Может ли бюджетное учреждение при нехватки бюджетных средств оплатить контракт заключённый по 44-ФЗ деньгами из внебюджета? Есть положение о закупках по 223-ФЗ?
Нет, не может. В соответствии с Письмом Минэкономразвития РФ от 03.08.2015 №Д28и-2286 источники финансирования являются существенными условиями контракта. Изменить условия контракта можно только по основаниям, указанным в ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ. Из вопроса не следует, что такие основания имеются. Поэтому изменить источник финансирования Вы не можете.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .
В чем состоят общие правила проведения закупки
Отдельно необходимо упомянуть о таком важном моменте, как запрет для заказчика вести переговоры с участниками закупок (). Такой запрет касается заказчика, его должностных лиц, комиссий по осуществлению закупок и действует на всех стадиях закупок до определения победителя.
Когда победитель известен, этот запрет не применяется.
При проведении электронного аукциона закон не допускает проводить переговоры между заказчиком и оператором электронной площадки, а также между оператором и участниками закупки, если при этом создаются преимущественные условия или может быть разглашена конфиденциальная информация ().
Исключением является случай, когда ведение переговоров прямо допускается законом, например, при проведении закупки в виде двухэтапного конкурса ()*.
2. ПИСЬМО МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 03.08.2015 № Д28и-2286 «О возможности применения условий контракта до его заключения; об обязательных условиях контракта; об изменении источника финансирования контракта при его исполнении и иных вопросах»
Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел письмо о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает.
1. В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом № 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.
2. Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия "существенные условия контракта". Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта. Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона № 44-ФЗ и статьей 95 Закона № 44-ФЗ. Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.
4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в части оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Кроме того, в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление. Таким образом, Законом № 44-ФЗ определены особенности осуществления закупок в сфере коммунальных услуг.
5. Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее - отчет) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1093 (далее - Положение). В соответствии с пунктом 7 Положения при формировании отчета о результатах исполнения отдельного этапа исполнения контракта информация заполняется в соответствующих графах отчета нарастающим итогом с начала года, в котором осуществляется исполнение отдельного этапа, на дату исполнения отдельного этапа исполнения контракта. Функционалом официального сайта предусмотрена возможность формирования отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения путем создания нового отчета при исполнении каждого этапа исполнения контракта, а также путем внесения изменения (редактирования) в предыдущий отчет об исполнении отдельного этапа исполнения контракта в соответствии с порядковым номером изменения отчета. Таким образом, формирование отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения на официальном сайте осуществляется одним из вышеуказанных способов.
6. При этом Законом № 44-ФЗ не установлено требование предоставления информации о наименовании страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. № 529-ст. Таким образом, в случае если участник закупки указал в составе заявки на участие в закупке информацию о стране происхождения товара как США, РФ или иное общепринятое сокращение наименования страны, не предусмотренное общероссийским классификатором стран мира, но позволяющее однозначно идентифицировать данную страну мира, такая заявка не может быть отклонена по основанию непредставления сведений о наименовании страны происхождения товара.
7. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) и наименование страны происхождения товара, может содержать только согласие участника аукциона на поставку товара с таким товарным знаком. При заключении контракта на поставку товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (без указания страны происхождения), первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на поставку товара с таким товарным знаком и наименование страны происхождения товара.
8. В случае если участник электронного аукциона предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, в отношении которого в аукционной документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) и наименование страны происхождения товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на поставку эквивалентного товара, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) (пункт 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ). Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации*.
Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Список форумов » Форум по вопросам закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ [ Сообщений: 3 ] Автор Сообщение Заголовок сообщения: неверно указан источник финансирования Добавлено: 02 июл 2013, 16:06 Зарегистрирован: 16 июл 2010, 09:43Сообщений: 68 При размещении заказа неправильно указали источник финансирования (указали и в аукционной документации и в проекте контракта). Вносить изменения в документацию уже поздно (завтра аукцион). Как выйти из ситуации с наименьшими потерями? Подписать допсоглашение после подписания контракта? Просто молча внести правильные сведения в Реестр? Или что-нибудь ещё? Вернуться наверх Заголовок сообщения: Re: неверно указан источник финансирования Добавлено: 02 июл 2013, 16:21 Зарегистрирован: 26 мар 2013, 10:35Сообщений: 1531Откуда: Чеченская Респ, г. Грозный Если доп.
Закона N 44-ФЗ указано, что если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, помимо прочего, краткое изложение условий контракта с отражением в том числе источника финансирования. Указание на источник финансирования является обязательным (смотрите, в частности, ответ на вопрос 2 в письме Минэкономразвития России от 29.12.2014 N Д28И-2845).При формальном подходе вышеизложенное может явиться основанием для вывода о том, что сведения об источнике финансирования являются условием контракта наряду, например, с количеством товара и сроком поставки и не подлежат изменению иначе, чем в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.Вместе с тем, по нашему мнению, рассматривая вопрос о возможности внесения в контракт указанных в вопросе изменений, необходимо учитывать нормы Гражданского кодекса РФ, на которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст.
Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.Таким образом, заказчик обязан указывать в извещении об осуществлении закупки, документации и проекте контракта источник финансирования с указанием уровня бюджета бюджетной системы Российской Федерации.Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В связи с тем что к деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений, применяются положения Закона N 44-ФЗ, которые регламентируют права и обязанности заказчика (часть 11 статьи 26 Закона 44-ФЗ), в таком решении возможно предусмотреть разделение полномочий между заказчиком и уполномоченным органом, учреждением, в том числе в части порядка разработки и утверждения документации о закупке.Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
Законом N 44-ФЗ, а в графах 10 - 12 - по договорам, заключенным в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В разрезе года начала закупки указываются суммы планируемых в соответствующем финансовом году выплат по контрактам (договорам), для заключения которых планируется начать закупку, при этом в графах 7 - 9 указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых в соответствующем году согласно Закону N 44-ФЗ планируется разместить извещение об осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд либо направить приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или проект контракта, а в графах 10 - 12 указываются суммы планируемых выплат по договорам, для заключения которых в соответствии с Законом N 223-ФЗ осуществляется закупка (планируется начать закупку) в порядке, установленном положением о закупке.
Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации. Директор Департаментаразвития контрактной системыМ.В.ЧЕМЕРИСОВ10.03.2016 Вопрос: Об указании заказчиком в извещении, документации о закупке и проекте контракта источника финансирования закупки.
Ответ:МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМОот 29 июля 2016 г. N ОГ-Д28-9219 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
Закона). Системный же анализ ст.ст. 307, 432, 525, 763 ГК РФ позволяет сделать вывод, что к собственно условиям контракта, в соответствии с которыми у сторон возникают их права и обязанности, относятся наименование, характеристики и количество поставляемых товаров (объем выполняемых работ, оказываемых услуг), место, срок доставки (поставки) товаров (выполнения работ, оказания услуг), сведения о цене контракта и включенных (не включенных) в нее расходах, сроки и условия оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). По нашему мнению, именно эти условия в силу ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ не могут быть изменены соглашением сторон или в одностороннем порядке.Указание же на источник финансирования фактически не является условием контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по контракту и фактически оно не зависит от воли сторон (не подлежит согласованию).
Правовед.RU 440 юристов сейчас на сайте Консультируйтесь с юристом онлайн 440 юристов готовы ответить сейчас Ответ за 15 минут
Здравствуйте. Был заключен контракт на один источник финансирования мы хотим внести изменения в контракт по 44 ФЗ и изменить источник финансирования. Правомерно ли это? И является ли источник финансирования существенным условием? Свернуть Виктория Дымова Сотрудник поддержки Правовед.ru Здравствуйте! Похожие вопросы уже рассматривались, попробуйте посмотреть здесь: Ответы юристов (1) Уважаемая Ольга! В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Внимание
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Таким образом, оплата по контракту, заключенному в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, осуществляется в соответствии с Планом, в котором указываются суммы планируемых выплат по контрактам, для заключения которых планируется осуществить закупку в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, а также указываются суммы платы по контрактам, уже заключенным в соответствии с Законом N 44-ФЗ. Учитывая изложенное, по мнению Департамента, бюджетное учреждение вправе осуществить оплату по контракту, заключенному в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, по двум источникам финансирования: за счет средств, полученных на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, и за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности.
Вопрос о внесении бюджетным учреждением в реестр контрактов информации об источнике финансирования по контракту финансируемому из двух источников: за счет средств субсидии и от платной деятельности. Наименование бюджета выбирать одно - внебюджетные средства (средства бюджетных учреждений), т.к. после зачисления на счет бюджетного учреждения субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета? КБК указывать с разбивкой: сумма субсидии с указанием КВР и сумма собственных средств без указания КБК?
Константин Эделев , эксперт Системы Госзаказ
С 14 августа 2019 года изменили порядок расчета штрафов по 44-ФЗ: убрали требование о фиксированной сумме, снизили неустойку для СМП и СОНО. В статье найдете все актуальные правила. Работу с неустойкой упростят примеры формулировок и судебная практика.
Согласно части 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 Закона № 44-ФЗ. Следовательно, при осуществлении закупок в рамках Закона № 44-ФЗ за счет средств субсидии и от платной деятельности, заказчик использует два источника финансирования (за счет бюджетных средств и за счет средств иной приносящей доход деятельности). Соответственно, в реестре контрактов КБК указывать с разбивкой: сумма субсидии с указанием КВР и сумма собственных средств без указания КБК.
Согласно ч. 1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ при наличии правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе, данное учреждение вправе осуществлять в соответствующем году с соблюдением требований Закона № 223-ФЗ и правового акта закупки:
1. за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2. в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного учреждения;
3. за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию).
Также согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением решение об осуществлении указанных в пп. 1 - 3 ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ, или в соответствии с Законом № 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году.
Следует обратить внимание, что Закон № 44-ФЗ не устанавливает ограничения для заключения контракта, в случае если при осуществлении закупок используются два источника финансирования (за счет бюджетных средств и за счет средств, иной приносящей доход деятельности).
Однако, следует помнить, что объем внебюджетных средств, которые в том числе подлежат оплате по такому контракту, следует учитывать в совокупном годовом объеме закупок, осуществляемых в рамках Закона № 44-ФЗ.
При размещении извещения об осуществлении такой закупки бюджетному учреждению указывает два источника финансирования (бюджетные средства и внебюджетные средства).
С 1 января 2017 года информацию, которую заказчики размещают в ЕИС, проверяют органы контроля по части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. С 1 января 2018 года федеральные заказчики будут публиковать информацию только с положительным контролем Казначейства. Для региональных и муниципальных заказчиков это правило начнет действовать с 1 января 2019 года. Сроки установлены в постановлении Правительства РФ от 20 марта 2017 года № 315.
Обязанность контролировать заказчиков установлена в части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. Каким образом контролеры проверяют информацию и как действовать заказчику в различных ситуациях, читайте в рекомендации.
Субъектами контроля Правительство РФ признало:
Об этом сказано в пунктах 3, 4, 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2015 года № 1367, далее - Правила № 1367.
Информацию, которую заказчики публикуют в ЕИС, проверяют Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами (ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).
Как заказчику узнать свой орган контроля? Контрольный орган, который проверит ваш документ, посмотрите в карточке документа в ЕИС. Например, если вы уже сформировали план закупок, зайдите в карточку документа. В контекстном меню плана закупок нажмите на пункт «Посмотреть». Отобразится страница со сведениями о плане закупок. На вкладке «Общие сведения» найдите пункт «Орган контроля, осуществляющий контроль по части 5 статьи 99». Если вы создаете план закупок, контрольный орган также ищите на вкладке «Общие сведения».
Допустим, в поле «Орган контроля, осуществляющий контроль по части 5 статьи 99» указано «Связь не установлена». Это означает, что контрольный орган, который проверяет ваши документы, не внес организацию в свой список субъектов контроля в системе «Электронный бюджет». Отправить документ на контроль не получится. Чтобы исправить ошибку, обратитесь к контролерам.
Правила, по которым контролеры проверяют, отвечает ли информация требованиям Закона № 44-ФЗ, Правительство РФ установило в постановлении от 12 декабря 2015 года № 1367.
Контролеры проверяют информацию, которую содержат план закупок, план-график закупок, извещения, проекты контрактов, а также сведения, которые заказчик направляет в реестр контрактов. Под контроль попадает также информация об объеме финансирования и об идентификационном коде закупки. Если заказчик внес изменения в перечисленные документы, скорректированную информацию также проверят.
При этом контролеры проверят только ту информацию, которую заказчик опубликовал после 1 января 2017 года. Например, план закупок и план-график закупок на 2017 год, который заказчик разместил в декабре 2016 года, не проверят. Однако, если заказчик внесет изменения в план-график уже в 2017 году, скорректированный документ попадет на контроль. Это связано с тем, что часть 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ и Постановление № 1367 вступили в силу с 1 января 2017 года.
Правила, по которым проверят информацию из ЕИС
Что проверяет контролер (Столбец 1) |
С чем сверяют информацию (Столбец 2) |
Формула соответствия |
План закупок : объем финансового обеспечения |
Лимитами бюджетных обязательств; Выплатами из планов ФХД |
Столбец 1 ≤ Столбец 2 |
План-график : НМЦК, цена контракта с едпоставщиком по ИКЗ | План закупок : НМЦК | Столбец 1 ≤ Столбец 2 |
Извещение : НМЦК по ИКЗ | План-график : НМЦК по ИКЗ | Столбец 1 = Столбец 2 |
Документация о закупке : НМЦК по ИКЗ | ||
Приглашения принять участие в закупке : НМЦК по ИКЗ | ||
Контракт с едпоставщиком : цена по ИКЗ | ||
: НМЦК по ИКЗ | Документация о закупке : НМЦК | Столбец 1 ≤ Столбец 2 |
Протокол определения поставщика : ИКЗ | Документация о закупке : ИКЗ | Столбец 1 = Столбец 2 |
Проект контракта, который заказчик направляет участнику : НМЦК, ИКЗ | Протокол определения поставщика : НМЦК, ИКЗ | Столбец 1 = Столбец 2 |
Реестр контрактов : цена контракта и ИКЗ, которые заказчик направляет в реестр | Контракт : цена контракта и ИКЗ | Столбец 1 = Столбец 2 |
Об этом сказано в части 5 статьи 99 Закона № 44-ФЗ и пункте 13 Правил, утвержденных Постановлением № 1367.
В ряде случаев (они указаны в частях 1-3 статьи 15 44-ФЗ) бюджетное учреждение может осуществлять закупки более простым способом - на основании федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (дальше будем называть его 223-ФЗ). В основном, заказчики используют 223-ФЗ для осуществления закупок за счет внебюджета, но могут использовать его и выступая в качестве исполнителя по контракту (т. е. учреждение само является для кого-то исполнителем, и часть работ сбрасывает на вас), или расходуя гранты.
Помните про граничные условия? Добавляем еще одно: заказчик работает только по 44-ФЗ.
Основные причины ограничения:
1. Работу по 223-ФЗ проще рассматривать в сравнении с 44-ФЗ (и мы это когда-нибудь сделаем… наверное).
2. 44-ФЗ гораздо более единообразен и строг в отношении заказчика и исполнителя, а 223-ФЗ - разношерстный и рамочный (пока), оставляющий больший простор для заказчика, а в чем-то - и для исполнителя.
3. Наблюдается явная тенденция к ужесточению 223-ФЗ. Не исключено, что когда автор наконец-то будет готов приступить к статье на эту тему, то он уже станет совсем дряхлым и седым 223-ФЗ либо отменят, либо зарегулируют до состояния 44-ФЗ. В общем - либо шах, либо ишак, либо Насреддин.
4. Далеко не все бюджетные учреждения пользуются правом работать по 223-ФЗ.
Оснований закупки у единственного поставщика существует несколько (для интересующихся - вся часть 1 статьи 93 44-ФЗ), но на практике чаще всего нам пригодятся пункт 4 и пункт 5 части 1 статьи 93 44-ФЗ.
В соответствии с п.4 заказчик имеет право осуществлять закупки без проведения торгов на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.
Полный текст пункта:
«4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа;»
Полный текст пункта:
«5) осуществление закупки товара, работы или услуги государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей;»
Кстати, о предельных суммах: нередко можно встретить цену договора 99999,99 руб., 399999,99 или что-то подобное. Наверное, так делают на всякий случай - мало ли что. На самом деле, в законе используются слова «не превышающую четырехсот тысяч рублей» и «не превышающую ста тысяч рублей». 100 тыс. руб. превышает 100 тыс. руб.? Нет. А 400 тыс. руб. превышает 400 тыс. руб.? Снова нет. Поэтому можно заключать договор и на 100 тыс. руб., и на 400 тыс. руб. - без отнимания копеек.
А почему мы говорим «договор», если система - контрактная (по названию закона), да и по тексту закона используется именно «контракт»? Название никакой роли не играет - можете использовать то, которое нравится вам.
Для интересующихся:
Согласно части 8 ст.3 44-ФЗ:
«8) государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;»
А бюджетные учреждения государственными или муниципальными заказчиками не являются - они относятся к иным заказчикам (ч.7 ст.3 44-ФЗ). Так что же должны заключать бюджетные учреждения? Просто контракт? Или договор? Имеем дело с очередной недоработкой законотворцев, забывших это уточнить (на самом деле, значительная часть 44-ФЗ - сплошная недоработка, но это так, к слову).
Еще немного занудства:
Истоки разделения понятий «договор» и «контракт» следует искать, наверное, в недрах 94-ФЗ (это закон о размещении заказа, действовавший до вступления в силу 44-ФЗ), согласно которому по итогам закупок на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (тогда сама сумма в законе не упоминалась и использовалась формулировка «не превышающая указанного предельного размера расчетов наличными деньгами», что и составляло сначала 60 тыс. руб. - с 21.11.2001 по 21.07.2007 гг., а потом и 100 тыс. руб. - с 22.07.2007 г. по настоящее время) и 400 тыс. руб. могли заключаться «контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации». Существовала даже практика, когда бюджетные учреждения по результатам конкурентной закупки заключали контракт, до 100 или 400 тыс. руб. - договор, а в остальных случаях - гражданско-правовой договор.
Поэтому и сейчас: кто-то для простоты использует термин «договор» для закупок по пп.4, 5 ч.1 ст.93 44-ФЗ и «контракт» - для всего остального, кто-то применяет термин «контракт» только к конкурентным способам определения поставщика, а «договор» - для всех остальных, и т. д. и т. п.
Выжимка из статьи 1:
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения… в части, касающейся:
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
Переходы по меню:
Давайте начнем с заказчика с ИНН 5514008737, план ФХД которого оказался наиболее информативным (в предыдущей статье мы рассматривали его вторым).
Получаем выборку:
Не стоит пугаться большого количества Планов-графиков: на самом деле он там один, просто содержит четыре основные позиции. Дело в том, что лица, ответственные за сайт, считают более удобным когда поиск по планам-графикам выдает не одну-единственную ссылку на весь искомый план-график, а отдельные ссылки на все содержащиеся в нем основные закупки.
Ссылка «Сведения» приведет нас в раздел «Общие сведения», содержащий некоторую базовую информацию о заказчике и самом плане-графике.
Общие сведения:
Позиции Плана-графика:
Переход по меню:
Давайте посмотрим на план-график заказчика с ИНН 8617013974, чей план ФХД был очень неинформативен (в прошлой статье его мы рассматривали первым).
Проделав вышеописанные манипуляции, мы получаем:
Уже лучше. Нас интересуют столбцы «Вид расходов» и «Сумма по коду». Что это такое? В столбце «Вид расходов» содержатся уже знакомые нам статьи КОСГУ (кто про них забыл или не читал - информация есть в предыдущей статье). На самом деле, вид расходов - это не КОСГУ, но об этом чуть позже. Напоминаю, что мы планируем осуществить разработку программного обеспечения - следовательно, нас интересует строки со статьей 226 КОСГУ.
Таких строк несколько (а именно - четыре): с суммами 2,38, 1,25, 27,23749 и 297,48941 тыс. руб. соответственно. Похоже что-то из них на сумму, которую обещает заказчик? Если да - это хорошо, а если нет - не очень. Отличаются они друг от друга столбцами «Раздел (подраздел)» и «Целевая статья». Помните план ФХД, который мы сочли неинформативным? Это одна из причин: в плане ФХД должно, по идее, содержаться не меньше финансовой информации, чем в Плане-графике. А здесь наоборот.
Еще пара примеров:
Заказчик с ИНН 5207013446 (для разнообразия - это казенное учреждение):
Здесь в столбце «Вид расходов» снова указаны статьи КОСГУ, а степень детализации намекает, что каждая строка - это отдельная закупка: много одинаковых строк, отличающихся только суммой. Например, строки 1, 4, 5, 7, 8, 10, 12 содержат искомую нами статью КОСГУ 226 и отличаются друг от друга только суммой - все остальные поля одинаковы. Строки 2, 6, 11 тоже содержат КОСГУ 226 и отличаются от предыдущей группы только столбцом «Целевая статья». Да и вообще: не по нашей статье КОСГУ идут только строки 3 (КОСГУ 225) и 9 (КОСГУ 340) - вот такой интересный План-график.
Заказчик с ИНН 2343015493 (это снова бюджетное учреждение):
В столбце «Вид расходов» статей КОСГУ уже нет, но степень детализации вновь намекает, что каждая строка - это отдельная статья КОСГУ или даже закупка.
Почему у всех так по-разному? С 01.01.2016 г. вступили в силу новые требования к сведениям, которые должен содержать План-график, и тот ПГ, который мы рассмотрели первым, составлен как раз в соответствии с этими требованиями. Например, в Плане-графике того же самого заказчика на 2015 год вполне себе присутствует разбивка по статьям КОСГУ (по КОСГУ 226 предусмотрено 496,6 тыс. руб.):
А второй План-график? Здесь заказчик попытался втиснуть в новую форму План-график, сделанный в соответствии со старыми требованиями: тогда закупки должны были детализироваться по каждой статье КОСГУ, поле для которой было последним в списке. Именно поэтому в поле «Вид расходов» (которое является последним теперь) мы встретили статьи КОСГУ - заказчик действовал по аналогии.
Третий и четвертый Планы-графики - тоже гибриды из старых и новых форм и требований.
А если учесть, что с 2016 года произошел переход и на новую структуру КБК, то полнейшее разнообразие удивления не вызывает абсолютно.
Закономерный вопрос: зачем тогда нам знать про Планы-графики в целом и про гибриды в частности? Ведь в Плане-графике, сделанном по новым требованиям, вообще ничего понять нельзя.
Почему наличие денег на интересующей нас статье КОСГУ (если мы ее видим в Плане-графике) не является стопроцентным подтверждением? По тем же причинам, что и в плане ФХД: не хватает детализации. По одной строке Плана-графика (даже с учетом разбивки статьи КОСГУ из-за дополнительных столбцов «Раздел (подраздел)» и «Целевая статья») может быть предусмотрено несколько закупок, и из факта наличия денежной суммы по интересующей нас КОСГУ мы не можем сделать однозначный вывод о том, что в этих цифрах заложены именно наши (потенциальные) доходы.
А если План-график детализирован до уровня закупок, в нем есть наша статья КОСГУ и сумма полностью совпадает? Это фантастика тоже не является стопроцентной гарантией - ведь другая закупка (пусть вероятность и очень мала) может иметь ту же статью КОСГУ и такую же сумму.
Зачем мы все это затевали?
Небольшое уточнение:
Раньше заказчики могли размещать Планы-графики в так называемом неструктурированном виде, т. е. просто прикрепляя документ - как мы видели на примере плана ФХД. В этом случае нам нужно перейти на вкладку «Документы» и скачать План-график: сейчас таких на сайте уже быть не должно, за исключением ошибочно размещенных или Планов-графиков прошлых лет, но вдруг вам попадется?
Как связаны план ФХД и План-график? План ФХД первичен - сначала предусматривают деньги на определенные статьи расходов, а потом уже определяются со способом расходования (способом закупки).
План ФХД подписывается заказчиком и утверждается учредителем. План-график утверждается заказчиком самостоятельно. Да, на местном уровне может существовать какой-то порядок согласования, обязывающий заказчика предпринимать некие дополнительные телодвижения (и это, кстати, может привести к значительной потере времени), но подписывает План-график своей электронной подписью на сайте ЕИС сам заказчик.
Помимо этого, в большинстве случаев финансовая и закупочная деятельность заказчиков завязана на разнообразные автоматизированные системы обмена данными (АЦК, информационные системы бюджетного процесса, системы обеспечения бюджетного процесса - разновидностей довольно много и называют их по-разному, поэтому пусть побудут просто системами). Это может быть одна большая система, или несколько систем поменьше (планирования, финансов, бюджетирования, госзаказа и пр.), взаимодействующих друг с другом определенным образом. И в этих системах существуют электронные ипостаси плана ФХД и Плана-графика - ниже речь именно о них.
Для того, чтобы быть утвержденным (или даже опубликованным - в некоторых регионах публикация Плана-графика тоже осуществляется из какой-либо системы) в своей электронной ипостаси, План-график должен, в идеале, пройти сверку с планом ФХД (с его электронной ипостасью), получить одобрение учредителя, главного распорядителя бюджетных средств, финансового органа, органа, ответственного за осуществление закупок (наименования условные и в зависимости от конкретной структуры из этого перечня кто-то может быть исключен или, наоборот, добавлен). И отсутствие на сайте Плана-графика может означать, что он не прошел эту многоступенчатую систему контроля.
Небольшое отступление-пояснение:
«Многоступенчатая система контроля» звучит довольно пафосно и, безусловно, многие из тех, кто использовал эти системы или даже принимал участие в их разработке могут многое рассказать о «правильной и безотказной» работе таких систем, «высокой» квалификации операторов, да и факт наличия таких систем в каком-нибудь глухом сельском поселении тоже вызывает большое сомнение - но это ведь совсем отдельная тема. Системы есть, работают (хорошо или не очень), контроль присутствует (качественный или так себе), а наличие ошибок часто приводит к еще большим трудностям в использовании таких систем. Можно еще порассуждать на тему того, чем является всеобщая информатизация - злом или благом, но это тоже отдельная тема.
Так ведь мы же видели, что теперь План-график может состоять вообще из одной-двух строк, где все статьи КОСГУ свалены в одну кучу - что там согласовывать? Ну, перенесут средства с одной статьи на другую - общая сумма-то не изменится? Возможно. Но в большинстве случаев в своей электронной ипостаси План-график все равно детализирован как минимум до уровня КОСГУ (чтобы обеспечить взаимосвязь с планом ФХД), а как максимум - до уровня отдельной закупки, поэтому вносить и согласовывать изменения придется: в бумажный ли вариант (если его существование и согласование предусмотрены каким-либо регламентом), в электронный ли, или в оба сразу.
Как связаны закупка и План-график? Конечно, часть 11 статьи 21 44-ФЗ (эта статья как раз и посвящена Планам-графикам), которая гласит, что «закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены», вступает в силу только с 01.01.2017 года, и прямого запрета нет (хотя это и не означает, что заказчик не получит по шапке в случае проверки), но есть одно немаловажное практическое соображение: во многих случаях компьютеризация добралась и сюда, и без плана ФХД - нет Плана-графика, без Плана-графика - нет закупки.
Вы еще не забыли про обещания? Так вот, когда заказчик обсуждает с вами определенную закупку - зачастую для него это только ее зародыш, эмбрион. Соответственно, для вас это тем более не закупка и даже не зародыш, а некий прообраз возможной, потенциальной работы. Потому что если закупка не предусмотрена ни планом ФХД, ни Планом-графиком, то мы имеем дело с обещанием обещания обещания. А если по-русски, то (обещание предусмотреть деньги в плане ФХД (обещание выделить деньги на закупку (обещание эту закупку провести))). Такое вот обещание в третьей степени. Неплохо было бы сократить, правда, аббревиатура ООО давно и прочно занята, а О3 будет ассоциироваться со скорой помощью или со всем известным волшебником… Но все-таки попробуем: про общества с ограниченной ответственностью нам упоминать, вроде бы, не придется - поэтому пусть будет ООО.
Как вы думаете, есть ли на этапе ООО смысл серьезно вкладываться (силами, временем, денежными или материальными ресурсами) в саму закупку? Например, начинать писать код или приобретать какое-то оборудование? Решать вам: ситуации бывают разные, и заказчики бывают разные, да и все остальное бывает разное. Но понимать, что вы пока еще только на стадии ООО - необходимо. А впереди еще этапы разработки/согласования технического задания, обсуждения и только потом заключения договора.
Ситуация 1.
Информации нет ни в плане ФХД, ни в Плане-графике - типичное ООО:
1.1) Возможно, заказчик просто не успел или забыл внести изменения в оба документа.
Решение: попросить разъяснений у заказчика и ждать, когда интересующая нас закупка там появится.
1.2) Возможно, что денег нет сейчас, но будут позже. Как правило, это означает, что заказчика уже озадачили проблемой и требуют ежечасных/ежедневных/еженедельных (нужное подчеркнуть) отчетов о проделанной работе по подготовке к тому, как он будет эту работу делать.
Решение: аналогично 1.1.
1.3) Возможно, что денег просто нет, но потом они появятся (или не появятся), а сделать надо любой ценой и уже сейчас.
Решение: как говорится - без комментариев. О том, к чему может привести такая ситуация мы поговорим в одной из следующих статей, а пока - действуем по варианту 1.1.
1.4) Возможно, что заказчик только готовится запланировать закупку (на следующий квартал/полугодие/год) - тоже вероятный вариант, но в этом случае заказчик, по-хорошему, должен был сообщить вам это изначально. Почему? Подробнее об этом - в одной из следующих статей, а пока коротко. Если помните, в граничных условиях мы определили, что заказчик обратился к нам с предложением поработать и сообщил, что договор будет заключен без проведения торгов. А если закупка только планируется, то очень часто заказчик сам еще толком не знает - войдет она в план ФХД или нет. Участвовать ли в этом процессе и насколько глубоко - решать вам. Но для принятия адекватного решения вы должны располагать информацией о том, что закупка еще только на стадии планирования - и со стороны заказчика умалчивать об этом не очень честно.
Решение: зависит полностью от вас - только вы можете определить допустимую степень вашей вовлеченности в процесс планирования и проистекающих из этого затрат (финансовых, временны
х и прочих).
Ситуация 2.
Информация есть в плане ФХД, но отсутствует в Плане-графике:
2.1) Заказчик не успел/забыл внести изменения в План-график.
Решение: ждать внесения изменений заказчиком, потому что этот процесс, как мы уже видели, может оказаться делом далеко не простым и совсем не быстрым.
2.2) Деньги есть, но со способом определения поставщика заказчик еще не определился (или определился, но вам он не понравится).
Решение: ждать, пока заказчик определится. В начале этой статьи уже упоминалось, что даже оснований для закупки у единственного поставщика имеется несколько, а ведь есть еще и конкурентные способы… За заказчика вы решать не можете, да и о ситуации в целом не осведомлены (на этом этапе информации пока недостаточно), поэтому решение прежнее - ждать.
Ситуация 3.
Информация есть в Плане-графике, но отсутствует в плане ФХД.
Такого быть не должно. Либо кто-то что-то напутал (и тогда это надо распутывать сейчас, чтобы не иметь нехороших последствий с долгим ожиданием потом), либо … заказчик предусмотрел закупку, но не предусмотрел для нее финансирование.
Решение: проясняйте ситуацию с заказчиком, а немного подробнее об этом - в одной из следующих статей.
Ситуация 4.
Информация есть и в плане ФХД и в Плане-графике.
Все хорошо (насколько это возможно), но расслабляться все равно не стоит.
Как видите, общее правило для большинства случаев: в любой непонятной ситуации - ложись спать если что-то кажется странным - лучше подождать и попытаться прояснить ситуацию с заказчиком.
Да что же мы все ждем и ждем? А работать когда? На дворе кризис, денег нет но вы там держитесь, а мы исследованиями занимаемся.
Можно начинать хоть сейчас. Серьезно. Или завтра. Или через неделю. Или вообще не начинать. Потому что принимать решение - вам и только вам. Но сначала вспомните, что мы пока еще только разбираемся в некоторых тонкостях работы с бюджетными учреждениями, информацией в полном объеме не владеем и специально рассматриваем ситуацию с точки зрения возможных осложнений (кстати, в конце статьи под спойлером - ответы на некоторые возможные вопросы, перекочевавшие из статьи предыдущей).
А как же коммерческий риск? Его-то никто не отменял? И вообще: «риск - дело благородное», «кто не рискует - тот не пьет шампанского», и т.д. и т.п.
Не отменял. Но допустимую степень риска каждый определяет для себя сам - с учетом ситуации или без. И если прыжок с высокого обрыва в воду без предварительного обследования дна - не самая хорошая идея (естественно, по мнению автора), то аналогичный прыжок, совершенный для спасения от лесного пожара - риск вполне допустимый (опять-таки по мнению автора).
А если заказчик проверенный и надежный?
Да, заказчик может быть сто раз проверенным и железобетонно надежным, но кто поручится, например, что директор у вашего заказчика завтра не сменится? А вы прекрасно знаете, что от личности директора, его умения отстаивать свою позицию перед вышестоящими инстанциями, зачастую зависит не только сама возможность закупки, но и вменяемость технического задания, и добросовестность и своевременность оплаты, и многое другое.
А если (тысяча и одна причина не выяснять и ждать, а начинать работать
)? Может, поработаем уже?
Решать - вам:
Все я приму поученья, внушенья,
Все наставленья в дорогу возьму.
Только за мной остается решенье,
Что не принять за меня никому.
А.Т. Твардовский, «Перед дорогой»
P.S. и ответы на некоторые возможные вопросы читайте здесь:
P.S. Естественно, автор не несет никакой ответственности за любые убытки, понесенные вами, вашими близкими, друзьями, коллегами, домашними питомцами, вашей организацией, вашими контрагентами и всеми прочими третьими лицами, вследствие вашего бездействия или любых действий, совершенных как под влиянием настоящей статьи, так и без ее учета, в соответствии с изложенным материалом или вопреки ему.
1. Рассматриваемые методы обязательны, необходимы и достаточны?
Ни в коем случае. Автор статьи предлагает лишь еще несколько инструментов для получения дополнительной информации, которая может пригодиться при принятии решения о работе с заказчиком. Применять ли эти инструменты, как часто и каким образом, можно ли доверять полученной таким способом информации и как ее интерпретировать - остается на ваше усмотрение.
2. И что, с каждым заказчиком так мучиться?
Конечно же нет. Есть огромное количество других обстоятельств, влияющих на ситуацию. Для кого-то договор на 100 тыс. руб. - мелочь в общем потоке договоров, а для кого-то - очень серьезное и ответственное мероприятие. Кто-то предпочитает отстаивать свои интересы в суде (и имеет в этом обширный опыт), а для кого-то проще решать вопросы в досудебном порядке. Кто-то готов в любом суде доказать что угодно - и поэтому не затрудняет себя составлением подробного техзадания или оттачиванием формулировок договора, а кто-то предпочитает, чтобы каждая мелочь была зафиксирована документально. Люди, организации, ситуации - разные, требуемые трудозатраты - тоже. Поэтому решать только вам.
3. Может быть, проще вообще не работать с бюджетными учреждениями?
Во-первых, мы здесь сознательно рассматриваем ситуацию с точки зрения возможных проблем. Во-вторых, кто сказал, что с коммерческими учреждениями работать проще? Там тоже есть такой массив сложностей, что мама не горюй. Ну и в-третьих: «Если у вас нету дома, пожары ему не страшны...».
4. В статье изложена правда, вся правда и ничего кроме правды? Ошибок быть не может?
Во-первых, все мы люди и все мы ошибаемся. Во-вторых, законодательство имеет тенденцию меняться, и, зачастую, довольно быстрыми темпами. В-третьих, всех обстоятельств предусмотреть в рамках статьи невозможно: требуется изучать конкретную ситуацию. В-четвертых, есть спорные, неоднозначные вопросы, по которым существуют различные мнения - это тоже надо учитывать. В-пятых, автор просто мог что-то упустить.
В любом случае, если вас что-то смутило - пишите об этом в комментариях или посредством личных сообщений: от этого зависит насколько информация, изложенная в статье, будет достоверной, актуальной и многосторонней.
5. А возможно ли в отдельной статье рассмотреть вопрос о (содержание вопроса)?
Уважаемые эксперты! раз уж указание источника финансирования является обязательным в договоре (контракте) согласно письму Минэкономразвития РФ от 29.12.14 г. № Д28И-2845, то как тогда это сформулировать? Образец или пример, если можно, приведите, пожалуйста. Или же в контракте указывать, например, "источник финансирования - средства ТФОМС", а в случае изменений в течение года на другой источник или введение дополнительных источников - бюджетных средств или собственных средств учреждения, заключить дополнительное соглашение об изменении источника финансирования? Не будет ли это противоречить положениям Закона 44-ФЗ? Материалов правоприменительной практики по контрактам, заключенным в соответствии с Законом 44-ФЗ, совсем нет. Как сформировать фразу: "Оплата по контракту производится с лицевого счета Заказчика безналичным путем за счет средств...?". Юрист наш написал фразу, но она какая-то корявая и мне лично не очень понятна.Спасибо.
В контракте целесообразно предусмотреть возможность изменения контракта, либо смешанного финансирования. Формулировка может быть следующей: «В процессе исполнения контракта возможно изменение источника финансирования с субсидии на доходы от иной приносящей доход деятельности, либо смешанное финансирование за счет вышеназванных источников».
По вопросу изменения условий договора в части уточнения источника финансирования(если эта возможность не была прописана в договоре) существует 2 позиции. Учреждение должно самостоятельно решить - какой из нижеприведенных позиций ему придерживаться.
1 позиция: существует письмо, разъясняющее позицию Минэкономразвития России в период действия закона 94-ФЗ. Считаем, что эти разъяснения можно применять и в настоящее время.
Если в процессе исполнения контракта изменился только КБК, по которому производилась(или должна производиться) оплата, то заказчику следует внести изменения в сведения о контракте. В данном случае нарушения не будет, так как остальные сведения о контракте (предмет договора, объем, цена контракта) остались неизменными. Такие разъяснения приведены в Письме Минэкономразвития РФ от 07.09.2011 N Д28-328.
Кроме того, существует мнение судей, что источник финансирования не нужно относить к условиям контракта, поскольку никак не влияет на права и обязанности сторон по нему. Арбитражные суды считают возможным заключение дополнительных соглашений к контрактам в случае, если требуется изменить порядок финансирования при размещении заказа путем торгов (Постановления ФАС Центрального округа от 18.01.2011 № Ф10-6260/2010, ФАС Поволжского округа от 25.05.2011 № Ф06-2096/11).
2 позиция по вопросу:
Формально менять источник финансирования нельзя. Частью 2 статьи 34, частью 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных в извещении о проведении закупки, в документации и изменения можно вносить в ограниченном числе случаев.
Согласно статье 42 Закона 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать сведения об источнике финансирования заказа. О том, что заказчик вправе изменить сведения об источнике финансирования, в статье 95 Закона 44-ФЗ не сказано. Следовательно, если изначально в извещении не было прописано о возможности оплачивать контракт за счет внебюджетных средств, то вносить изменения в уже заключенный контракт нельзя. Значит, и оплачивать за счет вышеназванных средств будет неправомерным.