуг, связанных с процессом производства и реализации продукции проекта».

Поставщик – организации, обеспечивающие материально-техническое обеспечение проекта (закупки и поставки). Исполнитель (организация-исполнитель, подрядчик, субподрядчик) – юридические лица, несущие ответственность за выполнение работ по контракту (производственные предприятия, ВУЗы и т.д.).

Научно-технические советы (НТС) – ведущие специалисты по тематическим направлениям проекта, несущие ответственность за выбор научно-технических решений, уровень их реализации, полноту и комплексность мероприятий для достижений проектных целей; организующие конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.

Руководитель проекта юридическое лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту: планированию, контролю и координации работ участников проекта. Команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта с целью эффективного достижения его целей. Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта. Команда проекта вместе с руководителем проекта является разработчиком проекта. Для выполнения части своих функций разработчик может привлекать специализированные организации.

Поддерживающие структуры проекта – это организация различных форм собственности, содействующие основным участникам проекта в выполнении задач проекта и образующие вместе с ними инфраструктуру инновационного предпринимательства. К поддерживающим структурам относятся: инновационные центры, фонды поддержки программ, проектов; консалтинговые фирмы; органы независимой экспертизы; аудиторские фирмы и т.п.


Рис. 1.3 Виды инновационных проектов.

Многообразие возможных целей и задач научно-технического развития предопределяет большое разнообразие видов инновационных проектов. Общепринятой классификации их не существует. Я классифицировал инновационные проекты по таким признакам как период реализации проекта, характер его целей, вид удовлетворяемой потребности, тип инноваций и уровень принимаемых решений (см. рис. 1.3).

В зависимости от времени, затрачиваемого на реализацию проекта и достижения его целей, инновационные проекты могут быть подразделены на долгосрочные (стратегические), период реализации которых превышает пять лет, среднесрочные с периодом реализации от трех до пяти лет и краткосрочные – менее трех лет. С точки зрения характера целей проект может быть конечным, т.е. отражать цель решения инновационной проблемы (задачи) в целом, или промежуточным, связанным с достижением промежуточных результатов решения сложных проблем. По виду удовлетворяемых потребностей проект может быть ориентирован на существующие потребности или на создание новых. Классификация инновационных проектов по типу инноваций предполагает деление их на введение нового (радикального) или усовершенствованного (инкрементального) продукта; введение нового или усовершенствованного метода производства; создание нового рынка; освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов; реорганизация структуры управления. По уровню принятий решений и сфер, охватываемых инновационными проектами, они подразделяются на: федеральные и президентские инновационные проекты, основные задания которых могут включаться в состав федеральных научно-технических программ; региональные инновационные проекты, задания которых могут включаться в региональные научно-технические программы; отраслевые (межотраслевые) инновационные проекты, задания которых могут включаться в планы министерств и ведомств РФ.

Принадлежность инновационного проекта к тому или иному виду определяет его специфическое содержание и использование особых методов формирования и управления проектом. Единство проектных принципов позволяет использовать общие методологические положения для управления инновационными проектами.

Что касается содержания инновационных проектов можно выделить три аспекта рассмотрения содержания инновационного проекта по: стадиям инновационной деятельности; процессу формирования и реализации; элементам организации. Инновационный проект охватывает все стадии инновационной деятельности, связанной с трансформацией научно-технических идей в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности либо в новый подход к социальным услугам. С точки зрения стадий осуществления инновационной деятельности проект включает в себя научно-исследовательские работы, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные работы, освоение производства, организацию производства и его пуск, маркетинг новых продуктов, а также финансовые мероприятия.

В основе рассмотрения содержания инновационного проекта по процессу его формирования и реализации, т.е. технологически, лежит концепция жизненного цикла инновационного проекта, которая исходит из того, что инновационный проект есть процесс, происходящий с течение конечного промежутка времени. В таком процессе можно выделить ряд последовательных по времени этапов (фаз), различающихся по видам деятельности, обеспечивающих его осуществление.

Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, охватывает следующие этапы:

Формирование инновационной идеи (замысла);

Разработка проекта;

Реализация проекта; - завершение проекта;

Раздел 2. Сущность и принципы управления инновационными проектами

Управление инновационными проектами должно основываться на совокупности научно обоснованных и проверенных практикой принципов. К числу основных принципов относятся:

- принцип селективного управления. Суть принципа – в поддержке проектов по приоритетным направлениям развития науки и адресной поддержке инноваторов – авторов комплексных проектов;

- принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Этот принцип предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные – на конечные цели этих проектов;

- принцип полноты цикла управления проектами. Предполагает замкнутую упорядоченность составных частей проектов как систем.

- принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами. Предполагает описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта;

- принцип иерархичности организации инновационных процессов и процессов управления ими предполагает их представление с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии.

- принцип многовариантности при выработке управленческих решений. Инновационные процессы протекают под сильным воздействием неопределенных факторов, учитываемых в процессе управления.

- принцип системности, состоящий в разработке совокупности мер, необходимых для реализации проекта во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

- принцип комплексности. Разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, должна осуществляться в соответствии с общей целью того или иного проекта;

- принцип обеспеченности, состоящий в том, что все мероприятия, предусмотренные в проекте, обеспечиваются различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовых, информационных, материальных, трудовых.

2.1. Порядок разработки инновационного проекта

«Разработка инновационного проекта представляет собой особым образом организованную научно-исследовательскую работу (НИР) прогнозно-аналитического и технико-экономического характера, связанную с постановкой цели инновационного проекта, разработкой его концепции, планированием проекта и оформлением его проектно-сметной документации». }

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе