Все о бизнесе

В Природе всё взаимосвязано и потому поведение одних особей непосредственно зависит от поведения других. Так, к примеру, стая куликов, которая кормится на отмели, немедленно взлетит, если в воздух поднимется один кулик. А, предостерегающий крик одного из гусей большого косяка приведёт к бегству всех птиц. Также кряканье утки способно привлечь селезня, который пролетает мимо на расстоянии. Выходит, что у птиц есть свой язык, с помощью которого они общаются и понимают друг друга. Продолжая наш цикл статей о жизни птиц (узнайте здесь подробности о ), мы предлагаем вам сегодня как раз об этом и поговорить…

Язык птиц и его значение для пернатых

В корне не правильно впадать в антропоморфизм и пытаться очеловечить язык животных. Механизмы общения у птиц отличные от общения между людьми. И, об этой разнице не стоит забывать. Поэтому, не правильно будет думать о том, что курица, которая видит прилетевшего тетеревятника, издаёт угрожающие звуки потому, что хочет таким образом предупредить других куриц об опасности. Скорее, её крик – это бессознательный ответ, природная реакция на появление врага. Подобная же реакция запускает у этой птицы механизмы бегства. Но, другие курицы, которые не видят ястреба, но слышат крик курицы, всё равно реагируют на него и обращаются в бегство. При этом для них раздражителем выступает не сам ястреб, а поведение первой курицы и её крик.

Примечательно то, что, оказавшись в такой ситуации кричать будет даже та курица, которая будет находиться в полном одиночестве. Выходит, что её поведение и крики – это проявление бессознательных инстинктов? Вполне возможно, и именно они, бессознательные инстинкты, являются одним из самых важных биологических приспособлений, которые позволяют виду быстрее спасаться от врагов, находить пищу и в целом координировать действия своего птичьего сообщества или стаи. Именно это и является важной задачей языка животных, который обеспечивает все основные стороны и аспекты существования – процессы питания, миграции, размножения…

Поэтому, саму сущность языка птиц и животных можно объяснить очень просто – это реакция одного живого организма на раздражитель, который понятен другому живому организму . И, именно демонстрация такого раздражителя способна вызвать реакцию другого животного. Таким образом, формируется связь и общение между разными животными одного вида. А, сам раздражитель, который выполняет роль связующего звена, служит лишь сигналом или пусковым механизмом для таких совместных действий.

Виды звуковых сигналов птиц

При этом, сигналы, которые могут использоваться животными и птицами для связи друг с другом, могут быть самыми разными. Это и следовые метки, запахи самки, позы, яркие пятна окраски. Ну и конечно же, большое значение имеют в таком общем поведении различные звуки, которые издают птицы. Так, тихий свист рябчика (узнайте, как его вкусно приготовить — ищите рецепт ) может привлечь других рябчиков, а голос самки перепела вызывает ответную реакцию у самцов этого вида. Писк птенцов тетерева, которые бегают в густой и высокой траве, позволяет их матери находить свой выводок, а тететрявятам не заблудиться и не разбежаться.

Инструменты языка птиц

Органы чувств, которые принимают звуковые сигналы, служат каналами, по которым непосредственно осуществляется связь между птицами, и именно они являются основными инструментами языка животных . Как правило, используются обычно те сигналы, которые тесно связаны с органами чувств, и наиболее развиты в этой группе животных. Для птиц — это зрение и слух, а вот для млекопитающих – слух и обоняние. При этом, сам характер связи должен строго соответствовать особенностям биологии вида. Так птицы, как летающие существа, и ведущие открытый образ жизни должны уметь своевременно реагировать на посторонние раздражители, которые находятся от них на большой дистанции, задолго до момента приближения к таким объектам раздражителям. Поэтому, уместно считать, что

основой связи птиц являются именно зрительные раздражители, которые дополняются звуковыми, в тех ситуациях, где возможность зрительного восприятия ограничена.

Механизмы воспроизведения звуков птицами

Птиц имеют особые механизмы воспроизведения звуков. У них есть инструментальный или механический голос, который тесно связан со структурами, которые находятся на поверхности тела птицы. Поэтому, не удивительно, что часто в производстве звука участвует именно оперение птиц. Так бекасы, хорошо знакомы нашим охотникам, способны вызывать звуковые вибрации с помощью своих крайних перьев хвоста, которые несколько сужены и представляют собой жесткие опахала. При этом блеяние бекаса можно смело расценивать как его токование. А, некоторые орнитологи и вовсе считают, что те дребезжащие звуки, который бекас издаёт во время своего полета, вызываются им не рулевыми перьями, а перьями его крыльев. Многие куриные также обладают своим методом ухаживания самца за самкой. Это хорошо видно на примере домашних кур. Петух с силой опускает крылья и проводит лапой по маховым жестким перьям, в результате таких его действий возникает характерных треск. Острый и длинный нарост, который есть у петухов – его называют шпорой, также участвует в процессе воспроизведения токовых звуков.

Наукой доказано также и то, что свистящие звуки, которые возникают при полете некоторых утиных (они возникают в результате трения воздушных потоков о жесткие перья утки) также обладают своим сигнальным значением. Эти звуки хорошо слышно даже на расстоянии, и человеческое ухо способно уловить их на расстоянии 30-ти и более метров. Кстати, по таким инструментальным характерным звукам хороший охотник может без труда отличить, какие птицы летят.

Часто весной в лесу можно слышать как барабанит дятел, этот звук он производит с помощью частых и сильных ударов своим твердым клювом по сухой древесине. В сухом дереве возникает резонанс, и звук усиливается, и разносится далеко по лесу. Для того, чтобы усилить такую барабанную дробь, дятел может специально выбирать отдельные острые сучки, имеющие заостренную вершину. Последние служат своеобразным природным приспособлением для фиксирования и усиления звука. Интересно и то, что разные виды дятлов барабанят с разной частотой, независимо от своего пола. И, их дробь служит для этих птиц способом узнать друг друга.

Большое значение имеет в сигнальном языке и хлопанье крыльев. Оно может производиться как на земле – когда птицы токуют, так и в воздухе. Нередко стук клюва или ног также способен вызвать ответные реакции у других птиц. Вы можете проверить это и сами. Цыплята бегут, услышав легкое постукивание о доску, и это воспринимается ими, как сигнал получать пищу. Примечательно, что для взрослых кур значение этого сигнала остаётся прежним.

Голос птиц

И, хотя инструментальные звуки можно встретить во многих группах птиц, их значение, на самом деле, не такое уж и большое. Всё таки основную нагрузку у птиц несёт их настоящий голос, другими словами, это те звуки, которые птицы производят с помощью своей гортани. Звуковой спектр этих звуков достаточно велик и превышает в несколько раз спектр человеческого голоса. Так, к примеру, если прослушать брачный крик ушастой совы, то он звучит на частоте в 500 Гц, а звуки, которые издают мелкие воробьиные включают в себя ультразвуковые частоты до 48 тысяч Гц, и их человеческое ухо естественно уже не слышит.

Звуковые сигналы птиц

Сам же набор птичьих звуков, которые человек может слышать, насчитывает до сотни выкриков, мелодий, позывов, строф, которые отличаются по интенсивности, частоте, тембру и так далее. Американская птица, близкая к нашим журавлям, под названием сириема, обладает способностью воспроизводить до 170-ти различных звуков, однако, у певчих птиц такой звуковой диапазон возможностей ещё шире.

Различают различные жизненные ситуации, в которых птицы издают определённые одинаковые звуки, которые связаны с питанием, кормлением птенцов, размножением, гнездованием, спаривание и так далее. Благодаря использованию современной звукозаписывающей аппаратуры и современных разработанных физиологических методов у человека появилась уникальная возможность наконец расшифровать смысловое и биологическое значение некоторых сигналов птиц.

Доктором Скорпе и Англии было потрачено немало времени на такую расшифровку, и ему удалось узнать, что у зябликов есть 5-ть сигналов, связанных с информацией, оценивающей окружающую обстановку, 9 сигналов относятся к отношениям внутри стаи и к периоду гнездования, 7 сигналов имеют опознавательный смысл и 7 относятся к ориентированию в пространстве. А, вот мухоловка пеструшка имеет до 15-ти расшифрованных человеком сигналов, тогда как обыкновенная овсянка – 14, столько же сигналов удалось расшифровать из языка чёрного дрозда.

Значение птичьих сигналов

При этом, сама расшифровка биологического значения птичьих сигналов позволяет рассчитывать на то, что в случае точного воспроизведения таких звуков можно получить в ответ двигательную реакцию характер, которой можно заранее предугадать. Так, к примеру, если дать прослушать синице сигнал, который стимулирует её немедленный взлёт, а затем прокрутить сигналы для остановки полёта, то таким образом можно управлять движениями птицы в воздухе.

Тогда как, имитация крика птенцов, которые выпрашивают пищу, способна будет вызвать движение у взрослых птиц по направлению к источнику звука.
Ниже мы приводим список тех сигналов, в биологическом значении которых не приходиться сомневаться.

Сигнал удовлетворения

Он представляет собой продолжительный тихий писк, который часто издают птенцы куриных и других выводковых птиц. Так часто пищат согревшиеся и сытые цыплята. Птенцы чаек, куликов и некоторых виды утиных аналогичным образом проявляют своё удовлетворение. Знаком это сигнал и мелким воробьиным.

Сигнал попрошайничества

Его издают птенцы, выкармливаемые родителями – воробьиные, чайки, чистиковые… При этом такой сигнал может быть 2-х видов. Первый можно отнести к самым маленьким птенцам, которые издают его при виде корма и родителей, второй больше характерен для слетков и издают они его во время отсутствия родителей. Делают это птенцы для того, чтобы взрослые птицы могли их отыскать. Кстати, это сигнал позволяет птенцам держаться вместе.

Как общаются домашние птицы

О Языке тела Птиц - Глазах, Вокализации и Перьях

В то время как нет никакого недопонимания от счастливого виляния хвоста щенка или довольного подтягивания пушистого кота, понимание общения домашних птицы это талант. Или, по крайней мере, нужно острое внимание, чтобы детализировать. Каждая рябь перьев, моргание глаз, и громкий визг имеет значение.

Значение глаз

Глубоко изучите глаза любимой птицы. Птица общается, быстро изменяя размер его радужной оболочки - которой он может управлять - в отличие от людей. "Сверкание" или "сжатие" глаз не имеют одного простого значения. Когда объединено с другими значениями коммуникации, расширение радужной оболочки выражает волнение, агрессию или нервозность, согласно Терезе Джордан, автор "Понимания Языка тела Вашей Птицы."

Пение птиц

Птицы имеют вокальный репертуар, схожий на обучаемого оперного певца. От длинных трелей до короткого резкого звука орущего и низкой тонкой болтовни, птицы открыто напевают. В диком, несметном количестве звуков предупреждение относительно нависшей опасности, привлекает помощников и призывает соседних птиц. Одомашненные любимые птицы приспособили свои вокальные способности к жизни с людьми, другими домашними животными и содержанию жизни в клетке. Довольные и счастливые птицы поют, говорят, болтают или свистят в приятным тоне и громкости, согласно статье Doctors и Smith "Понимающий Язык тела Птицы: Ваш Попугай или Ваша Другая Птица Пробуют Вам Сказать." Птицы, которые продолжают непрерывную громкую болтовню, могут учиться напевать человеческие слова. Птица поет себе, чтобы мягко уснуть, тонко болтая. Когда раздражена, болтовня превращается в низко жужжащее мурлыканье. Интерпретируйте мурлыканье птицы как рычание собаки. Рассмотрите эту вокализацию как предупреждение. Если мурлыканье превращается в более громкий рычащий звук, и глаза птицы расширены, не трогайте птицу и проверьте её окружающую среду на угрозу. Пристальный взгляд между семейной собакой или обнаруженными страшными садовыми ножницами могло бы вызвать рычание.

Все Перья

Птицы пушат свои перья, когда довольны и в покое. Счастливые птицы показывают маленьких учеников, объединяя пух с перьями и низким мурлыканьем.


Всем животным приходится добывать пищу, защищаться, охранять границы территории, искать брачных партнеров, заботиться о потомстве. Все это было бы невозможно, если бы не существовали системы и средства коммуникации, или общения, животных.

Коммуникативный сигнал может передаваться звуком или системой звуков, жестом или другими телодвижениями, включая мимические; положением и окраской тела или его частей; выделением пахучих веществ; наконец, физическим контактом между особями.

Животные принимают коммуникативные сигналы и другую информацию о внешнем мире с помощью физических чувств – зрения, слуха и осязания, а также химических чувств – обоняния и вкуса. Для животных с высокоразвитыми зрением и слухом основное значение имеет восприятие зрительных и звуковых сигналов, однако у большинства животных наиболее развиты "химические" чувства. Сравнительно немногие животные, главным образом приматы, передают информацию с помощью комбинации разных сигналов – жестов, телодвижений и звуков, что расширяет возможности их "словаря".

Стая гусей. Фото: Dirk Ingo Franke

Чем выше положение животного в эволюционной иерархии, тем сложнее его органы чувств и тем совершеннее аппарат биокоммуникации. Например, у насекомых глаза не могут фокусироваться, и они видят лишь расплывчатые силуэты предметов; напротив, у позвоночных глаза фокусируются, поэтому они воспринимают предметы вполне отчетливо. Человек и многие животные издают звуки с помощью голосовых связок, расположенных в гортани. Насекомые издают звуки, потирая одну часть тела о другую, а некоторые рыбы "барабанят", щелкая жаберными крышками.

Пение как способ коммуникации птиц

У птиц коммуникация исследована лучше, чем у каких-либо других животных. Птицы общаются с особями своего вида, а также других видов, в том числе с млекопитающими и даже с человеком. Для этого они используют звуковые (не только голосовые), а также зрительные сигналы. Благодаря развитому слуховому аппарату, состоящему из наружного, среднего и внутреннего уха, птицы хорошо слышат. Голосовой аппарат птиц, т. н. нижняя гортань, или сиринкс, располагается в нижнем отделе трахеи.

Стайные птицы используют более разнообразные звуковые и зрительные сигналы, чем птицы одиночные, которые знают иногда всего одну песню и повторяют ее вновь и вновь. У стайных птиц есть сигналы, собирающие стаю, извещающие об опасности, сигналы "все спокойно" и даже призывы к трапезе.

У птиц поют преимущественно самцы, но чаще не для того, чтобы привлечь самок (как обычно считается), а для предупреждения, что территория находится под охраной. Многие песни весьма затейливы и спровоцированы выделением в весеннюю пору мужского полового гормона – тестостерона. Большая часть "разговоров" у птиц происходит между матерью и птенцами, которые выпрашивают пищу, а мать их кормит, предупреждает или успокаивает.

Птичье пение формируется и генами, и обучением. Песня птицы, выросшей в изоляции, неполна, т. е. лишена отдельных "фраз", выпеваемых другими птицами.

Суточные ритмы пения

Большинство птиц поют на рассвете, хотя далеко не все. На этот счет существуют разные точки зрения. И одна из них сводится к тому, что предутренние часы, когда освещение еще не полное, разумнее тратить именно на пение. А не на какие-то конкурирующие виды активности, которые требуют как раз наиболее яркого освещения и сопряжены с тем, что птицы должны наиболее полно включать свои зрительные возможности.

Есть птицы, которые поют не рано утром, тоже в сумерках, но вечерних. Это так называемый "предзакатный миг пения". Дрозды, например, часто фигурирующие и в стихах, и в песнях, птицы, действительно имеющие очень яркое и звучное пение, почему-то поют наиболее азартно, наиболее ярко именно в предзакатные часы.

Говоря о суточных ритмах пения, о том, как разные виды птиц приноравливаются к разному времени суток, как они строят свои выступления, свои концерты, как они строят свои сольные выступления по отношению к тому или иному времени суток, приходится иметь в виду еще один момент, очень важный. Дело в том, что если вы заходите в лес, то не надо быть специалистом-орнитологом для того, чтобы понять, что одновременно звучат, одновременно поют самые разные виды птиц. Зачастую их очень много. Если вы зайдете в наш обычный европейский лес, или в наш большой парк, скажем, Битцевский или Измайловский, не говоря уже о нашем Лосином Острове, который в сущности лес, а не парк, то, не сходя с места, можете насчитать буквально 10-12, а если постоять подольше, то, может быть, даже до двух десятков разных видов птиц. И все они поют одновременно. И существует такое понятие, как частотный диапазон. Да, каждый звук имеет свой частотный диапазон. И все птицы, большинство, по крайней мере, птиц, которые поют вместе, поют бок о бок, друг с другом, образуют единый хор, пользуются одним частотным диапазоном.

Это значит, что они каким-то образом перекрываются, как-то накладываются друг на друга и используют один канал связи. Они выходят в эфир одновременно, используют один канал связи и перекрикивают друг друга. И вот чтобы не создавать такого переуплотнения в эфире, не слишком забивать эфир своими голосами, возможно, поэтому они и стремятся как-то наиболее полно использовать этот доступный им суточный интервал времени. Для того чтобы как-то избежать этой акустической конкуренции, которую можно назвать, скажем, конкуренцией за эфирное время. А для того чтобы не совсем уж плотно забивать этот эфир, они используют разное время суток. Разные виды поют в разное время.

Назначение песен птиц

Теперь о том, как птицы избегают акустической конкуренции на коротких отрезках времени. Если вспомните еще раз песню зяблика, то там звук, потом пауза, звук, потом пауза. И разные виды птиц подстраиваются друг под друга. То есть они избегают того, чтобы их песни накладывались, звучали одновременно. Они обязательно выстраивают свой акустический ряд так, чтобы заполнять паузы между пением других исполнителей.

Причем тут важен один момент. Но здесь нужно сказать несколько слов о том, что же собой представляет песня? Для чего она, собственно говоря, нужна? Предназначение песни, довольно простое, это такой универсальный маяк, обозначающий присутствие самца данного вида в данном месте на данной территории.

Большинство видов певчих птиц, фактически все певчие птицы, – собственники, ярко выраженные собственники в отношении владения землей. Каждый самец ранней весной, прилетая на места гнездования, возвращаясь с зимовки, прежде всего озабочен тем, чтобы занять территорию. Территория эта размером, где-то, скажем, около гектара, то есть сто на сто метров – это в среднем, очень в среднем. Но почти для всех видов мелких воробьиных, певчих птиц – это стандартный размер территории. Очень стандартный.

Территория очень рьяно охраняется, с драками, со всевозможными ритуальными действия и т. д. Но я сейчас об этом говорить не буду, важно то, что когда самец поет, он как бы делает заявку на эту территорию.

Акустические доминанты

Самцы одного и того же вида, скажем, разные зяблики, оказываются рассредоточены в пространстве на достаточно приличное расстояние, порядка, скажем, 100-150 метров, 80 метров, вот в таких плотных поселениях.

А территории разных видов, они свободно перекрываются. И певцы разных видов, они вольны петь неограниченно близко друг от друга. И поэтому, собственно говоря, именно для межвидовых акустических отношений как раз наиболее важна эта возможность межвидовой интерференции, акустической интерференции. Возможность конкуренции за эфир.

И здесь, собственно говоря, возникают разные механизмы, с помощью которых певцы разных видов этой конкуренции избегают. Один из таких механизмов, как я говорил, это стремление заполнять паузы. Когда один вид спел, исполнил свою песню, поет другой вид, если остается время, поет третий, четвертый и т. д. На этой основе даже возникает некая иерархия, потому что виды, которые обладают громким голосом. . . Зяблик, это, например, ярко выраженный доминант. Почему? Во-первых, потому что у него очень громкий, бодрый, задорный, азартный голос. Во-вторых, это птица очень многочисленная, которая создает сплошные поселения, где звучание их голосов создает мощный акустический фон.

И другие птицы, вынуждены приспосабливаться к ним. Поэтому тон, ритм этого ансамбля, хора задают зяблики. К ним подстраиваются, допустим, какие-нибудь пеночки. Кстати, давайте пеночку-весничку послушаем, она того же типа пения птичка, тоже такой порционный пунктирный тип пения с коротенькими стереотипными песнями, разделенными ярко обозначенными паузами. Когда собираются в одном месте птички с таким типом пения, с порционным типом, то звучание хора становится наиболее упорядоченным, поскольку здесь хорошо выражены паузы, и в них легко можно вставиться.

А когда поют птицы с непрерывным типом пения, типа камышевок, которых мы тоже слышали, то здесь, конечно, возможность для их краткосрочного разделения по времени уже меньше, потому что песня непрерывная, там просто не встроиться никуда. Они вынуждены петь одновременно. И они используют тогда несколько иной механизм, они делят уже не время, они делят пространство.

Активной акустической доминантой является садовая камышевка, а видом, который подстраивается является болотная камышевка. И вот эта иерархия, их субординация, если можно так выразиться, проявляется в разных ипостасях, разных аспектах их жизни. Садовая камышевка прилетает раньше почти на две недели. Болотная, она заявляется, так сказать, с зимовок уже тогда, когда садовые заняли участки, они освоились, они чувствуют себя хозяевами. И болотные вынуждены как-то строить свою жизнь, свою активность сообразно тому, как ведет себя доминант, хозяин данной территории.

У садовой камышевки совершенно иной ритм. Четко расставлены акценты. Она как бы выкладывает свою акустическую программу. Не спеша, с расстановкой, с чувством, она никуда не торопится. Песни очень разные, на слух они легко различаются – и даже человеком. Естественно, они друг друга тоже различают.

И вот возникает вопрос. А, в сущности, может, они не реагируют друг на друга? Может быть, они безразличны, может быть, они хорошо различают друг друга, но не обращают друг на друга внимания? Как это можно установить. Для этого существует такой метод, который широко очень применяется в биоакустике, это так называемый "метод звуковой ловушки". Называется он так потому, что иногда с его помощью подманивают, скажем, птичку в сеть. Он предельно прост – записывается на магнитофон песня, затем она через какой-нибудь динамик проигрывается самцу, который занял территорию в данном месте. Как я уже говорил, птицы территорию очень азартно и рьяно охраняют, и поэтому хозяин территории чувствует себя в праве, он тут же кидается на поиски нарушителя. Подлетает к динамику и пытается как-то отыскать нарушителя, иногда даже вплоть до того, что с великим ожесточением клюет этот динамик. И таким образом можно транслировать самые разные песни и каким-то образом описывать или оценивать поведение респондента, то есть самца, который задействован в опыте.

При проигрывании песни садовой камышевки – болотной, и наоборот, песни болотной камышевки – садовой наблюдается неожиданная картина оказалась. Болотная камышевка абсолютно игнорирует песню садовой камышевки, никак не нее не реагирует, никакой реакции практически не проявляет. А садовая – та как раз реагирует четко, азартно, бурно. Самец садовой приближается к динамику, явно кого-то ищет возле него, подлетает вплотную. И производит некие действия, которые свидетельствуют о том, что он бы сейчас кое-кому задал основательную трепку.

Это проявление того самого доминирования, о котором я уже говорил, рассказывая о том, как они выбирают место для пения в той ситуации, когда их участки перекрываются. Таким образом, я повторяю, у певчих птиц совместное использование эфира отражает какие-то их побуждения избегать одновременного пения, избегать этой самой конкуренции за каналы связи. Но это далеко не все, о чем здесь можно говорить.

Индивидуальное развитие песни

Индивидуальное развитие песни у птицы, в процессе ее жизни, проходит, по меньшей мере, две ключевые стадии. Первая стадия целиком запрограммирована генами. Это генетически обусловленная стадия, и результатом этой стадии является то, что у любой птицы (даже абсолютно изолированной с рождения от своих сородичей, даже выращенной в инкубаторе, хотя, в общем, певчих птиц едва ли можно вырастить в инкубаторе) формируется в конечном итоге какая-то песня, очень похожая на ее видовую песню. Очень похожая, но весьма отличная в деталях. Это, если можно так сказать, очень расплывчатый образ, где видовые черты скорее угадываются, чем присутствуют. Но при этом, допустим, тот же зяблик, выращенный в изоляции от сородичей, будет петь песню, которая значительно больше похожа на песню зяблика, чем, скажем, на песню той же леснички, которую мы слышали. А молодая лесничка, когда она тоже оказалась волею судеб в изоляции от своих всех сородичей, она будет петь песню, достаточно похожую на песню леснички, а вовсе не на песню зяблика.

Дальше в природе приходит время второго этапа. Второй этап уже включает в себя с необходимостью элемент обучения. Для того чтобы песня, существующая в виде такой, генетически предопределенной, аморфной заготовки сформировалась, трансформировалась уже в песню настоящую, яркую, видовую песню, необходимо обучение. Причем, обучение это должно происходить достаточно в юном возрасте. Считается, что у большинства видов певчих птиц, о которых мы с вами сейчас ведем речь, этот период составляет где-то порядка двух месяцев от роду, от момента вылупления. Чтобы было понятно: две недели птица проводит в гнезде, потом она вылетает из гнезда, еще через две недели она приобретает навыки самостоятельной жизни – у птичек все быстро происходит. И вот в течение месяца, примерно, она должна слышать пение своего вида. И только в этом случае она сформирует ту видовую песню, которая является непременным атрибутом данной породы птиц.

"Позывки" как способ коммуникации птиц

Дело в том, что наряду с песней, акустический репертуар всех видов певчих птиц, в том числе и всех, о которых мы с вами говорили, включает так называемые, "позывы" или "позывки", это совершенно иной класс звуков. Отличаются они от песни, пожалуй, по двум основным признакам.

Первое. Песня – это все-таки довольно сложный сигнал, длительный, состоящий в простейшем случае из двух звуков, а иногда это сотни и тысячи звуков, если говорить о камышевках. В общем – это сложный сигнал. Сложный, длительный достаточно сигнал. Позывка же – это, как правило, только один короткий сигнал, это вскрик, окрик, это одна такая короткая посылка, очень простая, довольно простой структуры. И, если говорить о частотной модуляции, амплитудной модуляции, резко отличающаяся от песни в этом отношении.

Второе отличие состоит в том, что если для формирования песни, как я уже говорил, нужен период обучения, нужна некая модель, то позывки или позывы, они, в основном, развиваются на генетическом фундаменте, и для того чтобы у особи данного вида сформировалась присущая ей система позывок, ей совсем не нужно слушать других птиц своего вида. Это всё формируется на генетическом автомате. Гены здесь всё решают.

И третий важный момент – это то, что песня приурочена к периоду размножения, поскольку она обслуживает сферу репродуктивной коммуникации, призыв самок и отпугивание других самцов. А система позывок обслуживает весь бытовой цикл. И поэтому она бывает довольно разнообразной. Репертуар у некоторых видов, скажем, у тех же синиц, о которых мы уже говорили, включает десятки разных видов позывок.

В частности, самой сложной системой, вообще одной из самых сложных систем позывок в мире пернатых, обладает большая синица, всем прекрасно известная, поскольку именно она живет в городе, и которая у нас на балконах чаще всего бывает. Невероятное разнообразие разных звуков они издают, и вот каждый такой звук, в общем, хочется считать элементом их языка. Всегда кажется, что каждый такой звук что-то значит, скажем, тревогу, или то, что птица нашла корм, или то, что она к кому-то обращается, или кого-то о чем-то предупреждает.

Неголосовые способы коммуникации птиц

Неголосовой звуковой сигнал – крыловой барабанный стук – используется воротничковым рябчиком в период спаривания для привлечения самки и предупреждения самцов-конкурентов о необходимости держаться подальше. Один из тропических манакинов во время ухаживания щелкает хвостовыми перьями, как кастаньетами. По крайней мере одна птица, африканский медоуказчик, прямо общается с человеком. Медоуказчик питается пчелиным воском, но не может извлечь его из дуплистых деревьев, где пчелы устраивают свои гнезда. Неоднократно приближаясь к человеку, громко крича и затем направляясь к дереву с пчелами, медоуказчик приводит человека к их гнезду; после того, как мед взят, он поедает оставшийся воск.

Самцы многих видов птиц в период размножения принимают сложные сигнальные позы, чистят перья, исполняют брачные танцы и совершают различные другие действия, сопровождаемые звуковыми сигналами. Головное и хвостовое оперение, короны и гребни, даже подобное переднику расположение грудных перьев используются самцами для демонстрации готовности к спариванию. Обязательный любовный ритуал у странствующего альбатроса – сложный брачный танец, исполняемый совместно самцом и самкой.

Брачное поведение самцов птиц иногда напоминает акробатические трюки. Так, самец одного из видов райских птиц проделывает самый настоящий кульбит: сидя на ветке на виду у самки, плотно прижимает крылья к телу, падает с ветки, совершает полный кувырок в воздухе и приземляется в исходном положении.

Звук играет очень важное значение во все периоды жизненного цикла птицы. У птиц имеется целый набор сигнальных репертуаров и звуков, относящихся и к периоду территориального деления (маркировка гнездовой территории), и к брачному периоду, экспресс-сигналы (звуки тревоги и бедствия), защитные или оборонительные сигналы (выделяются типичное поведение птенцов – затаивание и бегство, типичные защитные реакции взрослых птиц – наоборот, приближение к источнику сигнала бедствия) и т. д.

Изучение языка птиц в комплексе с их поведением и контекстом ситуации показывает не только насколько он богат и разнообразен, но и насколько осмысленно и многофункционально ведется диалог, т. е. общение между птицами, причем разных видов.



Мало кто задумывается над звуками, которые издают животные, а зря, некоторые особенности общения животных между собой могут вас удивить.

Кошки мяукают только в присутствии людей

Кошки не мяукают друг на друга. Для внутривидового общения они использую язык жестов или шипение, а вот для своих хозяев они могут и сказать «мяу». Они произносят этот звук, чтобы поприветствовать нас, обратить на себя внимание, выпросить еду(вот почему котята мяукают на свою мать, это единственное исключение из правила)или показать, что они чего-то хотят, например, выйти погулять.

Непростой язык сусликов

Кто же самый умный в мире животных? Дельфин? Примат? А может быть суслик? Да-да, этот грызун глуповатого вида, который внезапно появляется из-под земли и так же быстро исчезает. Недавно исследователям удалось декодировать их язык и они выяснили, что возможно это самый сложный язык из всех языков животных. Суслики могут описывать хищников с потрясающей точностью, описывая вид, размер и строение. Они даже могут сообщить, какого цвета одежда на человеке. Одним писком, который длится не более доли секунды, они могут передать огромное количество информации.

Жуки и азбука Морзе

Наверное, сложно общаться, если ты древесное насекомое, слоняющееся по древесным тоннелям. Насекомое под названием «точильщик» использует систему общения, похожую на азбуку Морзе. Он ударяет головой, что приводит к возникновению эхо, которые слышат остальные точильщики. Именно благодаря такому виду общения они и получили свое название: они часто заполняют дерево в Англии, этот стук можно услышать ночью

Для нас очевидно, что каждый человек обладаем своим неповторимым голосом, но многие считают, что голоса животных весьма похожи. Биолог Андреа Туркало выяснила, что у слонов тоже разные голоса. После изучения стада слонов в Конго в течение 19 лет, Туркало могла узнать любого слона по голосу. Туркало работала над тем, чтобы расшифровать их звуки и составить «слоновий»словарь, в котором скорей всего будут слова с большим количеством гласных звуков.

Общение между курицей и цыпленком

Нет ничего удивительного, что мама говорит с ребенком, который находится у нее в животе, но, пожалуй, многих женщин напугало бы, если бы их пока нерожденный отпрыск вдруг ответил. Только не курицу- для них это обычное дело. Примерно за день до рождения цыплят можно услышать, как они пищат в яйце. Мать-курица может кудахтать в ответ, дабы успокоить взволнованного цыпленка.

Бабуины могут определять несуществующие слова

Многие люди терпеть не могут, когда другие начинают нести чепуху. Оказывается, бабуины чувствуют примерно то же самое. В течение 6 недель проводились тесты с участием 6 бабуинов: на экране компьютера им показывали несколько слов- существующих и придуманных, и предлагали определить, какое слово имеет смысл, а какое-нет. Чтобы усложнить задачу, обезьянам показывали не рандомный набор букв, а слова, очень похожие на существующие, - например «горворить». Они успешно справились с заданием, определив около 75 % выдуманных слов за время эксперимента.

Лягушка, которую нельзя услышать

Лягушка из Южной Азии, Huia cavitympanum,может общаться,используя ультразвуковые частоты, который человеческий слух не может различить. Эти животные могут слышать и воспроизводить звуки до 38 килогерц, что на 18 килогерц больше, чем может различить человек. Ученые считают, что лягушки используют такие высокие частоты, тк они живут в местности, где шумят водопады и звуки более низкой частоты просто невозможно различить. Или может быть они не хотят, чтобы люди слышали, как они их обсуждают.

Дельфины и иностранные языки

Исследования группы дельфинов показали, что возможно они способны к изучению "иностранных" языков. Дельфины из дельфинария во Франции давали слушать звуки китов во время своих выступлений. Они никогда не пытались подражать услышанному, пока находились в состоянии бодрствования, но зато с потрясающим сходством воспроизводили звуки во сне.

Попугаи: не просто подражание

Было немало случаев, которые доказывали, что попугаи могут не только бездумно повторять услышанные звуки, но и учить слова и поддерживать разговор. Африканский попугай по кличке Алекс стал знаменитым благодаря своему умению различать цвета. Он даже мог подшучивать над своим тренером. Другие известными попугаями были Прудл, который знал около 800 слов, и Н`киси, который знал 950 различных слов и также, как и Алекс, мог шутить.

Язык жестов у рыб

Некоторые рыбы используют плавники для того, чтобы общаться с сородичами во время охоты. Они указывают, куда должна попасть добыча, затем, когда добыча попадает в «ловушку», они поворачиваются к ней и изображают нечто вроде танца, чтобы обозначить ее присутствие Также рыба использует подобный метод как сигнал к действию, будто говоря «Эй, ребята, настало время поохотиться».

Посредством научных исследований учёные выяснили, что общение для животных так же важно, как и для человека. Бесчисленному количеству живых существ не хватает речевых способностей человека, однако, они используют абсолютно другие способы общения друг с другом, и даже с другими биологическими видами. Наиболее ярким примером этого являются птицы. Поразительное поведение и способность общения, которые они демонстрируют, ставят под сомнение безосновательные утверждения теории эволюции.

Все формы жизни на Земле были наделены изумительными способностями и чудесными возможностями. Изучение всего лишь одного биологического вида достаточно, чтобы обнаружить сотни доказательств великолепного творения Бога. Птицы, привлекшие наше внимание, принадлежат к одной из существующих групп, которые стоит изучить и описать.

В мире существует приблизительно 10 000 видов птиц, каждый из которых обладает потрясающими способностями. Где бы вы не жили, вы можете видеть огромное количество этих пернатых созданий и наблюдать разнообразные и исключительные способности каждого из них. Птицы обладают бесчисленным количеством доказательств факта сотворения с их привлекательным внешним видом, безупречными механизмами полёта, ориентацией в пространстве и чётким определением время миграции, возможностями строительства гнёзд и альтруистическим отношением к птенцам и друг к другу. Способность общения является ещё одним доказательством этого.

Для того чтобы птицы могли демонстрировать свои таланты общения посредством звука, песни (а у некоторых птиц и с помощью слов), они нуждаются в отменном слухе.

В критические периоды жизни слух становится исключительно важной вещью для птицы. Исследования показали, что для запоминания характерного пения птиц их собственного вида, им необходима слуховая система обратной связи. Благодаря этой системе молодое поколение учится сравнивать звуки, производимые ими, с образцами запомнившихся им звуков. Если бы они были глухими, для них не представлялось бы возможным воспроизводить звуки по памяти.

Слух птиц приблизительно в десять раз восприимчивее, чем наш. Птицы способны распознать десять разных звуков там, где люди определяют одну ноту. Более того, в то время как люди обрабатывают звуки со скоростью 1/20-я секунды, птицы могут дифференцировать те же звуки за 1/200-ю секунды.

Уши птиц также хорошо приспособлены и для слушанья, но они слышат несколько иначе, чем мы. Чтобы распознать мелодию, они должны слышать её в постоянно одинаковой октаве (серии из семи нот), в то время как мы можем распознать мелодию даже в разных октавах. Птицы же этого не могут, но они способны распознавать тембр . Способность распознавать тембр и синусоидальные изменения позволяет птицам слышать и отвечать на многие различные звуки, а иногда даже и воспроизводить их.

Птицы также имеют способность слышать даже более короткие ноты, чем мы. Люди обрабатывают звуки со скоростью в байтах приблизительно за 1/20-ю секунды , в то время как птицы могут различать эти звуки за 1/200-ю секунды. Это означает, что птицы могут лучше дифференцировать звуки, которые поступают в очень быстрой последовательности. Другими словами, способность птицы различать звуки приблизительно в десять раз выше, чем наша; и в каждой ноте, услышанной человеком, птица может услышать десять. Кроме того, некоторые птицы могут слышать более низкочастотные звуки, чем люди. Их слуховая чувствительность настолько хорошо налажена, что они могут даже установить отличие между отрывками произведений таких великих композиторов, как Бах и Стравинский. Высокочувствительный слух птиц функционирует превосходно. Очевидно, каждый из компонентов слуха создан по особому дизайну, так что если один из них перестанет нормально работать, птица не сможет слышать вообще. Этот момент также опровергает теорию эволюции и постепенное возникновение слуха в результате случайных мутаций.

Передача информации и сигналов в птичьем мире

Птицы передают смысловые сигналы посредством мимики, движения клюва, колебания перьев, вытягивания шеи, прижимания, хлопанья, взмахивания крыльев. Вопреки тому, что каждый вид имеет свой язык тела, многие виды трактуют движения одинаково. Например, разные виды птиц подразумевают под движением клюва вперёд выражение намерения лететь, а понижение грудной области – предупреждение об опасности. Также, некоторые виды птиц распушивают перья хвоста, выражая, таким образом, угрозу или демонстрируют яркие цвета на голове как предупреждение об атаке. С помощью мимики птицы могут передавать разнообразные сообщения окружающим о своей негативной настроенности – неприязнь и возмущение, а также о позитивных чувствах, таких как удовольствие, энтузиазм и любопытство.

Мимика птиц

Птицы способны на мимику, выражая свои чувства движением клюва или расположением перьев над клювом, на бороде или на голове. У некоторых видов птиц перья над глазами могут также самостоятельно двигаться. Более того, многие виды устраивают представления, открывая свои клювы. Например, исполинский белоног открывает клюв, чтобы продемонстрировать большую, ярко-зелёную ротовую полость, обращая внимание на размер клюва, тем самым устрашая противника. Некоторые другие виды беззвучно раскрывают клювы в знак вражеской настроенности. Иногда подобные действия сопровождаются шипением или шумным дыханием.

Кроме общения посредством языка тела, птицы производят великое множество звуков для общения с другими членами своей стаи, семьи, а также с соседями. Это общение может состоять как из простых криков, так и из невероятно длинных и сложных по своей структуре песен. Иногда некоторые птицы, такие как зелёный дятел, используют различные инструменты или, как американский дятел, перья для осуществления звука.

Также птицы общаются, используя запахи, однако, поскольку их обоняние плохо развито, их общение основывается преимущественно на слухе и зрении.

В условиях плохой видимости (ночью или в густой листве) звуки – это наиболее подходящее средство общения, а также прекрасный способ для передачи информации на большом расстоянии. Если погодные условия благоприятны, песни птиц можно услышать на расстоянии до нескольких километров. Кроме песен, птицы обладают навыками общения и концептуализации. В определённых обстоятельствах они демонстрируют таланты, присущие детям младшего школьного возраста, которые путём взаимодействия с обществом изучают ряды слов и другие способы человеческого общения. Когда попугаи одни, они играют в вокализацию, а в обществе людей они объединяют вокализацию, чтобы произнести новые группы из существующей последовательности речи. Бог, Творец всего на Земле и небесах, одарил их необходимыми талантами и особенностями, которые отличают их друг от друга. Соответственно, наши восхваления великой красоты окружающей среды – это восхваления, принадлежащие Богу.

Язык криков и песен

На фотографиях выше показаны участки мозга, которые активны у канарейки во время слушания и пения.

Для общения друг с другом птицы производят звуки чрезвычайно высокой частоты и мощности. Только несколько видов, такие как пеликаны, аисты и некоторые грифы являются немыми. Крики, которые используют птицы между собой, формируют язык вида. Их песни длиннее и, как правило, имеют отношение к брачным ухаживаниям. Они состоят из серии нот и зачастую являются мелодиями. Птичьи песни можно услышать обычно весной, тогда как крики, которые намного проще песен по своей структуре используются обеими полами и звучат круглый год. Крики птиц обеспечивают быстрое общение посредством простых сообщений без значительного расхода энергии. Крики выполняются, чтобы:

Учредить птичий род

Указать на пол птицы

Определить её местонахождение

Разграничить и защитить территорию птицы

Объявить и проафишировать источник пищи

Позволить птенцам узнать родителей

Держать стаю вместе во время перелётов

Предупредить о присутствии врага

Напугать врага

Для брачных ухаживаний

Сменить партнёра на дежурстве в гнезде в период высиживания или кормления

Для практики и совершенствования своих песен.

Птичьи звуки не являются бессистемными

Как правило, песни птиц состоят не из случайных звуков, а из исключительно разнообразных мелодий определённого смысла, воспроизведённых с особой целью. Они намного сложнее криков, которые используются для передачи сигналов. В основном они используются самцами для объявления и защиты своей территории или в период брачных ухаживаний. Возможно, песни выполняют и общественную функцию. Когда пара строит гнездо, они находят посредством песни. Эксперименты на птицах в клетках продемонстрировали также, что им легче учить песни в присутствии другой птицы, но в другой клетке вне пределов видимости.

Звуки самцов и самок задействуют разные участки мозга, в особенности участки, связанные с производством звуков. Только самцы могут петь, самки же не могут. Самцы используют «песни» для того, чтобы пригласить самку или пометить дерево, жердь, кабель, как место насеста. Каждый вид поёт песни со своими особенностями, но любая песня зависит от возраста, пола, определённого времени года и географического месторасположения, соответствующей окружающей среды, в которой они обитают. К примеру, птицы, живущие на лугах, используют «песни полёта». Подобным образом, те птицы, которые живут в густой листве дождевых лесов или в зарослях камыша, обладают громкими голосами, компенсирующими плохую видимость.

Божье чудо вдохновления

Исходя из вышеизложенного, птицы используют наиболее подходящие средства для общения в естественной среде. Птица никогда не задастся вопросом, какую песню ей спеть и в каких обстоятельствах; для неё не составляет труда самостоятельно вычислить значение и цель песни. Однако в соответствии с теорией эволюции Дарвина, все птицы и другие живые существа, окружающие нас, все способности и красота, которыми они обладают, являются результатом случайных мутаций и отбора. Однако разум и строение живых существ не могут быть объяснены ими. Живые существа не нуждаются в причинах и разбирательствах их возникновения, потому как подобная сообразительность и способность размышлять подарена им Богом. Бог создаёт любое живое существо с необходимыми ему для существования особенностями и вселяет в него соответствующий разумный образ жизни. Все живые существа на Земле обладают теми функциями, которые заложил в них Бог, и которые представляют возможность для нас засвидетельствовать Его могущество.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе