Все о бизнесе

Ковроделие у народов Дагестана

Дагестан с древнейших времен известен всему миру многочисленными народными художественными промыслами. Здесь развивалось ручное ковроткачество, гончарное и медночеканное производство, оружейное и ювелирное дело, художественное литье, золотая вышивка, резьба по кости, камню, дереву, орнаментальная насечка и инкрустация металлом по дереву и др.

В дагестанском традиционном обществе до революции каждое второе село имело свое художественное ремесло. Оно носило массовый характер и имело приоритетное значение в экономике и духовной жизни нашего народа. До недавнего времени в 120 населенных пунктах республики на предприятиях народных художественных промыслов трудились более 15 тыс. человек.

Лезгины, как и другие народы Дагестана, внесли свой вклад в развитие почти всех видов художественного ремесла. Наиболее древним и широко распространенным видом декоративно-прикладного искусства у лезгин является ковроделие. Этот излюбленный народом вид искусства веками бережно передавался из поколения в поколение. Язык, узор, колорит его были близки и понятны каждому. Такому широкому развитию ковроделия у лезгин издавна способствовали обилие местного сырья - шерсти и натуральных красителей, развитие животноводства и земледелия, но более всего - талант, художественная одаренность, вкус и мироощущение горянок.

Безвестные мастера создавали уникальные ковры, художественное совершенство которых радует и удивляет поныне. Великолепные ковры и ковровые изделия, созданные руками лезгинских мастериц, украшают крупнейшие музеи нашей страны.

В исторических источниках сохранились многочисленные сведения о высокоразвитом производстве ковров в лезгинских селах Дагестана и о вывозе их в разные страны. В старинном народном эпосе особо восхваляются пурпурные лезгинские ковры.

Ковроткачество наиболее распространено в Ахтынском, Докузпаринском, Сулейман-Стальском, Курахском, Хивском районах, в таких населенных пунктах, как Ахты, Микрах, Орто-Сталь, Кабир, Чиликар, Кашкент, Куг, Цинит, Архит, Цнал, Дардакент, Захит, Цлак, Тркол, Канциль и другие, с охватом более 2000 высококвалифицированных мастериц. В 20-е годы начался новый период развития искусства ковроделия. Была создана промысловая кооперация, ковровщицы были объединены в производственные кооперативы, сперва в товарищества, а позднее - в артели в с. Орто-Сталь, Кабир, Микрах (1928), Ахты (1931), Чиликар (1940).

В 1927 г. в с. Ахты была открыта учебно-показательная школа для подготовки мастериц экспортного коврового производства. В 1934 г. в с. Орто-Сталь создается питомник для выращивания марены. А в с. Микрах открывается красильная мастерская. В этом же году 20 лучших ковровщиц Орто-Стальской артели были отмечены премиями Экспортного совещания при СНК ДАССР. художественный ковроткачество лезгинский

В проводимых конкурсах, выставках работы лезгинских ковровщиц получали высокую оценку. Известны имена мастериц К. Кадыровой из с. Орто-Сталь, А. Карабековой из с. Ахты и мн. др.

Лезгинские ворсовые ковры экспонировались на Парижской международной выставке художественных изделий (1938), где дагестанским коврам была присуждена золотая медаль и диплом первой степени. В 1939 г. на Нью-Йоркской выставке были представлены ворсовые ковры Ш. Рамазановой из Микрахской ковровой артели. Большой славой пользовались лезгинские ковры на Брюссельской международной выставке (1958).Со временем в с. Ахты, Микрах, Кабир, Орто-Сталь и других были построены светлые, просторные помещения, снабженные новыми усовершенствованными станками.

Лезгинские мастерицы изготавливали ворсовые и безворсовые ковры, сумахи, паласы и другие ковровые изделия, такие как наплечные сумки "белих", переметные сумки "хурджины". Производство ворсовых и безворсовых ковров достигало 15 тыс. кв. м, а джурабов - 100 тыс. пар. Особенно славились ворсовые ковры, известные далеко за пределами республики. Они составляли основную массу ковров, производимых лезгинами. Часть высокоплотных ворсовых ковров поставлялась на экспорт.

Лезгинские ковры "Ахты", "Микрах", "Касумкент", Тассан-Кала", "Эрпенек", "Ах-Гюль", "Буделай фурар" занимают особое место в искусстве ковроделия Дагестана. Они вошли в золотой фонд декоративно-прикладного искусства республики. Высокоплотный ковер "Ахты" отличается высоким качеством, добротностью и эластичностью ткани, четким и детально разработанным рисунком, гармоничной расцветкой.

Созываемые на основе древнейшей традиции микрахские ковры ценятся во всех районах Дагестана и известны далеко за его пределами. Только в микрахских ворсовых коврах в обычную для Дагестана сине-красную гамму включается очень специфический телесно-розовый тон, только здесь значительна роль белого цвета, особенно в сопровождающих каймах, число которых достигает иногда восьми-девяти. Узор ахтынских и микрахских ковров имеет мелкую детальную разработку орнаментальных мотивов. Ворсовые ковры типов "Ахты" и "Микрах" в настоящее время производятся в небольшом количестве в связи с прекращением деятельности предприятий.

Помимо ворсовых ковров, изготовляются очень своеобразные односторонние гладкие паласы, ковры-сумахи. Касумкент, Кабир являются одними из центров производства сумахов. Им свойственна большая строгость, четкость и некоторая прямолинейность.

Орто-Стальская фабрика являлась в свое время одной из передовых в области работы над новыми коврами. Здесь выполнены многие сюжетно-тематические ковры, такие как "Портрет Сулеймана-Стальского" и др.

Искусство ковроделия лезгин живет и по сей день в Дагестане. Мастерицы создают свои лучшие ковры, сохраняя преданность классическим традициям, при этом древние мотивы, композиции приобретают новый смысл. Однако они сегодня нуждаются в серьезной государственной поддержке. С переходом на рыночные условия хозяйствования государственная поддержка ковровых предприятий была приостановлена. Многие предприятия перестали существовать, объемы производства ковров и ковровых изделий падают с каждым днем, финансовое положение ковровых предприятий, а следовательно и обеспеченность работой ковровщиц ежегодно ухудшается. Экспорт ковров прекратился. Периодическое усиление кризисных процессов в ковровом производстве, отсутствие необходимых экономических условий для самостоятельного выхода ковровых предприятий из сложившейся ситуации может привести к полному свертыванию производства во многих традиционных центрах ковроткачества в лезгинских районах и увеличению безработицы среди ковровщиц. В результате может возникнуть серьезная проблема сохранения статуса самобытного народного ручного ковроткачества в Дагестане. Государственная поддержка ручного ковроткачества, выступающая одним из важных факторов возрождения, сохранения и дальнейшего развития традиционного народного художественного промысла, являющегося национальным культурным наследием и достоянием дагестанских народов, будет способствовать стабилизации социально-экономической жизни и сохранению престижа Республики Дагестан.

Доброго времени дня, уважаемые читатели блога . Сегодня вас ждет очень интересная статья об известном на весь мир народном промысле Дагестана – ковроделии. Действительно, дагестанские ковры считаются эталоном изящества и качества, и очень часто я слышал восторженные отзывы людей, которые говорили, что даже персидские ковры не такие красивые и качественные, как дагестанские.

Идею написания этой статьи мне подсказал постоянный читатель блога Джамал Рамазанов. Если вы помните, в конце 2011 года я провел новогодний конкурс . Так вот, тогда статья Джамала «Табасаранские ковры – гордость народа» заняла почетное третье место. Думаю, пришло время мне сказать «свое слово» на эту тему.

Знаете, прежде, чем начать писать эту статью, я просмотрел в интернете много информации о дагестанских коврах, и заметил очень интересную деталь – все пишут (или переписывают) об истории, развитии и современном состоянии индустрии ковроделия, но нигде не раскрыт процесс создания красивейших табасаранских ковров и то, где может человек приобрести подобные ковры. Понимая то, что в одной статье все не уместить, я решил дать вам всю информацию в трех статьях:

  1. Почему дагестанские ковры ценятся выше персидских
  2. Механизм и процесс создания табасаранских ковров
  3. Как и где можно купить дагестанские ковры?

Вторую и третью статьи я напишу позже. Подпишитесь на обновления блога , чтобы не пропустить появление новых статей на блоге (). А сегодня вы получите базовую информацию о коврах, а также в конце статьи вас ждет приятный сюрприз. Сразу хочу уточнить вопрос о том, почему в одних случаях я говорю «дагестанские ковры» , а других – «табасаранские ковры» . На самом деле, это одно и то же. Ведь, ковроделие в Дагестане ассоциируется, в первую очередь, с деятельностью табасаранского народа. А вообще, сложилась очень интересное «разделение народного труда» в горной республике. В старину даже говорили так: «Даргинцы селения Кубачи известны обработкой металла и резьбой по камню, аварцы селения Унцукуль – мастера художественной насечки металлом по дереву, жители Табасарана – умелые ковродельцы». А теперь, давайте рассмотрим историю возникновения ковроделия .

Дагестанские ковры: история появления и предназначение

Первые упоминания о дагестанских коврах можно встретить в трудах «отца истории» — Геродота. В основу классического дагестанского ковроделия положены традиции восточных умельцев. Ведь, много веков европейцы снаряжали торговые экспедиции в Персию и Китай для того, чтоб привезти оттуда не только шелк, но и ковры. Любой уважающий себя аристократ или монарх имел целую россыпь красивейших ковровых изделий Востока. Кстати, самый древний ковер, который дошел до наших дней, был найден во время раскопок в 1949 году, а сегодня входит в золотую коллекцию Эрмитажа:

Глупо думать, что ковры изначально были придуманы как предмет роскоши. Вначале они имели очень узкий функциональный характер. Подумайте сами, на Востоке в древности проживали, в основном, кочевники. А что самое главное для кочевника? Первое – большая мобильность, второе – быстрое обустройство жилища, третье – защита от климатических факторов, то есть, чтоб было тепло и сухо. Именно ковры в полной мере отвечали всем требования, которые были необходимы для жизнедеятельности кочевников. Понятно, что те ковры очень сильно отличались от того, что мы сегодня видим. Но, это так было положено начало ковроделию.

Уже потом люди поняли, что ковер – это не только защита от ветра, но и способ выделиться среди своих сородичей. Так пришли к тому, что стали ткать красивые и изысканные ковровые изделия. Дальше это привело к тому, что количество, качество и красота ковров определяло уровень богатства человека. Каждый правитель Древнего Востока старался окружить себя дорогими и изысканными коврами, подчеркивая, таким образом, свое превосходство над остальными.

Кстати, знаете ли вы, как в древности в Дагестане проверяли качество изделия? Я где-то читал, что раньше проверка качества ковров проходила в три этапа: 1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей; 2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца; 3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время. Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу. Вот это были технологии!

Почему настоящие табасаранские ковры ценятся выше персидских?

Можно ли вообще сравнивать табасаранские ковры с персидскими (иранскими)? На самом деле, можно и нужно. Хотя, не нужно умалять качество работы, талант и славу иранских умельцев, но факты остаются фактами. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. Это в том случае, если «эксплуатировать» по назначению. Да, подчеркиваю, что все вышеприведенные цифры относятся к коврам ручной работы.

В последние годы, к сожалению, качество изготовления табасаранских ковров стало ухудшаться за счет того, что за это дело взялись люди, которые хотят извлечь из этого прибыль. Как нам известно, в таких случаях о качестве и уровне сервиса никто не думает. Хотя, нужно отметить, что до сих пор огромное количество умельцев ткут именно теми способами и методами, которым обучили их деды и прадеды. Процесс изготовления ковров ручной работы практически не изменился.

Ковроделие является одним из ведущих художественных ремесел Дагестана. В прошлом, практически, все женщины-дагестанки занимались в свободное от сельскохозяйственных работ время ткачеством и рукоделием.

Точной даты возникновения ковроделия в Дагестане указать нельзя, но известно, что древний человек на территории Дагестана начал заниматься ткачеством примерно в III - II тыс. до н. э. Это подтверждают многочисленные археологические находки в виде фрагментов керамики с отпечатками полотна, тлен от шерстяной подстилки из Паласасыртского могильника (IV - VI вв. н.э.), а также различные по форме пряслица из могильников эпохи бронзы (II тыс. до н. э.) и железа (I тыс. до н. э., найденные в Южном Дагестане. Похожие пряслица использовались мастерицами в некоторых районах Дагестана как основной инструмент для изготовления пряжи вплоть до середины 20 века.

Античные авторы Геродот, Страбон, Плиний Старший в своих трудах упоминают о широком распространении ковровых изделий у народов Кавказа. В арабских источниках XI -XII вв. авторы рассказывают об использовании на территории Кавказской Албании природных красителей марены и шафрана. Еще в XIX в. марена в большом количестве выращивалась в окрестностях Дербента и была главным продуктом экспорта во многие страны.

Развитию ремесел, связанных с обработкой шерсти на территории Дагестана, способствовало много факторов. В первую очередь, это суровый климат, требующий утепления каменных стен и земляных полов в жилище, изобилие местного сырья (шерсти и натуральных красителей), а также большое количество свободных женских рук в осенне-зимний период. Наряду с ковроделием успешно развивались такие женские ремесла, как узорное вязание, суконный и бурочный промысел, вышивка золотыми и шелковыми нитями, плетение кружева, кистей и галуна и т.д. Однако ведущая роль принадлежала производству ковров и ковровых изделий.

Ковры выполняли самые разнообразные функции в доме. В первую очередь, их использовали для покрытия глиняного пола и утепления каменных стен жилища в холодное время года. А так как в мусульманском доме мебели, практически, не было, ковры заменяли ее. Для отдыха и как небольшие подушки под локоть использовались "мутаки", в специальные тканные сундуки складывали приданое для дочери, одежду, постельные принадлежности. В горных условиях очень удобными были переметные сумки ("хурджины"), разнообразные мешки для переноски тяжестей ("мафраши", "чувалы", торбы), широко распространены по всему Дагестану узорные ленты для ношения водоносных кувшинов, попоны для лошади и наседельники.

Ковры и ковровые изделия обязательно давали в приданое невесте, при совершении молитвы применялись небольшие коврики "намазлыки", специальными накидками накрывали люльку с младенцем, важную роль ковры и вышивки играли в погребальном обряде. Кроме утилитарной и ритуальной функций ковры и ковровые изделия выполняли и декоративную, являясь самым ярким пятном в интерьере достаточно аскетичного горского жилища. Однако, бытующее в горах изречение: "Имеющий несколько старинных ковров, имеет богатую библиотеку" свидетельствует о глубоко духовном значение ковров в жизни дагестанских народов, о сложной семантике коврового орнаментального языка.

Создание ковра или даже небольшого изделия - очень трудоемкий процесс. В отличие от других видов народного искусства, где существовало определенное разделение труда, в ковроткачестве дагестанка все делала сама, начиная с приготовления пряжи. Для ковра использовалась шерсть осенней и весенней стрижки (наиболее качественной считалась осенняя), которую мыли, сушили, перебирали, затем трепали и расчесывали, скручивали пряжу, которую окрашивали натуральными красителями в разные цвета и оттенки.

Излюбленными цветами дагестанских ковров был красный и синий, символизирующие основные природные стихии. Необходимый цвет ковровщицы получали из листьев, коры, корней различных растений. Красный и его оттенки (от светло-розового до малинового) давала марена. Синий получали из привозного индиго, желтый добывали из луковой кожуры, коры барбариса, зверобоя, душицы. Его же использовали для получения зеленого цвета, окрашивая желтую пряжу синим. Особенно много оттенков - от желтого до буро-коричневого можно было получить из кожуры зеленого грецкого ореха. Белая шерсть иногда не красилась, а использовалась в натуральном виде.

Для ткачества применялся обычный для Дагестана вертикальный станок, состоящий из двух столбов и поперечных осей. Обычно он устанавливался в слегка наклонном положении.

Нередко процесс создания ковра сопровождался посиделками, песнями, рассказами. А после завершения работы, когда готовую вещи снимали со станка, его разбирали и прятали до следующего раза, ибо существовало поверье, что станок не должен стоять пустым.

Приобщать девочек к непростому искусству ковроделия в горах, особенно в Южном Дагестане, начинали очень рано - с пяти-шести лет. У каждого дагестанского народа ковры различаются по орнаменту и технологическим особенностям. В целом классификацию дагестанских ковров можно произвести следующим образом:

1. Безворсовые ковры

2. Ворсовые ковры

3. Войлочные ковры.

Первая группа условно делится на две подгруппы:

3. Циновки

В своей основе ковры первого типа - это простые полосатые паласы. Они вырабатываются по всему Дагестану из конопли, хлопка и шерсти. Паласы второго типа отличаются слегка усложненным рисунком. В них вводятся узорные полосы с геометрическим орнаментом, которые чередуются с гладкими. Такие паласы производятся в аварском селении Корода и лакском селении Балхар (т.н. "туруты"). Подобная композиция переносится мастерицами и на мелкие изделия, выполняемые в этих регионах - сумки, хурджины, водоносные ленты.

Для лакцев и лезгин характерны яркие красочные "килимы" (именно этот вид паласов в Дагестане называют килимом) с многократно повторенным элементом - шестиугольным медальоном, т. н. "ширван - килим". Последовательно расположенные фигуры образуют ряды - полосы, которые и составляют композицию ковра. Для них также характерна композиция в виде одного или нескольких ромбов, расположенных в ряд по длине поля. Килимы этого типа производятся с зазорами и со сцеплением утков.

В ряде ковровых изделий с.Ахты, встречается часто повторяемый цветочный мотив "розы" на темном фоне. Его появление относят к концу XIX в., связывая с распространением здесь европейских и российских товаров и с возникшей модой на изображения цветов. На сегодняшний день этот элемент является неотъемлемой частью домашней вязаной обуви Южного Дагестана - "джурабов".

В предгорных и горных районах Центрального Дагестана изготовляется гладкий ковер, называемый "давагином" у аварцев и "думом" у кумыков, имеющие сходный орнамент. Подобные ковры - непременный атрибут аварского или кумыкского дома. При сравнительно небольшой ширине они имеют большую длину (до 6-7 м.), закрывая две или даже три стены жилища.

Композиция таких ковров достаточно устойчива. Обычно, на синем фоне в один, два или три ряда в шахматном порядке располагаются красные (в думах иногда желтые, зеленые, коричневые) медальоны. Их сложный, изрезанный силуэт иногда имеет до десяти и более ответвлений, напоминающих длинные птичьи шеи. Видимо, этим сходством и объясняются их названия: "многошеие дома", "птичьи дома". Некоторые исследователи насчитывают до 25 местных наименований медальонов этих паласов.

Кроме традиционных элементов во многих давагинах встречаются уникальные орнаменты с изображением "древа жизни", рук, "драконов", жирафа, верблюда, коней и т.п. Многие ковры датированы годами хиджры, некоторые имеют арабские надписи с именами ковровщиц или заказчика.

Одним из интереснейших видов безворсового дагестанского ковра является т. н. "супрадум". Техника его аналогична технике давагина. Производились они в с. Чиркей и обычно имели до 5-7 м длины. Орнамент супрадума отличается своеобразной композицией. Обычно на красном или темно-бордовом поле располагается в ряд несколько синих 8-угольных медальонов с небольшим "озерцом" в центре каждого. Основное поле и медальоны заполнены антропоморфными фигурами, разнообразными архаичными знаками, растительным орнаментом. Для супрадума характерна традиционная для аварского ковроткачества простая и лаконичная цветовая гамма: красный, синий, белый или их оттенки, причем ковры конца XIX века отличаются более светлыми красками. Иногда в 8-угольный медальон вводятся белые "молнии".

В аварском селении Урма Левашинского района издавна изготовлялись узорные циновки "чибта" - очень своеобразный вид изделий, не имеющий аналогов в других районах Дагестана. Эти циновки урминские мастерицы плели из тонкой и прочной болотной осоки.

Основой служит грубая некрашеная шерсть или хлопчатобумажная нить, а для узора используется крашеная шерстяная пряжа. На золотистом фоне осоки мастерица помещает рисунок, напоминающий "рукъзалы" давагинов темно-красного, синего или оранжевого цвета. Контур фигур подчеркивался каймой черного цвета. Чибтой обычно покрывали пол, но иногда их использовали как подстилку под ворсовые ковры для большей сохранности последних.

К безворсовым односторонним коврам относится один из популярнейших в Дагестане видов ковра - "сумах", изготовляемый в Южном Дагестане и некоторых районах Азербайджана. Сумахи отличаются большой оригинальностью, высокими утилитарными и художественными качествами. Ими застилают пол, и поэтому они обычно делаются большого размера. Сумахи выполняются способом попарной обвивки нитей основы композиционной ниткой в виде "косичек" и проведения утка между ними. Сумах очень плотен, не собирает пыли, в то же время мягок и пружинист, благодаря "подковровому" нижнему слою, который образуется благодаря выпускаемым наизнанку концам композиционной нитки. Это же сообщает сумахам малую теплопроводность - качество, крайне необходимое при земляных и каменных полах дагестанских жилищ старого типа. Благодаря необычной технике и орнаменту, сумахи и по сей день широко бытуют в дагестанских домах. В прошлом на сумах можно было выменять хорошего коня или корову.

Орнамент сумахов преимущественно носит геометрический характер и состоит из трех крупных центральных медальонов или множества более мелких, расположенных в шахматном порядке. Композиции сумахов довольно разнообразны, нередко в орнаменте встречаются антропоморфные и зооморфные элементы, есть композиция, трактуемая местными мастерицами как "дракон" или "спящий дракон" и т.д.

Встречается композиция в виде пяти небольших ковриков типа "намазлык", расположенных на одном ковре. Колорит основан на мягких сочетаниях кирпично-красных, коричневых, синих, белых, оранжевых тонов. К сожалению, во второй половине ХХ в. мастерицы используют в своих коврах две композиции: решетчатую и состоящую из 3 ромбов. Изменилась и цветовая гамма, преобладающими стали синий, бордовый, серый.

Следующую большую группу ковров составляют ворсовые ковры. Выполняются ворсовые ковры способом узловязания - гиордес. Мастерица после завязывания узла отрезает пряжу специальным ножом, определяя высоту ворса в зависимости от качества нити. В Дагестане существует несколько центров ворсового ковроделия. И хотя ворсовые ковры средней и низкой плотности для собственных нужд ткали и на кумыкской плоскости, и в центральном нагорном Дагестане у аварцев, но только южно-дагестанские (табасаранские) ковры получили международное признание. С ворсовыми коврами у южнодагестанских народов связано много поверий и красивых традиций. Во многих селениях для продолжения рода по готовому ковру пускают походить маленького мальчика, надеясь, что по этому ковру будут ходить и его внуки. И если в семье много девочек, значит там будет много ковров, будет и достаток.

По орнаменту в свое время была проведена классификация дагестанских ворсовых ковров, и были выделены 11 основных типов ковров, получивших название по наименованию населенного пункта, где вырабатывались ковры с характерным для данной местности орнаментом. В Южном Дагестане насчитывается 8 таких типов: "Ахты", "Микрах", "Дербент", "Рушуль", "Табасаран", "Хив", "Касумкент", "Рутул". К северной группе ворсовых ковров относятся: аварские "Тлярата", кумыкские "Дженгутай" и "Казанище". На данный момент эта классификация немного устарела, и приемлема, в основном, к старым коврам, а не к современным. Сейчас не наблюдается такого жесткого орнаментального разграничения, и в Южном Дагестане в ковровых центрах производятся ковры любого рисунка.

Можно выделить общие закономерности композиции дагестанских ворсовых ковров, как, например, замкнутость композиции, наличие центрального поля, бордюра, нечетное количество кайм. Популярны ковры с такими традиционными рисунками как "Ерси", чью композицию связывают с с.Ерси; "Чере" или "Чаргюль", "Чир"ар"; "Сафар", местная трактовка которого связывает его происхождение с именем ковровщицы Сафар. Рисунок "Бурмы" или "Перебедиля" (по названию с.Перебедиль в Азербайджане) трактуется местными мастерицами как изображение двух противостоящих войск. Причем, один элемент может иметь разные названия: у одной мастерицы он называется "боевой слон", у другой - "улитка". "Тапанча" считается изображением рукоятей старинных кремневых пистолетов; "Мерхер" означает "сани"; "Патнуси" - от русского слова "поднос"; "Гасанкала" по названию крепости; "Джакул" означает "кукла", "Хорасан" - от названия древнего иранского города.

В советский период достаточно распространенным было создание тематических ковров, например, "В.И. Ленин" (1957 г., Дербентская ковровая фабрика); "Аврора" (1957 г., Дербентская ковровая фабрика); "Всадники революции" (1972 г., автор эскиза Шалумов Ш.А), "Дружба народов" (1972 г., автор эскиза Смирнова С.П.)..

В это же время появляются новые формы мелких ковровых изделий, выполняемых в ворсовой технике. Это разнообразные сюжетные коврики небольших размеров, покрывала для кресел и стульев, чехлы для подушек и т. д.

Третью, небольшую, но не менее интересную и разнообразную группу дагестанских ковров представляют собой войлочные ковры. Производство войлока относится к одному из древнейших промыслов и в настоящее время сохранилось в Дагестане, преимущественно, в предгорных районах северо-восточной части Дагестана и Ногайской степи. Однако, до недавнего времени войлочные ковры были неотъемлемой частью приданого невесты у аварцев, кумыков, лакцев. Для лакских войлоков "кийизов" характерны вваляные разноцветные орнаменты в виде перекрещивающихся полос и ромбов; у аварцев были распространены белые кошмы "буртина", заменяющие в свое время постельные принадлежности.

Изготовлялись войлоки следующим способом. Подготовленная шерсть ровным слоем укладывалась на циновку, разложенную на земле, сбрызгивалась горячей водой, разглаживалась руками. Затем мастерицы скручивали циновку в трубочку и начинали прокатывать ее от себя, надавливая на нее руками от конца пальцев до локтя, и налегая всей тяжестью корпуса.

Через 5-10 минут такой работы трубку развертывают, шерсть сбрызгивают еще раз горячей водой, свертывают другой стороной также вместе с циновкой и укатывают снова. К концу работы слой шерсти уменьшается до 1/8 первоначальной толщины. Перед окрашиванием войлок вымачивается в квасцах, затем погружается в горячий раствор краски. На приготовление ковра уходило 7-10 дней.

Наиболее популярными войлочными коврами в Дагестане до недавнего времени были т.н. "арбабаши" . Арбабаш изготовлялся из двух или нескольких войлоков, окрашенных в различные цвета: синий, красный, серый, фиолетовый и т.д. Войлоки обычно накладываются один на другой и по трафарету прорезается намеченный орнамент. Затем орнамент одного цвета вшивается встык в фон другого, в конечном счете, получается два арбабаша с одинаковым рисунком, но разного цвета. Шов прикрывается белой тесьмой, скрученной из простых ниток вручную. Узор на таких коврах всегда растительный, со сглаженными и плавными очертаниями. На некоторых арбабашах узор своей тонкостью и четкостью напоминает орнамент ювелирных украшений..

Особую роль играли войлоки в жизни ногайцев, ведущих до начала ХХ в. кочевой образ жизни.

Войлоки у ногайцев служили стенами юрт, натягиваясь на их деревянный остов, а внутри жилища - подстилками, заменяющими мебель. Широко войлок использовался для изготовления одежды, обуви и различных бытовых предметов - сумок, торб и т.п. Ногайские войлочные ковры "кийизы", в отличие от кумыкских арбабашей, выполнялись из натуральной неокрашенной шерсти (белой, черной, коричневой), по которой разноцветными шерстяными нитками вышивались традиционные орнаменты, отражающие космологические и эстетические представления народа. Иногда в орнамент вводилось изображение родовой тамги.

Очень широко в быту дагестанцев были распространены мелкие тканные изделия, вязаные носки и обувь, разнообразные вышивки. Для отдыха использовались разнообразные подушки квадратной и цилиндрической формы ("мутаки"), которые делались как из ковровой ткани, так и из золотого шитья. В горных условиях для переноски тяжестей очень удобными были переметные сумки "хурджины" и большие мешки "чувалы". Хурджины представляли собой прямоугольник с двумя карманами, чья изнаночная сторона обычно выполнялась в паласной технике, лицевая же часть была или паласной, как изнанка, либо украшалась сумашной вышивкой, либо выполнялась в ворсовой технике с ковровым рисунком. Иногда лицевая часть хурджинов украшалась вышивкой золотом и серебром, аппликацией на сукне. Края хурджинов украшались позументной лентой, плетеными кистями, серебряными монетками, разноцветными кисточками.

В килимной технике выполнялись сумки-"торбы". Кроме орнамента из гладких и узорных полос, сумки украшались антропоморфными фигурками, подобными фигурам на супрадуме. Верхние края у таких сумок обшиты красным сукном с вышитым растительным орнаментом.

Уже упоминавшиеся выше мешки - "чувалы" ткались из хлопчатобумажной или шерстяной нити светлых оттенков и украшались с лица сумашной вышивкой. От верхнего края этих мешков отходили петли или длинные кисти, за которые эти мешки держали. Кисти украшались цветными нитками. Для хранения постельных принадлежностей ткались большие сундуки -"мафраши", с ярким орнаментом из усеченных ромбов.

Для вьючных животных специально ткались попоны и наседельники. Дагестанские наседельники выполнены в ворсовой технике и украшены растительным рисунком. Непременной деталью дагестанского костюма была вязаная обувь, как уличная, так и домашняя. Домашняя обувь представлена в виде однотонных (аварцы, лакцы, даргинцы) или украшенных мелким орнаментов носков и "джурабов" (Южный Дагестан). Уличная обувь представлена вязанными сапожками с сильно загнутыми носами и высоким голенищем (бежтинцы), сапожками с небольшим загнутым носиком, украшенными вышивкой (бежтинцы), сапожками с высоким голенищем и скошенным широким носком и подъемом, плотно вышитым цветочным рисунком (цунтинцы). По вязаной обуви, ее орнаменту, в прошлом можно было определить, откуда пришел человек.

Дагестан является центром ручного ковроткачества на российской территории. Отличительными чертами дагестанских ковров являются богатство узоров в сочетании с ясными композициями и цветовыми решениями. Все рисунки безупречно и четко вытканы, основные орнаменты отличаются крупными размерами. В тканых изделиях характерным является сочетание теплых и холодных цветов.

Дагестанское ковроделие

Популярные во всем мире дагестанские ворсовые ковры производятся на юге республики. Условно модели подразделяются на четыре вида, которые различаются орнаментами, плотностью и длиной ворса:

  • лезгинские - «ахты», «микрах», «касумкент»;
  • дербентские - «дербент»;
  • рутульские - «рутул»;
  • табасаранские - «рушуль», «хив», «табасаран».

Для ковриков вида «хив» отличительными особенностями являются длинный ворс (до 6 мм) и количество узлов (завязанных на 10 см 2) до 1764 штук. В других ковровых изделиях количество узлов меньше и составляет до 1600.

Особенности табасаранских ковров

Ранее самым значимым предметом домашнего обихода считались ручной работы. Цены на них были настолько высокими, что после продажи одного семья больше шести месяцев могла прожить безбедно. Такое ковровое изделие по стоимости приравнивалось к парочке лошадей или нескольким головам более мелкого рогатого скота.

Табасаранские ковры отличаются от других долговечностью, секрет которой объясняется особенной техникой изготовления качественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета при помощи натуральных красителей: кора ореха, полынь, барбарис.

В прошлом в каждом доме был станок для ткачества. Если им не пользовались, то его аккуратно разбирали и хранили до момента, пока не понадобится. У молодой девушки из Табасарана в приданом всегда были два больших ковра и одно небольшое ковровое изделие. При этом один должен быть соткан ее руками, в крайнем случае невеста должна была принять участие в его создании.

В давние времена для проверки качества сделанного ковра по нему пускали пробежать лошадей, оставляли на несколько дней под дождем и солнцем, иногда вымачивали. Ковер должен был остаться в исходном виде: только тогда мастерица докажет качество своей работы. Лучшие табасаранские ковры служили своим владельцам больше трехсот лет.

Изготовление табасаранских ковров

Принято считать, что дагестанские и табасаранские ковры - одно и то же. Но только на юге Дагестана сохранилось ремесло создания ковров. Такой нелегкой работой занимались исключительно женщины. Ковер ткался мастерицей вместе с подругами, соседками, родственницами. Бывает, что за одним станком трудятся до шести женщин. Они разговаривают, поют песни, рассказывают смешные истории, общаются. Иногда одно ковровое изделие создавалось больше пяти месяцев. Ковер плетут завязыванием узелков. На один узелок у профессиональной рукодельницы уходит до двух секунд, а за день их связывают около восьми тысяч. Примечательно, что в небольшом ковре можно насчитать больше трех миллионов таких узелочков.

На ткацком станке, который находится в середине дома, натягивают белые нитки. Они служат своеобразной канвой, с помощью которой будет выткан рисунок. На этой основе разноцветными нитками начинают завязывать узелки, которые постепенно приобретают законченную форму.

Ворсовые ковровые изделия развешивали на стенах для украшения жилища.

Безворсовый ковер «сумах», которым покрывают пол, выделяется среди других специальной методикой плетения. С обратной стороны на нем остаются длинные шерстяные (до 15 см) нити. Благодаря им ковровое покрытие очень мягкое и теплое.

Когда ковер выткан, его очищают от скопившейся пыли и мусора, выносят во двор. Женщины, которые работали над этим произведением, танцуют национальные танцы. Такой обряд свидетельствует об окончании этой нелегкой работы. Танцовщицы передают ковру свою положительную энергетику. К традиционным танцам не допускают одиноких женщин и тех, кто не принимал участия в его создании.

Рисунок - главное в ковре

Для табасаранских ковров свойственно постепенное охватывание меленьких узоров более крупными фрагментами. По площади коврового изделия располагают маленькие розетки. Каждую из них размещают в медальоны. Далее их размещают внутри многоугольников. Любой маленький узор и все крупные орнаменты выделены окантовкой и цветовой заливкой. При помощи геометрических соединений рукодельницы ткут разноцветные завитушки и узорчики. В этих тиснениях на обводке располагают орнамент ветки с цветами.

В середине ворсовых ковров в шахматном порядке размещают крупные рисунки, которые ассоциируются с листьями деревьев. В середину самых больших орнаментов вписывают меньшие, соответствующие по конфигурации, рисунки. Они выполнены в более светлых или более темных цветовых оттенках. Между крупными деталями вплетают геометрические цветы и очертания птиц. Весь рисунок ковра объединяют в единое целое при помощи ступенчатой обводки.

Сафар

Сафар - это звезда, очень интересный узор табасаранских ковров. Название подразумевает расположение звезды в центре коврового изделия. Это любимая отделка профессиональных мастериц. Бывает, что в середину добавляют маленький медальон, хотя встречаются орнаменты и без него. Формой сафар напоминает цветок с правильными лепестками. Ковры, которые украшены звездой, привлекают внимание большим разнообразием используемых оттенков. Все детали звезды располагают по полю в строго выверенном порядке. Центральная часть ковра чаще всего выполнена в синем и красном цвете.

Мерхер

Еще одним пользующимся популярностью среди мастериц по изготовлению табасаранских ковров является рисунок мерхер, похожий очертанием на санки. В середине изделия размещают по очереди медальоны в виде квадратов и шестиугольников. Их по всей длине ковра соединяют линиями. Эти объединенные геометрические фигуры напоминают силуэт санок. Часто от окаймленных краев в сторону к медальонам вывязывают рисунки, внешне напоминающие кукольный силуэт. Незанятое место заполняют мелкими элементами. Кайма отличается большим количеством узорных фрагментов, ковер выглядит богато и нарядно. Все фигуры, рисунки и узоры строго геометричны. Расцветка - гармоничное сочетание пряжи синих и красных цветов с добавлением белого, ярко-голубого оттенка шерсти.

Турар, топанча, шашки и пистолеты

Самым востребованным рисунком табасаранских ковровых изделий является турар (шашки). Узорные фигуры в этом виде рисунка размещаются диагонально. Название произошло от ассоциации со скрещенными шашками или пистолетами. Эти орнаменты объединяются маленькими медальонами. В результате диагонального сочетания создается сетка, которая размещена по отношению к краям под углом в 45 градусов. Традиционно в центре находится до трех рядов очень маленьких медальонов, которые объединены узорами топанча. По ширине и длине ковра размещают от трех до семи рядов более крупных фрагментов.

Такой вид рисунка выполняется светлыми оттенками бежевого, голубого, коричневого. В рисунках шашек используют насыщенные синие, зеленые, красные цвета, окаймленные черным. Незанятые места фона рукодельницы исправно заполняют маленькими розетками или другими узорами. Завершающей точкой в оформлении рисунка считается волнообразная кайма, цвет которой - белый с синими узорами.

в Дербенте

В 1982 году в городе открылся Музей ковроткачества. Его разместили в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю создания ковров, размещение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них приезжают специально, чтобы увидеть настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинает стартовать от 10 000 рублей за квадратный метр ковра. И это учитывая, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставочных мероприятиях ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.

Живите, цените жизнь и радуйтесь ей - такие пожелания мастериц передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в рисунок: кто-то увидит деревья и птиц на нем, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель рассмотрит горы, поднимающиеся ввысь, и равнину у подножия, по которой идет мужчина с плугом и пашет землю. Кажется, что ты увидел все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед глазами появляется рисунок, которого раньше не замечал... И снова картинка меняется...

Дагестан является центром ковроткачества на территории России. Отличительными чертами дагестанских ковров являются богатство узоров в сочетании с четкими композициями и цветовыми решениями. Все рисунки безупречны и четко сплетены, основные орнаменты большие по размеру. В тканых изделиях характерно сочетание теплых и холодных цветов. Об этом типе ковров мы и поговорим сегодня

Ковроткачество в Дагестане

Мастерство ковроткачества традиционно передается из поколения в поколение. Девочки начинают наблюдать за матерями на работе. В Табасаранских семьях женщины являются основными кормильцами семьи, поскольку они зарабатывают больше денег, чем мужчины.

Лучшие шерстяные ковры из России ткут в Табасаране (провинция на юге Дагестана). Именно здесь делают произведения ручной работы, а именно табасаранские ковры, используя техники многовековой конструкции.

Жители Табасарана, проживающие в Дагестане, являются единственной этнической группой в России, продолжающей традиционное искусство — ковроткачество.

В свое время ковры были не такими распространенными, как сейчас, и производилось их не так много, чтобы украсить комнату в любом доме. Кочевые народы, населявшие восточные страны, впервые сделали их практическим объектом, который помогал сохранять дома теплыми, легко транспортировался и оставался нетронутым в течение многих лет.

Со временем ковры стали включать узоры, которые стали более сложными и элегантными. Их уровень содержания был знаком статуса их владельца.

В наши дни ковры являются обязательными в каждом дагестанском доме. В бедных семьях безворсовые сумахи лежат на полу. Более богатые семьи покрывают полы тяжелыми коврами.

Ковры здесь изготавливаются практически в каждом доме. Если они не продаются, они изготавливаются для использования дома. Цены на них иногда настолько высоки, что после продажи одна семья более полугода может комфортно жить. Такое ковровое изделие по стоимости эквивалентно паре лошадей или нескольким головам мелкого рогатого скота.

Для того чтобы сделать ковер, вы должны сначала сделать базу. Плотные хлопчатобумажные нити плотно обвиваются вокруг параллельных рамок. Затем несколько женщин садятся за машину и начинают свою основную работу.

С помощью специального крючка они завязывают вокруг каждой нити узел из цветной пряжи. Эти мастера работают в головокружительном темпе.

Когда один рядок закончен, они отжимают его, используя тяжелый гребень. Неровные концы отрезаются при помощи больших ножниц. Так они достигают определенной глубины ворса.

Чтобы убедиться, что они не ошиблись в шаблоне, женщины проверяют схему по шпаргалке. Однако более опытные ткачихи знают картину сердцем.

Наиболее ценными считаются ковры из шерсти, окрашенные с использованием натуральных красителей. Навыки получения того или иного цвета передавались из поколения в поколение. Много различных цветов можно сделать, используя растения, минералы или насекомых.

После того, как женщины заканчивают свою работу, ковры торжественно выносятся во двор. Ковер теперь должен быть отправлен его владельцу. Он или она сможет наслаждаться изделием не менее 300 лет.

Табасаранские ковры отличаются невероятной долговечностью, секрет которой кроется в особой технике изготовления высококачественной пряжи. Для этого используют шерсть высокогорных овец и окрашивают ее в разные цвета с помощью натуральных красителей: коры ореха, полыни, барбариса.

В прошлом в каждом доме была ткацкая машина. Если они не использовались, их тщательно разбирали и хранили до того момента, пока они не понадобились. У молодой девушки из Табасарана всегда было два больших ковра и один маленький ковер в приданом.

Экскурс в историю

Искусство ковроткачества как традиционное народное ремесло развивается и уходит корнями в древние века, передавая секреты мастерства из поколения в поколение, от матери к дочери, совершенствуя дизайн и композицию, внедряя новые идеи.

Ковроткачество является одним из самых интересных занятий, которое получило наиболее благоприятные условия для своего развития в 20-30-х годах нынешнего столетия. Несколько домов женщин-ремесленников объединились более десяти артелей в населенных пунктах и окрестных деревнях.

Табасаранский ковер имеет очень высокую износостойкость – средний срок эксплуатации ковров составляет около 250-300 лет. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они тверды, прочны и имеют неподражаемый цвет, состав и дизайн. Ковры как произведения вечно молодого и уникального искусства сохранили традиции и технологии старого прошлого для наших дней. Они широко используются для украшения интерьера домов и общественных мест, хорошо гармонируют с любой мебелью.

Основной дизайн на дагестанских коврах состоит из геометрического орнамента, символизирующего силуэт животных, птиц и растительность окружающей жизни и природы с характерным сочетанием теплых и холодных контурных цветов, придающих дизайну выразительность и утонченность.

В наше время производятся ковры с различными видами рисунков, портретов, пейзажей, памятников, исторических личностей. Табасаранские умелицы производят ковры без ворса и с рельефными изображениями. Уникальный характер ковров требует хорошей квалификации, изысканного вкуса, индивидуального мастерства, большого терпения и кропотливого труда и усидчивости. Многие опытные мастера могут выполнить свою работу без технической схемы проектирования, имея ее в памяти. Хороший ковровщик очень быстро, едва касаясь нитей пряжи, может выполнять около 7-8 тысяч узлов в день, затрачивая всего по 2 секунды на каждую.

В зависимости от использования каждый ковер имеет свою структуру, дизайн и окраску. Дагестанские ковры экспонируются в музеях Нью-Йорка, Парижа, Монреаля, Осаки, Милана, Токио, Измира и многих других местах. По своему качеству дагестанские ковры не уступают лучшим мировым образцам. Они постоянно выставлялись на международных и отечественных ярмарках и выставках, награждались почетными грамотами и золотыми медалями на международной выставке в Брюсселе (Бельгия, 1958), Лейпцигской выставке-ярмарке (Германия, 1967). Ковры включены в мировой каталог под названиями «Табасаран», «Дербент», «Ахты», «Микрах». С конца августа по начало сентября 2000 года на ВВЦ прошел российский фестиваль экономического и культурного сотрудничества «Москва и регионы России 2000». В этом фестивале дагестанские ремесленные ковры своим великолепием и красотой очаровали все русские народы. А Дагестанские ковры получили золотую медаль в номинации «народные промыслы и художественные товары» в конкурсе «Лучшие товары России».

Музей ковра в Дербенте

В 1982 году был открыт музей ковроткачества. Он был помещен в помещении армянской церкви, которая была построена в 1870 году. Учитывая тысячелетнюю историю ковров, расположение экспозиции в центре города привлекает множество туристов. Многие из них специально приезжают посмотреть на настоящий табасаранский ковер. Цена изделия начинается от 10000 рублей за квадратный метр ковра. И это при условии, что красители используются искусственные. Оригинальный табасаранский ковер с использованием натуральных красок стоит в разы дороже. Сегодня табасаранские ковры ручной работы можно увидеть в лучших музеях Парижа, Лондона, Токио. Дома и дворцы первых лиц различных держав украшены ткаными изделиями. На международных выставках ковровые изделия постоянно завоевывают золотые медали.

Живите, цените жизнь и радуйтесь ей — такие пожелания мастеров передают узоры и роспись ковра. Можно часами всматриваться в картину: кто-то увидит на ней деревья и птиц, кто-то лицо незнакомца, смотрящего вдаль. Следующий зритель осмотрит горы, поднимающиеся вверх, и равнину у подножия, по которой идет человек с плугом и пашет землю. Кажется, вы видели все мельчайшие детали на табасаранских коврах, как вдруг перед вашими глазами предстает картина, которую вы раньше не замечали … И снова картина меняется.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе