Все о бизнесе

Данные о продажах должны передаваться в налоговую онлайн, поэтому для работы кассы нужен интернет. Подойдёт любой: выделенная линия, вайфай, мобильный интернет - в законе требований нет. Главное, чтобы связь работала стабильно.

Шаг 2

Выбрать онлайн-кассу

Кассы отличаются мощностью, размером и функциональностью. Для курьера и для фастфуда с большим потоком посетителей подходят разные модели - отталкивайтесь от особенностей вашего бизнеса.

Кассу можно купить или взять в аренду - закон допускает оба варианта. Сбербанк продаёт и предоставляет в аренду смарт-терминалы . Если у вас сезонный бизнес или вы только открыли своё дело и не готовы вкладывать сразу много денег, начните с аренды - от 1200 рублей в месяц. Если бизнес стабильный и круглогодичный, стоит вложиться в покупку кассы.

Шаг 3

Купить фискальный накопитель

Внутри кассы должен быть установлен фискальный накопитель (ФН) - чип, который собирает и хранит данные обо всех операциях, а также присваивает чекам обязательный уникальный реквизит - фискальный признак. Кассы могут продаваться и вместе с ФН, и отдельно.

Фискальные накопители выпускают сроком:

  • на 13 или 15 месяцев - они подходят предпринимателям на общей системе налогообложения
  • на 36 месяцев - для тех, кто работает на специальных режимах налогообложения.

Шаг 4

Заключить договор с ОФД

Оператор фискальных данных (ОФД) - это посредник, который собирает и обрабатывает фискальные данные бизнеса и передаёт их ФНС. По закону, работать в качестве ОФД может только компания, получившая разрешение налоговой.

Все предприниматели должны заключить договор с ОФД и передавать информацию в ФНС только через него. Сбербанк сотрудничает с « ». Это самый крупный оператор фискальных данных в России. «Платформа ОФД» не только передаёт данные касс в налоговую и позволяет работать с маркированными товарами, но и даёт предпринимателям возможности для анализа показателей бизнеса через личный кабинет.

Шаг 5

Зарегистрировать онлайн-кассу и ФН в налоговой

Кассу и фискальный накопитель нужно зарегистрировать в налоговой. Сохраняйте все документы на технику и услуги - они пригодятся, когда будете заполнять заявку на регистрацию.

Чтобы оформить кассу в налоговой, можно прислать документы почтой, прийти в отделение лично или подать заявку онлайн через личный кабинет на сайте ФНС.

Как отчитываться перед госорганами онлайн

Чтобы «общаться» с ФНС онлайн, нужна квалифицированная электронная подпись - . Это аналог вашей подписи: с её помощью можно заверять электронные документы. КЭП позволяет взаимодействовать с госорганами удалённо: переписываться с налоговой, Федеральной таможенной службой и другими инстанциями, регулярно отправлять отчётность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат. Чтобы передавать данные во все госорганы через одну программу, нужно установить систему электронного документооборота (ЭДО).

Для дистанционной коммуникации с чиновниками и партнёрами по бизнесу Сбербанк предлагает систему . В неё встроен электронный документооборот, отчётность и конструктор документов - так вы сокращаете время на оформление и подачу отчётов, не ошибаетесь в шаблонах и тратите меньше бумаги.

Что дальше: как автоматизировать бизнес

Когда бизнес разрастётся, часть процессов можно автоматизировать и управлять ими через единый сервис. У Сбербанка это « ». В него встроены программы для учёта и организации рабочего места кассира, мониторинга всех каналов продаж, есть интеграция с 1С:Бухгалтерией, рассылками, телефонией и другими сервисами.

Главное

С 2019 года 54-ФЗ касается почти каждого бизнеса. Чтобы легально торговать или оказывать услуги, нужно подключить онлайн-кассу.

2

Определите, сколько готовы потратить единовременно: если бизнес стабилен, купите собственную кассу; если только начинаете или работаете сезонно - возьмите ККТ в аренду.

с

Определите, какой фискальный накопитель нужен для бизнеса. Купите ФН и установите в кассу - проще всего взять комплект «касса + фискальный накопитель».

Начало следующего года станет своего рода рубежным моментом для всех, кто работает с кассовой техникой. Дело в том, что наконец-то принят закон об онлайн кассах с 2017 года (от 03.07.2016 № 290-ФЗ). С середины июля он уже действует.

О вступлении закона в силу и об переходе на онлайн кассы мы уже писали в статье « ». Однако нам на сайт присылают дополнительные вопросы. В связи с этим мы подготовили эту статью, в которой более детально рассмотрим некоторые аспекты перехода на онлайн кассы.

Отправные точки

Сразу заметим, что положения об онлайн кассах внесены в несколько законов. Начинать действовать они будут постепенно, но основной водораздел между прежним и новым порядком приходится на 1 февраля 2017 года. Чтобы вам ничего не спутать в новом законе про онлайн кассы с 2017 года , главные сроки показаны в таблице.

Ключевая дата Что можно и нельзя
До 01.02.2017 Фирмы и ИП могут регистрировать ККТ по прежним правилам.
До 01.07.2017 Действуют старые правила применения, перерегистрации и снятия ККТ с учета (при регистрации кассы до 01.02.2017).
С 01.02.2017 При подаче в ИФНС заявления на регистрацию (перерегистрацию) ККТ нужно заключить договор с оператором фискальных данных и передавать их через него в инспекцию в электронной форме (исключение – отдаленные уголки страны).
С 15.07.2016 по 01.02.2017 Заключение договора с оператором фискальных данных и об их передаче – дело добровольное.
С 01.02.2017
Инспекции не вправе регистрировать и перерегистрировать кассы, которые не передают оператору каждый чек или БСО в электронной форме с фискальным признаком (исключение – отдаленные уголки страны).
До 01.02.2017 Позиции в госреестре ККТ налоговики корректируют по старому закону.
С 01.02.2017
Нужно указывать на чеке ставку НДС, когда есть такая обязанность в силу закона
До 01.01.2017 Некоторые фирмы и ИП могут продолжать работать по прежним правилам с ККТ, которые требуют использования устройств на мобильных телефонах, смартфонах, планшетах.

Читайте также Вправе ли продавец выдать курьеру онлайн-кассу?

Также отметим, что штрафовать за общие нарушения нового порядка и условий применения ККТ (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) начнут с февраля 2017 года. Так что – будьте готовы. Более того: административная ответственность в этой области пополнилась аж 13-ю новыми составами!

На заметку: новый закон об онлайн кассах подразумевает, что любая ККТ снабжена онлайн элементом для «общения» с налоговиками.

Онлайн кассы для ЕНВД и ПСН

Бизнесменам на патенте, а также фирмам и ИП на «вмененке», по видам деятельности, которые подпадают под ЕНВД, разрешено вести расчеты без касс, в том числе с онлайн элементом. В этом случае действует обязательное требование: надо по требованию покупателя или клиента выдавать документ о принятии денег за работу, услугу. Правда, продлится это счастье лишь до 1 июля 2018 года. Так что, не расслабляйтесь, спецрежимники! И это не последние новости про онлайн кассы для вас.

Коммерсанты на патенте, «упрощенке», ЕСХН, «вмененке» с 1 февраля 2021 года будут должны отражать на кассовом чеке и БСО наименование товара (работы, услуги) и его количество. Исключением стали только ИП, торгующие подакцизными товарами.

С 1 февраля этого года ФНС регистрирует только онлайн-кассы. А с 1 июля перейти на использование онлайн-касс в расчетах должны многие предприниматели и компании, за некоторыми исключениями. О том, какие произошли изменения ККМ в 2017 году, свежие новости о переходе на онлайн-кассы читайте в этой статье.

На кого распространяются новые требования?

Сфера применения новой кассовой техники касается расчетов наличными и электронными платежными средствами. Закон № 290-ФЗ от 03.07.2016 , которым внесены данные изменения в Закон о ККТ от 22.05.2003 , значительно расширяет область применения кассовой техники, распространяя ее, в том числе, на расчеты с покупателями, которые осуществляют лица, применяющие ЕНВД, патентную систему, а также на предпринимателей и компании, которые при оказании бытовых услуг обходятся без кассовых аппаратов, выписывая БСО.

Согласно переходным положениям 290-го Федерального закона указанные лица должны будут начать применять онлайн-технику с 1 июля 2018 года. Компании и предприниматели, не относящиеся к этим лицам и не подпадающие под установленные законом исключения, должны использовать онлайн-кассы уже с 1 июля 2017 года.

Внедрение новой кассовой техники потребует от предпринимателей соответствующих вложений. По приблизительным оценкам расходы составят около 20 тысяч рублей.

Сюда войдут расходы:

  • на приобретение или модернизацию кассового аппарата (от 12 тыс. руб.);
  • на обслуживание по договору с фискальным оператором, через которого сведения об оплатах, пробитых через кассу, будут поступать в ФНС (от 3 тыс. руб. в год).

Помимо этого могут потребоваться расходы:

  • на приобретение электронной подписи (около 2 тыс. руб.);
  • на подключение к интернету в месте применения кассового аппарата;
  • на обновление программного обеспечения с учетом новых требований к отображаемой на чеках информации (должны указываться перечень приобретенных товаров, цена, предоставленные в отношении каждого товара скидки).

Кроме этого, потребуется ежегодная (для малого бизнеса раз в три года) замена фискального накопителя. Правилам работы с новой техникой нужно будет обучить персонал либо нанять на работу уже обученных сотрудников.

Для чего все это делается? По утверждениям чиновников, внедрение онлайн-касс поможет резко повысить собираемость налогов. При этом они ориентируются на опыт Южной Кореи, где применение таких мер привело к росту налоговых поступлений в казну в 2 раза. Помимо этого, чиновники полагают, что использование онлайн-касс позволит оптимизировать контроль за осуществлением расчетов и снизить количество проверок бизнеса.

Кто не должен использовать онлайн-кассы в расчетах?

В законе о ККТ по-прежнему остаются исключения, в которых использование кассовых аппаратов не требуется. На кого не распространяются изменения ККМ в 2017 году? К числу освобождаемых от ККМ видов деятельности, в частности, относятся:

  • продажи печатных изданий и сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках;
  • продажи билетов в общественном транспорте;
  • торговля на розничных рынках, ярмарках, выставках;
  • торговля в киосках разливными безалкогольными напитками, мороженым;
  • торговля из цистерн квасом, молоком и т.д.;
  • торговля вразвал овощами и фруктами;
  • ремонт и окраска обуви;
  • сдача предпринимателями принадлежащих им жилых помещений в аренду.

Не нужно применять ККТ и аптекам, находящимся в сельских населенных пунктах. Без кассовых аппаратов можно работать и в отдаленных или труднодоступных местностях, перечни которых определяют региональные власти. В местностях, отдаленных от связи, использование кассовых аппаратов может осуществляться в режиме, допускающем периодическую передачу данных о расчетах.

Санкции за нарушение новых правил о ККТ

Помимо правил использования ККМ в 2017 году изменения затронули и санкции за нарушение установленных правил. 290-й закон внес изменения в КоАП РФ, согласно которым:

  • за расчеты без ККМ предпринимателя, должностное лицо компании могут оштрафовать на ¼ до ½ суммы расчета с нарушением, но не меньше чем на 10 тыс. руб., а саму компанию - на ¾ до 1 суммы такого расчета, но не меньше чем на 30 тыс. руб. За повторное нарушение могут применить дисквалификацию до 2-х лет и приостановление деятельности до 90 дней;
  • за применение в расчетах ККМ с нарушением установленных правил предпринимателя и должностное лицо компании могут оштрафовать на сумму 1,5 — 3 тыс. руб., компанию - на 5 - 10 тыс. руб.

Федеральный закон от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники...» (далее — Закон № 54-ФЗ) обновили еще в 2016 году.

Соответствующие изменения были внесены в него Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — Закон № 290-ФЗ), но только 1 июля 2017 г. для ККТ, зарегистрированной в налоговых органах до 01.02.2017 г. закончился «переходный период», в течение которого можно было применять ККТ, руководствуясь старыми требованиями Закона 54-ФЗ (п.3 ст.7 Закона № 290-ФЗ). Таким образом, многие организации и ИП только недавно столкнулись с нововведениями.

ККТ применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и ИП при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ (ст. 1.1, ч. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ). Подробнее об этих случаях расскажем ниже.

Причем новая редакция Закона 54-ФЗ уточняет, что расчеты — это:

  • прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги;
  • прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр;
  • прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей.

Важно!
С 1 июля 2017 года ККТ необходимо применять не только при расчетах наличными или с использованием банковских карт, но и при расчетах с использованием электронных средств платежа.

Это означает, что при расчетах с применением платежных систем, например, PayPaI, Яндекс.Деньги и т. п. продавцы также должны применять ККТ (п.19 ст.3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»). Более того, Минфин РФ разъяснил, что даже в том случае, если физическое лицо производит оплату через банк платежным поручением, то при получении от физических лиц платы на расчетный счет продавец обязан выдать кассовый чек (см., например, Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Чек направляется на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты, кроме случаев, когда у организации (ИП) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (ИП) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя. Одной из таких мер может являться достижение договоренности с кредитным учреждением о запросе данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению (Письмо Минфина России от 15.08.2017 N 03-01-15/52356).

Как выполнить данные рекомендации пока не ясно. Но для решения этого вопроса у предпринимателей есть время. Дело в том, что согласно п. 9 ст.7 Закона № 290-ФЗ, в случае если организации или ИП, в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Поскольку до внесения изменений в Закон 54-ФЗ применять ККТ при расчетах электронными средствами платежа (за исключением расчетов платежными картами) было не нужно, организации или ИП будут обязаны применять кассовую технику в таких ситуациях только после 01.07.2018 (Письмо Минфина России от 13.10.2017 N 03-01-15/67149). Надеемся, что к этому времени вопрос с практической реализацией нововведений как-то решится (внесут соответствующие изменения в законодательство).

Кто может не применять онлайн-кассы?

В соответствии с нормами Закона № 54-ФЗ без применения онлайн-касс в настоящее время производить расчеты могут следующие категории налогоплательщиков:

Освобождение от применения онлайн-касс при осуществлении расчетов

Кто может не применять? На основании чего?
Организации и (или) ИП при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа между ними (в том числе с использованием системы дистанционного банковского обслуживания - систем «Клиент-банк», «Интернет-банкинг», «Мобильный банкинг») п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», Письма ФНС России от 09.02.2017 № ЗН-3-17/830@, от 02.02.2017 № ЕД-4-20/1848@, Банка России от 06.03.2012 № 08-17/950 (п. 4)
Организации и ИП, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
    Например:
  • При продаже газет и журналов, продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  • При торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах (кроме торговли непродовольственными товарами по Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 14.04.2017 № 698-р – исключение вступит в силу 1.07.2017);
  • При торговле в киосках мороженым, безалкогольными напитками в розлив и др.
п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Письмо Минфина России от 28.06.2017 № 03-01-15/40934
Организации и ИП, расположенные в местностях, отдаленных от сетей связи, при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета. Перечень таких местностей определяется региональным органом исполнительной власти и публикуется на их сайтах п.3,п.7 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, Приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей»
Организации и ИП, осуществляющие расчеты НЕ за реализуемые товары (работы, услуги), в частности, при осуществлении расчетов по договорам займа ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ, Письмо ФНС России от 20.12.2016 № ЕД-4-20/24495
Кредитные организации при использовании автоматических устройств для расчетов п. 1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ

Кроме того, в соответствии с «переходными положениями» Закона № 290-ФЗ до 01.07.2018 г, как уже говорилось, могут НЕ применять ККТ организации и ИП ранее освобожденные от применения ККТ (п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ), а также организации и ИП:

  • Выполняющие работы, оказывающие услуги населению (при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) (п.8 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, по которым применяется ЕНВД (при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу)) (п.7 ст.7 Закона № 290-ФЗ).
  • Осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов (п. 11 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)

К сведению!
В Госдуму ФС РФ внесен Законопроект № 273256-7, которым предусмотрены поправки в ст.7 Закона 290-ФЗ и продление до 01.07.2019 возможности не применять ККТ организациями и ИП, перечисленными в вышеуказанных случаях

Также отметим, что до 31.07.2017 г. применение ККТ было обязательно при розничной продаже алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания (Письма Минфина России от 27.03.2017 № 03-01-15/17554, Росалкогольрегулирования от 31.01.2017 № 2148/03-04). Это требование было предусмотрено п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта...» (далее — Закон № 171-ФЗ) (в ред. п. 11 ст. 1, п. 4 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 261-ФЗ).

Но с 31.07.2017 данная норма предписывает применять ККТ в соответствии с Законом 54-ФЗ, а не во всех случаях розничной продажи алкоголя (п. 13 ст. 1, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.07.2017 № 278-ФЗ, Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802). Т. е. с этой даты ИП на ПСН, а также организации и ИП на ЕНВД при продаже алкоголя вправе не применять ККТ до 01.07.2018.

Правда при этом Росалкогольрегулирование и Минфин РФ напоминают, что отсутствие обязанности по применению ККТ не освобождает от обязанности передачи сведений о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Кроме того, в соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлен запрет розничной продажи алкогольной продукции (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) без предоставления покупателю документа с наличием на нем штрихового кода, содержащего сведения о факте фиксации информации о розничной продаже алкогольной продукции в ЕГАИС.

Таким образом, розничные продавцы алкоголя (за исключением продавцов, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) обязаны выдать покупателю документ о фиксации продажи алкогольной продукции в ЕГАИС даже в тех случаях, когда они освобождены от обязанности использовать ККТ (Письмо Минфина России от 05.09.2017 № 03-14-17/56802).

Поэтому послабления в части возможности не применять ККТ по факту коснулись только организаций и ИП, занимающихся розничной продажей алкоголя при оказании услуг общественного питания (п. п. 13 п.2 ст.16 и п.2.1 ст.8 Закона 171-ФЗ). Таким образом, с 01.07.2017 большинство организаций и ИП все-таки обязаны применять онлайн-кассы.

Ответственность за неприменение онлайн-касс

Контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ осуществляют налоговые органы (п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. п. 1, 2 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).

Законом № 290-ФЗ внесены изменения в КоАП и ужесточена ответственность за неприменение (применение с нарушением установленных требований) ККТ.

Неприменение ККТ в установленных законодательством о ККТ случаях

Вид правонарушения Административная ответственность Основание
На должностных лиц На организацию (ИП)
При первичном правонарушении Штраф от 1/4 до 1/2 суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тыс.руб. Штраф на организацию от 3/4 до 1 суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тыс.руб. ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ
При повторном правонарушении*, если сумма расчетов без ККТ составила, в т.ч. в совокупности, 1 млн. руб. и более Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет Административное приостановление деятельности организации и ИП на срок до 90 суток ч. 3 ст. 14.5 КоАП РФ
* Повторное совершение однородного административного правонарушения - это совершение административного правонарушения в период, когда пользователь ККТ считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения (пп. 2 п. 1 ст. 4.3 КоАП РФ).
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям (использование ККТ с нарушением порядка регистрации, порядка, сроков и условий перерегистрации, порядка и условий применения, установленных законодательством РФ о применении ККТ) Штраф 1 500 - 3 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию и ИП 5 000 - 10 000 руб. ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, ответственность применяется с 01.02.2017 (п. 15 ст. 7 Закона № 290-ФЗ)
Ненаправление покупателю чека ККТ или БСО в электронной форме (непередача по требованию покупателя указанных документов на бумажном носителе в установленных случаях) Штраф 2 000 руб. Предупреждение или штраф на организацию 10 000 руб. ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ

Под неприменением ККТ следует понимать (п. 1 ст. 3 Закона № 54-ФЗ, п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 № 16, Письмо Минфина России от 01.09.2016 № 03-01-12/ВН-38831) фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине ее отсутствия).

Также установлена отдельная ответственность за использование ККТ не соответствующих установленным требованиям либо с нарушением порядка применения или регистрации.

ФНС разъяснила, что ККТ без фискального накопителя, в том числе снятая с регистрационного учета в одностороннем порядке налоговым органом, не может квалифицироваться в качестве ККТ в понимании Закона N 54-ФЗ.

Поэтому начиная с 01.07.2017 осуществление расчетов за реализованные товары (работы, услуги) с использованием старых ККТ без фискального накопителя, влечет административную ответственность согласно ч. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ (Письмо ФНС России от 31.01.2017 N ЕД-4-20/1602).

Установлены основания для освобождения от административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (примечание к ст. 14.5 КоАП РФ): пользователь ККТ должен добровольно заявить в налоговый орган о совершенном правонарушении (о неприменении ККТ, применении ККТ, не соответствующей установленным требованиям, или с нарушением таких требований), а также добровольно исполнить соответствующую обязанность до того, как будет вынесено постановление об административном правонарушении.

При этом освобождение наступит, если одновременно будут выполнены следующие условия:

  • На момент подачи заявления налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • Представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

В результате будет вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Введен упрощенный порядок привлечения к административной ответственности, при котором административный штраф может быть назначен налоговым органом без составления протокола об административном правонарушении, но только при согласии пользователя ККТ с событием вменяемого административного правонарушения (п. 4 ст. 28.6 КоАП РФ).

Это возможно в ситуациях, когда налоговый орган выявит правонарушение в результате автоматизированной проверки поступивших сведений и заявлений от физических лиц и организаций. В таких случаях административный штраф назначается в размере 1/3 минимального размера административного штрафа, предусмотренного частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (ч. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Если онлайн-касса была приобретена несвоевременно...

Хотим обратить внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства РФ о применении ККТ составляет один год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 4 ст. 3 Закона № 290-ФЗ). Год исчисляется (ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ, п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5):

  • Или с даты совершения правонарушения (например, с момента невыдачи чека конкретному покупателю);
  • Или со дня обнаружения административного нарушения, если оно относится к длящимся (к примеру, отсутствие кассового аппарата у организации, обязанной его применять).

Поэтому до сих пор остается актуальным вопрос: грозит ли добропорядочным организациям и ИП административная ответственность за невольное нарушение правил применения ККТ? Дело в том, что поставщики онлайн-касс оказались не готовы к большому спросу на свой товар. Поэтому многим организациям и ИП не удалось своевременно получить от поставщиков новую кассовую технику или модернизировать старую.

Минфин РФ и ФНС РФ разъясняют, что к тем ИП и организациям, которые предприняли все необходимые шаги к приобретению или модернизации ККТ ответственность применяться не будет.

В целях доказательства данного факта налоговые органы будут изучать договор поставки фискального накопителя на предмет разумного срока до окончания действия блока электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) или до определенного законом предельного срока возможности его использования (Письма Минфина России от 11.10.2017 N 03-01-15/66392 от 28.06.2017 № 03-01-15/40922, от 30.05.2017 № 03-01-15/33121, от 19.05.2017 № 03-01-15/31083, от 19.05.2017 № 03-01-15/31072, от 05.05.2017 № 03-01-15/28071, от 18.04.2017 № 03-01-15/23313, ФНС России от 11.07.2017 № ЕД-4-20/13440@).

Например, если налогоплательщик заключил договор и оплатил счет на поставку фискального накопителя, а производитель не смог поставить товар к 01.07.2017, то в такой ситуации указанное лицо не будет привлечено к административной ответственности, так как вины налогоплательщика в этом нет.

Как видим, не все так гладко и понятно в новом порядке применения ККТ. И законодатели это понимают. Поэтому велика вероятность, что в скором времени в законы, регулирующие порядок применения ККТ будут внесены соответствующие поправки.

Эксперты ООО «ПРАВОВЕСТ Аудит»

Все организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, осуществляя денежные расчеты наличными или с использованием электронных средств платежа. Это установлено Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ, который внес поправки в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ , и установил новый порядок применения ККТ, поясняя, кто обязан применять онлайн кассы в 2017 году.

Новое по кассовым аппаратам с 2017 года

Новый порядок применения ККТ обязывает бизнес регистрировать с 1 февраля 2017 года только онлайн-кассы, а уже с 1 июля 2017 года все кассовые аппараты (новые или модернизированные) должны будут передавать сведения о расчетах в ФНС в режиме реального времени.

Кому нужна онлайн касса в 2017 году и нужна ли?

В ближайшие месяцы на новый порядок перейдут около 1,5 млн организаций и индивидуальных предпринимателей, оставив сомнения насчет новых онлайн касс с 2017 года. А с 1 июля 2018 года этот порядок станет обязательным еще для сотен тысяч, если не миллионов пользователей, которые пока не обязаны применять ККТ .

В частности, предприятия сферы услуг, владельцы вендинговых (торговых) автоматов, а также лица, применяющие ПСН и ЕНВД.

Входят ли продавцы пива и алкоголя в список тех, кто обязан применять ККТ в 2017 году? Ответ на этот вопрос положительный, уже с 31 марта 2017 года продавцы пива и алкоголя должны будут применять онлайн-кассы.

Новая технология позволит торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, кому обязательны кассы онлайн с 2017 года, использовать в качестве кассового аппарата телефон или планшет, регистрировать ККТ из дома и осуществлять удаленный контроль выручки, а покупателям - проверять кассовые чеки с помощью Интернета .

Новые кассовые аппараты с 2017 года

В рамках нового порядка применения ККТ уже зарегистрировано более 160 тысяч онлайн-касс. В реестре ККТ есть касса, которая предназначена и для интернет-торговли (интернет-магазины также входят в список тех, кто должен применять ККТ в 2017).

Выбрать новую онлайн-кассу или узнать, подлежит ли модернизации ваш кассовый аппарат можно, зайдя на сайт ФНС России, в раздел «Новый порядок применения контрольно-кассовой техники» или на сайт производителя кассы.

Что есть в новых ККТ с 2017 года? Теперь вместо ЭКЛЗ в кассах должны быть фискальные накопители. Кассу можно зарегистрировать в любой налоговой инспекции через Интернет. Для регистрации ККТ не нужен договор с ЦТО.

Кассовый чек может быть не только бумажным, но и электронным, который по желанию покупателя нужно будет направить на его е-mail или мобильный телефон. На новых кассовых чеках отражается номер фискального документа, фискальный признак документа, номер смены, порядковый номер за смену, вид налогообложения и другие реквизиты.

Обязательным элементом кассового чека является QR-код, благодаря которому любой покупатель может проверить легальность осуществляемой покупки.

Сколько это будет стоить?

Минимальная стоимость нового порядка применения ККТ составит не более 25 тыс.руб.. В нее входит приобретение новой кассы с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.

Ежегодные затраты в последующие два года могут составить не более 4 тыс.руб., включая услуги оператора фискальных данных и услуги оператора связи.

По оценке производителей ККТ, стоимость модернизации кассового аппарата, применяемого в настоящее время, составит порядка 4-6 тыс. руб.

Затраты на приобретение ККТ (до 18 000 рублей на 1 кассу) можно будет учесть в расходах, в том числе и при применении УСН.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе