Все о бизнесе

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Фитнес-спорт требует разносторонней физической, акробатической и хореографической подготовки спортсменов. Чаще всего спортсмены, занимавшиеся высококоординированными видами спорта, продолжают свою карьеру в фитнес-спорте и достигают высоких результатов, строго придерживаясь всех принципов уже знакомого тренировочного процесса.

Процесс спортивной тренировки условно подразделяют на техническую, тактическую, физическую, психологическую и теоретическую подготовку.

Техническая подготовка предусматривает обучение технике движений, совершенствование их при выполнении специальных упражнений. В результате этого формируется индивидуальный и наиболее эффективный стиль выполнения упражнений, который позволяет спортсмену достичь высоких спортивных результатов. Техническая подготовка осуществляется главным образом в подготовительном и основном периодах тренировки.

Спортивная техника – наиболее целесообразный способ выполнения двигательных действий, направленный на достижение высокого результата.

Тактическая подготовка тесно связана с технической подготовкой и направлена на формирование таких умений, которые обеспечивают наиболее целесообразное и самостоятельное ведение спортивной борьбы в условиях соревнований. Тактическая подготовка взаимосвязана с основным и подготовительным периодами спортивной тренировки.

Физическая подготовка спортсмена направлена на развитие такого комплекса двигательных качеств, который обеспечивает достижение высоких спортивных результатов, то есть повышение технического мастерства, расширение функциональных возможностей организма. Для овладения программными силовыми и акробатическими упражнениями, связками и соединениями в произвольной композиции спортсменам необходим определенный уровень развития основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости.

С целью развития этих качеств и применяются средства общей физической и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка проводится преимущественно в подготовительном и переходном периодах и направлена на всестороннее развитие двигательного аппарата спортсмена, широкое воздействие на все системы организма, обеспечивающее высокий уровень двигательной активности и работоспособности. К числу средств ОФП относятся бег, прыжки, подвижные и спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), плавание, аэробика.

Специальная физическая подготовка проводится в основном периоде тренировок с целью развития и поддержания на определенном уровне тех физических качеств, которые в первую очередь обеспечивают выполнение соответствующих элементов, выбранных для произвольной программы. Как правило, произвольная программа в фитнес-спорте состоит из элементов, выполнение которых требует проявления высокой степени развития:

Силы (сложные статические положения: упоры, углы, силовые перемещения, стойки на руках),

Элементов гибкости (шпагаты, мосты),

Скоростно-силовых качеств (акробатические элементы: перевороты, фляки, пируэты, сальто);

Выносливости (выполнение произвольной композиции в целом).

Овладение навыками расслабления мышц (стретчинг) входит в содержание технической и физической подготовки.

Психологическая подготовка спортсмена – это направленный процесс комплексного развития и совершенствования определенных психических функций, способностей и качеств личности спортсмена, необходимых ему для достижения успеха в спортивной деятельности. В ходе психологической подготовки у спортсмена развиваются такие волевые качества, как целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость, выдержка и уважение к сопернику по спортивной борьбе. Психологическая подготовка проводится на протяжении всего периода подготовки спортсмена. Психологическая подготовка разделяется на общую и специальную.

Общая психологическая подготовка ставит целью воспитание нравственно-волевых качеств, развитие способностей к осознанию двигательных действий, формирование навыков саморегуляции психических состояний. Приемы общей психологической подготовки реализуются в ходе систематических занятий в форме конкретных заданий с указанием на осознание спортсменом отдельных компонентов движения (амплитуда, направления, степень мышечного напряжения), на мысленное (идеомоторное) восприятие двигательного действия.

Специальная психологическая подготовка предполагает применение приемов, направленных на формирование готовности спортсмена к конкретным соревнованиям, где решаются важные задачи по формированию установки на определенный результат, соответствующий силам и возможностям спортсмена, по созданию необходимого уровня мобилизации и психической устойчивости. Рекомендуется перед соревнованиями организовать просмотр произвольной программы в костюме на сцене, в присутствии зрителей. Такого рода репетиция дает уверенность спортсмену во время самих соревнований.

Теоретическая подготовка заключается в изучении теоретических основ фитнес-спорта и правил соревнований на всех этапах спортивной тренировки.

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

6. Направленность учебно-тренировочного процесса Учебно-тренировочный процесс является единственной реальной основой обучения действиям в рукопашном бою, необходимым для решения вероятных боевых задач и выработки постоянной готовности и оперативности в решении

Из книги Фитнес-спорт: учебник для студентов автора Шипилина Инесса Александровна

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА Фитнес-спорт требует разносторонней физической, акробатической и хореографической подготовки спортсменов. Чаще всего спортсмены, занимавшиеся высококоординированными видами спорта, продолжают свою карьеру в фитнес-спорте и

Из книги Греко-римская борьба: учебник автора Автор неизвестен

14.3. Планирование учебно-педагогического процесса Учебно-педагогический процесс секции коллектива физической культуры довольно многогранен и продолжителен, так как современные технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких

Из книги Дзюдо [Система и борьба: учебник] автора Шулика Юрий Александрович

15.3. Планирование учебно-педагогического процесса Учебно-педагогический процесс секции коллектива физической культуры довольно многогранен и продолжителен, так как современные технические требования настолько велики, что спортсмену для достижения высоких

Из книги Основы гиревого спорта: обучение двигательным действиям и методы тренировки автора Тихонов Владимир Федорович

Из книги Основы ныряния с задержкой дыхания:Учебно-методическое пособие по фридайвингу автора Молчанова Наталья Вадимовна

Из книги Учебник подводной охоты на задержке дыхания автора Барди Марко

Из книги Триатлон. Олимпийская дистанция автора Сысоев Игорь

Принцип непрерывности тренировочного процесса Тренироваться непрерывно означает избегать слишком долгих периодов бездействия в течение тренировочного сезона. Особенно важно не допускать таких пауз в зимний период, когда неблагоприятные погодные условия и короткий

Из книги Программа по пауэрлифтингу автора Головихин Евгений Васильевич

3. Планирование тренировочного процесса в триатлоне Общая схема планирования Каждый человек, занимающийся триатлоном, как и спортом вообще, преследует определенные цели. Иногда целью становится сам тренировочный процесс. Такие люди обладают «процессным» складом

Из книги Теория и методика подтягиваний (части 1-3) автора Кожуркин А. Н.

Биохимический мониторинг тренировочного процесса Биохимический мониторинг позволяет вовремя оценить уровень восстановления триатлета и принять решение об изменении или сохранении структуры, направления и длительности тренировочной нагрузки. Мониторинг включает в

Из книги Библия триатлета автора Фрил Джо

Приложение № 1. Планирование и учёт учебно-тренировочного процесса 1. Учебно-тренировочный процесс в спортивных школах планируется на основе учебных материалов, изложенных в данной программе.2. Планирование учебных занятий и распределение учебного материала в группах

Из книги Психология спорта автора Ильин Евгений Павлович

6.6 Краткое описание тренировочного процесса. Итак, перечислим то, что нужно учитывать при построении тренировочного процесса, направленного на развитие статической выносливости мышц, осуществляющих фиксацию хвата.1. Цель тренировки. Увеличение предельного времени

Из книги Тайский бокс: программа для высших учебных заведений по тайскому боксу автора Цинис А. В.

Из книги Как стать кикбоксером, или 10 шагов к безопасности автора Казакеев Евгений

Раздел II Психология тренировочного процесса

Из книги автора

4 Организация учебно-тренировочного процесса Основные формы учебно-тренировочной работы в высших учебных заведениях – тренировочные и теоретические занятия, участие и соревнованиях и контрольных спаррингах, учебно-тренировочные сборы, занятия в

Из книги автора

Основы тренировочного процесса У вас есть личный распорядок дня. Может у многих он беспорядочный, но есть привычная последовательность определенных действий в отдельные дни и в определенное время. Чтобы тренировка приносила нужные результаты, вам необходимо

В ДЮСШ планирование учебно-тренировочного процесса осуществляется на весь период обучения (перспективный план), учебный год (годовой план), по периодам подготовки (циклы). Кроме того, в школе должны быть расписание занятий и календарный план спортивных мероприятий.

Перспективный план учебно-тренировочной работы включает в себя годовые планы на каждый год обучения юных хоккеистов, логически связанных между собой.

Перспективный план предусматривает постепенное сложности реальных задач и увеличение объёма и интенсивности учебно-тренировочного процесса.

Годовой план для каждой учебной группы составляется исходя из круглогодичности подготовки в соответствии с данной программой и режимов

учебно-тренировочной работы.

Планы по периодам включают в себя: подготовительный, соревновательный и переходный периоды, которые планируются на основании годовых планов.

Учёт учебно-тренировочной работы каждой группы ведётся тренером в специальном журнале.

Учебный материал по теоретической и общефизической подготовке в программе представлен без разделения по этапам обучения, что даёт возможность тренерам самостоятельно планировать прохождение этих этапов программы, сообразуясь с конкретными задачами подготовки и уровнем подготовленности учащихся. Степень подготовленности по общей и специальной физической подготовке определяется сдачей контрольных нормативов.

При планировании тренировочных занятий с юными хоккеистами необходимо руководствоваться годовыми графиками распределения учебных часов по месяцам и видам подготовки. Распределение учебных часов по видам подготовки в течение года может несколько изменяться в зависимости от климатических условий, а с учетом уровня подготовленности юных хоккеистов, их биологического возраста.

При планировании многолетней подготовки юных хоккеистов необходимо соблюдать последовательность и преемственность задач, средств и методов тренировки, обратив особое внимание на обеспечение всесторонней подготовленности. Повышение объёма тренировочных нагрузок должно предшествовать увеличению их интенсивности.

Категорически исключается форсированная подготовка, которая особенно пагубно отражается на детском организме. При планировании тренировочных нагрузок необходимо иметь в виду, что энергия юных хоккеистов расходуется не только на тренировку, но и на рост организма. Поэтому тренировочная работа не должна приводить к такому расходу энергии, когда он систематически превышает её поступление. В тренировке юных хоккеистов важно строго соблюдать соотношение нагрузки и отдыха, причём отдых должен быть достаточным для полного восстановления сил.

Годичный цикл тренировочных занятий этапов подготовки делится на три периода: подготовительный, соревновательный и переходный.

1. Подготовительный период охватывает отрезок времени от начала занятий до первых соревнований. Подготовительному периоду тренировок всегда следует уделять большое внимание.

Задачи подготовительного периода:

· - приобретение и дальнейшее углубление общей физической подготовленности с помощью разнообразных средств из различных видов спорта;

· - развитие выносливости, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, ловкости, гибкости, высокий уровень которых способствует лучшему освоению технических и тактических приёмов игры;

· - изучение техники и тактики игры, совершенствование ранее изученных действий;

Дальнейшее совершенствование морально-волевых качеств.

Подготовительный период подразделяется на два этапа: обще-подготовительный и специально-подготовительный. Первый из них должен быть более продолжительным, чем второй, особенно у хоккеистов младшего возраста.

На первом этапе средства общей подготовки преобладают над специальными.

Общая тенденция динамики тренировочных нагрузок характеризуется постепенным увеличением их объёма и интенсивности с преимущественным ростом объёма.

В ходе специально-подготовительного этапа соотношение общих и специальных средств подготовки изменяется до соотношения 30% / 70%, а основными средствами подготовки служат специальные упражнения на земле и на льду, постепенно повышается доля тренировочных и товарищеских игр. Проводимые в этот период игры играют вспомогательную роль и не должны подменять учебно-тренировочные занятия.

Тренировочные нагрузки на специально-подготовительном этапе продолжают возрастать, однако, не по всем параметрам. Повышается, прежде всего, абсолютная интенсивность специально-подготовительных упражнений и соревновательных игр. По мере роста интенсивности общий объём нагрузок стабилизируется, а затем начинает уменьшаться. Снижение объёма нагрузок происходит вначале за счёт общеподготовительных упражнений. На этом фоне продолжает возрастать объём специально-подготовительных упражнений. Затем стабилизируется и частично сокращается и этот компонент общего объёма нагрузок.

Тренировочная нагрузка должна носить волнообразный характер в тренировочной неделе (две волны: каждая из одного-трёх дней со средней нагрузкой, одного-двух дней с большой нагрузкой и одного дня с малой нагрузкой). В повторении недельных циклов (микроциклов) после 2-х недель с более высокой общей нагрузкой следует одна неделя с облегченной или умеренной нагрузкой. В результате занятий в подготовительном периоде перед началом календарных игр должен быть достигнут уровень подготовленности более высокий, чем в прошлом году.

2. Соревновательный период

Включает в себя отрезок времени от первой до последней игры календарных соревнований.

Главная его задача – достижение высоких и стабильных результатов. В младшем возрасте установка на высшие достижения носит характер отдалённой перспективы.

Задачи соревновательного периода:

· - дальнейшее повышение уровня общей и специальной физической подготовленности;

· - изучение, закрепление, совершенствование и повышение вариативности техники;

· - овладение различными тактическими вариантами ведения игры и приобретение игрового опыта;

· совершенствование моральной и волевой подготовки. Важнейшим средством и методом всей подготовки являются игры и игровые упражнения, выполняемые в условиях, приближённых к игре. Однако в отдельные дни и недели соревновательного периода нужно включать также дополнительные тренировочные занятия, направленные на поддержание общей выносливости.

В группе спортивного совершенствования при увеличении продолжительности соревновательного периода необходимо в большей степени расширять объём средств общей подготовки путём включения промежуточных циклов (три-шесть недель), которые в общих чертах повторяют структуру подготовительного периода.

В психологической подготовке акцентируется внимание на развитие волевых качеств, связанных с непосредственным участием в соревнованиях, на проявление воли к победе, выдержки, смелости и решительности в игровых ситуациях, на преодоление неуверенности, боязни, действовать решительно и активно в наиболее ответственные моменты игры.

Теоретическая подготовка в этот период направлена на изучение особенностей соревнований, а также на расширение знаний и умение, способствующих успешному выступлению в соревнованиях.

Хоккеисты учатся распознавать команды и наиболее излюбленные приёмы игроков команд противника, составлять и анализировать выполнение тактических планов игры, разбирать проведение игры.

3. Переходный период

Начинается по окончании соревнований и продолжается до восстановления тренировок в новом годичном цикле, но он не должен быть более 1,5-2 месяцев.

Задачи переходного периода:

· - сохранение уровня общей тренированности на достаточно высоком уровне;

· - обеспечение активного отдыха занимающихся, лечение травм;

· - устранение недостатков в физической, технической и тактической подготовленности.

В переходном периоде постепенно снижается продолжительность и интенсивность занятий, сокращается и количество практических занятий в неделю. В то же время, в этот период тренировочный процесс не должен прерываться. Должны быть созданы условия для сокращения определенного уровня тренированности. Тем самым гарантируется преемственность между завершающимся и очередным макроциклом тренировки. Это позволит начать новый макроцикл тренировки с более высоких исходных позиций, чем предыдущий. Основное содержание в этом периоде составляет общая физическая

подготовка. При наличии льда проводится работа над устранением недостатков в

технической и тактической подготовленности.

В приложении дана примерная форма, по которой составляются планы подготовки учащихся. Они должны учитывать уровень подготовленности, достигнутый за прошедший этап подготовки, её слабые и сильные стороны, особенности тренировки, связанные со спецификой биологического становления организма юного хоккеиста, с тем, чтобы обеспечить достижение высоких и стабильных результатов в зрелом возрасте.

Статья: Планирование тренировочного процесса спорстменов-пловцов

Тренер-преподаватель

МБУДО «ДЮСШ

по плаванию» г.Абакан

С.В.Бережной

Тренер должен планировать тренировочный процесс еще до того, как он встретится со своими учениками. При планировании необходимо учитывать многие факторы:

Индивидуальные особенности и потребности различных пловцов

Сезон, в течение которого предполагается тренироваться

Характер предстоящих соревнований и т.д.

Составление точного и продуманного плана является важнейшей частью работы тренера. При разработке тренировочных планов необходимо учитывать определенные требования, которые включают следующие положения:

1. В тренировочном процессе нужно предусмотреть не только физическую, но и психологическую разминку для подготовки к более тяжелой работе. Пловец может разминаться самостоятельно, общаясь с товарищами в группе и привыкать к социальным и физическим условиям, в которых ему предстоит работать.

2. В ежедневных тренировках должно присутствовать новшество. Плавание является монотонным видом спорта, поэтому каждую тренировку спорстмена желательно разнообразить.

3. До начала тренировки тренер должен информировать своих учеников об ее интенсивности и длительности. Когда спортсменов дезинформируют или вообще ничего не говорят о предстоящей работе, то в самом начале тренировки их усилия и старания будут скорее всего минимальными.

4. Время, отводимое на целостные действия и отдельные упражнения на тренировках должно быть сбалансировано.

Основные принципы проведения тренировок.

Основными параметрами тренировки являются:

Интенсивность, с которой работают пловцы,

Качество их деятельности

Общая продолжительность тренировки.

Перед напряженной работой целесообразно проведение разминки. Специальная разминка может вызвать положительные психологические эффекты и настроить спортсмена на рабочий лад.

Тренировка должна быть хорошо организована и проходить в деловой и рабочей обстановке. Каждый пловец в группе должен чувствовать, что тренер знает, о чем говорит, и может сосредоточиться на самом важном в данный момент, а не искать и придумывать, что делать дальше или как это делать.

Тренер должен обращать внимание на общий темп и ритм тренировки. Период разминки обеспечивает психологическую акклиматизацию к тренировке. После этого в большинстве тренировок происходит нарастание интенсивности, а затем период «остывания», за которым могут следовать упражнения для развития определенных качеств.

Во время тренировки тренер должен быть очень внимателен, исправлять ошибки своих учеников по мере их проявления и не допускать их закрепления. Спортсмены не нуждаются в постоянных указаниях или похвале непосредственно во время работы, и им это не помогает. Им нужен прежде всего профессиональный, умный и конструктивный совет в критический момент тренировки, особенно в начале сезона, когда еще только формируются и начинают совершенствоваться важные умения и навыки.

Спортсменов на всех уровнях их квалификации следует обучать как думающих, сознательных людей, а не как роботов. Если есть возможность, желательно практиковать совместные выводы и разбор отдельных ошибок.

Планирование последующих тренировок должно начинаться сразу после завершения предыдущей тренировки. Оценка достигнутого и того, что еще предстоит сделать, а также выявление индивидуальных различий в результате проделанной на конкретной тренировке работы поможет сделать последующие тренировки еще более эффективными.

Основы построения тренировок

В теории построения тренировочного процесса разделяют выделяют следующие элементы: микроциклы, мезоциклы, макроциклы.

Микроциклом тренировки называют совокупность нескольких тренировочных занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся фрагмент общей конструкции тренировочного процесса.

Длительность микроцикла составляет в среднем одну неделю. Различают:

- тренировочные микроциклы (основная подготовка),

- п одводящие (подведение к соревнованиям),

- соревновательные (работа по режиму, установленному официальными правилами состязаний);

- восстановительные (в конце серии собственно тренировочных микроциклов).

Варианты распределения нагрузки и отдыха, средств и методов тренировки, форм занятий во многом определяются возрастом, полом, уровнем квалификации спортсменов.

Микроциклы служат строительными блоками, из которых складываются мезоциклы.

Тренировочный мезоцикл состоит из 3-5 микроциклов общей продолжительности от 3 до 6 недель. Различают:

- Втягивающий мезоцикл : основной задачей является постепенное подведение к эффективному выполнению специфической тренировочной работы. Применяются упражнения, направленных на увеличение возможностей систем кровообращения и дыхания.

- Базовый мезоцикл: проводится основная работа по повышению функциональных возможностей основных систем организма, развитие физических качеств, становлению технической и психологической подготовленности. В тренировке широко используются занятия с большими и интенсивными нагрузками.

- Контрольно-подготовительный мезоцикл : включает в себя интегральную подготовку. В этот период широко применяются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

- Предсоревновательный мезоцикл : включает в себя устранение мелких недостатков, выявленных в ходе подготовки спортсмена, совершенствование технико-тактических возможностей. Особое внимание уделяется психологической подготовке спортсмена.

Количество и структура соревновательных мезоциклов определяется особенностями спортивного календаря и спецификой годичного планирования. В течение тренировочного макроцикла проводится один или два соревновательных мезоциклов.

Выделяют зимние и летние полугодичные макроциклы с зимним и летним местным чемпионатом и чемпионатом Европы, мира и Олимпийскими играми, планируемыми на конец летнего макроцикла.

1-ый макроцикл - продолжается с сентября по февраль, 2-ой - с марта по август.

Тренировка пловца строится по схеме большого цикла, который систематически повторяется. В каждом цикле сохраняется одна схема, а именно три периода: подготовительный, соревновательный, переходный.

- Подготовительный период: направлен на повышение уровня разносторонней физической подготовленности, функциональных возможностей, моральных и волевых качеств, обеспечение достижение пловцом спортивной формы к периоду соревнований.

- Соревновательный период: направлен на стабилизацию спортивной формы. Используются старты в условиях соревнований, средства нагрузочные и средства активного отдыха, специальные разминки на суше, ходьба, бег, упражнения на силу, гибкость, упражнения на расслабление, дыхание, проплывание отрезков и дистанции основным способом.

Серия официальных соревнований заканчивается главным состязанием периода.

В перерывах между стартами проводится “поддерживающая тренировка”, которая обеспечивает сохранение достигнутого результата.

- Переходный период: Характеризуется частичной утратой спортивной формы. Тренировка направлена на поддержание высокого уровня общей работоспособности и создание необходимых условий для повышения тренированности в следующем большом цикле.

Вариант эффективного построения тренировки в течение года

Опыт ведущих специалистов в плавании со сборными командами показал, что достижению высоких спортивных результатов в основных соревнованиях сезона способствует двухцикловое планирование тренировочного процесса в течение года. На весь год (сезон) планируется два тренировочных макроцикла, в каждом из которых имеется подготовительный и соревновательный периоды.

Специфика построения двух (назовем их сдвоенными) макроциклов полностью оправдала себя при подготовке к Чемпионатам Европы, мира и Олимпийским играм.

В данном случае мы рассматриваем 4-х недельное построение мезоциклов, со строгим соответствием между периодами напряженной работы и относительного восстановления. В этом случае в каждом месяце остаются “не учтенными” 2-3 дня, которыми тренер распоряжается ими индивидуально, в зависимости от психофизического состояния ученика.

Тренировочная работа начинается в начале сентября и составляет 47-48 недель. В свою очередь весь объем распределяется на два макроцикла.

Втягивающий мезоцикл, как правило начинается микроциклом с малой нагрузкой, где применяемые средства далеки от соревновательных. Здесь повышается уровень общей физической подготовленности (ОФП) спортсменов, что создает основу для успешного совершенствования специальной подготовленности занимающихся. Во втягивающем мезоцикле суммарная нагрузка каждого очередного микроцикла возрастает и постепенно изменяется в сторону развития качеств и способностей. Аэробные нагрузки и общий объем тренировок постепенно переходит в нагрузки смешанной и анаэробной направленности.

С октября и по 15-20 декабря проводится две тренировки в воде и одна на суше. Предусматривается развитие тех качеств, которые определяют уровень спортивных достижений, как говорится, тренировка ведется от общего к специальному. Работа над дополнительными способами плавания составляет 60-65% от общего объема плавания, а продолжительность всего макроцикла составляет до 6 месяцев.

Общеподготовительный этап подготовительного периода имеет свою специальную часть, заключающуюся в избирательном воздействии на скоростно-силовую подготовку, увеличение длины, мощности и эффективности гребковых и подготовительных движений, дыхания аэробной и анаэробной производительности, экономичности работы и т.д.

Со второй половины этапа в тренировочный процесс включаются и специально-подготовительные упражнения, вплоть до соревновательных. Например, для развития скоростно-силовых качеств разгибателей нижних конечностей пловцов брассистов применяются выпрыгивания из “седа брассиста” вверх на паролоновых матах толщиной 30-40 см.

Тренировка на суше 1-1,5 ч. Основное направление - развитие силовых качеств, гибкости и подвижности в суставах, техники всех способов плавания, координационных способностей и общей выносливости (Иванченко Е.И., 1993).

Содержание тренировок специально-подготовительного этапа предусматривает широкое применение специально-подготовительных, собственно-соревновательных упражнений, скоростных качеств, специальной выносливости, т.е. развитие всех комплексных качеств на базе общеподготовительного этапа подготовительного периода (особенно его первой части). Значительное внимание в общем объеме тренировки отводится работе со специализированными средствами. Объем тренировочной работы на суше не менее 1 часа в день.

Необходимо отметить, что две трети первого макроцикла носят в основном базовый характер и предполагают комплексную подготовку к выступлениям на различных дистанциях. Лишь декабрь и январь имеют по 4-5 тренировок в день: до 3-х в воде и 1-2 на суше. В данном случае содержание тренировок более специальное. Объем тренировочной работы ежедневно достигает 7 часов и более.

Максимальный период непосредственно тяжелых тренировок от 2 до 2,5 ударных микроциклов. Такая работа планируется только на период учебно-тренировочных сборов, притом с планированием самых эффективных средств восстановления.

Таким образом основные задачи общеподготовительного периода - повышение уровня общей физической подготовленности пловцов, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, развитие необходимых спортивно-технических и психологических качеств. Специально-подготовительный этап подготовительного периода предусматривает становление спортивной формы. Развитие спортивной формы протекает в виде последовательной смены трех фаз: подготовительный период совпадает с фазой приобретения спортивной формы, соревновательный - с фазой ее сохранения и стабилизации, а переходный период - с временной утратой спортивной формы (Иванченко Е.И., 1993 г.).

Количество этапов и периодов в годичном цикле пловца зависит от календаря соревнований. Выделение в каждом периоде отдельных этапов обусловлено задачами развития спортивной формы (тренированности) спортсменов. Этапы тренировки различаются применяемыми методами, средствами, характером, направленностью тренировочных нагрузок, обеспечивающими необходимое воздействие на развитие пловца. Указанные этапы жестко фиксированы: могут варьироваться по времени, но предельно растягивать или укорачивать их нельзя.

Интенсификация тренировочного процесса предусматривает на отдельных этапах годичного цикла применение в микроцикле 4-5 тренировочных занятий с большими нагрузками, особенно в условиях тренировочных сборов при соответствующих возможностях отдыха и восстановительных мероприятий. К началу следующего особенно ударного микроцикла должны создаваться все условия для максимального восстановления организма пловца. При этом достигается “максимальный адаптационный стресс” (Д. Кансильмен, 1972).

В этом случае ежедневно предусматривается контроль за эффективностью тренировочных нагрузок в виде экспресс-информации биохимиков. На основании полученных данных спортсмену предлагается нагрузка, соответствующая его физическому состоянию на данный момент.

Чем напряженнее тренировка в ударных микроциклах, тем менее она по интенсивности и разнообразнее в восстановительных (компенсаторных) микроциклах. С целью более эффективного протекания восстановительных процессов в восстановительном микроцикле включаются упражнения из арсенала общей физической подготовки, предусматривающие резкое (контрастное) изменение направленности тренировочного процесса. На основании проб биохимиков, данных пульса, скорости плавания, контрольных и тестовых тренировок пловцов, тренер проводит соответствующие корректировки в рабочих программах спортсменов на следующую неделю.

Тренировочный процесс во втором макроцикле более специфический и предусматривает направленную подготовку к выступлениям на основных дистанциях в самых ответственных стартах сезона. Первая часть второго макроцикла носит специализированный характер и по подбору средств и методов, решаемых задач несколько соответствует содержанию тренировок во втором этапе подготовительного периода. Объем работы 6 часов в день и более с постоянно возрастающей эффективностью. Во втором макроцикле 4-5 разовые тренировки в день (3 в воде и 1-2 на суше) приходится на конец апреля, май и начало июня. Объем плавательных нагрузок достигает 16-17 км в день, при этом специфических - максимальных величин.

Таким образом, необходимо обдуманно и грамотно подходить к построению тренировки.

Перед составлением плана на год, необходимо ознакомиться с календарем соревнований на предстоящий спортивный сезон, определить главные соревнования сезона, а также те, которые будут использоваться в качестве подготовительных (отборочных).

Каждая отдельная тренировка требует своей подготовки и детальной проработки. Во время занятий необходимо постоянно поддерживать интерес спортсменов, используя различные психологические и тактические приемы.

Перспективные многолетние планы тренировки составляются как для группы спортсменов (новичков, спортсменов III и II разрядов, а это группы спортивного совершенствования), так и для одного спортсмена достигшего I разряда.

Общий перспективный план подготовки спортсмена, команды может включать следующие разделы:

краткая характеристика;

цель многолетней подготовки и главные задачи по годам;

этапы и сроки подготовки;

главные соревнования на каждом этапе;

спортивно-технические показатели по этапам;

основная направленность тренировочного процесса по этапам;

число занятий, соревнований и отдыха по этапам;

контрольные нормативы по этапам;

перспективы в учебе, работе, повышение уровня специальных знаний;

сроки врачебного контроля и диспансеризации;

график учебно-тренировочных сборов и места занятий.

Групповые перспективные планы целесообразно разрабатывать на 2 года, индивидуальные -- на 4.

Групповой план должен содержать данные, намечающие перспективу и основное направление подготовки всей группы. В нем должны найти отражение тенденции к возрастанию требований по различным сторонам подготовки спортсмена, а конкретные показатели плана по годам -- соответствовать уровню развития спортсменов данной группы.

Индивидуальный перспективный план содержит конкретные показатели, которые намечает тренер на основе анализа предшествующего опыта подготовки (фактическое выполнение группового плана) с учетом особенностей того или иного спортсмена.

Определение цели и задач в индивидуальных перспективных планах должно основываться на всестороннем учете возможностей спортсменов и условий для их полного проявления.

Индивидуальный перспективный план на 4 года включает следующие разделы.

1. Краткая характеристика спортсмена (фамилия, имя, отчество, год рождения, рост, вес, продолжительность занятий легкой атлетикой и данным видом, уровень развития основных качеств и специальных знаний, отношение к тренировке, личные качества, поведение в соревнованиях, недостатки в подготовке) .

2. Цель подготовки на 4 года (например, добиться права участия в Спартакиаде Республики Казахстан, показать результат мастера спорта).

3. Задачи подготовки по годам. Указываются конкретные задачи по совершенствованию физической, технической, тактической подготовки и определяются нормативы по годам.

4. Основные соревнования (по годам), сроки и планируемый результат.

5. Основные средства и методы подготовки.

Кратко характеризуются главные средства и методы ОПФ, технической, тактической и психологической подготовки.

6. Число тренировочных занятий и соревнований, применение основных тренировочных средств и контрольные нормативы по годам (план и выполнение).

7. Распределение основных средств тренировки по периодам или этапам.

8. Перспективы в учебе, работе. Знания, которыми должен овладеть спортсмен.

9. Врачебный контроль. Полный осмотр в диспансере 2 раза в году -- осенью и весной; текущие осмотры раз в месяц и перед соревнованиями.

10. Заключение тренера по годам или периодам подготовки.

Таким образом, индивидуальный четырехлетний перспективный план является документом, в котором находит место сочетание элементов многолетнего планирования с годовым. Разделы 3, 4 и 7 заполняются только на один год.

К конкретному составлению годового плана (заполнение разделов 3, 4 и 7) можно приступить только после ознакомления с утвержденным календарем соревнований (раздел 4), детального анализа всех сторон подготовки в предыдущем спортивном сезоне, определения цели и конкретизации задач (раздел 3).

В зависимости от задач могут уточняться стратегические цифры годового объема основных тренировочных средств.

Критериями оценки изменения годового объема основных средств тренировки, упражнений различной интенсивности (бег с различной скоростью, прыжки с разбега разной длины, метания снарядов разного веса и т. д.) могут служить следующие показатели: значительное изменение (увеличение или уменьшение) -- ±40--50% от прошлогоднего, среднее -- ±30%, малое -- ±20%.

Планирование малого (среднего) изменения годовых нагрузок (объема и интенсивности) по основным средствам подготовки прыгунов в длину является необходимым условием дальнейшего развития физических качеств и совершенствования в технике движений.

Для успешного решения отдельных задач целесообразно предусматривать в плане значительные изменения в нагрузке по соответствующим средствам подготовки.

Приведем пример. Допустим, в прошлом году число пробеганий по разбегу составило 250 раз, прыжков в длину с различных разбегов: короткого (4--8 беговых шагов) -- 600 раз, среднего (10--14 беговых шагов) -- 200 раз, большого -- 100 раз. В связи с поставленной задачей (см. пункт 4) на следующий год планируется значительное увеличение числа пробеганий по разбегу (до 375 раз), прыжков в длину со среднего (до 300 раз) и большого разбегов (до 150 раз) и среднее сокращение числа прыжков с короткого разбега (до 420 раз).

В настоящее время круглогодичная тренировка для ходоков, марафонцев, метателей диска, копья и молота, а также многоборцев строится по принципу одного цикла:

подготовительный период -- октябрь -- апрель (30 недель),

Для остальных видов легкой атлетики -- по принципу двух циклов.

Первый -- осенне-зимний цикл (23 недели),

подготовительный период -- октябрь -- январь (17 недель),

Расширение зимнего календаря соревнований имеет особое значение, когда речь идет о повышении темпов подготовки и роста спортивного мастерства легкоатлета.

Второй -- весенне-летний цикл (29 недель),

Кульминация развития спортивной формы -- зимой с 15 февраля по 15 марта (4 недели) и летом с 15 июля по 15 сентября (8 недель).

При наличии показаний со стороны врачебного и педагогического контроля конец сентября и начало октября могут отводиться для лечебно-профилактических целей .

При отсутствии таких показаний эти дни должны быть включены в подготовительный период.

На протяжении года осуществляется комплексная тренировка с применением широкого круга средств подготовки, направленных на укрепление организма, совершенствование его функциональных возможностей, улучшение координации движений, повышение волевых качеств.

Периоды и этапы годичной подготовки отличаются один от другого задачами, соотношением тренировочных средств, величиной нагрузки, ее объемом и интенсивностью, психической напряженностью. Однако границы между периодами носят условный характер. Один период по своему содержанию постепенно переходит в другой, что объясняется необходимостью плавного изменения объема и характера тренировочных нагрузок.

Подготовительные периоды отличаются наибольшей тренировочной нагрузкой, создающей фундамент для дальнейшего роста результатов. Только выполнение большой нагрузки со значительным объемом разнообразных средств вызовет в организме нужные функциональные изменения, приведет к развитию важнейших физических и волевых качеств .

Разносторонняя комплексная тренировка в подготовительном периоде должна обеспечить не только высокий уровень двигательных навыков и качеств, но и необходимую связь между ними.

В соревновательном периоде решается задача достижения наивысших результатов в том или ином соревновании. Соревнования в этот период являются одним из главных средств подготовки.

Институт физической культуры (филиал)

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра теории и методики спортивных игр и единоборств

ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА НА ЭТАПАХ МНОГОЛЕТНЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ

Методические указания к практическим занятия по дисциплине

Планирование тренировочного процесса в спортивных играх


Планирование тренировочного процесса на этапах многолетнего совершенствования в спортивных играх: методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Планирование тренировочного процесса в спортивных играх / Авторы: , – Уфа, 2015. – 12 с.

Рецензент: профессор, д-р. пед. наук

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой теории и методики спортивных игр и единоборств, д-р. пед. наук, проф.

В методических указаниях представлены цель, общие сведения каждого практического занятия, задания для выполнения практических работ по изучаемой теме, вопросы для самоконтроля, библиографический список. Раскрыты интерактивные формы обучения и выделены цель, общие сведения каждого занятия, интерактивные задания для выполнения практических работ по изучаемой теме, вопросы для самоконтроля, библиографический список. Методические указания предназначены для студентов, магистров, аспирантов, обучающихся по основным образовательным программам , реализуемым по Федеральным государственным образовательным стандартам.


ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Планирование тренировочного процесса в спортивных играх» реализуется в соответствии с учебным планом и направлена на освоение актуальных проблем планирования спортивной тренировки. Цель курса заключается в формировании знаний об актуальных проблемах о планировании тренировочного процесса.

На основе изучения курса студенты должны знать:

Учебные планы в различных видах спорта;

Программы занятий различной направленности;

Цель, задачи, средства, методы, принципы, формы организации по ФВ и документы планирования в образовательных учреждениях.

Цели, задачи, основные компоненты педагогического процесса в сфере физической культуры;

На основе изучения курса студенты должны уметь:

– планировать различные формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей в целях совершенствования природных данных, поддержания здоровья, оздоровления и рекреации занимающихся;

Подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам;

Разрабатывать учебные планы и программы различной направленности.

На основе изучения курса студент должен овладеть навыками:

Способами нормирования и контроля тренировочных и соревновательных нагрузок в избранном виде спорта;

Навыками составления документов планирования;

Модуль 1 МАКРОСТРУКТУРА ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Особенности построения подготовки на различных этапах многолетнего совершенствования

Цель: Ознакомиться с особенностями построения подготовки на различных этапах многолетнего совершенствования. Освоить нормативную часть учебной программы в ИВС. Освоить программы обучения по возрастным этапам тренировки в ИВС.

Оборудование и материалы. Примерные программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР (по ИВС)

Общие сведения.

В системе многолетней подготовки обычно принято выделять пять этапов: 1) начальной подготовки; 2) предварительной базовой подготовки; 3) специализированной базовой подготовки; 4) максимальной реализации индивидуальных возможностей; 5) сохранения достижений

Этап начальной подготовки. Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготовка, устранение недостатков в уровне физического развития, обучение технике избранного вида спорта и технике различных вспомогательных и специально-подготовительных упражнений.

Этап предварительной базовой подготовки. Основными задачами подготовки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья юных спортсменов, устранение недостатков в уровне их физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагающего освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправленному многолетнему спортивному совершенствованию.

Этап специализированной базовой подготовки. В начале этого этапа основное место продолжают занимать общая и вспомогательная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй половине этапа подготовка становится более специализированной и определяется предмет будущей спортивной специализации.

Этап подготовки к высшим достижениям. На этом этапе предполагается достижение максимальных результатов в видах спорта и видах соревнований, избранных для углубленной специализации. Значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, резко возрастает соревновательная практика.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможностей. На этом этапе изыскиваются возможности для дальнейшего повышения мастерства и роста спортивных результатов. Основной особенностью подготовки спортсменов является повышение результативности за счет качественных сторон системы спортивной подготовки. Объемы тренировочной работы и соревновательной деятельности либо стабилизируются на уровне, достигнутом на предыдущем этапе многолетней подготовки, либо могут быть незначительно (5-10 %) повышены или снижены.

Этап сохранения высшего спортивного мастерства. Для этапа сохранения достижений основная цель сохранить ранее достигнутый уровень функциональных возможностей основных систем организма при прежнем или даже меньшем объеме тренировочной работы. Одновременно большое внимание уделяется совершенствованию технического мастерства, повышению психической готовности, устранению частных недостатков в уровне физической подготовленности. Одним из важнейших факторов поддержания спортивных достижений выступает тактическая зрелость, прямо зависящая от соревновательного опыта спортсмена.

Этап постепенного снижения достижений. Подготовка на этом этапе еще больше, чем на предыдущем, характеризуется снижением суммарного объема тренировочной и соревновательной деятельности, сугубо индивидуальным подходом к построению процесса подготовки, повышенным вниманием к общей и вспомогательной подготовке, что должно затормозить процесс утраты базовых компонентов подготовленности.

Этап ухода из спорта высших достижений. Специфика каждого из видов спорта порождает необходимость специфических программ физических нагрузок, медико-биологического контроля и управления протеканием реакций деадаптации на этом этапе. В случае его рационального построения возможен эффективный переход спортсмена к последующей жизни, в которой либо нейтрализуются негативные в отношении здоровья спортсмена последствия спорта высших достижений либо даже реализуются сильные стороны спортивной подготовки, обеспечивающие высокое качество последующей жизни. Если же спортсмен резко бросает спорт и переходит к пассивному образу жизни, в подавляющем большинстве случаев в отдаленном периоде неизбежны негативные последствия занятий спортом, проявляющиеся в нерациональном протекании процессов деадаптации и отрицательно сказывающиеся на здоровье спортсменов, качестве и продолжительности их жизни

2. Задания для выполнения практической работы.

Дать характеристику каждого этапа многолетнего совершенствования. Составить режимы учебно-тренировочных занятий ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС.

Составить учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС.

Сделать заключение по теме практического занятия


Составить учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год для групп начальной подготовки (1, 2); учебно-тренировочных групп (1, 2); групп спортивного совершенствования (1, 2); высшего спортивного мастерства.
Составить расписание учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС
Раскрыть соотношение средств физической, технической, тактической (технико-тактической) подготовки по годам обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС,%
Раскрыть показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле тренировки в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС
Составить нормативы для зачисления в группы учебно-тренировочного этапа, этапа спортивного совершенствования и переводные нормативы внутри представленных этапов в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС.
Составить объемы применения основных форм проведения упражнений в многолетней подготовке в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС, %
Вопросы для самоконтроля знаний Характеристика этапа начальной подготовки; Характеристика этапа предварительной базовой подготовки; Характеристика этапа специализированной базовой подготовки; Характеристика этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей; Характеристика этапа сохранения достижений Раскрыть режимы учебно-тренировочных занятий ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС. Раскрыть учебный план на 52 недели учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год для групп начальной подготовки (1, 2) в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год учебно-тренировочных групп (1, 2) в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год групп спортивного совершенствования (1, 2) в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть учебный план-график распределения учебных часов на 1 уч. год высшего спортивного мастерства в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть расписание учебно-тренировочных занятий в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть соотношение средств физической, технической, тактической (технико-тактической) подготовки по годам обучения в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС,%. Раскрыть показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле тренировки в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС. Раскрыть нормативы для зачисления в группы учебно-тренировочного этапа в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть нормативы для зачисления в группы этапа спортивного совершенствования в ДЮСШ и СДЮСШОР ИВС. Раскрыть переводные нормативы внутри учебно-тренировочного этапа в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС. Раскрыть объемы применения основных форм проведения упражнений в многолетней подготовке в ДЮСШ и СДЮСШОР в ИВС, %

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе