Все о бизнесе

Обсудим вместе

Вопрос: Каких птиц называют перелетными; оседлыми; кочующими? Почему? Сравним наши мнения с текстом.

1.Перелётные птицы совершают регулярные сезонные перемещения между местами гнездовий и местами зимовок. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. Часто проходит в несколько этапов с остановками для отдыха и кормления. Чем меньше по размеру птица, тем короче дистанция, которую они в состоянии осилить за один раз: мелкие птицы способны лететь беспрерывно 70-90 часов, при этом преодолевая расстояние до 4000 км. К перелетным птицам можно отнести гусей, журавлей, грачей.

2. Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. Подавляющее большинство видов таких птиц обитает в таких условиях, где сезонные изменения не влияют на доступность корма. Часть оседлых птиц, которых также называют полуоседлыми, вне сезона размножения перемещается на незначительные расстояния от своих гнездовий. К оседлым птицам можно отнести глухарей, рябчиков, тетеревов, частично сорок и обыкновенную овсянку.

3. Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Такие передвижения никак не связаны с цикличностью и полностью зависят от доступности пищи. к кочующим птицам можно отнести синицу, поползня, сойку, клеста, щура, чижа, снегиря, свиристель.

Вопрос: Подумай, что общего у слов перо, оперение, пернатый. Почему птиц называют пернатыми?

Ответ: Основной составной частью оперения и пернатости, как определения (характеристики) объектовости – является перо.

Домашнее задание

Вопрос: Подготовь рассказ о птице которая не летает.

Ответ: Пингви́ны - семейство нелетающих морских птиц. Все представители этого семейства хорошо плавают и ныряют. Пингвины обитают в открытом море Южного полушария: в прибрежных водах Антарктики, Новой Зеландии, южной части Австралии, Южной Африке, по всему побережью Южной Америки от Фолклендских островов до Перу, Галапагосских островах.

Форма тела пингвинов обтекаемая, что идеально для передвижения в воде. Мускулатура и устройство костей позволяют им под водой работать крыльями почти как винтами. В отличие от других нелетающих птиц, пингвины имеют грудину с чётко выраженным килем, к которому крепится мощная мускулатура.

Многочисленные мелкие, недифференцированные, похожие скорее на волоски перья, из которых состоит оперение, почти у всех видов пингвинов имеют на спине серовато-голубой, переходящий в чёрный оттенок, а на животе белые. Такая окраска является маскировочной для многих морских животных. Оперение детёнышей чаще серое или коричневое, однако у некоторых видов бока и живот имеют белый окрас.

Пингвины питаются рыбой, ракообразными, маленькими головоногими, на которых они охотятся, проглатывая прямо под водой. Средняя скорость, которую пингвины развивают в воде, составляет от пяти до десяти километров в час, за день во время кормёжки пингвины могут проплыть около 27 км, на глубине более 3 метров птицы проводят в среднем около 80 минут в сутки, при выходе из воды пингвины могут в прыжке преодолеть высоту береговой линии до 1,8 м. Из-за их относительно коротких ног на суше пингвины передвигаются, переваливаясь с боку на бок - такой способ передвижения, как доказали исследования биомехаников, экономит много энергии. На суше пингвины развивают скорость 3-6 км/ч. На льду пингвины также могут быстро передвигаться - съезжают с гор, лёжа на животе. Некоторые виды преодолевают так многие километры между морем и местом, где обосновалась их колония. Пингвины гнездятся чаще всего большими колониями, насчитывающими нередко десяток тысяч пар или более. В насиживании яиц и выкармливании птенцов принимают участие оба родителя попеременно.

Проблема: Можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?

Цели урока:

  • изучить особенности внутреннего строения птиц связанные с полетом;
  • сравнить особенности биологической организации птиц и пресмыкающихся;
  • показать место птиц в системе живой природы, установить степень родства между живыми организмами на планете;
  • учить видеть прекрасное в мире птиц, показать единение человека и природы.

Форма урока: урок исследование

Тип урока: урок изучения нового материала

Дидактический материал: таблицы «Тип хордовые. Класс птицы. Внутренне строение голубя», «Тип хордовые. Внутреннее строение позвоночных», муляжи головного мозга пресмыкающихся и птиц, учебник «Биология животные» под редакцией В.М. Константинова, учебная презентация по изучаемой теме , конверт с заданиями для учащихся (задания №№1 – 5) , «птенец» - мягкая игрушка, разноцветные кружки для оценивания ответов учащихся.

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • поисковый.

Прогнозируемый результат:

  • умение делать выводы о взаимосвязи строения органов с выполняемыми функциями;
  • проверка умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы;
  • умение работать с источниками информации;
  • умение вести монолог, диалог

Ход урока

1. Организационный момент, мотивация:

Приветствие. Сегодня я хочу предложить вам необычное начало урока. Звучит пение соловья. Сегодня мы будем говорить о птицах.

Что изучает наука зоология? Что изучает наука экология? Как называется раздел зоологии, который изучает птиц?

Как знать, возможно, когда вы вырастите, кто-то из вас станет зоологом, орнитологом, экологом. Все с чего-то начинается, все имеет свои истоки. Дедушка знаменитого ученого эволюциониста Чарльза Дарвина, Эразм Дарвин был натуралистом, врачом, поэтом, имел естественнонаучные взгляды. Его поэма «Храм природы» известна в литературе. Семья Бернхарда Гржимека, известного на весь мир немецкого зоолога много усилий приложила для организации национального парка Серенгети на севере Танзании. В настоящее время в резервате Нгоронгоро действует Международный научно-исследовательский институт и лаборатория для изучения диких африканских животных и сохранения их численности на планете. Семья Жака Ив Кусто изучает подводный мир океана. Замечательно, что для этих людей девиз Киплинга «Мы с тобой одной крови», сказанный устами Маугли стал девизом жизни. «Спасись сам и с тобой спасутся тысячи», - это заповедь Серафима Саровского также актуальна. Мы с вами живем в стремительный век преобразований и ускорений. Редко задумываемся об окружающей нас природе, мало отводим времени для её познания. Скажите, у кого из вас дома есть животные? Какие они? Часто ли у вас есть возможность пообщаться с животными на природе? Умеете ли вы это делать? Мне бы хотелось затронуть вопросы экологической культуры.

2. Изучение нового материала

Тема урока «Птицы: рожденные для полета»

Проблема: можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами?

Задачи, которые мы будем решать:

  • «Мы с тобой одной крови, ты и я» справедливы ли слова Киплинга?
  • Что отличает нас от птиц?
  • Почему птицы рождены для полета?

1этап: мы все живущие на планете Земля одна «большая семья».

Индивидуальная работа: цель - тренинг внимания и зрительной памяти.

Выполнение задания №1. Где в этой семье, в системе живой природы находятся птицы? (Вспомним систематику и классификацию. Систематика – наука о взаимоотношениях и степени родства живых организмов. Классификация – наука о системе соподчиненных понятий)

Империя ядерные

Царство животные

Тип хордовые

Класс птицы

(надотряды плавающие, бегающие, типичные, отряд, семейство, род, вид)

Птицы (пернатые) – представители типа хордовые (позвоночные), тело покрыто перьями, передние конечности крылья, двуногие животные.

2этап: особенности строения пищеварительной системы.

Работа в паре: цель- развитие умения работать с тестом учебника, др. источниками информации

Выполнение задания №2

Что вы знаете об особенностях пищеварительной системы пресмыкающихся?

(рот – глотка – пищевод – желудок – тонкая кишка – толстая кишка). Самостоятельная работа: сложите цепочку. (Рот – глотка – пищевод – зоб – железистый желудок – мускульный желудок тонкий кишечник – толстый кишечник – клоака). Объясните поговорку: «Курицу не накормишь – девицу не нарядишь». (Предположительный ответ: интенсивный обмен веществ, большие затраты энергии при полете, быстрое переваривание). Ягоды рябины свиристели переваривают за 8-10 минут, гусениц трясогузки переваривают за 15–20 минут.

Кто из вас живет в частном доме? Кто из вас имеет огород? Можно ли защитить свой огород от нашествия насекомых, их личинок – гусениц? Как? (Позвать на помощь птиц «Мы с тобой одной крови, ты и я». Подкармливать птиц в зимнее время, развешивать скворечники, дуплянки, ставить поилки летом).

3этап: особенности строения дыхательной системы.

Работа в паре: цель - развитие логики, опора на аналогию

Выполнение задания №3

Сейчас мы с вами проведем небольшое исследование – разминку. Я попрошу вас усиленно махать руками в течение 30 секунд, подсчитать количество сделанных взмахов. Поделитесь полученными впечатлениями.

Вопросы: Как дышат птицы? Почему они не задыхаются в полете? Почему не перегреваются? (Ноздри – носовая полсть - трахея – центральные бронхи – нижняя гортань – легкие - воздушные мешки).

Значение воздушных мешков

  • уменьшают плотность тела птицы;
  • предохраняют тело птицы от перегрева во время полета.

Значение дыхательных путей:

  • согревание воздуха;
  • проведение в легкие;

трахея из хрящевых колец – просвет открыт, есть возможность для постоянного поступления воздуха. Итак, обмен веществ интенсивный, газообмен эффективный, следовательно, кислород и питательные вещества быстро разносятся по организму.

4этап: особенности строения кровеносной системы.

Цель - развитие логики, опора на аналогию.

Выполнение задания №4 Какова кровеносная система пресмыкающихся? (капилляры, артерии, вены, трехкамерное сердце). Перегородка в желудочке сердца неполная, следовательно, температура тела непостоянная, зависит от окружающей среды.

(капилляры, артерии, вены, четырехкамерное сердце, два круга кровообращения) Вопросы: Каково значение кровеносной системы? Что общего у млекопитающих и птиц?

Этап5: особенности строения нервной системы.

Задание классу: цель развитие мышления

Выполнение задания №5

Зачем в нашем организме нервная система? Ребята, давайте прислушаемся. Что мы наблюдали, когда было тихо? Мы слышали другие окружающие нас звуки. Нервная система отвечает за связь организма с окружающей средой.

Задание: сравните головной мозг голубя и прыткой ящерицы.

Сходство: единый план строения.

Отличия: крупные размеры переднего мозга, мозжечка, большие зрительные доли.

Особенности поведения птиц связаны с особенностями строения нервной системы.

  • метят участок;
  • привлекают внимание партнерши;
  • громкие крики предупреждают об опасности.

Особенности поведения птиц: зачатки рассудительной деятельности, способность к счету, запечатление, распознавание сложных объектов, пространственная ориентация, сложные формы группового поведения, высокая экологическая пластичность.

Мне хочется зачитать вам рассказ Виталия Бианки: «Загадали мне загадку: «Без рук, без топоренка построена избенка». Что такое? Оказывается птичье гнездо. Поглядели – верно! Вот сорочье гнездо: как из бревен, все из сучьев сложено; пол глиной вымазан, соломой устлан; посередине вход; крыша из веток. Чем не избенка? А топора сорока никогда и в лапах не держала. Крепко я тут пожалел птицу: трудно, ох как трудно, поди, им горемычным, свои жилища без рук, без топоренка строить».

Гнезда птицы строят из различного материала: птица - печник из грязи, фламинго из грязи и ила, саланганы из слюны. Гнезда саланган из одной затвердевшей слюны (так называемые ласточкины гнезда) употребляют в пищу. По вкусовым качествам гнезда саланган сравнивают с икрой осетровых рыб. Из таких гнезд готовят деликатесные супы. Если у саланганы взято гнездо, она немедленно строит второе, может построить и третье. Но последующие гнезда загрязнены разного рода примесями. Более всего ценятся первые гнезда, и особенно те, которые находятся в известковых пещерах. Загрязненные гнезда отправляются на очистку, из них производится желатин, который приготовляется в виде стружек. Добыча гнезд саланган трудна, но она рентабельна благодаря тому, что саланганы гнездятся большими колониями в сотни тысяч и более пар. В одной из пещер на острове Калимантан исследователи насчитали около двух миллионов гнезд большой саланганы.

Стрижи-саланганы встречаются в Юго-Восточной Азии, на островах Индийского и Тихого океана. Можно привести примеры, о том, как преданно защищаются от кошек, собак, других хищных птиц галки, ласточки-береговушки. Птицы – это «братья наши меньшие». Мир птиц очень интересен и разнообразен.

3. Итог урока

Конечно, не все вопросы биологии птиц мы с вами рассмотрели подробно. Многое еще предстоит узнать. В начале урока стояла проблема: можно ли назвать птиц живыми летательными аппаратами? Решена ли эта проблема? Вам слово. Давайте подведем итог урока. Я прошу вас этого «птенца» передавать друг другу, как эстафетную палочку называя особенности биологии птиц связанные с полетом.

  • в полете ничего лишнего; скелет легок, длинные кости - полые трубки, клюв легкий;
  • шейный отдел очень подвижен;
  • процесс пищеварения занимает 20-30 минут;
  • дыхание эффективное, в полете двойное дыхание;
  • кровообращение совершенное;
  • нервная система высокоразвитая, есть органы чувств. (Зрение: грифы видят трупы на высоте 3000-4000 метров, соколы – 1000 метров).

Вы, наверное, уже смогли убедиться в том, что птицы удивительные животные. Они всегда живут рядом с нами. Все цивилизованное человечество 1 апреля отмечает День Птиц. Союз охраны птиц России объявлял 2005 год - годом Совы, 2006 - годом чайки, 2007 год – годом аиста.

Международный день птиц отмечается с 1906 года. В этом году 1 апреля была подписана Международная конвенция по охране птиц, к которой Россия присоединилась в 1927 году. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.

На Земле существует свыше 10000 видов птиц. Их можно встретить в любой точке планеты и у каждого народа складывается свое отношение к ним. В России всегда с особой любовью относились к птицам, считая их живым символом свободы, красоты, счастья. Птицы населяют не только наши леса и поля, но и былины, сказки, песни. Они - неотъемлемая часть российской природы и культуры. Не случайно некоторые дни напрямую связаны с прилетом птиц. Так на Благовещенье (7 апреля) положено было выпускать певчих птиц из клеток на волю, перед днем весеннего равноденствия пекли жаворонков. В честь появления первых грачей в середине марта (17 марта) день Святого Герасима получил название "грачевника". Птица утка считается символом семейного счастья. В нашей школе мы уже третий год подряд проводим праздник День птиц.

4. Домашнее задание

Параграф 46, задание классу.

Я предлагаю вашему классу тоже включиться в эту благородную акцию и стать участниками международного праздника, отметить это событие дома в кругу семьи, развесить скворечники, дуплянки, синичники. 1 семья птиц за время выкармливания птенцов уничтожает огромное количество вредителей сада. Вы можете составить вопросы птичьей викторины для учащихся начальной школы и опубликовать их на страницах «Школьного вестника». «Мы с тобой одной крови, ты и я» в заключении мне опять хочется вспомнить слова Киплинга. Именно природа учит понимать нас прекрасное. Сколько радости дарит нам окружающий мир: распускающийся бутон, песня соловья на рассвете, шелест дождя, курлыканье журавлей над порогом дома – как это можно не любить? Мы и природа одна большая семья и должны жить дружно.

«Тема Птицы» - Зоб Мускулистый желудок Железистый желудок Воздушные мешки Клоака Восковица. Открытые задачи по теме «Птицы». Коноплянка. Какая птица поит своих птенцов при помощи оперения? В какое время суток больше перелётных птиц: а) ночью, б) днём, в) утром? Что такое лоток и леток? Тестовые задания по теме «Птицы».

«Развитие птиц» - Органы размножения птиц. Откладывание яиц и уход родителей за потомством повышают эффективность размножения. Яичник. Зимовка. Сезонные миграции. Улетают на зимовку за пределы гнездового ареала в «теплые» края. Разнообразие формы и цвета яиц. Где располагаются органы размножения? «Барабанная» дробь. Песня сообщает, что территория занята.

«Скелет птицы» - Сравнение скелетов ящерицы и голубя. Отдел скелета. Анализ скелетов. Строение костей. Скелет голубя. Скелет ящерицы. Способность летать. Кости птиц. Как полёт повлиял на скелет птицы. Скелеты. Полёт.

«Жизнь птиц» - «Птицы нашего леса». Вот некоторые из ответов: - Сопереживание полёта. Приглашение в проект. Что мы знаем о птицах нашего леса? Каково будущее птичьего населения? Какие виды птиц обитают в нашем лесу? Есть ли законы защищающие птиц?

«День птиц» - Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Отыщите названия птиц. 5 минут. Формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц. Но особенно я люблю несолёное сало. Живу я на дереве, в дупле. Девочка устроила столовые для птиц. Оказалось, тут удобное место, вообще голое место. Схема урока. Научиться выделять признаки сходства и различия у птиц.

«Строение птицы» - Что позволило птицам освоить полет как средство перемещения в пространстве? Толстая кишка впадает в клоаку. Птицы. Внешнее строение птиц. Птицы – теплокровные животные с интенсивным обменом веществ и температурой тела 38–45 °C. "Познакомиться с основными морфологическими и анатомическими особенностями организации птиц, связанных с полетом".

С удивлением и радостью неожиданно обнаружил, что эта крылатая (каламбур не случаен) фраза, ошибочно приписываемая Максиму Горькому, принадлежит Владимиру Галактионовичу Короленко (1853—1921). В его очерке "ПАРАДОКС" эти слова пишет ногой человек, безрукий от рождения. http://www.lib.ru/RUSSLIT/KOROLENKO/paradox.txt . Да, да, тому самому В.Г. Короленко, яростно выступившему против кровавого навета, в котором обвиняли вотяков в "Мултанском деле", а позднее Бейлиса.

общеизвестно.

Но вот эта крылатость души убогих, обделенных судьбой людей характерна именно для В.Г. Короленко не только в его очерке "Парадокс". Вспомните "Слепого музыканта". Это не горьковское "Рождённый ползать летать не может", может, летает!

Иван Бунин иронично переделал эту фразу Короленко:

Человек создан для счастья, как птица для ПАШТЕТА.

Некоторые иронизируют круче:

Человек создан для счастья, как птица для ПОМЁТА.

Человек создан для счастья, как рыба... для консервов.

Человек создан для счастья, как уж для ползания.

Человек создан для ХОДЬБЫ, как птица для полёта.

Птица создана для счастья, как человек для ходьбы...

Человек создан для счастья, как птица для полёта, только счастье не всегда создано для него . (Human beings are created for happiness as birds are created for flight, but happiness is not always created for them).

И даже так:

"Человек создан для счастья, как птица для полёта", - иронизируют над человеком страусы и пингвины.

Я и сам иронизировал по этому поводу:

Прошли года. Уже всё поздно.

Не пьётся и не курится.

А человек для счастья создан,

Как для полёта курица.

Считают птицу символом полёта,

А не производителем помёта.

Хоть далеко не всем присущ полёт,

Но всем без исключения - помёт.

И у обгаженного обелиска

Внезапно понимаешь, прослезясь:

Высокое и низкое - так близко,

Так неразрывна между ними связь!

Но я писал и о том, что рождённый ползать может летать:

Раскован стих. В нем бабочки паренье.
И незаметно всем, наверняка,
Мучительное чудо превращенья
Из червяка в красавца-мотылька.
Как гусеница кокон свой плетет
И тянет, словно жилы, паутины.
Наброски не видны из-за картины.
И муки творчества - они не в счет.
Недвижна куколка и не видны усилья,
Рождающие для полета крылья.
Мучительный процесс метаморфозы
В летящий стих из ползающей прозы,
Чтоб отразились в строчке на века
Еловый терпкий дух и белизна цветка.

Человек рожден РАБОТАТЬ, как птица летать.(L"homme naquit pour travailler, comme l"oiseau pour voler) - это Рабле. А Рабле, в свою очередь, цитирует Вульгату (латинский перевод) книги Иова, 5:7: homo ad laborem nascitur et avis ad volatum "человек рожден для ТРУДА/МУЧЕНИЯ, а птица для полета". В Синодальном переводе: "но человек рождается НА СТРАДАНИЕ, как искры, чтобы устремляться вверх". "Искры" и "птицы" - разные интерпретации древнееврейского "сыновья Решефа". Решеф - хтоническое божество, его культ был распространен в Древней Сирии и Палестине (http://en.wikipedia.org/wiki/Resheph). Возможно, на самом деле речь не о птицах или искрах, а о каких-то демонах.http://forum.lingvo.ru/actualthread.aspx?tid=75900

Не могу не упомянуть стихотворение Николая Гумилёва:

Шестое чувство

Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти всё мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Всё ж мучится таинственным желаньем;

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья;

Так, век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства,

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

А еще вспоминается прекрасное стихотворение землячки В.Г.Короленко - Лины Костенко.

И вправду, крылатым грунта не надо.
Нету земли, то небо отрада.
Нету и поля, то будет воля.
Нету пары, и тучи отарой.
В этом для птиц, верно, правда от века.
А как человеку? Что человеку?
Живёт на земле. Летать не умеет.
А крылья имеет. А крылья имеет!
И крылья те, не из пуха-перьев.
Из правды и чести они, из доверья.
Кого-то верность в любви окрыляет.
Кто-то в вечном порыве взлетает.
Кто-то своей окрылён работой.
Другому крылья - щедрость, забота.
Кому-то - из песен даны, иль надежды.
Кому - из поэзий, мечты безбрежной.
Как будто летать человек не умеет...
А крылья имеет. Крылья имеет!

(перевод Светланы Лесковой)

Невольно вспоминаются и картины Марка Шагала:

Всё-таки как замечательно сказал Владимир Галактионович Короленко:

ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ, КАК ПТИЦА ДЛЯ ПОЛЁТА!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе