Все о бизнесе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Песочная терапия Казанова Наталья Евгеньевна Воспитатель 1 квалификационной категории

Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.

Оборудование «мини-песочницы »: 1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта - небо). Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки. 2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта. 3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; миниатюрные игрушки для обыгрывания заданий в песочнице; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны, - словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

М етоды и приемы песочной терапии, используемые в работе: Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы экспериментирования, наблюдения. Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, «песочная буря», «проливной дождь», инсценировка, элементы театрализации) . Словесные методы: беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы: стихи, сказки, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки) . Наглядные методы: показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование.

Формы проведения 1.Индивидуальная:

2. В парах

3. гРУППОВАЯ

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Дети раннего возраста только начинают познавать мир и у них формируются первые понятия о формах и положении предметов, ролевая игра еще не сформировалась, детям свойственно манипулирование с предметами. Поэтому занятия по песочной терапии в этом возрасте направлены на формирование новых навыков, на познавание среды, предметов. Во время занятий ребята прячут и находят предметы в песочном поле, пересыпают песок, лепят из него, делают отпечатки рук, игрушек, строят горы, реки, углубления и ямки. Игра в этом возрасте повторяема в своем сюжете, что является необходимым фундаментом для формирования образной игры, свойственной уже дошкольному возрасту.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-4 ГОДА) Переход от раннего возраста к дошкольному характеризуется становлением новых черт личности ребенка. В это период ребенок может проявлять негативизм, строптивость, упрямство. Он изучает себя и взрослых, окружающий мир, нащупывает границы. Ребенку все хочется делать самому. В этом возрасте на занятиях по песочной терапии дети получают возможность самостоятельно создавать свои миры, где являются полноправными хозяевами, там они проигрывают свои скрытые страхи и тревоги, волнующие ситуации, дают выход агрессии, получают новую модель поведения, становятся спокойнее и увереннее, усваивают первичные нравственные нормы. В младшем дошкольном возрасте у детей начинает развиваться воображение, которое очень наглядно может раскрыться в ходе игры на песке. Кроме того ребенок уже может комментировать сюжет, тем самым обогащая свое речевое мастерство, его речь становится более сложной и развернутой. В этом возрасте навык совместной игры пока не сформирован, поэтому на групповых занятиях дети получают возможность развития коллективного взаимодействия путем построения общего мира совместно с другими ребятами, в ходе игры они учатся слушать и слышать друг друга. Учатся понимать свое эмоциональное состояние, называя чувства и ощущения. Занятия способствуют формированию позитивной самооценки, закладывающейся на данном этапе жизни ребенка.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 ЛЕТ) Ведущей деятельностью этого возраста – сюжетно-ролевая игра, а ведущая потребность– потребность в общении и творческая активность. Песочная терапия позволяет раскрыть потенциал ребенка в естественной и безопасной среде путем создания различных сюжетных линий песочных картин. Построив мир на песке, ребенок начинает обыгрывать его, переставляя фигурки, меняя ландшафты, картина его внутреннего мира оживает. На песке появляется то, что нужно ему в данный момент, то, что ему не хватает и помогает. Выстраивая свой мир, он уже рассуждает, дает объяснения, с помощью психолога анализирует ситуацию, ищет различные способы выхода и развития, приобретает новые качества и опыт. Развитие воображения в этом возрасте дает возможность ребенку рассказывать оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории при условии регулярных занятий по активации воображения. В групповой работе, взаимодействуя со сверстниками, ребенок учится договариваться, принимать взгляды других участников, следовать игровым правилам. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает умением сопоставлять и сравнивать себя с другими и это служит основой адекватной самооценки. На песочном пространстве, находясь в доверительной групповой атмосфере, с помощью сюжетов и различных ролей ребенок повышает уверенность в себе и гармонизирует самооценку. Занятия в песочнице стимулируют инициативу, самостоятельность и творческий процесс у ребенка.

Спасибо за внимание!


Конкурс «Методическая копилка педагога ДОУ»

Цель семинара:

  • приобретение практических навыков работы с цветным песком и песком на световых столах в работе с детьми;
  • гармонизация эмоционального состояния педагога;
  • расширение знаний педагогов о нетрадиционных способах рисования.

План:

1. Теоретическая часть.

2. Практическая часть.

Материалы и оборудование для проведения семинара:

  • Световые столы для песочной анимации.
  • Интерактивная доска, презентация: «Песочная терапия в детском саду», набор видео файлов «Первые шаги в песочной анимации», тематические наборы фигурок из киндер - сюрпризов, машинки, штампы для рисования на песке, наборы песка.

Первая часть семинара

Выступление педагога-психолога: (демонстрация презентации)

Слайд №1.

Педагог-психолог: Песок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире…

С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.

Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел возможность самостоятельно творить также как и в изобразительной. При знакомстве с различными нетрадиционными техниками рисования перед ребёнком открываются новые возможности развивать фантазию. Ведь подлинный творец способен начертать что-либо и пальцем на песке.

Узнавать что-либо новое всегда и всем очень интересно. Убеждаюсь я в этом каждый раз, когда знакомлю воспитанников с какой-либо новой техникой. Податливость песка и его природная магия очаровывает. Доступность его делает процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы.

Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.

Слайд №2

Раз - разровнял и холст готов. Два - карандаш, кисть… всегда с тобой - это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три - … если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала.
А так как песок материал созданный самой матушкой природой, то и созерцание и пересыпание из руки в руку, и процесс творчества уникальный. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка.

Работая с данной техникой, можно поставить цели такие, как:

  • свободное владение кистями обеих рук;
  • развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;
  • корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.

Задачи :

  • развитие художественно-эстетического вкуса;
  • развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;
  • упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;
  • обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла.

Слайд №3. Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

  • Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Эпилепсия или шизофрения.
  • Дети с очень высоким уровнем тревожности.
  • Дети с неврозом навязчивых состояний.
  • Аллергия на пыль и мелкие частицы.
  • Легочные заболевания.
  • Кожные заболевания и порезы на руках.

Требования к песку для песочницы с детьми

Песок для детской песочницы должен быть сертифицированным. Его необходимо промыть, прокалить в духовке или прокварцевать. Эту процедуру делают не реже одного раза в 3-4 месяца. Желательно обновлять песок в песочнице один раз в год.

Слайд №5. В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал .

Мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Воспитатель: Песочная фея загрустила, потому что её подружки-песчинки потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1. Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Слайд №6. Как должен вести себя педагог, практикующий работу с песком?

Для педагога действуют три правила.

Присоединение к ребенку . Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины - все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице . Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике . Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Слайды № 7-8. Игрушки для песочной терапии.

  • Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
  • Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные
  • Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
  • Сказочные персонажи добрые и злые.
  • Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
  • Украшения, сувениры.
  • Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.

Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.

Слайды № 9-11. Виды занятий.

1. «Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):

  • Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
  • Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
  • Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

3. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

4. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

5. Создать узоры и рисунки - солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

6. «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

7. Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

8. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

9. Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

11. Выложить фишками геометрическую фигуру.

12. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д.

13. Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера.

14. Песочный стол можно использовать для нахождения животных, предметов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Просмотр видеофайла «Первые шаги в песочной анимации».

Вторая часть семинара

Практическая часть:

А) Рисуем морской пейзаж - совместное рисование в парах.

Б) Творческое задание для педагогов: «Большой мир в маленькой песочнице» (с использованием фигурок из киндер - сюрпризов).

Презентация «мини-миров». Обмен мнениями, планами на будущее.

Психолог: Каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности. Детство - это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, а рисование песком - это уникальный новый вид искусства, который проявляет многогранность каждого ребёнка.

Посмотрите в глаза рисующему песком ребёнку, и вы увидите в них восторг, радость и счастье!

Презентация к семинару


- один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия даёт возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.


История метода

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется как источником внутреннего роста и развития.





Что дает песочная терапия?

Открывает творческий потенциал ребенка, вызывает желание экспериментировать, стимулирует познавательную активность.

«Вскрывает» глубинные чувства, помогает пережить травмирующий опыт в безопасности, встретиться со страхами повторно и справиться с ними.

Развивает тактильную чувствительность, внимание, память, мышление, речь и моторику.

Обучает навыкам общения и сюжетно-ролевой игры.



  • «Заземляет» негативную энергию, снимает напряжение, тревогу, способствует релаксации.
  • Ребенок получает первый опыт в игре, который он потом переносит в свою реальную жизнь.
  • Песочная терапия больше всего показана детям со следующими проблемами:
  • глубокие психологические и родовые травмы;
  • агрессия, тревожность, страхи, гиперактивность, поведенческие;
  • проблемы во взаимоотношениях ребенка и родителей, сверстников.

  • соблюдайте тишину, не мешайте ребенку создавать картину;
  • прислушивайтесь к чувствам ребёнка, он должен ощущать безопасность пространства; наблюдайте за процессом, не вторгайтесь в мир ребёнка без его согласия, не торопите его, не задавайте ему вопросов.

« Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе ». К.Юнг Цель: Теоретическое и практическое ознакомление педагогов, педагогов - психологов в направлении арт - терапевтические и здоровье сберегающие технологии в условиях ДОУ, обеспечивающие гармоничное развитие личности ребенка. Задачи: 1. Раскрыть психотерапевтические достоинства песочной терапии. 2. Ознакомить педагогов - психологов с методами песочной терапии, как средством эффективной коррекции и развития личности ребенка. 3. Дать представление самого процесса песочной терапии с дошкольниками. 4. Ознакомить с особенностями юнгианской песочной терапией. 5. Практически ознакомить с наглядными пособиями и методами песочной терапии при работе с детьми ЗПР.



Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, неже­ли стандартные формы обучения. существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. в песочнице мощно развивается «тактильная» чув­ствительность как основа развития «ручного интеллекта». в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внима­ние, память, мышление), а также речь и моторика. совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицатель­ную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми. В игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным. У детей активизируются как эмоциональные, так и мыслительные резервы. Создание мысленных образов, работа руками и получение новых впечатлений и удовольствия все это в совокупности и лежит в основе оздоровительного эффекта игры с песком для ребенка, в котором гармонично сочетаются голова (разум), руки (тело) и сердце (душа), разрешение семейных конфликтов, гармонизация детско-родительских отношений, стабилизация актуального психоэмоционального состояния. Дима, 6 лет, ОНР, ЗПР.


Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Для этого мы подбираем задания, соответствующее возможностям ребенка; формируем инструкцию в сказочной форме; исключаем негативную оценку действий ребенка и его идей; поощряем фантазию и творческий подход. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и прочее. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных игр. Алия, 7 лет, ОНР I ст, ЗПР.


Методы песочной терапии могут применяться: с целью диагностики, коррекции и развития; оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; долгосрочного психотерапевтического воздействия; психопрофилактическое, как здоровье сберегающее воздействие. Занятия по адаптации детей к условиям ДОУ.


Условия организации качественной работы: Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка психолога, его творческий подход к проведению занятий в песочнице. Отсутствие у детей аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках. Артем, 5 лет, заикание, тревожность.


Оборудование: Водонепроницаемый деревянный ящик 50 х 70 см иди пластиковый таз, дно и борта которого должны быть голубого или синего цвета (дно символизирует воду, а борта – небо). Песок должен быть неокрашенный, сертифицированный, средней фракции 0,3-0,6. Для выполнения техники песочной анимации применяется обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции. Для арт- терапевтических техник чаще используют цветной производственно-окрашенный песок разной фракции. Набор игрового материала Фотоаппарат. Вероника 4 года, нейродермит, скрытая форма агрессии.




Sandplay Адаптационные игры и занятия с детьми младшего дошкольного возраста. Дидактические и познавательные игры. Работа с ограниченным числом объектов. Игры с семьей. Психопрофилактические игры с песком. Игры-сказки на песке. Песочная мандала. Песочные сосуды. Рисование цветным песком. Песочная анимация.


До момента рождения ребенка, тело матери является первичной средой его обитания. При проведении песочной терапии дети наполняют формы пеком, затем оставляют их в перевернутом виде, словно некие горки, нуждающиеся во внешней поддержке, либо делают «пирожки». Изготовление «пирожков» с помощью формочек и ведерка можно рассматривать в качестве своеобразного «рождения». Цель: снижение психоэмоционального напряжения, коррекция тревожности и импульсивности.


Использование емкостей, контейнеров, формочек… Если у ребенка образ отдален, не ясен, опасен, то он засыпает контейнеры песком, лепит куличи и раскладывает их по емкостям, тем самым контейнируя тревогу. Цель: снижение психоэмоционального напряжения, структурирование «внутренней рассогласованности», повышение самооценки.


Создание гор Горы, сопки, высокие холмы могут иметь в картинах множественную нагрузку. Они служат защитой, препятствием, домом, центральной фигурой композиции. Горы также символизирует стремление человека к социальной реализации, утверждению себя в социальных делах и достижениях. Поэтому, когда психолог знает, что ребенку не хватает социальной уверенности, мужественности, то он с помощью моделирующей инструкции просит ребенка создать композицию, в центре которой будет находиться гора. Вероника,4 года, нейродермит, «День рождения».


Использование ландшафта … Символизм ландшафта отражает рельеф внутреннего мира человека. Каков он? Плоский, холмистый, горный, лесной, водный? Ландшафт отражает динамику внутренних процессов. Реки нередко протекают транзитом по всей картине, символизируй центральную магистраль. При этом реки могут разделять пространство картины на несколько частей. Таким образом, мы будем иметь дело с автономными частями личностями, актуальными для автора в данный момент времени. Объекты среды обитания человека (заборы, мосты, ворота, порталы, знаки...) являются атрибутами процесса социализации ребенка, Могут рассказать об особенностях коммуникации клиента. Заборы подчеркивают территориальные границы, мосты образуют связи, знаки вводят социальные ограничения, допущения... Егор, 5,5 лет. онкопорез, нарушение семейной коммуникации.


Цветотерапия - это метод лечения цветом, который стал сегодня очень популярным при психосоматических заболеваниях. Воздействие цветом не только способно восстановить душевное равновесие, но и является серьезным лечебным фактором при многочисленных физических и психических недугах.


Творческая работа с мандалами может помочь ребенку укрепить связь между сознательным и бессознательным «Я». Благодаря своей концентрической форме мандала является идеальной моделью для медитации, которая помогает расслабиться, снять стресс и напряжение. Ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира.


Характерные особенности данной техники являются: ориентация образовательной деятельности на обще развитие ребенка, а не на сообщение ему сумму знаний; создание благоприятной доверительной творческой атмосферы, стимулирование активности и самостоятельности в изобразительной деятельности.


Основные направления на развитие: познавательных процессов; кругозора и общей осведомленности; речи; творческих способностей, воображения и фантазии; тонкой координации движений и мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, что впоследствии благотворно влияет на развитие речи и мышления в целом; навыков конструктивного общения и саморегуляции, способность к эмпатии.


На песке ребенок имеет возможность отыграть пережитое травматическое событие, используя фигурки из коллекции. Ребенок может. Несколько раз проигрывать один и тот же сюжет, тем самым снижая его пугающее значение и переструктурируя эмоциональный опыт. Кроме того, ребенок может моделировать развязки историй, расширяя внутренние границы восприятия травмы (снижается жесткая фиксация на определенной последовательности действий в событии) и получая возможность успешного разрешения. Часто детям легче выразить переживания заменяя реальные объекты фигурами животных. Лиза,6 лет, ночные страхи, застенчивость.


«Цель Sandplay является активация целебной энергии на самом глубоком уровне психики посредством использования миниатюр и песка для отражения внутреннего мира ребенка. По этой символической деятельности и через опыт свободного и творческой игры, бессознательные процессы становятся видимыми в этом трехмерном виде, так же, как опыт мечты». Д. Калфф.


Основные стадии игры с песком у детей по Дж. Аллану: Первая стадия – «Хаос». На ней ребенок выбирает большое количество фигурок, часто просто сваливает их в латок с песком. Фигурки могут быть из разных категорий, не связанных между собой каким-либо сюжетом. Эта стадия отражает и объективизирует эмоциональное смятение и хаос, доминирующие в жизни ребенка. На этой стадии ребенок выражает тревогу, страхи. Эта стадия может продлиться от одного до нескольких занятий. Лена, 6 лет, ЗПР, невроз.


Вторая стадия – «Борьба». На подносе начинают появляться противоборствующие силы: добрые и злые герои, хищники, индейцы, пираты и т.д. на этой стадии нельзя торопить ребенка, вводя помощника или доброго спасителя. Ребенок должен отвоевать свой внутренний конфликт в собственном темпе. Как только противнику сохраняется жизнь, дариться свобода, заключаются договора о перемирии, значит стадия «Борьба» подходит к концу. Эта стадия может повторяться довольно долгое время. Илья, 6,5 лет, нарушение семейной коммуникации. «Оппозиция»


Третья стадия – «Исход». В мирах, отражающих эту стадию, есть гармония и равновесие. Между всеми объектами существуют связи, они играют аутентичные роли, присутствует много зелени и плодов, животные расставлены по парам. На этой стадии так же наблюдается появление изображений квадратов, треугольников, кругов, что на символическом уровне дает ощущение завершенности и целостности. Иван 6 лет, заикание, замкнутость.


Анализ песочных миров осуществляется по схеме, разработанной Дорой Калфф и дополненной ее учениками. Она действует только в ситуации использования классического направления юнгианской песочной терапии – Sandplay. В ситуации игр на песке она не нужна. Анализ проводится на трех уровнях. Обсуждение с ребенком песочницы, после создания Что за мир, сказочная страна. Какие существа населяют ее, какой у них характер, что они умеют. Откуда они пришли в эту страну. В каких взаимоотношениях они находятся между собой. Всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить. Какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше. Поскольку образ имеет форму, значение передано, поэтому в течение всего курса психолог следует за ребенком и не делает своей интерпретации.


Цель: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний, нормализация эмоционально-волевой сферы личности, способствующих духовно-нравственному и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровье сберегающих воздействий, которая основана на арт- терапии, а также с целью сохранения и восстановления здоровья детей. Нарушение семейной коммуникации. Песочная анимация «Нарисуй свою семью». Диагностика, коррекция.


Процесс рисования песком благотворно действует на гиперактивных, детей с ЗПР, а также детей с мышечным гипер- и гипотонусом. Прекрасная и естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала, которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию ВПФ, как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Построение песочной мандалы (агрессивное поведение).


Цель технологии: профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей, обучение особенностям техники рисования песком, развитие когнитивных процессов и творческого интереса. Задачи: создать условия для снятия психоэмоционального напряжения, развивать навыки мелкой моторики и зрительно-моторной координации, закрепить знания о времени года, формировать когнитивные процессы и побуждать творческий интерес. Оборудование: песочные столы, обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции, ламинированные картинки с изображением: снегиря, лисы, волка, медведя; цветные камушки, игольчатые резиновые мячи разных размеров и поверхностей (шарики су джок).. Семинар «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ»




Если бы меня попросили назвать универсальную все возрастную игровую среду, то я бы, ни на секунду не сомневаясь, сказала: « Песок! » Мариелла Зейц психолог


Игры с песком это Творческое развитие Социальная адаптация Мелкая моторика Песочная терапия


ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ГОДА ДО ТРЕХ ЛЕТ


«Норки для мышки» Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка-норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек зайчиков, лисят, медвежат и пр.


«Я пеку, пеку, пеку» Ребенок «выпекает из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками гостей, кукол.


«Заборчики» Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. «Волшебные отпечатки на песке» Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т, д.


«Следы» Предложить пройтись по проложенным дорожкам ладошками, пальчиками (сгруппированными по 2, 3, 4, 5) оставляя следы. Пофантазируйте вместе с ребенком (чьи это следы?). «Отпечатки» Сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, пальцев. Попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира.


ИГРЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ ТРЕХ ДО ПЯТИ ЛЕТ


«Ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).


«Песочные прятки» Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок. После того как я скажу: "Открываются глаза, начинается игра", ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки». Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.


«Загадка» Педагог закапывает какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это? «Секретики» Педагогом и ребенком поочередно готовятся «секретки», используя различные предметы (фантики, пуговицы, блестки, цветочки и пр.) на поверхности песка. А затем играющим предлагается по очереди найти «секретки», используя лишь перышко или тонкую палочку.


«Секретики» Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические фигуры, буквы, цифры. «Угадай-ка» В песке спрятаны буквы (количество варьируется). Ребенок находит буквы и составляет слова. «Страна слов» На поверхности песка написано слово с пропущенной буквой. Ребенку предлагается написать пропущенную букву палочкой.


«Мое имя» В песке спрятаны буквы (имя играющего). Ребенок должен найти их и составить свое имя. В последующих играх педагог добавляет буквы из других имен. «Бусы для мамы» «Что же делать? Где взять бузы для красавицы моей? Ничего, я постараюсь, и сложу их поскорей!» С помощью мелких цветных камушек, ракушек, фасоли ребенок выкладывает последовательно бусинки на песке.


Фантазируйте вместе с детьми! Всего хорошего!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе