Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.
Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.
В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.
С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон предусматривает следующие основные положения:
Основные положения предлагаемой системы – это:
Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.
Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.
Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.
Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.
В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.
Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.
На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.
Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:
С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.
Закон предусматривает поэтапный переход на новый порядок применения ККТ:
В новой редакции Федерального закона №54-ФЗ контрольно-кассовая техника определена как «электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники» ().
Таким образом, само понятие ККТ стало определяться иначе. С вступившими в силу изменениями под ККТ стали рассматриваться аппараты, которые обязательно имеют фискальный накопитель, передают информацию в налоговые органы о всех расчетах, которые были произведены с их помощью.
Фискальный накопитель в свою очередь представляет собой «программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных» (). Фактически фискальный накопитель является аналогом привычной для всех ЭКЛЗ, его назначение — шифрование информации с чеков.
Поскольку посредниками между онлайн-кассами и ФНС станут так называемые операторы фискальных данных (ОФД), то стоит раскрыть и это понятие. Согласно Федеральному закону №54-ФЗ, оператор фискальных данных — это организация, созданная в соответствии с законодательством РФ и находящаяся на территории РФ, получившая разрешение на обработку фискальных данных в соответствии с законодательством РФ о применении ККТ.
Обмен данными будет происходить по установленным протоколам и в рамках заключенного договора между компанией или ИП и ОФД. Стоит отметить, что закон устанавливает определенные требования к таким операторам в . Предприниматели имеют право самостоятельно выбрать ОФД. Сроки заключения договора законом не предусмотрены, однако без такого договора новая ККТ не зарегистрируется. До 1 февраля 2017 года предусмотрен добровольный порядок заключения договоров с ОФД.
В в новой редакции перечислены виды деятельности и услуги, осуществляя и оказывая которые организации и ИП могут производить расчеты без применения ККТ (впрочем, фактически эти категории и ранее относились к тем, кому необязательно применение ККТ):
Согласно , организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта РФ, вправе не применять ККТ при условии выдачи покупателю по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или ИП и покупателем. Этот документ должен включать наименование документа, порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами 4-12 п. 1 ст. 4.7 Закона №54-ФЗ, и подпись лица, выдавшего его.
В своем Письме от 30.06.2016 г. № 03-11-10/38206 Минфин дает комментарии относительно тех категорий бизнесов, которые до внесения изменений в закон от 22.05.2003 №54-ФЗ применяли бланки строгой отчетности (БСО) - плательщики ЕНВД и те, кто оказывает услуги населению.
До 1 июля 2018 года организации и ИП в сфере услуг населению при условии выдачи ими БСО в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ, вправе не применять ККТ. Таким образом время до 1 июля 2018 года — это переходный период, когда у названных выше категорий сохраняется право не применять ККТ, но по истечении этого периода (с 1 июля 2018 года) такая обязанность у них появится.
Стоит также обратить внимание на вносящей некоторые уточнения.
ИП, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных , могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №290-ФЗ), до 1 июля 2018 года.
Согласно , плательщики ЕНВД, которые осуществляют продажу алкоголя, за исключением пива, сидра, пуаре и медовухи, обязаны применять ККТ.
У категории организаций и ИП, которые до изменений, внесенных в июле 2016 года в Федеральный закон №54-ФЗ, могли не применять ККТ, такая обязанность появляется с 1 июля 2018 года . Это организации: оказывающие услуги населению с применением БСО; плательщики ЕНВД при соблюдении определенных условий; все остальные организации, которые ранее могли не применять ККТ.
Всем, кому необходимо было применять ККТ и ранее, должны перейти на онлайн-кассы уже с 1 июля 2017 года .
Юлия Бусыгина, руководитель направления обучения по бухгалтерскому учету и ведущая вебинара « », рассказывает о поэтапном переходе на онлайн-кассы:
Вид нарушения |
Размер штрафа для должностных лиц |
Размер штрафа для организаций и ИП |
---|---|---|
Неприменение ККТ | От ¼ до ½ суммы расчета, осуществляемого без применения ККТ, но не менее 10 000 руб. | От ¾ до 1 размера суммы расчета, осуществляемого с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 руб. |
Повторное неприменение ККТ, сумма расчетов, осуществляемых без ККТ, составила 1 млн руб. | Дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет. | Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. |
Ненаправление при применении ККТ покупателю кассового чека или БСО в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю по его требованию | Предупреждение или наложение штрафа в размере 2000 руб. |
Предупреждение или наложение штрафа в размере 10 000 руб. |
Применение ККТ, не соответствующей требованиям, либо применение ККТ с нарушением установленных законодательством о применении ККТ порядка регистрации ККТ, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения | Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1500 до 3000 руб. | Предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. |
Налоговая служба РФ запустила новый проект, цель которогоизменить правила использования ККТ. Вместо классических касс и терминалов,поверок, журнала вызова специалиста по обслуживанию и прочему, должны прийтикассы, автоматически передающие данные в налоговую инспекцию, черезспециализированных посредников, а кроме обычного бумажного чека покупательсможет получить его электронную версию в виде СМС или на электронную почту.
На бумажных вариантах фискального документа будет нанесён QR-код и ссылка для проверкиинформации о покупке на сайте налоговой через приложение для мобильноготелефона или компьютер.
По новому закону устанавливается следующий принцип работыконтрольно-кассовой техники:
Вместе с упрощениемвзаимодействия расширяется и перечень тех, кто обязан применять новый тип ККТ.
Право на продажу товаров иоказание услуг без выдачи чека и применения ККТ потеряли:
Дата | Что произойдёт | К кому применяется |
С 1 февраля 2017 | Кассовая техника старого образца больше не регистрируется в ФНС | УСН и ОСНО в сфере торговли |
С 1 февраля 2017 до 1 июля 2017 года | Можно пользоваться старыми ККТ, но регистрировать можно только технику нового образца | УСН и ОСНО в сфере торговли |
С 1 июля 2017 | К использованию допускаются только ККТ (онлайн-кассы) нового образца | УСН и ОСНО в сфере торговли |
До 1 июля 2018 | Добровольный переход на онлайн-кассы | |
С 1 июля 2018 | Обязательное применение онлайн-касс всеми организациями, кроме исключений | ЕНВД, Патент, организации в сфере услуг, ранее освобождавшиеся от применения ККТ |
Бланки строгой отчётности нынешнего образца, которыезаказываются в типографиях или покупаются в канцелярских магазинах, можно будетиспользовать до 3 квартала 2018 года. После этого рубежа БСО будут выбиватьсятакими же автоматизированными системами, что и чеки, а данные об операцияхпередаваться в налоговые инспекции.
Для перехода на новый тип техники есть два варианта.
С 1 февраля 2017 года увеличиваются штрафы и меняетсяметодика их начисления. Штрафы будут исчисляться в зависимости от размераоперации, которая будет проведена с нарушениями.
Нарушение | Должностное лицо | ИП | Юридическое лицо |
Использование ККТ не соответствующей требованиям (без фискального накопителя или не зарегистрированной должным образом) | Предупреждение от налоговой или 1500 - 3000 рублей | ||
Нарушение сроков или отказ от предоставления документов по запросу ФНС | Предупреждение от налоговой или 1500 - 3000 рублей | Предупреждение от налоговой или 1500 - 3000 рублей | Предупреждение от налоговой или 5000 - 10000 рублей |
Отказ от предоставления чека в онлайн виде (при предоставлении реквизитов покупателем) или на бумажном носителе | Предупреждение от налоговой или 2000 рублей | Предупреждение от налоговой или 10000 рублей | |
Первое нарушение по продаже товаров или оказании услуг без использования ККТ | 25-50% от суммы продажи, не менее 10 000 рублей | 75-100% от суммы продажи, не менее 30 000 рублей | |
Повторная продажа без ККТ | Дисквалификация на 1-2 года | Остановка деятельности на 90 календарных дней |
В 2019 году прошла третья волна поправок в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» . Кто и когда должен поставить онлайн-кассу? Как зарегистрировать и где обслуживать ККТ? Какие данные указывать в чеке и как избежать штрафов?
Переход на работу по новому порядку - это не просто покупка новой кассовой техники. В чеках теперь надо пробивать наименования товаров, поэтому вам нужна кассовая программа . Наше бесплатное приложение Касса МойСклад поддерживает это и все остальные требования 54-ФЗ. Скачайте и попробуйте прямо сейчас.
Когда кассовый аппарат зарегистрирован, с ним начинает работать продавец. Применение ККТ в 2020 году в целом не отличается от привычной работы. Покупатель оплачивает товар и получает чек - теперь и электронный. Фискальный регистратор отправляет сведения о продаже или возврате оператору фискальных данных. ОФД обрабатывает информацию, посылает подтверждение обратно в кассу, а данные - в налоговую. Все сведения передаются параллельно с оформлением чека, то есть время обслуживания покупателя не меняется.
Новые правила применения ККМ в 2018 году помогали государству сделать торговлю прозрачной. Но для предпринимателей переоснащение места кассира - дополнительные затраты. Минфин подсчитал, что в 2018 году ККТ обошлась в среднем в 25 000 рублей. Онлайн-касса для магазина: сколько стоит и как сэкономить >>
Налоговая уже выписала первые штрафы за нарушение требований 54-ФЗ. За неиспользование новой ККТ предпринимателя могут оштрафовать на 25–50% от суммы, проведенной мимо кассы, но не меньше 10 000 рублей. Организации - на 75–100%, но не менее 30 000 рублей. За использование ККТ, которая не соответствует требованиям закона, ИП грозит штраф до 3 000 рублей, а компании - до 10 000 рублей. При повторном нарушении, если сумма расчетов составит более 1 млн рублей, деятельность предпринимателя или организации может быть приостановлена на срок до 90 суток.
С 1 июля 2018 года штрафов за неправильное применение касс стало больше. В Кодекс об административных нарушениях внесли поправки - теперь наказывать будут и за фиктивные чеки ККТ. С компаний смогут взыскать до 40 000 рублей, с ИП - до 10 000 руб. ФНС также сможет штрафовать за неправильно указанный маркируемый товар в чеке или несвоевременную передачу фискальных данных: организации на сумму до 100 000 рублей, предпринимателей - до 50 000 рублей. Если же ИП или компания попадутся на нарушении повторно, а сумма расчетов будет более 1 млн рублей, размер штрафа составит от 800 000 до 1 млн рублей.
Кроме того, у налоговиков появится право блокировать работу касс, которые использовали при нарушении. Это будет возможно в присутствии двух понятых или с применением видеозаписи.
Для отдельных льготников переход на новый порядок работы закончился 1 июля 2019 года, но для большинства предпринимателей он уже наступил 1 июля 2018. Поэтому покупать технику нужно уже сейчас. Откладывать уже некуда: учитывайте, что процесс может затянуться - нужной кассы может не оказаться в наличии, придется ждать поставку, регистрация кассы тоже займет какое-то время. А потом понадобится еще и настроить ККТ, выбрать и установить кассовую программу, проверить все это на совместимость и научиться работать.
Переход пройдет намного проще и быстрее с готовым решением. Мы предлагаем онлайн-кассу под ключ: в одном комплекте - ККТ с фискальным накопителем, подписка на ОФД и удобная кассовая программа. Ждать поставки не придется - вся техника в наличии. Мы поможем все настроить и научим вас работать с программой. Решение проверенное и надежное: в прошлом году его уже испытали наши пользователи, которые попали в первую волну внедрения онлайн-касс.
Эксперты прогнозируют дефицит фискальных накопителей на рынке, что приведет к завышению цен на них. По оценке Торгово-промышленной палаты РФ, сегодня ФН производится гораздо меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках достигают трех месяцев.
Поэтому начните переход прямо сейчас - не откладывая на крайний срок. А сэкономить время, нервы и деньги поможет МойСклад. Стоимость нашего комплекта «Эконом» покрывается налоговым вычетом. А наша кассовая программа совместима с новыми моделями ККТ, не требует установки и дорогостоящего внедрения, подходит для автоматизации любого числа розничных точек.
С нами надежно! МойСклад - официальный участник первого эксперимента с онлайн-кассами: пилотного проекта, который провели еще в 2015 году. Тогда на первые несколько тысяч касс впервые поставили модуль, передающий данные в ФНС. Проект признали успешным - и внедрили по всей России.
Для ИП применение ККМ при УСН в 2018 году было необходимо, как и для юрлиц. Право на отсрочку до 1 июля 2019 года получили только те компании и предприниматели на упрощенке, которые оказывают услуги населению. Вместо использования ККТ они пока могут выдавать клиентам бланки строгой отчетности.
Нет, в 2020 это не обязательно - при условии, что ИП или компания выдает клиентам бланки строгой отчетности.
Посмотрите также запись нашего семинара, на котором руководитель отдела продаж МоегоСклада Иван Кириллин рассказал про изменения в 54-ФЗ.
Перейти на онлайн кассы с 2017 года должны почти все организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся розничной торговлей. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (См. “ “). Новые ККТ (онлайн кассы) будут через Интернет в режиме онлайн передавать данные о продажах и расчетах в налоговые инспекции. Более того, потребуется формировать не только бумажные, но и электронные чеки, которые будут передаваться покупателям по электронной почте. С какой даты онлайн кассы будут обязательны? Можно ли получить онлайн кассу бесплатно или ее потребуется купить? Кто освобожден от применения онлайн касс? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
С 15 июля 2016 года начал действовать закон об онлайн кассах (Федеральный закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Он обязывает розничных продавцов применять онлайн кассы при расчетах с покупателями. Закон об онлайн кассах принят и с 2017 года он затронет почти весь бизнес: как малый, так и крупный.
Главный смысл работы новых онлайн-касс заключается в том, что данные по пробитым чекам будет передаваться на сервер ИФНС. Передавать эти данные потребуется через операторов фискальных данных, с которыми каждому продавцу потребуется заключить соответствующий договор.
Заметим, что некоторые организации и ИП уже протестировали онлайн кассы в рамках пилотного проекта, проходившего в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане. Налоговики сочли пилотный проект удачным и посчитали, что внедрение онлайн касс для магазинов по всей стране позволит вывести из тени продажи, которые продавцами никак не фиксируются и, как следствие, бюджет недополучает налоги. Вот официальная информация с сайта ФНС:
Чтобы было проще объяснить, как устроена система функционирования новых ККТ, предлагаем обратить внимание на схему, в которой поясняются основные этапы прохождения информации о расчетах:
Каждая продажа будет фиксироваться так: как только продавец пробьет чек, онлайн касса сформирует фискальный признак и отправит его на проверку оператору фискальных данных. Эту информацию оператор сохранит, а обратно продавцу передаст уникальный номер чека. Скорее всего, на это будет уходить не более 1,5 секунды. Без передачи данных оператору фискальных данных сформировать чек с номером будет попросту невозможно. Также оператор фискальных данных передаст информацию о совершенной продаже в ИФНС.
Оператор фискальных данных - это посредник между кассой и ФНС. Таким оператором может быть российская организация, получившая соответствующее разрешение от государства.
При этом продавец будет обязан пересылать электронный чек покупателю на его электронную почту или смартфон (по номеру телефона), если покупатель предоставит такие данные. Кроме этого, по требованию покупателя, продавец будет обязан выдавать бумажный чек с QR кодом. Получив чек, покупатель через Интернет, в частности, может проверить, были ли сведения о покупке переданы в ИФНС.
Кстати, у кассового чека появятся новые реквизиты. Перечислим некоторые из них:
Сразу скажем, что покупать новые онлайн кассы потребуется не всем. Дело в том, что ряд моделей старых касс можно модернизировать, установив новое программное обеспечение и фискальный накопитель. По нашим данным, такая модернизация обойдется примерно в 4000-5000 рублей. Если по техническим характеристикам имеющуюся кассу модернизировать невозможно, то потребуется прибрести новую. Её цена будет зависеть от конкретной модели. Некоторые будут стоить около 17 000 – 20 000 рублей. Но, скорее всего, из-за высокой конкуренции, купить онлайн кассу можно будет и дешевле.
На корпусе каждой онлайн-кассы должен стоять заводской номер, встроены часы реального времени и устройство для печати чеков. Более подробные требования к кассам прописаны в статье 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции нового закона).
Также имейте в виду, что потребуется заключить возмездный договор с оператором фискальных данных. Фиксированных цен на такие услуги нет. Однако, по нашей информации, ориентировочная стоимость за один контрольно-кассовый аппарат не превысит 4000 рублей в год.
Законодатели предусмотрели поэтапный переход на онлайн кассы. Можно выделить 5 основных этапов.
№ | Период | Пояснение |
1 | с 15 июля 2016 года по 30 июня 2017 года | Онлайн кассы можно начать использовать добровольно. В этот период также можно заняться модернизацией имеющейся кассы и перерегистрировать ее в налоговой инспекции. Для этого уже сейчас можно подать заявку оператору фискальных данных. |
2 | с 1 февраля 2017 года | Начнется переход на обязательное использование онлайн касс. Налоговые инспекции перестанут регистрировать кассы, не отвечающие новым требованиям. Зарегистрировать «не онлайн» кассу будет невозможно. Однако до 1 июля 2017 ещё можно продолжать применять старые кассы, зарегистрированные до 1 февраля 2017 года. |
3 | с 1 июля 2017 года | Большинство организаций и ИП, которые сейчас применяют старые ККТ, обязаны будут начать применять онлайн кассы. Исключение: - организации и предприниматели на ЕНВД; - ИП на патенте; - организации и ИП при оказании услуг населению. |
4 | с 1 января 2018 года | Формировать и передавать чек допустимо только в электронном виде. Бумажные чеки потребуется выдавать покупателям только по их просьбам. |
5 | с 1 июля 2018 года | Обязаны применять онлайн-ККТ: - организации и ИП на ЕНВД, которые ведут деятельность по пункту 2 статьи 346.26 НК РФ; - ИП на патенте; - организации и ИП при оказании услуг населению; - организации и ИП, использующие торговые автоматы. |
Как мы уже сказали, с 15 июля по 31 января 2017 года организации и предприниматели вправе регистрировать и применять онлайн-ККТ в добровольном порядке. А вот с 1 февраля 2017 года регистрировать будут только онлайн-ККТ. Обычные кассы, которые зарегистрированы до 1 февраля 2017 года, можно использовать до 1 июля 2017 года.