Все о бизнесе

В октябре 1922 года на своем V съезде по рекомендации В. И. Ленина РКСМ принял решение о шефстве над Военно-Морским Флотом Страны Советов. В обращении съезда говорилось: «Комсомольцы и краснофлотцы под одним знаменем будут творить одно и то же дело — строить Советскую Республику и защищать ее берега».

В трудные годы было принято это решение. Только что окончилась гражданская война. Всюду царила разруха. В особенно тяжелом положении находился флот: большинство кораблей потоплено или законсервировано. Необходимо было в кратчайшие сроки восстановить Военно-Морской Флот страны. Несмотря на жесточайшие лишения, весь народ взялся за эту титаническую работу. Со всех сторон шли сообщения о массовых сборах средств, продовольствия, строительных материалов в фонд Красного Флота. День ото дня крепнувшая промышленность молодой Советской Республики наращивала его мощь. Флот был восстановлен. Проведенные одна за другой три комсомольские мобилизации дали ему прекрасное пополнение. Девять тысяч комсомольцев решили посвятить всю свою жизнь служению на флоте. Многие из них стали впоследствии известными флотоводцами.

Славные традиции шефства Ленинского комсомола над Военно-Морским Флотом нашли свое героическое продолжение в грозную годину Великой Отечественной войны. В 1942 году в стране зародилось патриотическое движение: сбор средств в фонд обороны Родины. Миллионы советских людей от мала до велика передавали свои сбережения, ценности на производство вооружения для армии и флота. Одними из инициаторов этого всенародного движения стали комсомольцы Кировской области — шефы балтийских моряков. На одной из встреч с ними в блокадном Ленинграде они выступили с обращением провести сбор средств на постройку боевых торпедных катеров для балтийской бригады.

Призыв кировчан был подхвачен по всей стране. И уже в апреле 1943 года балтийцы получили первые катера, построенные на собранные средства: «Алтайский комсомолец», «Пионер Алтая», «Молодой алтаец», «Барнаульский комсомолец», «Комсомолец Ойротии». Вслед за ними прибыли катера «Алтаец», «Бурнакский колхозник», «Кировский комсомолец», «Ленинский речник», «Пензенский пионер», «Тамбовский комсомолец», «Тюменский рабочий». Командирами этих маленьких, но грозных кораблей назначили молодых офицеров. В сентябре 1943 года «алтайские» торпедные катера в одном из дерзких рейдов открыли счет своим боевым победам. На митинге после возвращения на базу личный состав обратился с письмом к комсомольцам Алтайского края. Были в нем и такие слова: «Дорогие товарищи! Торпедные катера «Молодой алтаец», «Пионер Алтая», «Герой Советского Союза Федя Фомин» и «Барнаульский комсомолец», построенные на ваши средства и переданные нашему соединению, вступили в строй и начали боевую работу. От всей души благодарны вам за боевой подарок, на который вы не жалели сил и средств. Мы обещаем, не щадя ни крови, ни самой жизни, бить в море немецко-фашистскую сволочь. Корабли, что вы нам подарили, открыли счет мести...»

Моряки всегда докладывали своим шефам о боевых успехах. Ведь в победах катерников была доля труда комсомольцев и молодежи, работающей в тылу. Например, на Тамбовщину выезжала делегация балтийцев, которую возглавлял старший лейтенант Фруль, потопивший в 1943 году на торпедном катере «Алтаец» сторожевой корабль и два тральщика. Моряки выступали на заводах, в колхозах и школах с рассказами о своих фронтовых делах. Им было о чем рассказать...

Утром 2 ноября 1943 года отряд кораблей, в который входили два катера, построенные на средства комсомольцев, встретил в море восемь крупных вражеских тральщиков. Стремительными атаками наших торпедных катеров пять кораблей было потоплено, два подорвано и только одному удалось спастись бегством.

Особенно больших успехов добились балтийские моряки во второй половине войны, когда под могучими ударами Советской Армии гитлеровские полчища стали откатываться из Прибалтики на запад и флот вышел на оперативные просторы...

В ночь на 29 мая 1944 года четыре торпедных катера, в числе которых были «Молодой алтаец» (лейтенант Н. М. Задоя) и «Комсомолец Ойротии» (лейтенант Б. В. Кривошеин), атаковали три фашистских тральщика и потопили их.

Через несколько дней группа торпедных катеров атаковала вражеский отряд почти из 30 кораблей и потопила три тральщика. Израсходовав торпеды, командир группы катеров Герой Советского Союза А. Г. Свердлов вызвал подкрепление и навел его на врага. Прибывшие на место боя пять торпедных катеров, среди которых были опять «Молодой алтаец», «Комсомолец Ойротии», а также «Алтаец», сразу атаковали отчаянно отстреливающиеся фашистские корабли и уничтожили еще три тральщика типа М-1...

И так день за днем, неделя за неделей. Эскадренные миноносцы, сторожевые корабли, тральщики и крупные фашистские транспорты с войсками идут ко дну от метких ударов балтийских торпедных катеров, построенных на сбережения комсомольцев и молодежи.

30 июля 1944 года в бригаду торпедных катеров прибыла делегация комсомольцев Тамбовской области для торжественной передачи катеров, построенных на средства комсомольцев Тамбовщины. «Сегодня, — сказали они, — мы вручаем вам построенные на наши средства торпедные катера. Пусть они будут в ваших умелых руках грозным оружием для врага. Пусть они помогут приблизить час окончательного разгрома и уничтожения проклятых гитлеровских орд». Исключительную отвагу и мужество проявили моряки-катерники в боях с фашистскими кораблями при высадке десантов на побережье Прибалтийских республик и на острова Моонзундского архипелага в тяжелых условиях зимы 1944/45 года, когда катерам пришлось действовать в очень сложной обстановке.

Еще яростней и отважней сражались балтийцы в последние месяцы войны, стремясь приблизить ее окончание.

13 февраля 1945 года семь катеров под командованием капитана III ранга Е. В. Осецкого совершили тяжелейший изнурительный двухсотмильный поход в штормовых зимних условиях, и уже в ночь на 14 февраля три из них, среди которых был и катер «Пензенский пионер» (лейтенант В. А. Бушуев), вышли на боевое задание к гавани Лиепаи. Зажженные у подхода буи указывали на то, что враг ожидает прибытия подкрепления или готовит выход кораблей из порта. Катера застопорили ход почти у самых ворот. Вдруг на расстоянии всего 20-25 кабельтовых показались фашистские корабли конвоя и транспорты. Катера стремительно ринулись в атаку и пустили ко дну два огромных транспорта.

Сторожевые корабли врага вели ожесточенный огонь по нашим катерам. Около 40 минут они преследовали их, пытаясь отрезать отход, но наши моряки ускользнули от неприятеля...

Все ближе был желанный День Победы. Вместе с Советской Армией на юг Балтики продвигались и наши торпедные катера, перебазируясь в занимаемые советскими войсками прибрежные немецкие города.

Они пронесли свои вымпелы от Ленинграда до датского острова Борнхольм, приняв участие в освобождении его от фашистских захватчиков. За годы войны балтийские катерники уничтожили свыше 100 вражеских кораблей и транспортов. Многие из них значатся на славном боевом счету экипажей торпедных катеров, построенных на средства комсомольцев и молодежи нашей страны.

М. ФАРАФОНОВ, Ленинград

ТОРПЕДНЫЙ КАТЕР ТИПА Г-5

Молодой лейтенант Степан Осипович Макаров, впоследствии знаменитый адмирал, за год до начала русско-турецкой войны 1877-1878 годов предложил применить против кораблей турецкого флота минные катера. Их перевозили на быстроходных пароходах, а при подходе к противнику спускали на воду. Сначала катера вооружали шестовыми минами, а затем, по совету С. О. Макарова, стали использовать самодвижущиеся мины-торпеды.

14 января 1878 года ночью минные катера «Чесма» и «Синоп», вооруженные торпедами, под командованием С. О. Макарова атаковали турецкий военный пароход «Интибах», стоявший на батумском рейде, и потопили его. В истории военно-морского флота это первое боевое применение торпеды (мины Уайтхеда). Тем самым было положено начало развитию торпедных катеров как самостоятельного класса боевых кораблей. В годы первой мировой войны применялось уже несколько разновидностей представителей будущего «москитного флота». Однако по-настоящему совершенные конструкции были спущены на воду только в тридцатые годы, когда появились высокооборотные легкие авиационные двигатели большой мощности.

В ноябре 1928 года в составе Балтийского флота был образован первый дивизион торпедных катеров отечественной постройки. Эти глиссирующие катера Г-5, спроектированные конструкторским бюро А. Н. Туполева, к началу сороковых годов являлись лучшими торпедными катерами в мире.

Основное назначение катеров типа Г-5 состояло в ведении торпедных атак в стесненных прибрежных районах и при плохой видимости. Катер имел глиссирующий однореданный алюминиевый корпус клепаной конструкции с двумя водонепроницаемыми переборками на 5-м и 8-м шпангоутах. Для теоретического чертежа корпуса характерны плавные образования скуловой линии до редана, расположенного на 6-м шпангоуте, и большой развал носовых шпангоутов. Это обеспечивало длительную скорость хода, не менее 40-45 узлов, при умеренном волнении и кратковременное ее увеличение до 55 узлов. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В носовой части располагались крышки люков форпика и машинного отделения, на горловине устанавливали турельный пулемет ДШК. На некоторых катерах этого типа пулемет переносился за ходовую рубку.

По бортам носовой части размещались два вентиляционных дефлектора машинного отделения, на люковине которого по обе стороны от диаметральной плоскости тянулись шкафутные брусья-поручни и световые люки.

В середине корпуса находилась ходовая (боевая) рубка также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и турели ДШК. У выреза торпедных желобов крепились баллоны сжатого воздуха для сбрасывания торпед.

В 1942 году на Черноморском флоте впервые были успешно применены катера типа Г-5, оснащенные реактивными системами залпового огня («катюши»). Они послужили прообразом современных ракетных катеров, приоритет в создании которых принадлежит нашей стране.

Л. КАТИН

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Длина наибольшая (Lнб), м — 20
Ширина наибольшая (Bнб), м — 3.5
Осадка (без хода) в полном грузу (Т), м — 0,6
Водоизмещение полное (D), т — 17
Двигатели — 2X1250 л. с, бензиновые ГАМ-38ФН
Гребных винтов — 2
Скорость хода наибольшая, узл. — 54—56
Экипаж, человек — 6
Вооружение:
торпеды калибра 533 мм — 2
пулеметы ДШК калибра 12,7 мм — 2

ВНИМАНИЕ! Устаревший формат новостей. Возможны проблемы с корректным отображением контента.

Торпедный катер Г-5: опасный малыш

Представляем вам самый массовый советский катер периода Великой Отечественной — торпедный катер Г-5.

Разработка торпедного катера Г-5 началась в далёком 1928 году под руководством знаменитого авиаконструктора Туполева. Небольшое юркое судно создавалось для борьбы с большими кораблями противника. Главная боевая задача такого катера — сблизиться с судном противника, выпустить две торпеды и быстро убежать, пока палубная артиллерия противника не превратила тебя в гору дюралевых и деревянных обломков.

На катере Г-5 размещали два авиационных двигателя АМ-34, специально адаптированных для применения на морских судах и получивших обозначение ГАМ-34. Вообще, в довоенном Союзе эти двигатели были крайне востребованы — игроки War Thunder уже знакомы с ними по самолётам и , практически такие же “движки” ставили в танки и экспериментальную самоходку . Силовая установка из двух таких двигателей позволяла разогнать катер до 51 узла (свыше 94 км/ч). Длина катера — чуть более 19 метров, экипаж — всего 6 человек. Артиллерийского вооружения катер не имел, за исключением пулемёта ДШК. Главная огневая мощь малыша Г-5 — две торпеды 53-38 калибра 533 мм в желобных торпедных аппаратах. Эти торпеды не выпускались вперёд, а как бы выталкивались из кормовой части Г-5 по курсу движения катера. Чтобы не оказаться на пути у собственных торпед, катер после их выпуска должен был немедленно сменить курс.

За время производства было выпущено более 300 единиц катеров класса Г-5. Как средство борьбы с кораблями противника катер оказался не очень эффективен, однако широко применялся в качестве вспомогательного судна и десантного катера во время Великой Отечественной войны. Офицеры и матросы, служившие на катерах Г-5, получили множество наград за отвагу и доблесть, в том числе Звёзды Героя Советского Союза.


В War Thunder торпедный катер Г-5 — резерв в дереве исследования флота СССР. Маленькое судно весьма уязвимо к вражескому огню, при этом вооружение Г-5 не позволяет быстро и эффективно уничтожать вражеские катера в перестрелке. Но этого и не требуется. А вот что требуется, так это быстро передвигаться и метко выпускать торпеды! Ведь точно такие же торпеды установлены на , про который мы уже рассказывали, и торпеды эти способны расправиться с любым судном на поле боя — не говоря уже о крошечных “одноклассниках” Г-5 по боям на I ранге.

Уже совсем скоро опасный малыш Г-5 ворвётся в бои на морских просторах War Thunder и станет доступен всем участникам закрытого тестирования флота в нашей игре. Присоединяйтесь!

Команда War Thunder!

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Торпедные катера серии Г-5 - первая серия торпедных катеров ВМФ СССР . В период 1933-1944 годов было построено более 300 единиц. Катера принимали участие во Второй мировой войне , Корейской войне . Не смотря на то, что к началу войны катера уже были устаревшими и не сыграли особенной роли в боевых действиях, своим появлением они дали толчок к развитию советского "москитного флота".

Предпосылки к разработке

В начале 20-х годов вновь созданному флоту Рабоче-Крестьянской Красной Армии для ведения «малой войны на море» понадобилось создание «москитного флота» из сотен катеров на всех театрах. Предполагалось, что катера, взаимодействуя с крейсерами и авиацией, встретят противника у берега Советского Союза. Требовался катер, способный при мощном торпедном вооружении развить максимально возможную скорость. Дальность действия являлась малосущественной характеристикой.

Прототипами являлись, оказавшимися в руках советских моряков, трофейные английские катера CMB 40- и 55-футового типов. Их действия в Финском заливе в 1919 году, особенно потопление одиночным катером крейсера «Олег» , произвели на советское военно-морское руководство глубочайшее впечатление.

Разработку проекта и строительство первого советского торпедного катера поручили ЦАГИ . Главное требование - катер должен превысить скорость трофейных. С февраля 1925 года началось проектирование, а через полгода - строительство катера, получившего название ЦАГИ АНТ-3 «Первенец». Задача была весьма непростой: создать полноценный боевой корабль силами организации никогда не занимавшейся ничем подобным.

30 апреля 1927 года на Черном море начались испытания «Первенца», представлявшего собой цельнометаллический катер, оснащенный двумя авиационными моторами «Райт-Тайфун» американского производства, вооруженный одной 450-мм торпедой в желобном торпедном аппарате (запланированная 533-мм отставала от сроков завершения работ), с установленным приемопередатчиком, дневным и ночным торпедными прицелами. Рубка управления была открытой. В процессе испытаний обнаружились явления кавитации , не позволявшие при развитии моторами полного числа оборотов развить полную скорость. Под руководством А. Н. Туполева провели работы по изменению шага винтов. Результат превзошел самые оптимистические ожидания - получили 56 узлов . 16 июля, в последний день испытаний, произошло кульминационное событие: гонки английского и советского катеров, показавшие полное преимущество последнего.

Моряки также оказались довольны и сделали заказ на новый катер. Новый катер должен был иметь водоизмещение не больше 10 тонн, скорость не ниже 56 узлов, с вооружением из двух 450-мм торпед. Одновременно необходимо было устранить выявленные недостатки: коррозию материала корпуса (авиационный дюралюминий подвержен коррозии при контакте с морской водой), плохое качество окраски, интенсивное брызгообразование и, как следствие, интенсивное заливание рубки. В ноябре 1927 года были начаты работы над первым катером АНТ-4, а уже в сентябре его представили на испытания. Результаты работ полностью устроили заказчика: для уменьшения брызгообразования изменили теоретические обводы корпуса, рубку сделали закрытой.

Первые модели

Серийное производство поручили ленинградскому заводу им. А.Марти. В октябре 1928 года одновременно с принятием в состав морских сил Черного моря головного катера, на заводе заложили первые серийные катера. Флот присвоил им обозначение «Ш-4», как оно расшифровывается - неизвестно . Всего в период с 1928 по 1931 года было выпущено 59 единиц в пяти сериях. Моряков в новых катерах устраивало практически все, кроме вооружения. Для 30-х годов 450-мм торпеды были явным анахронизмом. Для «Ш-4» они были вынужденной мерой и теперь необходимо было вооружить катер 533-мм торпедами. Через год начинается постройка катера АНТ-5, прототипа Г-5.
Строительство шло медленными темпами, оборудование, поставляемое заказчиком не в срок, тормозило процесс. Проектирование велось под американские моторы «Райт-Циклон», но при этом не исключалась установка американских же «Паккардов», отечественных ГМ-13. В итоге на катер установили итальянские моторы фирмы «Изотто-Фраскини» АССО-1000. В феврале 1933 года катер построили и отправили на Черное море. От своего прародителя новый катер отличался увеличенной за счет вставки длинной корпуса, изменениями в рубке и моторном отсеке, и главное - увеличенным калибром торпед. АНТ-5 прошел испытания и был принят флотом 1 августа 1934 года под обозначением «Г-5» (глиссирующий - пятый).

Описание конструкции

Катера выпускались девятью сериями, различие между которыми были в основном, в толщине листов обшивки (усиление ее проводилось на каждой последующей серии), двигателях (на части стояли импортные АССО и «Паккард», а на других различные модификации ГАМ-34), скорости, запасе топлива и вооружении (См. таблицу Серия Г-5). Внешних отличий между катерами очень мало.

Окраска катеров не отличалась разнообразием. Корпус грунтовался свинцовым суриком и окрашивался в шаровый цвет различного оттенка в зависимости от театра действий. Подводная часть окрашивалась кузбасс-лаком, либо железным или свинцовым суриком.

Корпус

Корпус имел глиссирующие обводы с плавными образованиями скуловых линий, большим развалом шпангоутов в носовой части и палубой округлой формы. Материал корпуса - дюралюминий, продольная прочность обеспечивалась килевой балкой коробчатой формы и стрингерами. Поперечные водонепроницаемые переборки делили катер на 5 отсеков: І- форпик, ІІ- моторный, ІІІ- отсек управления и радиорубка (с иллюминатором в правом борту), ІV- бензиновые цистерны, V - транец.

І и V отсеки в море задраивались, причем в последний можно было попасть только сбросив торпеды, закрывавшие горловины. Моторный и командный отсеки сообщались между собой через дверь, для командира устанавливался съемный настил из гофрированного листа, в бензоотсек вел герметически задраиваемый лаз. Рубка по конструкции была аналогична корпусу: клепаная из дюралюминия с пятью окнами из бронированного стекла в передней части.

Энергетическая установка и ходовые качества

Катер оснащался двумя авиационными моторами АМ-34 конструкции Микулина производства завода № 24. Изменения в моторах заключались в приспособлении их к морским условиям, в частности, в снятии нагнетателей. В корабельном варианте они обозначались ГАМ-34, с соответствующей модификацией. Установка производилась на специальные баки, со смещением правого мотора вперед, а левого - назад. Мощность моторов зависела от серии, частота вращения достигала 2000 об./мин., охлаждение осуществлялось пресной водой, в случае повреждений - забортной.

Для вращения трехлопастных гребных винтов диаметром 680 мм использовались длинные гребные валы, первоначально из легированной стали, а затем - из нержавеющей. Наибольшую скорость (51 уз) катер мог поддерживать в течении 15 минут, полную (47 уз) - в течении часа, экономическую (36 уз) - чуть больше семи часов. Использовались два вида горючего: либо бензин Б-74, либо смесь из 70 % бензина Б-70 и 30 % спирта.

Вспомогательное оборудование

Центром управления катером была рубка. В ней находились: штурвал для управления рулями, машинный телеграф, навигационное оборудование - гирокомпас КГМК и два спиртовых магнитных компаса КИ-6 и ПМ-3, столик с картами, рамка с таблицей скоростей, тахометры, автомат-коробка торпедной стрельбы, прибор газоуправления, аварийный контакт, дифферентометр, авиационные часы, термометр. На крыше рубки располагался торпедный прицел КП-3 (комбинированный для дневного и ночного боя).

На катерах устанавливались две динамо-машины постоянного тока ГА-4630 мощностью по 250 ватт. Имелись и два аккумулятора типа 6СТК-VIII. В состав электрооборудования входили: один ламповый прожектор МСПТ- Л2,5 применявшийся как для освещения, так и для сигнализации; приемопередающая радиостанция типа «Штиль-К». Она имела мощность 10-20 ватт, диапазон 75-300 м, дальность действия 20 миль, могла работать в телефонном режиме. Для растяжки лучей антенны служили две мачты Т-образной формы: одна располагалась на носу катера, а другая - за рубкой правления.

Устанавливалась также аппаратура для постановки дымзавес. Стационарная система, размещавшаяся за рубкой, обозначалась ДА-Т4. Она обладала следующими тактико-техническими характеристиками (ТТХ): вес 540 кг, производительность 25-30 кг/мин, время действия 6 минут, время пуска 2 секунды, могли быть поставлены три дымзавесы средней высотой 20-30 метров. Применялись также четыре дымовых шашки МДШ с такими ТТХ: вес 45 кг, производительность 3 кг/мин, время действия 10 минут, время пуска 50 секунд, одна дымзавеса высотой 15-20 метров.

Экипаж и обитаемость

Экипаж катера по штату состоял из шести человек. Наибольший круг обязанностей ложился на плечи единственного офицера - командира катера. Он должен был осуществлять общее руководство действиями команды, вести штурманскую прокладку, непосредственно удерживать катер на курсе, регулировать скорость хода, производить расчеты для торпедной стрельбы и выводить катер в атаку, производить пуск торпед, включать дымаппаратуру. При получении катером повреждений - руководить борьбой за жизнь, при выполнении обязанностей командира группы катеров - организовывать совместные действия ее состава.

В экипировке экипажей учитывались особенности этого типа катеров - большое брызгообразование на волнении и пронзительный ветер. Одевался экипаж в теплое водолазное белье, кожаное обмундирование, верхняя вахта носила кожаные летные шлемы и защитные очки, механики пользовались танковыми шлемами для защиты от рева двигателей.

Также в торпедные желоба мог приниматься десант в количестве 20-22 человека, а с перегрузкой - до 30-50. Поскольку десантный вариант оказался весьма распространенным, в итоге пришли к выводу о необходимости изготовления специальных банок и решеток для удобства размещения бойцов.

Вооружение

Основным оружием катеров Г-5 являлись две торпеды в желобных торпедных аппаратах. Их конструкция первоначально была позаимствована у английского прототипа. Торпеда располагалась на направляющих и удерживалась стопорами. Выстрел осуществлял механизм, основанный на пороховом газогенераторе, в котором 250-граммовый заряд бездымного пороха обеспечивал, посредством поршня и телескопического толкача, вылет торпеды из аппарата со скоростью 5-6 м/с. Залп производился электрической автомат коробкой с возможностью пуска одной торпеды или обеих залпом. На случай несрабатывания электрозапалов предусматривалось использование механических ударников.

Торпеды были двух модификаций. Первоначально на вооружении стояли торпеды 53-27к, имевшие следующие ТТХ: калибр 533,4 мм, длина 6,9 м, масса 1675 кг, скорость хода 43,5 уз на дальности 3700 м, вес боевой части 200 кг. В 1937 году закупленная в Италии, и воспроизведенная в СССР торпеда под обозначением 53-38 улучшила основное оружие катеров. Ее ТТХ: длина 7,2 м, масса 1615 кг, вес боевой части 300 кг (400 кг в варианте 53-38У), режим движения: 44,5 уз на дистанции 4000 м, 34,5 уз на 8000 м, 30,5 уз на 10 км. Торпеды оснащались лобовым и инерционным ударниками и не имели ни устройств фигурного курса, ни неконтактных взрывателей.

В торпедных желобах вместо торпед могло размещаться разнообразное вооружение. При установке стеллажей в желобе принимали двадцать четыре глубинные бомбы типа М-1 и четыре - непосредственно в командирскую рубку. Существовал вариант при котором сохранялась одна торпеда, а вместо второй брали 12 бомб. Бомбы типа М-1 обладали следующими ТТХ: полный вес 41 кг, заряд 25 кг, диапазон глубин от 15 до 100 м, радиус поражения 4-5 м.

Также катер мог выступать и в роли минного заградителя. Вместо торпед принимались мины в различных вариантах. По одной из них на специальных стеллажах находились три мины образца 1926 года (заряд 242-254 кг). Могли приниматься более современные образцы - мины КБ (заряд 230 кг), но в количестве двух штук, либо одна мина и один минный защитник. Другим вариантом были восемь малых мин типа «Р-1» (заряд 40 кг).

До Великой Отечественной бортовое вооружение катеров Г-5 составляли пулеметы. Первоначально устанавливалась авиационная турель со спаркой пулеметов ДА. При максимальном угле возвышения в 60 градусов она обладала круговым обстрелом. Пулемет имел следующие ТТХ: вес 10,1 кг, калибр 7,62-мм, емкость магазина 63 патрона, скорострельность 600 выстр/мин (максимальная) и 80-150 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 1500 м, боезапас восемь дисков на ствол. На некоторых катерах устанавливали турель с одним ШКАС. Очевидно, что пулемет винтовочного калибра был малоэффективен против морских и воздушных целей второй половины 30-х годов. В начале Великой Отечественной (начиная с Х серии) устанавливали пулемет ДШК с сохранением одного ДА в качестве выносного пулемета с возможностью установки либо на рубке, либо в носовой части на битенге перед сходным люком в машинное отделение. Характеристики ДШК: вес 150 кг (с турелью), калибр 12,7-мм, емкость лент в патронных коробках 50-100 патронов, пробивает 15 мм брони на дистанции 500 м, скорострельность 560-600 выстр/мин (максимальная) и 250 выстр/мин (практическая), дальность стрельбы 7000 м, потолок 3500 м, угол возвышения 80 градусов, боекомплект 1000 патронов.

История службы

Построенные по концепции разработанной в середине 20-х годов, торпедные катера вступили в бой во второй половине следующего десятилетия, то есть, совершенно не в тех условиях на которые рассчитывали их создатели. Пришлось совершать дальние рейды, действовать на коммуникациях, бороться с авиацией противника. Техническая концепция катера изначально была морально устаревшей: исходили не из возможного уровня развития техники, а из уровня имеющихся трофейных образцов. Требование достижения максимально возможной скорости, единственного козыря корабля, ограничивало любые попытки установки более мощного зенитного вооружения и брони. Не было и ясности в использовании катеров, слишком много от них требовали и слишком мало они могли реально сделать.

Гражданская война в Испании

В июле 1936 года мятеж республиканского правительства Испании стал началом трехлетней войны. К этому времени в составе испанского флота не было торпедных катеров. Это для националистов исправили Италия и Германия, поставками катеров типа MAS и люсерновских «шнелльботов» . Не остался в стороне и флот Советского Союза, направивший в Испанию в мае 1937 года четыре катера типа Г-5. Базой для них служил Порман.

Не смотря на то, что недостаточная дальность плавания и мореходность не позволили катерам действовать в роли собственно торпедных катеров, они несли конвойную службу. Но тут проявились и другие недостатки: слабое зенитное вооружение, высокая пожароопасность (из-за авиационного топлива) и отсутствие даже самой минимальной гидроакустической аппаратуры. Непригодность пулеметов для борьбы с самолетами самым трагическим образом проявилась в боях.

30 июля недалеко от Барселоны республиканский конвой был атакован летающей лодкой «Савойя» . По словам Конвея: один катер сопровождавший транспортник был потоплен, второй - очень пострадал, сам транспортник выбросился на берег.

В целом советские торпедные катера в ходе гражданской войны в Испании особой роли не сыграли, и их дальнейшая судьба остается неясной. Единственный шанс отличиться они упустили в марте 1938 года, когда из-за сравнительно небольшого волнения не смогли принять участие в бою, в ходе которого был потоплен крейсер «Балеарис» .

Великая Отечественная война

Основная деятельность торпедных катеров Г-5 во время Второй Мировой войны была развернута на Балтийском театре военных действий . К 22 июня 1941 года торпедные катера Краснознаменного Балтийского флота (КБФ) были сведены в две бригады и отдельный отряд, насчитывавшие в своем составе 56 катеров типа Г-5.

«Москитные силы» КБФ активно участвовали в боях за острова Моонзундского архипелага, боролись с немецкими конвоями, направлявшимися в Рижский залив, проведя ряд атак на суда противника, но не добились особых успехов. Несмотря на многочисленные потопленные вражеские транспортники с войсками и грузами, их собственные потери были достаточно тяжелыми. Доставалось, в основном, от авиации врага, противопоставить которой было нечего.

В конце сентября состоялась единственная за всю войну атака катерников советского флота на соединение крупных надводных кораблей, которые напали на полуостров Сырве. Оставшиеся боеспособными четыре катера обогнули Сырве и направились к бухте Лыу, где находилась эскадра противника. В её состав входили легкие крейсера «Лейпциг» и «Эмден» с миноносцами охранения «Т-7», «Т-8» и «Т-11», а неподалеку действовали еще и тральщики из состава 17-й флотилии.

При выходе из Ирбенского пролива катера атаковал вражеский гидросамолет, который отогнали истребители прикрытия, затем отразившие попытку еще двух «стервятников» расправиться с катерами. Немецкие корабли, предупрежденные сигнальными ракетами гидросамолета, успели подготовиться к атаке и по катерам был открыт ураганный огонь. Ущев (командир отряда катеров) приказал дать сигналы - «Дым», «Атака». Под прикрытием дымзавесы два катера ударили по крейсеру «Лейпциг», два - по миноносцам. В это время был подбит первый катер начал тонуть. Не одна из торпед не попала в цель. Возвращавшиеся в Мынту катерники потопили вспомогательный тральщик «М-1707» (экс-траулер «Люнебург»). Немецкие крейсера, расстрелявшие большую часть боезапаса основного калибра по катерам, были вынуждены уйти. Больше в обстрелах советских войск они не участвовали.

Так как боевые качества корабля на момент начала боевых действий были морально устаревшие и не выдерживали конкуренции с вооружением вражеских войск, основной формой боевой деятельности торпедных катеров Г-5 во время войны были минные постановки и транспортировка десанта. Им на смену приходили новые более совершенные торпедные катера по ленд-лизу или от промышленности. По окончанию войны катера Г-5 выполняли обязанности минных тральщиков.

Длина готовой модели: 38 см
Количество листов: 10
Формат листов: A3

Описание, история

Торпедные катера типа «Г-5» - проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах.

История проектирования

29 июня 1928 года ЦАГИ было выдано задание на строительство глиссирующего торпедного катера с двумя отечественными двигателями и двумя торпедными аппаратами. 13 июня 1929 началось строительство опытного образца ГАНТ-5, обводы которого были точно такими же, как у Ш-4 . Промышленность не смогла обеспечить проект необходимой силовой установкой, в связи с чем пришлось закупать двигатели «Изотта-Фраскини» мощностью 1000 л. с.

Торпедные катера типа «Г-5»
Основная информация
Тип
Государство флага СССР , ,
Финляндия,
КНДР
Верфь завод № 194
Строительство начато 1933-1944
Параметры
Тоннаж 15 тонн
Длина 19,0 м
Ширина 3,3 м
Осадка 1,2 м
Технические данные
Силовая установка 2 двигателя АМ-32
Винты 2 трёхлопастных винта
Мощность 2 х 850 л. с.
Скорость 51 узел полная

31 узел крейсерская

Экипаж 6 человек
Вооружение
Торпедно-минное вооружение 2x533-мм кормовых ТА
Зенитное вооружение 2x7,62-мм пулёмета ДА

История строительства

Катер отправили в Севастополь на испытания только 15 февраля 1933 года. Во время испытаний катер без вооружения достиг скорости 65,3 узлов, а в полной боевой нагрузке - 58 узлов. Однако, на серийные катера стали устанавливать отечественные двигатели (2 х 850 л. с. вместо 2 х 1000 л.с. на опытном образце). Испытания первых серийных катеров завершились в январе 1934 года. Стрительством занимался завод имени Андре Марти (завод № 194) в Ленинграде . Всего было построено свыше 300 единиц всех серий.

Конструкция

Материал корпуса - дюралюминий. Килевая балка коробчатой формы, 10 шпангоутов - закрытые профиля. Обшивка крепилась с помощью заклёпок.
4 поперечными водонепроницаемыми переборками корпус разделен на 5 отсеков: I - форпик; II - моторный; III - отсек управления; IV - топливный; V - жёлобные торпедные аппараты (ТА). Экипаж по штату - 6 человек (практически иногда доходил до 11 человек).
Два полубалансирных руля. Переднее смотровое стекло бронированное.

Силовая установка

Два авиационных мотора АМ-32 конструкции Микулина производства завода № 24. Для работы в морских условиях моторы были модернизированы (сняты нагнетатели, применено водяное охлаждение) и получили обозначение ГАМ-34. Частота вращения 2000 об/мин. Трёхлопастные гребные винты диаметром 680 мм. Для бесшумного хода выхлоп мог переключаться на подводный.
Могли поддерживать максимальную скорость в течение 15 минут, полную - 1 час, экономическую - 7 часов.
Горючее - бензин Б-74 или смесь из 70 % Б-70 и 30 % спирта .
Электроустановка - две динамомашины постоянного тока мощностью по 250 Вт каждая.

1 сентября 1934 года в мастерских ЦАГИ заложили Г-6 (увеличеный Г-5) - который должен был стать головным катером. Но в серию он не пошел.

Боевое применение

1 мая 1937 года на палубе испанского грузового судна Santo Tome в Картахену прибыли четыре Г-5 , где их встречал Н. Г. Кузнецов (тогда еще советский военно-морской атташе в Испании). Уже тогда стала очевидна их низкая профпригодность, 2 из них были потеряны.
На Северном флоте служил только один Г-5 (№ 16), который из-за малого радиуса действия из боевой единицы был переведён в плавсредство.
На других театрах военных действий ситуация сложилась так, что только один раз за всю Великую Отечественную войну торпедные катера этого типа вышли в атаку на крупное соединение кораблей германских Кригсмарине. Германское соединение в составе крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и эсминцев «Т-7», «Т-8», «Т-11» при участии тральщиков из 17-й флотилии обстреливали советские войска на полуострове Сырве. На перехват им вышли 4 торпедных катера. Описание развития дальнейших событий разнятся в зависимости от того, кто их описывает. Подтверждённым фактом является то, что немецкие корабли ушли и больше для обстрела советских войск на Саарема не участвовали.
В подавляющем большинстве остальных случаев боевого применения торпедные катера использовались не по прямому назначению: для высадки десанта, постановка минных заграждений, доставка грузов, обстрела побережья, противоборства с катерами и минными тральщиками противника.

5 катеров Г-5 в период войны попали также и в руки противника - 2 ТКА ((№111, №163) были захвачены немецкими войсками на Черном море и Балтике, 3 (№54, №64, №141) - финнами. Последние вошли в состав ВМС Финляндии (V-3, V-1 и V-2 соответственно), но после выхода Финляндии из войны в 1944 г. возвращены СССР. Наиболее результативным из них, в составе ВМС Финляндии, оказался V-2, потопивший совместно с двумя другими финскими ТКА канонерскую лодку Балтийского флота «Красное Знамя».

Последним оператором торпедных катеров Г-5 стала Корейская Народно-Демократическая Республика, получившая в конце 40-х годов из СССР 5 катеров этого типа. 2 июля 1950 г. северо-корейский отряд из 4-х катеров Г-5 попытался атаковать крейсера союзников «Джюно» (США) и «Джамайка» (Великобритания), блокировавших прибрежные воды в районе Чумунжина, но были вовремя обнаружены противником и почти все уничтожены артиллерийским огнем (спастись удалось лишь 1 катеру) так и не выпустив торпед.

Спроектированы конструкторским бюро А.Н. Туполева, как дальнейшее развитие реданных катеров ЦАГИ и предназначались для ведения торпедных атак в стесненных прибрежных районах и при плохой видимости.

Корпус катера имел глиссирующий однореданный дюралевый корпус клепаной конструкции с толщиной листов обшивки борта в 1,5-2 мм, палубы 1-2 мм и днища 3-4 мм. Носовые обводы корпуса выполнялись с широким развалом шпангоутов, для увеличения мореходности катера до 4 баллов. Палубе в носовой и средней частях корпуса были присущи округлые образования, способствовавшие быстрому стеканию воды, в кормовой части она переходила в плоскую с двумя желобами для двух торпед. В носовой части располагались крышки люков форпика и машинного отделения. По бортам носовой части размещались два вентиляционных дефлектора машинного отделения, на люковине которого по обе стороны от диаметральной плоскости тянулись шкафутные брусья-поручни и световые люки. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка, также клепаной конструкции с тремя люками: командирским, торпедиста и пулемётчика. Переднее смотровое стекло бронированное. Внутри рубки находились приборы управления: штурвал автомобильного типа, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы (для пуска второй торпеды с некоторой задержкой после первой). В задней части рубки установили радиостанцию.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса переборками, на 5 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Моторный;
  3. Управления;
  4. Топливный;
  5. Торпедный.
Все катера после возвращения из каждого плавания поднимали на береговую стенку, протирали керосином и хранили в крытых, хорошо вентилируемых помещениях. На воду их спускали только перед новым выходом в море.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34БП по 800 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа и то только при торпедной атаке. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

Электроэнергетическая система постоянного тока 12 В включала 2 динамомашины от тракторов ГА-4630 по 250 Вт каждая, сила тока - 20 А при частоте вращения 1300 об/мин.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 лотков для двух 533-мм торпед. Для выбрасывания торпед из лотка служило пороховое выталкивающее устройство, причём торпеды выбрасывались назад и поэтому наведение на цель осуществлялось корпусом самого катера. После выстрела катер резко уходил в сторону, чтобы собственная торпеда не смогла уничтожить сам катер. Основным элементом выталкивающего устройства являлся баллон-газообразователь, в котором производился подрыв заряда бездымного пороха. Сам этот баллон изготовляли из расточенного 152-мм фугасного снаряда.
  2. Из 2 7,62-мм пулемётов ДА с длиной ствола 79,4 калибра, расположенных один на ходовой рубке и один в носовой части. Режим огня пулемёта только автоматический. Питание пулемёта дисковое, диск включал 76 патронов. Темп стрельбы 80 выстрелов/мин., после чего следовала пауза для охлаждения ствола и замены диска. Начальная скорость пули составляла 840 м/с, а прицельная дальность стрельбы - 1500 метров.

Головной катер вошёл в строй флота в 1933 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия VI Водоизмещение: 14,91 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка:
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БП по 800 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:

постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 49 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 49 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1933 г. по 1934 г. - 25 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия VII
- отличались от предыдущей серии увеличенной толщиной обшивки борта до 2,5 мм и толщиной палубы до 5 мм. Толщина днища осталась неизменной 3-4 мм. Были модернизированы главные двигатели, в следствии, чего полная скорость катера увеличилась до 51 узла.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1934 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия VII Водоизмещение: 14,98 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка: 1,2 метра в полном грузу без хода
Силовая установка:
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода:
Дальность плавания:
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1934 г. по 1935 г. - 74 единицы.

    Торпедные катера типа Г-5 серия VIII
- отличались от предыдущей серии увеличенным количеством подкреплений корпуса.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1935 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия VIII Водоизмещение: 14,98 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка: 1,2 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 51 узел, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 51 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1935 г. по 1936 г. - 51 единица.

    Торпедные катера типа Г-5 серия IХ
- отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением и толщиной днища до 5 мм. Толщина палубы была снижена до 1,5-2,5 мм.
Установлены новые иностранные главные двигатели АССО большей мощности по 1000 л.с. каждый, увеличен забор топлива на борт до 1,6 т.
Катера этой серии были выпущены только для Черноморского флота.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1936 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия IХ Водоизмещение: 16,5 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,33 метра
Осадка: 1,2 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора АССО по 1000 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода:
Дальность плавания:
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1936 г. по 1937 г. - 25 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия Х
- отличались от предыдущей серии увеличенной шириной корпуса до 3,4 метра и уменьшенной осадкой до 1,02 метра. Водоизмещение катера незначительно снизили до 16,26 тонны.
Установлены новые главные двигатели отечественной постройки ГАМ-34Ф мощностью по 1000 л.с. каждый в результате чего полная скорость катера увеличилась до 55 узлов.
Усилено вооружение 1 крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который расположили на крыше рубки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1938 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия Х Водоизмещение: 17,84 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка:
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 50 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское:
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1938 г. по 1939 г. - 25 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия ХI
- отличались от предыдущей серии увеличенным водоизмещением до 17,84 тонн и улучшенной компоновкой корпуса.
Вернули старые хорошо зарекомендовавшие себя двигатели ГАМ-34БС по 850 л.с.
Катера этой серии были выпущены только для Балтийского флота.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй флота в 1939 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХI Водоизмещение: 17,84 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка: 1,02 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34БС по 850 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 50 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 50 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 12,7-мм пулемёт ДШК, 1х1 7,62-мм пулемёт ДА
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1939 г. по 1940 г. - 24 единицы.

    Торпедные катера типа Г-5 серия ХIбис
- отличались от предыдущей серии увеличенной осадкой до 1,22 метра и незначительно уменьшенным водоизмещением до 17,17 тонн.
Снова были установлены более мощные отечественные моторы ГАМ-34Ф по 1000 л.с. поэтому полная скорость увеличилась до 54 узлов.
Вооружение катера также было улучшено, в корме между торпедами был установлен на специальном банкете второй крупнокалиберный пулемёт ДШК.

Строительство проводилось на заводе №194(Андре Марти) в Ленинграде и на заводе №532 в Керчи.

Головной катер вошёл в строй флота в 1941 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХIбис Водоизмещение: 17,17 тонны Длина наибольшая: 19,08 метра
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка: 1,22 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34Ф по 1000 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 54 узлов, экономическая 31 узел
Дальность плавания: 160 миль при 54 узлах, 220 мили при 31 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 12,7-мм пулемёт ДШК
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1941 г. по 1942 г. - 40 единиц.

    Торпедные катера типа Г-5 серия ХII, ХIII(пр.116)
- отличались от предыдущей серии уменьшением водоизмещения до 16,57 тонн, увеличением длины до 20 метров и ширины до 3,5 метров.
Установили новые более мощные отечественные моторы ГАМ-34ФН по 1250 л.с. скорость повысилась до 56 узлов.
Один пулемёт ДШК перенесли с кормы на люк моторного отсека в носу катера.

Строительство проводилось на заводе №639 в Тюмени.

Головной катер вошёл в строй флота в 1942 году.


Тактико-технические данные тип Г-5 серия ХII, ХIII(пр.116) Водоизмещение: 16,57 тонны Длина наибольшая: 20 метров
Ширина наибольшая: 3,5 метра
Осадка: 1,02 метра в полном грузу без хода
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34ФН по 1250 л.с.,
2 винта, 2 руля
Электроэнергетическая
система:
2 динамомашины ГА-4630 по 250 Вт,
постоянного тока 12 В
Скорость хода: полная 56 узлов, экономическая 36 узлов
Дальность плавания: 160 миль при 56 узлах, 220 мили при 36 узлах
Мореходность: 4 балла, пуск торпед 1 балл
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 12,7-мм пулемёт ДШК
торпедное: 2 желобных 533-мм ТА
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1942 г. по 1944 г. - 43 единицы.

    Одним из самых больших недостатков катеров Г-5 следует считать способ сбрасывания торпед. Он заключался в том, что торпеда сбрасывалась с кормы хвостом назад, после чего у нее сразу включался маршевый двигатель. Минимально возможная скорость катера при выпуске торпед должна была составлять не менее 17 узлов, в противном случае он пострадал бы от своей же торпеды. Поэтому после выстрела катеру следовало сразу же резко отвернуть в сторону, что отрицательно влияло на точность стрельбы.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе