Все о бизнесе

В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11 (1 ч,), ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825), приказываю:

Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи" согласно приложению.

Приложение
к Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 28 ноября 2008 г. N 678

Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих

Раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников
учреждений органов по делам молодежи"

I. Общие положения

1. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в учреждениях органов по делам молодежи (далее - учреждения).

2. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи ЕКС состоит из трех разделов: I - "Общие положения"; - "Должности руководителей"; - "Должности специалистов".

Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи (далее - квалификационные характеристики)" ЕКС, могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки должностных инструкций работников учреждений, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников.

3. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных функций, которые могут полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работников.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе "Требования к квалификации", приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150).

4. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников учреждения требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией.

5. В ЕКС не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяется на основе содержащихся в ЕКС характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей директора учреждения (филиала учреждения) решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

6. В процессе проведения мероприятий по совершенствованию организации и повышению эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

II. Должности руководителей

Директор учреждения (филиала учреждения)

Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью учреждения (филиала учреждения). Организует работу по взаимодействию структурных подразделений учреждения (филиала учреждения) по оказанию социальных, правовых и иных услуг подросткам и молодежи. Координирует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимся в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости. Определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения (филиала учреждения), принимает решения о программном планировании его работы. Организует работу по выявлению и дифференцированному учету подростков и молодежи, нуждающихся в поддержке по предоставлению им различных социально-бытовых и иных видов услуг. Регулирует деятельность общественных организаций, входящих в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений. Осуществляет контроль за проведением реабилитационных мероприятий для подростков и молодежи, включая медицинские, социальные, психологические и трудовые. Осуществляет внедрение новых форм и методов работы по обслуживанию подростков и молодежи. Обеспечивает хозяйственную деятельность учреждения (филиала учреждения) и целенаправленное расходование ассигнований. Обеспечивает техническое оснащение учреждения (филиала учреждения). Действует от имени учреждения (филиала учреждения), представляет его интересы в других учреждениях и организациях, осуществляет связь со средствами массовой информации. Заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в банке текущие счета учреждения (филиала учреждения). Обеспечивает своевременное составление и представление отчетности об основной и хозяйственной деятельности учреждения (филиала учреждения). Организует работу по повышению квалификации кадров, росту их профессионального уровня.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; психологию; социологию; специфику работы в различной социальной среде; основы педагогики; формы и методы воспитательной и социальной работы; порядок заключения и исполнения договоров; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление", "социальная работа" или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка, стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

Начальник отдела (заведующий) учреждения (филиала учреждения)

Должностные обязанности. Руководит деятельностью отдела учреждения (филиала учреждения). Выполняет поручения директора и заместителей директора учреждения (филиала учреждения). Организует работу по оказанию социальных, информационных, профориентационных, правовых, психологических услуг подросткам и молодежи. Осуществляет работу по выявлению и дифференцированному учету подростков и молодежи, нуждающихся в поддержке по предоставлению им различных социально-бытовых и иных видов услуг. Проводит реабилитационные мероприятия для подростков и молодежи, включая медицинские, социальные, психологические и трудовые. Принимает участие в разработке учебно-методической документации. Оказывает помощь молодежи в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Принимает меры по обеспечению отдела учреждения (филиала учреждения) квалифицированными кадрами. Организует работу по повышению квалификации кадров отдела, росту их профессионального уровня.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; психологию; социологию; специфику работы в различной социальной среде; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление", "социальная работа" или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка, стаж работы на должностях специалистов учреждения (филиала учреждения) не менее 3 лет, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

III. Должности специалистов

Специалист по работе с молодежью

Должностные обязанности. Координирует деятельность детских и молодежных объединений. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом. Осуществляет работу по защите прав подростков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных группировок. Выступает с лекциями по вопросам молодежной политики. Способствует формированию общей культуры личности. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью; отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление" без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Специалист по социальной работе с молодежью

Должностные обязанности. Выявляет молодые семьи, отдельных подростков и молодежь, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у подростков и молодежи трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Осуществляет социально-психологическую реабилитацию подростков и молодежи, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию. Ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия, с бывшими воспитанниками детских домов и школ-интернатов, не имеющими родителей или оставшимися без их попечения, несовершеннолетними матерями, нуждающимися в трудоустройстве или другой помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в определении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций по оказанию помощи нуждающейся в социальной поддержке молодежи: комиссий по делам несовершеннолетних, органов по делам молодежи, образования, социальной защиты населения по работе с подростками с девиантным поведением. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; формы и методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с молодежью; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления политики в области социальной защиты подростков и молодежи; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "социальная работа", "организация работы с молодежью" без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года, либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 ноября 2008 г. N 678 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи"

Наименование организации УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ Наименование должности ИНСТРУКЦИЯ руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата СПЕЦИАЛИСТУ ПО РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Специалист по работе с молодежью относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации.

2. На должность специалиста по работе с молодежью назначается лицо, имеющее высшее или среднее специальное образование без предъявления требований к стажу работы и прохождение переподготовки или повышение квалификации по теме "Государственная молодежная политика".

3. В своей деятельности специалист по работе с молодежью руководствуется:

Нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

Методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

Уставом организации;

Правилами трудового распорядка;

Приказами и указаниями руководителя организации (непосредственного руководителя);

Настоящей должностной инструкцией.

4. Специалист по работе с молодежью должен знать:

Основные направления социально-экономического развития внутренней и внешней политики государства;

Принципы идеологии государства;

Нормативные правовые акты Республики Беларусь по вопросам реализации государственной молодежной политики;

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность организации;

Перспективы социально-экономического развития организации;

Методы планирования и организации работы в идеологической, общественно-политической, социально-экономической сфере;

Методику проведения организационно-массовых мероприятий;

Организацию производства труда и управления, основы законодательства о труде;

Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия специалиста по работе с молодежью его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций специалист по работе с молодежью обязан:

6.1. Осуществлять деятельность по реализации государственной молодежной политики в организации.

6.2. Координировать и проводить работу по усвоению молодежью общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства; приобретению молодыми гражданами знаний о своих правах и обязанностях; информированию об имеющихся возможностях для реализации прав в областях здравоохранения, образования, социальной защиты, трудоустройства, организации отдыха, физической культуры и спорта и других областях.

6.3. Совместно с заинтересованными заниматься решением проблем, связанных с адаптацией молодежи на рабочих местах, охраной труда, рабочим временем, отпусками, социальной защитой и другими трудовыми и социально-экономическими условиями.

6.4. Разрабатывать и осуществлять комплексные мероприятия по обеспечению правовой, социально-экономической поддержки молодой семьи.

6.5. Организовывать культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу, в том числе по месту жительства молодежи.

6.6. Оказывать помощь молодым людям, оказавшимся в особо неблагоприятных условиях из-за состояния здоровья.

6.7. Заниматься профилактической работой по предотвращению правонарушений и преступлений среди молодежи, пропаганде здорового образа жизни.

6.8. Принимать участие в поддержке талантливой и творческой молодежи.

6.9. Информировать о молодежных организациях и сферах их деятельности на соответствующей территории, содействовать развитию конструктивных молодежных общественных объединений.

6.10. Содействовать развитию и реализации молодежных общественно значимых инициатив.

6.11. Содействовать в пределах своей компетенции включению молодежи в систему международного сотрудничества, установлению дружественных и деловых контактов, обмену опытом с зарубежными коллегами.

6.12. Обеспечивать совместно с заинтересованными проведение социологических исследований по актуальным проблемам молодежи.

6.13. Взаимодействовать со средствами массовой информации в целях освещения мероприятий в сфере государственной молодежной политики.

6.14. Анализировать и организовывать информирование молодежи организации по основным вопросам общественно-политической, социально-экономической деятельности государства, об основных направлениях деятельности и перспективах развития организации.

6.15. Осуществлять в пределах своей компетенции взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами, учреждениями социально-культурной сферы, правоохранительными органами.

6.16. Участвовать в проведении единых дней информирования.

6.17. Участвовать в разработке планов работы организации в части, касающейся молодежи.

6.18. Совершенствовать свой профессиональный уровень.

6.19. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о каждом случае производственного травматизма и профессионального заболевания, а также о чрезвычайных ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него и окружающих, обнаруженных недостатках и нарушениях охраны труда.

6.20. Принимать необходимые меры по ограничению развития аварийной ситуации и ее ликвидации, оказывать первую помощь пострадавшему, принимать меры по вызову скорой помощи, аварийных служб, пожарной охраны.

3. ПРАВА

7. Специалист по работе с молодежью имеет право:

7.1. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.

7.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

7.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

7.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений организации для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

7.5. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

7.6. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ)
8. Специалист по работе с молодежью подчиняется _____________________. 9. Специалист по работе с молодежью взаимодействует по вопросам, входящим в его компетенцию, с работниками следующих структурных подразделений организации: - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________; - с _________________________________________________________________: получает: __________________________________________________________________________; представляет: __________________________________________________________________________.
5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу специалиста по работе с молодежью оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Специалист по работе с молодежью несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С инструкцией ознакомлен _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата

Поскольку профессия специалиста по работе с молодежью является новой, то ее профессиональная деятельность находится в стадии становления. Ее предмет, способы воздействия, инфраструктура и профессиональные сообщества находятся в стадии формирования. Можно с уверенностью сказать, что специалист по работе с молодежью имеет своей целью решение широкого ряда проблем молодежи: самоопределения в жизни и профессии, развитие социальной активности и творческого потенциала, социальная поддержка молодёжи в стадии становления, преодоление негативных явлений в молодёжной среде и т.д.

В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности "Организация работы с молодежью" определен объект профессиональной деятельности, знания, умения, квалификационные характеристики, определены требования.

Объектами профессиональной деятельности специалиста по работе с молодёжью являются:

Федеральные, муниципальные органы исполнительной власти по молодежной политике; - центры поддержки молодой семьи, профессиональной занятости и трудоустройства молодежи, содействия молодёжному предпринимательству, молодёжные пресс-центры;

Формальные и неформальные объединения различных возрастных, социальных и территориальных групп.

К основным видам профессиональной деятельности относятся: управленческая, воспитательная, научно исследовательская, методическая коррекционно-развивающая, культурно просветительская, экспертная. В его компетенцию входит международное взаимодействие молодежных организаций и учреждений сферы молодежной политики. Он осуществляет координацию профилактической и коррекционной воспитательной работы среди молодежи. Деятельность специалиста по работе с молодежью направлена на обеспечение условий для творческого и социального роста молодежи.

Исторически сложилось так, что молодёжной политикой занимаются разные министерства и ведомства, поэтому специалисты по работе с молодёжью могут работать в разных сферах:

В комитетах по работе с молодёжью;

В правоохранительных органах;

В вооружённых силах;

В общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях;

В социальных службах;

В научно-исследовательских организациях;

В средствах массовой информации.

Таким образом, в каждой организации для специалиста по работе с молодежью свои должностные инструкции, в зависимости от профиля. И поэтому нельзя сказать, что существует единая должностная инструкция.

Кадровая политика в сфере ГМП

На территории Российской Федерации начиная с 1991 года в рамках государственной молодёжной политики и системы социального обслуживания населения осуществляется организация работы с молодёжью. Одним из важных направлений государственной молодёжной политики является формирование кадрового потенциала, который способен её реализовать. Можно утверждать, что без успешного решения этого вопроса не может реализоваться ни одно из направлений ГМП. Кадровое обеспечение государственной молодёжной политики - система мер по выявлению, отбору, подготовке, повышению квалификации, переподготовке и созданию кадрового резерва работников, занятых в данной сфере. Деятельность органов молодёжной политики по проблеме кадрового обеспечения, в той или иной мере, начиная с 90-х годов, осуществляется постоянно.

Утвержденные постановлением Верховного совета Российской Федерации "Основные направления государственной молодёжной политики" было установлено, что государственная молодёжная политика осуществляется государственными органами и их должностными лицами, молодёжными объединениями и их ассоциациями.

Укрепление кадрового потенциала является важнейшим элементом ресурсного обеспечения любой отрасли. Поэтому разработка мер кадрового обеспечения государственной молодёжной политики была заявлена одним из важнейших направлений деятельности в "Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации", одобренной Правительственной комиссией по делам молодёжи (протокол от 5 декабря 2001 года, 4 пр.).

Вопросы кадрового обеспечения также освещались в подпрограмме "Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодёжью" федеральной целевой программы "Молодёжь России" (2001 - 2005г). Во время действия этой программы кадровое обеспечение молодёжной политики предполагалось вести по следующим направлениям: - изучение состояния кадрового потенциала в сфере работы с молодёжью; - организация и проведение всероссийских и межрегиональных координационных семинаров по кадровому обеспечению ГМП; - повышение квалификации руководящих работников органов по молодёжной политике субъектов РФ;

Переподготовка и повышение квалификации, создание в регионах страны специальных центров с целью повышения профессиональной компетенции всех категорий работников, занятых в сфере молодёжной политики на основе обобщения практического опыта и имеющихся учебно-тематических планов по повышению квалификации;

Формирование системы непрерывного образования для специалистов сферы молодёжной политики в регионе;

Организационно-финансовая и материально-техническая поддержка (на конкурсной основе) деятельности региональных учебных центров по переподготовке и повышению квалификации специалистов по работе с молодёжью. Процесс выстраивания системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики находится в диалектической взаимосвязи с процессом становления и развития ГМП как специфической отрасли социально-культурной политики, важного звена стратегии социально-экономического развития регионов, страны. Требуется разграничение функций в области организационно-правового подхода к реализации государственной молодежной политики и как межотраслевой сферы, и как самостоятельной отрасли, имеющей свои институты, организационно-финансовые механизмы, систему соподчиненности, собственное кадровое, информационное и научно-методическое обеспечение.

Для определения области профессиональной деятельности по многим направлениям современной молодежной политики необходима детальная разработка нормативной и методической базы: номенклатуры специальностей и учреждений, типовых положений, регламентов деятельности, профессиограмм специалистов, стандартов их подготовки. Важным звеном в процессе создания образовательной системы сферы ГМП является внедрение единого образовательного стандарта по подготовке специалистов данной отрасли в вузах Российской Федерации. В связи с этим представляется целесообразным разработка предложений и принятие возможных мер по дополнению современного классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования по ряду кодов раздела "Классификатор специальностей" специальностями и специализациями области молодежной политики. Проблемной зоной является и научно-методическое и учебно-методическое обеспечение системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации всех категорий специалистов по работе с молодежью. Пока не создано структуры, занимающейся разработкой учебных планов, программ, учебно-методических пособий на федеральном уровне. Неотъемлемым компонентом системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов по работе с молодежью является наличие корпуса преподавателей, осуществляющих обучение работников сферы молодежной политики и организация системы работы по развитию учебно-методического оснащения читаемых дисциплин и особенно дисциплин специализации. Анализ реальной практики свидетельствует о том, что новые подходы к организации работы с молодежью, инновационные модели и проекты трудно претворяются в жизнь, не всегда находят должное применение. Существующая ныне инфраструктура учреждений и объектов социально-культурной сферы во многом не соответствует интересам и запросам современных подростков и молодых людей, а имеющиеся возможности и ресурсы используются без должной эффективности. В разных территориях по-разному определяются роль и функции органов учреждений и специалистов по работе с молодежью, объем их прав и обязанностей, критерии оценки их деятельности, процедуры аттестации. То есть сфера молодежной политики как область профессиональной деятельности широкого круга специалистов нуждается в дальнейшем институциональном оформлении и закреплении. Таким образом, дальнейшее выстраивание пространства профессиональной деятельности в сфере молодежной политики и соответствующего кадрового обеспечения предполагает:

Последовательную, институциональную оформленность ГМП; - развитие инфраструктуры отрасли, разработку типовых положений о службах, центрах, учреждениях ГМП;

Описание существующих и новых должностей, определение статуса работников молодежной сферы, разработку профессиограмм, стандартов и моделей организации их деятельности;

Разработку и внесение изменений в классификатор направлений и специальностей высшего (и среднего специального) профессионального образования; - разработку концепции и методики проведения аттестации специалистов по работе с молодёжью;

Разработку проектов государственных образовательных стандартов, базовых учебных планов и программ для подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для органов и учреждений молодежной политики; - проведение Всероссийского конкурса образовательных программ и методического обеспечения подготовки и переподготовки кадров для ГМП; - разработку и апробацию модели курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки преподавателей образовательных учреждений, ведущих обучение специалистов по работе с молодежью. Итак, молодежная кадровая политика должна быть: 1) научно обоснованной (пока не удалось установить научные и методические связи между учебными структурами, осуществляющими переподготовку и повышение квалификации работников молодежной сферы, не разработаны единые учебно-методические планы, учебные программы, не скоординирована издательская деятельность по подготовке учебной литературы); 2) комплексной, основанной на единстве принципов, форм и методов подготовки (для оптимизации моделей подготовки современного молодежного руководителя, специалистов сферы ГМП необходимо разработать профессиональные требования к категориям кадров сферы ГМП); 3) единой для всей России, но в то же время многоуровневой (федеральной, региональной, муниципальной);

4) перспективной, имеющей опережающий характер.

I . Общие положения


II . Квалификационные требования

2.1. На должность специалиста может быть назначено лицо, имеющее высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу.

2.2. Квалификационные требования, предъявляемые к профессиональным знаниям специалиста:

Знание Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан;

Знание федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, соответствующих направлениям деятельности органа местного самоуправления , применительно к исполнению должностных обязанностей;

Наличие навыков владения компьютерной и оргтехникой, необходимым программным обеспечением ;

Владение современными средствами, методами и технологиями работы с информацией;

Навыки планирования и рациональной организации рабочего времени ;

Навыки разработки предложений для последующего принятия управленческих решений;

Коммуникабельность.

Ш. Должностные обязанности

3.1. В целях обеспечения деятельности Администрации сельского поселения специалист:

Организует работу по профилактике правонарушений среди подростков и молодежи;

Организует оказание социально-психологической помощи несовершеннолетним и молодежи;

Организует летний отдых и занятость детей, учащихся и молодежи;

Ведет учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, проводит консультации по правилам участия молодых семей в программах государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;


Проводит профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Выявляет молодые семьи, отдельных подростков и молодежь,
нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и
осуществляет их патронаж;

Ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные
социально-правовые и медико-психологические условия, с бывшими
воспитанниками детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или
оставшихся без их попечения, несовершеннолетними матерями, нуждающимися
в трудоустройстве или другой помощи;

Содействует развитию добровольного участия молодых граждан в охране общественного порядка и предупреждению правонарушений;

Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной
помощи и защиты;

Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на
постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и
попечительства;

Организует общественную защиту несовершеннолетних
правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их
общественного защитника в суде;

Координирует вопросы, связанные с деятельностью различных государственных и негосударственных организаций по оказанию помощи нуждающейся в социальной поддержке молодежи: комиссий по делам несовершеннолетних, органов по делам молодежи, образования, социальной защиты населения по работе с подростками с девиантным поведением ;

Участвует в работе по формированию социальной политики,
развитию сети учреждений социального обслуживания населения;

Оказывает консультационные услуги по вопросам развития предпринимательства среди молодежи;

Организует и участвует в реализации комплекса мероприятий, направленных на выявление талантливой молодежи;

Ведет реализацию республиканских и муниципальных программ в области молодежной политики;

Содействует развитию деятельности детских и молодежных общественных объединений , иных форм молодежной самоорганизации (молодежное правительство, молодежный парламент);

Содействует развитию и реализации молодежных инициатив;

Осуществляет личный прием граждан по вопросам консультирования по направлению своей деятельности;

Сообщает главе сельского поселения о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимает меры по предотвращению такого конфликта.

3.2. Специалист выполняет также иные обязанности муниципального служащего, установленные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» и соблюдает ограничения и запреты, установленные законодательством о муниципальной службе.

І V . Должностные полномочия

4.1. Специалист имеет право:

Запрашивать в установленном порядке от статистических и других органов, предприятий и организаций, независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, информацию, касающуюся положения молодежи в сельском поселении, необходимую для осуществления своей деятельности;

Вносить предложения непосредственному руководителю по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями;

Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих функциональных обязанностей и осуществлении прав;

Повышать квалификацию в установленном законом порядке.

4.2. Специалист пользуется также иными правами, установленными Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

V . Ответственность

Специалист несет ответственность:

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в соответствии с действующим трудовым законодательством и Федеральным законом от 2 марта 2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации».

5.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством Российской Федерации .

5.3. За причинение материального ущерба - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности , установленных в Администрации, - в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

С настоящей инструкцией ознакомлен. Один экземпляр получил на руки.

_____________ ___________________________

Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи"

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи"


В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2898; 2005, N 2, ст.162; 2006, N 19, ст.2080; 2008, N 11 (1 ч.), ст.1036; N 15, ст.1555; N 23, ст.2713; N 42, ст.4825),

приказываю:

Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи" согласно приложению.

Министр
Т.Голикова

Приложение. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи"

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 28 ноября 2008 года N 678

Раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи"

I. Общие положения

1. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом в учреждениях органов по делам молодежи (далее - учреждения).

2. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи ЕКС состоит из трех разделов: I - "Общие положения"; II - "Должности руководителей"; III - "Должности специалистов".

Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи" (далее - квалификационные характеристики) ЕКС, могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки должностных инструкций работников учреждений, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников.

3. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации".

В разделе "Должностные обязанности" содержится перечень основных функций, которые могут полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию работников.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе "Требования к квалификации", приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст.150).

4. Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников учреждения требованиям квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией.

5. В ЕКС не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяется на основе содержащихся в ЕКС характеристик соответствующих базовых должностей.

Вопрос о распределении должностных обязанностей заместителей директора учреждения (филиала учреждения) решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов.

6. В процессе проведения мероприятий по совершенствованию организации и повышению эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

II. Должности руководителей

Директор учреждения (филиала учреждения)

Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью учреждения (филиала учреждения). Организует работу по взаимодействию структурных подразделений учреждения (филиала учреждения) по оказанию социальных, правовых и иных услуг подросткам и молодежи. Координирует индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними, находящимся в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости. Определяет стратегию, цели и задачи развития учреждения (филиала учреждения), принимает решения о программном планировании его работы. Организует работу по выявлению и дифференцированному учету подростков и молодежи, нуждающихся в поддержке по предоставлению им различных социально-бытовых и иных видов услуг. Регулирует деятельность общественных организаций, входящих в федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений. Осуществляет контроль за проведением реабилитационных мероприятий для подростков и молодежи, включая медицинские, социальные, психологические и трудовые. Осуществляет внедрение новых форм и методов работы по обслуживанию подростков и молодежи. Обеспечивает хозяйственную деятельность учреждения (филиала учреждения) и целенаправленное расходование ассигнований. Обеспечивает техническое оснащение учреждения (филиала учреждения). Действует от имени учреждения (филиала учреждения), представляет его интересы в других учреждениях и организациях, осуществляет связь со средствами массовой информации. Заключает договоры, выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает в банке текущие счета учреждения (филиала учреждения). Обеспечивает своевременное составление и представление отчетности об основной и хозяйственной деятельности учреждения (филиала учреждения). Организует работу по повышению квалификации кадров, росту их профессионального уровня.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; психологию; социологию; специфику работы в различной социальной среде; основы педагогики; формы и методы воспитательной и социальной работы; порядок заключения и исполнения договоров; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление", "социальная работа" или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка, стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

Начальник отдела (заведующий) учреждения (филиала учреждения)

Должностные обязанности. Руководит деятельностью отдела учреждения (филиала учреждения). Выполняет поручения директора и заместителей директора учреждения (филиала учреждения). Организует работу по оказанию социальных, информационных, профориентационных, правовых, психологических услуг подросткам и молодежи. Осуществляет работу по выявлению и дифференцированному учету подростков и молодежи, нуждающихся в поддержке по предоставлению им различных социально-бытовых и иных видов услуг. Проводит реабилитационные мероприятия для подростков и молодежи, включая медицинские, социальные, психологические и трудовые. Принимает участие в разработке учебно-методической документации. Оказывает помощь молодежи в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий. Принимает меры по обеспечению отдела учреждения (филиала учреждения) квалифицированными кадрами. Организует работу по повышению квалификации кадров отдела, росту их профессионального уровня.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; психологию; социологию; специфику работы в различной социальной среде; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление", "социальная работа" или высшее профессиональное образование и профессиональная переподготовка, стаж работы на должностях специалистов учреждения (филиала учреждения) не менее 3 лет либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет.

III. Должности специалистов

Специалист по работе с молодежью

Должностные обязанности. Координирует деятельность детских и молодежных объединений. Анализирует состояние и разрабатывает меры по организации досуга подростков и молодежи. Ведет работу с деструктивными детскими и молодежными неформальными объединениями. Прогнозирует и планирует работу с молодежью на курируемой территории, используя разнообразные современные формы, приемы, методы и средства, и несет ответственность за результаты работы в целом. Осуществляет работу по защите прав подростков, молодежи, молодых семей, работает с лидерами неформальных группировок. Выступает с лекциями по вопросам молодежной политики. Способствует формированию общей культуры личности. Участвует в деятельности методических объединений, использует другие формы методической работы.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с подростками и молодежью; отечественный и зарубежный опыт практической работы с подростками и молодежью; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "организация работы с молодежью", "государственное и муниципальное управление" без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Специалист по социальной работе с молодежью

Должностные обязанности. Выявляет молодые семьи, отдельных подростков и молодежь, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществляет их патронаж. Устанавливает причины возникающих у подростков и молодежи трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы. Определяет характер и объем необходимой им социальной помощи. Осуществляет социально-психологическую реабилитацию подростков и молодежи, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию. Ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия, с бывшими воспитанниками детских домов и школ-интернатов, не имеющими родителей или оставшимися без их попечения, несовершеннолетними матерями, нуждающимися в трудоустройстве или другой помощи. Содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы. Дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты. Помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства. Содействует в определении нуждающихся в стационарные учреждения органов здравоохранения. Представляет в соответствующие органы и учреждения документы для предъявления иска о лишении родительских прав, оформления усыновления и т.д. Организует общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, в необходимых случаях выступает в качестве их общественного защитника в суде. Координирует деятельность различных государственных и негосударственных организаций по оказанию помощи нуждающейся в социальной поддержке молодежи: комиссий по делам несовершеннолетних, органов по делам молодежи, образования, социальной защиты населения по работе с подростками с девиантным поведением. Участвует в работе по формированию социальной политики, развитию сети учреждений социального обслуживания населения территории.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, нормативные и методические документы по вопросам организации работы с подростками и молодежью; основы педагогики и психологии; формы и методы воспитательной и социальной работы; методы выявления экстремальных ситуаций; методы проведения консультаций для подростков и молодежи; программно-методическую литературу по работе с молодежью; национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции; теорию и практику социальной работы; основные направления политики в области социальной защиты подростков и молодежи; отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы; основы трудового законодательства; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "социальная работа", "организация работы с молодежью" без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование, профессиональная переподготовка и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 1 года либо среднее профессиональное образование и стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи"

Название документа:
Номер документа: 678
Вид документа: Приказ Минздравсоцразвития России
Принявший орган: Минздравсоцразвития России
Статус: Действующий
Опубликован: Официальные документы в образовании. Бюллетень нормативных правовых актов, N 1, январь, 2009 год

Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации, N 2, 2009 год

Вестник Минспорттуризма России, N 3, 2008 год

Дата принятия: 28 ноября 2008
Дата начала действия: 28 ноября 2008


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе