Педагогическая деятельность всегда целенаправленная. Цель работы педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений социально значима, и отражает общие цели и задачи общества по формированию, развитию и воспитанию детей дошкольного возраста.
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится, что в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений «для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей».
Каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, определенные традиции национального и местного значения. Педагогические коллективы таких учреждений часто нестабильны. Поэтому естественно, что управление образовательным учреждением, в том числе и дошкольным, требует определенной плановости в работе, предвидений всей системы учебно-воспитательной работы с воспитанниками, педагогическим коллективом и четкое предвидение ее результата.
Воспитательно-образовательная работа в дошкольном образовательном учреждении осуществл5штся на основе плана. План для всего учреждения составляется на год. Кроме того, воспитатели и педагоги-специалисты составляют планы на определенный промежуток времени.
На основании методических рекомендаций и практике работы дошкольных образовательных учреждений сложились разнообразные виды и формы подготовки годовых планов. Сам годовой план работы дошкольного учреждения может быть схематично-блочным, календарно-месячным, календарно-сетевым и т. п. При составлении годового плана всегда следует помнить, что он будет выполняться всем педагогическим коллективом и обязательно учитывать, по каким программам работает детский сад
Основная задача планирования – обеспечить научно обоснованный подход к педагогическому процессу и такую его организацию, которая позволила бы вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребенку.
Планирование помогает воспитателю и всему педагогическому коллективу детского сада правильно определить содержание работы с детьми на конкретный отрезок времени, отобрать наиболее рациональные способы и методы для решения выдвинутых задач обучения и воспитания. Педагогически обоснованный план воспитательно-образовательной работы с детьми обеспечивает четкую организацию их деятельности, позволяет наметить интересные перспективы в работе с детьми.
Составить план – значит увидеть ход педагогического процесса во всем его многообразии. Творчески работающий педагогический коллектив, особенно воспитатели, могут не только представить содержание деятельности с детьми, но и предусмотреть ее результаты.
К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана работы детского сада и при планировании работы отдельными воспитателями и педагогами-специалистами.
1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса. Данное педагогическое требование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные задачи на определенный отрезок времени.
При этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учебных занятий. В отборе задач педагогического процесса воспитателю помогают новые варианты программ для детских садов по каждой возрастной группе. Реализуются выдвинутые воспитательные задачи не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином педагогическом процессе.
2. Разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффективной в том случае, если план предусматривает использование методов приучения, упражнения, рассказа, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетическую деятельность.
3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Данное педагогическое требование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы развития, воспитания и обучения дошкольников и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или другим воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенностей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в определенной степени опережать развитие ребенка. Эту особенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные виды деятельности детей.
4. Реальность плана, его систематичность и последовательность. При составлении годового плана дошкольного учреждения или плана работы воспитателя важно продумать правильную насыщенность его разнообразными делами. Дошкольники в силу своего возраста не могут сами осуществить сюжетно-ролевую игру, постановку сказки, организовать работу с природным материалом и т.п. Везде необходима помощь взрослых.
Поэтому в планах любого уровня планируется определенное количество интересных, творческих дел с таким расчетом, чтобы быть в состоянии помочь детям. Если таких дел будет запланировано много, то ясно, что их невозможно подготовить на высоком уровне и, следовательно, воспитательный эффект не будет достигнут. Уже в младшем дошкольном возрасте дети должны с радостью ожидать любого праздника, утренника, встречи со старшими детьми.
Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный заряд. Последовательность и систематичность любого плана детского сада или воспитателя помогает реализовать воспитательные задачи и соблюсти непрерывность самого воспитательного процесса.
5. Согласованность всех планов работы, особенно плана воспитателя с годовым планом дошкольного учреждения. План работы детского сада обычно составляется на год. В нём указываются ведущие направления деятельности дошкольного учреждения в соответствии с общими задачами воспитания и образования; конкретизируется работа с педагогическим коллективом, родителями, социумом и т. д. Например, в годовом плане детского сада указывается, что приоритетным направлением деятельности в текущем году является художественно-эстетическое. Воспитатель, зная это, планирует задачи эстетического воспитания и развития детей – научить детей видеть прекрасное в природе, познакомить детей с созданием красивых аппликаций, развивать у детей способность воспринимать прекрасное в полотнах художников и т. п. В соответствии с этими задачами воспитатель подбирает определенный материал для работы с детьми. Большую помощь воспитателю при планировании своей деятельности оказывают комплексные программы развития, воспитания и обучения детей.
Годовой план дошкольного учреждения может иметь разную структуру. Он составляется коллективно. К планированию привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, старший воспитатель. Годовой план обсуждается и утверждается на педагогическом совете.
Годовой план дошкольного учреждения и план работы воспитателя являются рабочими документами и должны быть удобными для работы.
Все воспитатели дошкольных образовательных учреждений составляют свои планы по направлениям процесса воспитания – игровая деятельность, социально-нравственное воспитание и развитие детей, физическое развитие и т. д. При этом учитывается время учебных занятий с детьми.
В последнее десятилетие дошкольные образовательные учреждения составляют перспективные планы, которые рассчитаны на 5 лет. Иногда вместо перспективных планов можно увидеть разработанные концепции. В любом случае в структуре этих планов и концепций прослеживаются следующие направления: анализ работы учреждения за последние 2 – 3 года; перспективы развития наполняемости групп детей по каждому году; обеспеченность методическим материалом, его обновление, внедрение педагогических инноваций; повышение квалификации педагогических кадров; социальная защита педагогов и детей; материально-техническая база учреждения; связь детского сада с другими учреждениями и научными коллективами; работа с родителями.
Во многих дошкольных образовательных учреждениях на основе годового и перспективного планов составляются планы на неделю. Такое планирование особенно удобно для воспитателя детской группы, который корректирует задачи работы на каждую неделю, подбирает содержание деятельности детей.
Недельный план в большей степени позволяет реализовать личностно-ориентированную модель воспитания. Удобно, когда недельные планы учреждения или воспитателя составляются на месяц. При этом очень четко расписываются учебные занятия, а к ним составляются планы-конспекты и подбирается методический материал. Недельное планирование иногда называют календарным планом работы воспитателя на определенный промежуток времени.
Годовой план работы дошкольного образовательного учреждения соответствует избранной комплексной программе, виду дошкольного учреждения (общеразвивающее, комбинированное, компенсирующее) и приоритетным направлениям деятельности.
В последние годы приоритетными направлениями в работе разного вида детских садов являются – художественно-эстетического воспитания и развития детей, физического воспитания. Приоритетное направление определяет содержание деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Подробные рекомендации к планированию работы воспитателя на год содержатся в программе «Радуга». В соответствии с этими рекомендациями план должен иметь следующие разделы: периоды (бодрствование, сон, бодрствование), режимные процессы (прием детей, завтрак, свободная самостоятельная деятельность, организованная деятельность, ужин, прогулка, длительность режимных моментов), педагогическое содержание.
Планирование работы детского сада, воспитателя – процесс творческий; он может изменяться в зависимости от погодных условий, складывающейся педагогической ситуации, праздников, традиций, желаний родителей.
Таким образом, при планировании воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении необходимо учитывать режимные моменты и их длительность, медико-гигиенические требования к организации жизни детей в детском саду, климатические условия, региональные особенности, контингент детей и их индивидуальные особенности. В план работы должны включаться эмоциональные моменты, создающие радостное настроение, снимающее усталость детей, побуждающие их к новой активной деятельности.
Задания для самостоятельной работы
1. Назовите виды планов дошкольного образовательного учреждения.
2. Раскройте педагогические требования к составлению планов работы.
3. Что должен знать и уметь воспитатель, чтобы составить эффективный план воспитательно-образовательной работы?
4. На конкретном примере раскройте содержание работы воспитателя старшей группы с родителями.
5. Проанализируйте содержание годового плана дошкольного образовательного учреждения, имеющего какое-либо приоритетное направление в развитии и воспитании детей.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Организация как функция управления дошкольным образовательным учреждением (ДОУ), содержание организационной деятельности его руководства. Структура и методика разработки годового плана ДОУ. Анализ методов стимулирования и мотивации деятельности педагога.
контрольная работа , добавлен 16.12.2010
Сущность, цели, задачи и особенности управления дошкольным учреждением на современном этапе. Условия эффективного управления дошкольным учреждением, закономерности и принципы педагогического руководства. Логика построения управленческого цикла.
контрольная работа , добавлен 23.08.2013
Особенности управления автономным учреждением. Характеристика дошкольного учреждения и анализ его деятельности. Анализ показателей МАДОУ "Детский сад № 37". Совершенствование управления муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.
дипломная работа , добавлен 06.03.2014
Особенности управления дошкольным образовательным учреждением, наблюдение за деятельностью заведующего и старшего воспитателя. Изучение вопросов организации различных форм методической работы с педагогическим коллективом образовательного учреждения.
отчет по практике , добавлен 31.01.2011
История дошкольного образования в России до 1917 года. Виды и основные задачи дошкольного образовательного учреждения. Права, взаимоотношения и обязанности участников образовательного процесса. Управление дошкольным учреждением, его имущество и средства.
курсовая работа , добавлен 12.06.2009
Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень воспитанности и развития детей дошкольного возраста и внедрение их в программу дошкольного учреждения.
контрольная работа , добавлен 03.04.2012
Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.
отчет по практике , добавлен 24.06.2010
Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.
курсовая работа , добавлен 19.02.2011
На чтение 11 мин.
Строится на основе планирования, перспективное и календарное планирование образовательной работы в летний период осуществляют согласно тех же требований, что и в течение учебного года.
Однако, составляя план, следует учитывать специфику организации и содержание образовательной работы с детьми в летние месяцы (максимальное пребывание детей на свежем воздухе, наличие сводных разновозрастных групп, усиленное внимание к проведению закаливающих процедур и тому подобное).
Образовательная деятельность в ДОУ отражается воспитателем в летний оздоровительный период в перспективном плане работы на месяц и в календарном плане работы на день/неделю. При этом педагоги могут самостоятельно выбирать удобную для себя форму графического или текстового планирование с режимными моментами, видами деятельности и т.п., которая должна быть одобрена педагогическим советом дошкольного образовательного учреждения.
В перспективном плане работы на месяц следует предусмотреть:
В календарном плане отражают содержание образовательного процесса с группой детей на каждый день. При этом воспитателю необходимо обеспечить чередование спокойной и активной деятельности, правильное распределение физической, психической нагрузки и отдыха в течение всего дня.
С этой целью в календарных планах образовательной работы воспитатель должен предусмотреть на каждый день рациональное сочетание различных видов и форм проведения организованной и самостоятельной (игровой, двигательной, познавательной, трудовой, коммуникативно-речевой, художественной и др.) деятельности детей.
Самой популярной среди всех форм календарного планирования у педагогов остается планирование образовательной работы с режимными моментами. Применяя его, следует предусматривать возможность различных видов деятельности детей в течение дня, их продолжительность, периодичность и учитывать рациональность и целесообразность их проведения в определенный промежуток времени.
В утреннее время целесообразно планировать:
В летний период образовательная деятельность в ДОУ предусматривает такое планирование, чтобы обеспечить максимальное пребывание детей на свежем воздухе. При этом последовательность и продолжительность разных видов деятельности следует менять, несмотря на погоду, характер предыдущей и последующей деятельности, возраст, интересы и потребности воспитанников.
Пребывание детей на свежем воздухе сокращается или не допускается из-за неблагоприятных погодных условий, в частности таких, как:
В первой половине дня, после завтрака, с детьми проводят организованную учебно-познавательную деятельность в форме занятий различного направления: по физическому развитию (ежедневно); познавательного развития; коммуникативно-речевого развития; художественно-эстетического развития.
Планируя занятия, необходимо указывать их тему, программные задачи, необходимый материал и специальное оборудование, ход в виде плана.
В летний период занятия по возможности следует проводить на свежем воздухе. Их тематику, количество, продолжительность, периодичность определяют в зависимости от возрастной группы детей и конкретной образовательной цели.
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает организация прогулок. Основное время прогулок следует отводить разнообразной игровой деятельности детей, используя все виды игр (сюжетно-ролевые, конструктивно-строительные, театрализованные, дидактические, подвижные).
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает использование атрибутов для игр. В календарном плане воспитатель должен определить атрибуты и игрушки, которые нужны для определенной сюжетно-ролевой игры, и спланировать чтения соответствующих художественных произведений и бесед по содержанию игры.
Эти формы работы дают воспитателю возможность косвенно управлять самостоятельной игровой деятельностью детей, ведь чтение интересного художественного произведения возбуждает у детей желание воспроизвести услышанное в игре и способствует развитию ее сюжета (воспитателям младшей и средней группы следует отражать не только создание условий для развертывания сюжетно-ролевых игр, а и приемы обучения детей действиям с игрушками, показ определенных игровых действий, собственную участие в играх детей; воспитателям детей старшего дошкольного возраста следует записывать в плане приемы, стимулировать детей к самостоятельности, скажем: выбор темы игры, распределение ролей, установление позитивных дружеских отношений и тому подобное).
На прогулках в первой и второй половине дня обязательно следует проводить подвижные игры, в том числе игры с элементами спорта. Стоит не только предлагать детям знакомые игры, но и разучивать с ними новые. До этих игр необходимо привлекать всех детей группы.
Воспитателю следует помнить, что активное участие в подвижной игре без принуждения создает у детей радостное настроение и способствует достижению педагогической и оздоровительной цели игры.
Стоит отметить, что при благоприятной погоде во время каждой прогулки целесообразно проводить 4-5 подвижных игр.
В жару, при слишком высокой температуре воздуха, подвижные игры необходимо заменять на более спокойные виды деятельности детей (игры с водой, с природными материалами и др).
В календарном плане образовательной работы воспитателя во время дневных прогулок также целесообразно предусмотреть:
Также разрабатываются различные развлечения, в частности:
В те дни, когда планируют поход, экскурсию в природу или целевую прогулку за пределы дошкольного учреждения, не следует проводить занятия по физической культуре, ведь дети во время таких мероприятий имеют возможность удовлетворить свою потребность в двигательной активности и получают достаточную физическую нагрузку.
Детская образовательная деятельность в ДОУ в вечерние часы планируется с учетом содержания всей деятельности детей в течение дня. На вечер целесообразно планировать те виды деятельности, что по смыслу способствовали бы обобщению, уточнению и закреплению знаний и умений, которых дети приобрели в течение дня, в частности такие, как:
Соблюдение методических требований по планированию образовательной работы и организации жизнедеятельности детей летом, эффективное использование оздоровительных сил природы даст педагогам возможность создать необходимые условия для укрепления здоровья и гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Режимные моменты | ||||
третий год жизни | четвертый год жизни | пятый год жизни | шестой год жизни | |
Утренняя встреча детей, игры. Утренняя гимнастика. |
07.30-08.15 | 07.30-08.20 | 07.30-08.25 | 07.30-08.30 |
Подготовка к завтраку. Завтрак. | 08.15-08.45 | 08.20-08.50 | 08.25-08.50 | 07.30-08.30 |
Игры, общение, самостоятельная деятельность детей. Подготовка к учебно-познавательной деятельности. | 08.45-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 | 08.50-09.00 |
Организованная учебно-познавательная деятельность | 09.00-09.30 | 09.00-09.40 | 09.00-09.25 09.30-09.55 |
09.00-09.30 09.35-10.05 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. | 09.30-11.30 | 09.40-12.00 | 09.55-12.15 | 10.05-12.25 |
Возвращение с прогулки. Подготовка к обеду. Закаливающие процедуры. | 11.30-11.45 | 12.00-12.15 | 12.15-12.30 | 12.25-12.40 |
Обед. Подготовка ко сну. | 11.45-12.30 | 12.15-13.00 | 12.30-13.00 | 12.40-13.10 |
Дневной сон. | 12.30-15.00 | 13.00-15.00 | 13.00-15.00 | 13.10-15.10 |
Постепенный подъем. Закаливающие процедуры. |
15.00-15.20 | 15.00-15.20 | 15.00-15.30 | 15.10-15.40 |
Игры, СХД, развлечения. Занятия по интересам. |
15.20-15.40 | 15.20-15.45 | 15.30-16.00 | 15.40-16.10 |
Подготовка к полднику. Полдник. |
15.40-16.00 | 15.45-16.05 | 16.00-16.20 | 16.10-16.30 |
Подготовка к прогулке. Прогулка. Индивидуальная работа. Самостоятельная игровая деятельность. Работа с родителями. Возвращение детей домой. |
16.00-18.00 | 16.05-18.00 | 16.20-18.00 | 16.30-18.00 |
Дни недели | Ориентировочное распределение времени | ||||
Группы детей раннего возраста | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Понедельник | 1. Физкультура 2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным) |
2. Физкультура |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Музыка |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Музыка |
1. Дидактические игры логико-математического содержания 2. Физкультура |
Вторник | 1. Музыка 3. Физкультура на свежем воздухе |
1. Изобразительная деятельность 2. Музыка |
1. Физкультура |
1. Физкультура 2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература |
1. Физкультура 2. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература |
Среда | 1. Дидактические игры 2. Физкультура на свежем воздухе 3. Развлечения |
1. Физкультура |
1. Физкультура 2. Изобразительная деятельность |
1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература) 2. Физкультура на свежем воздухе |
|
Четверг | 1. Развитие речи (ознакомление с окружающим миром, речевое общение, художественная литература) 2. Физкультура |
1. Физкультура 2. Ознакомление с окружающим миром (предметным, природным) 3. Развлечение |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 4. Развлечение |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход) 4. Развлечение |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (15-20 мин)(Пешеходный переход) 4. Развлечение |
Пятница | 1. Музыка 2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Музыка 2. Дидактические игры по развитию речи 3. Изучение правил безопасности (Пешеходный переход) (15-20 мин) |
2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным) 2. Физкультура на свежем воздухе |
1. Ознакомление с окружающей средой (предметным, природным) 2. Физкультура на свежем воздухе |
Образовательная деятельность в ДОУ предусматривает оздоровительные физкультурные мероприятия.
Утренняя гимнастика (с корректировочными и дыхательными упражнениями).
Воздушные ванны (в облегченной одежде с постепенным раздеванием до трусов):
(продолжительность приема воздушных ванн ежедневно увеличивать на 2мин для детей второй группы здоровья (ослабленных); продолжительность свето-воздушных ванн начинать с 1мин и увеличивать каждые 2 дня на 1мин).
Хождение босиком в помещении, на улице (по траве, песку, земле, глине, гравию) в конце прогулки.
Оздоровительный бег вокруг дошкольного учреждения по беговым дорожкам (в конце прогулки).
Ходьба (3р\нед. в среднем темпе на расстояние до 700м (младшая группа), 1000 м (средняя группа), 1500 м (старшая группа).
Дыхательные упражнения на свежем воздухе (релаксация);
Бассейн: в жаркие дни при температуре воздуха не ниже +250С, температуре воды +370С и не ниже +200С. Длительность пребывания в воде постепенно увеличивать:
Полоскание рта водой с крана.
Мытье рук до предплечья и лицо водой из крана (со средней группы).
Точечный массаж, массаж ушных раковин (средний-старший дошкольный возраст).
Пальчиковая гимнастика, элементы психогимнастики.
Миогимнастика (упражнения для языка) — со средней группы.
Гимнастика пробуждения под классическую музыку (в сочетании с самомассажем стоп ног, точечным массажем, рефлексогенною «дорожке здоровья», корректирующей гимнастикой, воздушными ваннами, дыхательной гимнастикой, ходьбой босиком, солевой «дорожке здоровья» и др).
Гимнастика для глаз (2-3 мин с младшей группы).
Игры-медитации, гимнастика для глаз (2-3мин).
Корректирующие упражнения на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, подвижные игры (по 4-5 в первую и вторую половину дня).
Пескотерапия, звукотерапия (слушание природных звуков с лечебной целью).
Лечебно-профилактические занятия по физкультуре (2р\нед. с элементами точечного массажа, упражнениями на профилактику нарушений осанки и плоскостопия, пластик-шоу, дыхательной и пальчиковой гимнастики и др.).
Физкультура на свежем воздухе (2р\нед.).
Пешеходный переход (с младшей группы 1р\нед.).
Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) - не исключение. С его помощью администрация и методисты определяют порядок выполнения образовательной и воспитательной работы, выделяют необходимые для ее реализации средства, формы и методы.
Традиционно, педагоги детского сада используют следующие формы планирования:
1. Календарно-тематическое
Определяет порядок реализации воспитательно-образовательной работы, а самое главное - необходимые для этого методы, формы и средства. Каждый сад принимает особую форму календарно-тематического плана. Его составляют на две недели, учитывая чередование индивидуальной и организованной деятельности дошкольников. Оно предусматривает , свободное время и нерегламентированные виды занятости детей.
2. Перспективно-календарное
Разрабатывается на каждый месяц, определяя последовательность реализации воспитательно-образовательного процесса. В плане важно отобразить задачи и содержание работы на каждый месяц.Работа над ним базируется на основной программе дошкольного образования и комплексно-тематическом планировании. Педагоги составляют документ на год, полугодие, квартал или месяц для каждой возрастной группы детей.
3. Блочное планирование в ДОУ по ФГОС.
Скачать в.docx
Дата | Календарь знаменательных дат | Суть | Содержание |
Сентябрь | 1 - День знаний | Важно адаптировать детей в детском саду, создать у них положительное отношение к учебе, учительскому труду. | Сюжетно-ролевые игры, экскурсии в школу, рассказы, загадки, песни на тему школы, проектная работа. |
9 - День красоты | Формирование представлений о красоте, внешней и внутренней красоте человека. | Украшение комнаты букетами из цветов и осенних листьев, наблюдение осенней природы, мастерская декорирования предметов быта, решение ситуаций морального выбора. | |
27 - День воспитателя и всех дошкольных сотрудников | Формирование положительного отношения ко всем педработникам детского сада. | Наблюдение за трудом воспитателя, развивающие игры, посильная помощь воспитателю. | |
Октябрь | 1 - Международный день музыки | Приобщение к музыкальному искусству, создание положительного представления о нем. |
Беседы на тему праздника, знакомство с музыкой разных направлений, подвижные игры под музыку. |
4 - Всемирный день животных | Создание положительного как наших меньших братьях. | Игры-драматизации, подвижные и сюжетно-ролевые игры, разучивание стихов и песен на тему животных,беседы, рассказы о домашних животных. | |
28 - День анимации | Формирование ценностных представлений, приобщение к искусству анимации. | Просмотр мультфильмов с проблемными ситуациями, проектная деятельность. | |
Ноябрь | 1 - Всемирный день толерантности | Создание представлений о способах общения, взаимоотношениях с представителями разных национальностей. | Ситуативные разговоры, игровые ситуации, театрализованные игры. |
25 - День матери России | Воспитание чувства уважения и любви к матери, желания заботиться о ней и помогать. | Сюжетно-ролевые игры, слушание музыки и стихотворений о маме, мастерская по изготовлению подарков для мам. | |
Декабрь | 10 - День прав человека | Знакомство детей с основами правовой сферы, ключевыми правами человека. | Беседы, фотовыставки, проблемные и педагогические ситуации. |
28 - Международный день кино | Формирование эстетического вкуса, положительного отношения к миру кино | Просмотр фильмов и короткометражек с проблемными ситуациями, сюжетно-ролевые игры. | |
Январь | 11 - Международный день Спасибо | Неделя вежливости, развитие у детей навыков толерантного общения, пополнение словарного запаса вежливых слов. | Педагогические ситуации, разучивание стихотворений на тему вежливости, ситуации морального выбора. |
18 - День рождения Алана Александра Милна | Знакомство с произведениями и биографией писателя. | Прослушивание отрывков из произведений Милна, просмотр мультфильмов, снятых на их основе. | |
Февраль | 10 - День памяти Александра Сергеевича Пушкина | Знакомство с произведениями и биографией поэта. | Прослушивание стихотворений Пушкина, выучивание некоторых на память,сюжетно-ролевые игры, викторины. |
17 - День рождения Агнии Барто 17 - День доброты |
Формирование представлений о доброте на основании произведений писательницы. | Чтение по теме праздника, ситуативные разговоры, знакомство с иллюстрациями к сказкам, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельнсть. | |
Март | 1 - День кошек в России | Способствовать развитию заботливого отношения к кошкам, воспитывать желание оберегать природу. | Беседы на тему, просмотр презентаций, подвижные игры. |
8 - Международный женский день | Воспитании уважительного отношения к женщине, расширять гендерные представления. | подарков для мам, бабушек и сестер, все виды детской деятельности, знакомство с историей праздника, чтение произведений о мамах. | |
31 - День рождения Корнея Ивановича Чуковского | Знакомство с произведениями и биографией писателя, формирование потребности в прочтении добрых книг и бережном отношении к ним. | Сюжетно-ролевые игры, исполнение песен, экскурсия в библиотеку, викторина, выставка книг. | |
Апрель | 7 - Всемирный день здоровья | Формирование привычек здорового образа жизни, стремления к занятиям спортом, привитие культурно-гигиенических навыков. | Спортивные игры, загадки и викторины о гигиене, теле человека. |
12 - День авиации и космонавтики | Расширение представлений воспитанников о космосе, формирование представлений о выдающихся россиянах | Сюжетно-ролевые игры, конструирование ракеты, конкурс рисунков, . | |
Май | 1 - Праздник весны и труда | Развитие положительного уважения к труду, природе, окружающим. | Творческие мастерские, подвижные игры, мероприятия на свежем воздухе. |
9 - День победы | Систематизации знаний дошкольников о Великой отечественной войне, подвиге людей в те годы. | Знакомство с ветеранами, изготовление подарочных открыток для них, проблемные ситуации. |
Тематическое планирование в ДОУ , которое рекомендовано, может не совпадать с официальной датой празднования того или иного дня. Перенос некоторых дат способствует оптиматизации процесса образования, потому педработники самостоятельно определяют даты проведения торжеств и тематических недель.
Особую роль приобрели тематические недели в организации воспитательно-образовательной среды в детском саду. Благодаря тематическому жизнь воспитанников ДОУ становится увлекательной и разнообразной. В качестве комплексной формы методической работы, администрация детского сада все чаще выбирает тематические недели. Они позволяют объединить усилия педработников, родителей и детей, создав активную творческую и поисково-исследовательскую деятельность.
Отличаются высокой эффективностью, поскольку способствуют гибкости мышления, вовлекают в активную работу всех участников воспитательно-образовательного процесса, позволяют воспитанникам проявить свои творческие способности. Таким образом методисты вовлекают в практику детского сада интегрированные формы работы, им удается сплотить коллектив педагогов и детей для осуществления поставленных целей, обогатить предметно-развивающую среду.
Задачи и цели тематических недель имеют практический характер, а потому развивает профессиональные черты педагогов, налаживает , способствуют повышению педагогической грамотности родителей. Главное подобрать социально и образовательно важную, педагогически целесообразную тематику, которая будет актуальна и интересна всем участникам процесса.
Поскольку ежедневный план занятий, свободного времени и отдыха на подразумевает систематическую работу педагога, он является наиболее эффективным в контексте реализации воспитательно-образовательного процесса. Причина успеха заключается в том, что ежедневное планирование в ДОУ позволяет оперативнее реагировать на успехи или неудачи воспитанников, изменения предметно-окружающей среды, сезонность, состояние здоровья и эмоциональный фон детского коллектива.
При составлении документа опираются на сетку занятий, двигательный режим, план воспитательно-образовательной работы.
Ежедневный план подразумевает:
Воспитатели анализируют , систематизируют результаты наблюдений, делают выводы на основании результатов прошлых периодов, чтобы сделать новый ежедневный план наиболее эффективным и действенным.
Составила: воспитатель
Пархоменко В.С.
Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.
Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.
Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.
Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
ООП – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.
Целостный образовательный процесс в ДОО – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждому ребенку возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность.
Образовательный процесс должен:
Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;
Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;
Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.
Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.
Для создания оптимальной модели образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО необходимо вспомнить, какие основные образовательные модели существуют в ДОО в настоящее время.
Три модели организации образовательного процесса в ДОО
1. Учебная модель
В последние годы она активно используется в ДОО. Организация образовательного процесса в дошкольном учреждении строится по принципу разделенных учебных методик, каждая из которых имеют свою логику построения. В этой модели позиция взрослого - учительская: ему всецело принадлежит инициатива и направление деятельности. Модель рассчитана на заблаговременное жесткое программирование образовательной среды в виде методик. Образовательный процесс осуществляется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Предметная среда обслуживает занятие - методику и приобретает вид “учебных пособий”. Привлекательность учебной модели для практиков определяется ее высокой технологичностью, доступностью профессионально обученному педагогу. В помощь педагогу издается множество конспектов – разработок по отдельным методикам, содержание которых не связано между собой.
2. Комплексно-тематическая модель
В основу организации образовательных содержаний ставится тема, которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоционально-образной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности (“проживание” ее ребенком) вынуждает взрослого к выбору более свободной позиции, приближая ее к партнерской.
Организация предметной среды в этой модели становится менее жесткой, включается творчество педагога.
Набор тем определяет воспитатель и это придает систематичность всему образовательному процессу. Однако в целом образовательный процесс направлен скорее, на расширение представлений ребенка об окружающем мире, чем на его развитие. Эту модель чаще используют учителя - логопеды.
Модель предъявляет довольно высокие требования к общей культуре и творческому и педагогическому потенциалу воспитателя, так как отбор тем является сложным процессом.
3. Предметно-средовая модель
Содержание образования направлено непосредственно на предметную среду. Взрослый – организатор предметной среды, подбирает автодидактический, развивающий материал, провоцирует пробы и фиксирует ошибки ребенка. Классический вариант этой модели – система М. Монтессори.
Ограничение образовательной среды только предметным материалом и ставка на саморазвитие ребенка в этой модели приводит к утрате систематичности образовательного процесса и резко сужает культурные горизонты дошкольника. При этом, как и учебная, данная модель технологична и не требует творческих усилий от взрослого.
Вывод: особенности этих моделей-прототипов необходимо иметь в виду при конструировании оптимальной модели образовательного процесса для детей дошкольного возраста. Возможно, использование положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Основой образовательного процесса является планирование. План - это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование - это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.
Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:
1. постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;
2. умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;
3. своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;
сочетания воспитания с самовоспитанием;
4. опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей.
Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:
1.объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
2.выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
3.четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
4.выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;
Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;
Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;
Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"?
В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?
Виды и формы планирования
В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.
Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:
перспективно-календарное планирование;
осуществление преемственности между ДОО и школой;
связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.
К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.
Принципы планирования:
комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;
построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;
реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.
Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОО, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий.
Модели педагогических технологий:
индивидуальная педагогическая поддержка;
личностная педагогическая поддержка.
Алгоритм планирования и отслеживания результатов
Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.
Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", "Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).
Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.
Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.
При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой:
первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);
второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;
третий фактор – события, специально «смоделированные» воспитателем, исходя из развивающих задач: внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, «Как это действует?»
четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.
Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.
Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".
Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).
Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.
Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим:
выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);
отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);
выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;
отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;
практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;
продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;
фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.
Эффективность комплексно-тематического планирования
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.
С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.
Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.
Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.
Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.
Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.