Все о бизнесе












1 из 11

Презентация на тему: Русские народные промыслы

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. При выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна») - Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В наше время с появлением авторского направления в искусстве создания матрёшки темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, часта тема России в образе девушки, а так же семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей, что явилось полным уходом от канона и смысла матрёшки, в основе которой всегда был образ женщины, а не мужчины.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Городецкие мотивы - сцены городской жизни Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.

№ слайда 8

Описание слайда:

Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. Расположены металлургические заводы были в Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.

№ слайда 9

Описание слайда:

Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.-прусск. "кустарник"). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии: прусск. Gudeniten, лит. Gudelupis, латыш. Guddel, курш. Gudde и ряд других

№ слайда 10

Описание слайда:

Возникновению ремесла способствовало наличие залежей глины. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. Производство было основано в 1860-х гг. крестьянами братьями Оводовыми. Всероссийская известность пришла к нему во II половине XIX века. Преостановилось во время Первой мировой войны и в 20-е годы. С 1934 года производство возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас - ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир».

№ слайда 11

Описание слайда:

Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. После революции 1917 художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924. 5 декабря 1924 семь палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже.






  • Серебро – химический элемент периодической системы Д.И.Менделеева, имеющий атомный номер 47 – обозначается символом Ag (лат. Argentum).
  • Серебро – это благородный металл, который обладает антибактериальными и целебными свойствами. Это металл богатый интересной историей, легендами, мифами и загадками... В природе серебро встречаются в самородной форме, известны факты нахождения серебряных самородков весом до 20 т.
  • Серебро – драгоценный металл белого цвета, широко использующийся в ювелирном деле, тягучий, пластичный и ковкий. Изделия из серебра – это высокохудожественные народные промыслы . Серебро столовое серебро , украшения из серебра , изделия из серебра религиозного назначения , ювелирное серебро , различные изделия из серебра – эти образцы уникального народного творчества мастеров Великого Устюга , которые наши туристы могут приобрести, побывав на отдыхе на родине Деда Мороза .






  • В Великом Устюге с 1682 г. талантливые мастера чернят серебро способами, отличными от других художественных центров. В их работах особое значение обрела сюжетная гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская и петербургская. Произведения из серебра, созданные нашими мастерами, неоднократно были представлены на всероссийских и международных выставках и, как правило, удостаивались высших наград.


  • Береста (т.с. Даля) – верхний, светлый, ремковый слой березовой коры.
  • Береза – стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Простая и трогательная красота берёзы сообщает ей высокую эстетическую ценность.

Изделия из бересты.

Изделия из бересты, как народные промыслы – шкатулки, туеса, лукошки, короба, сувенирные игрушки, украшения, бусы, расчески, подносы, картины, панно – великолепные произведения искусства из Великого Устюга, выполненные в стиле и традициях народного художественного промысла.






Лапти.

Лапти – низкая обувь, распространённая на Руси в старину, но, тем не менее, бывшая в широком употреблении в сельской местности России до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые и другие) или бересты. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти. В русском фольклоре и культуре лаптям посвящены рассказы, песни, поговорки.


  • Истоки резьбы по дереву уходят в далекое прошлое. Если судить по предметам, найденным археологами, резьба по дереву на Руси насчитывает несколько десятков тысяч лет. Несомненно, резьба по дереву , которая требует определенных художественных способностей, какого-то опыта воплощения замысла и профессионального владения инструментом, была основным и одним из первых видов художественно-прикладных ремесел. В Древней Руси резьба по дереву , в основном хоть и культовая, была широко распространенной и весьма искусной.


  • Виды резьбы по дереву – условно можно выделить три основных типа: сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба), глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы), скульптурная резьба, домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа).
  • Актуальность резьбы по дереву очень сильно выросла в последнее время и все настойчивей и уверенней входит в нашу жизнь и быт. Никакие искусственные материалы не заменят красоту и теплоту натурального дерева. Попав в руки истинного мастера, дерево приобретает вторую жизнь. Обладание неисчерпаемой фантазией, отличным знанием материала, чувством прекрасного позволяет мастеру в каждой работе резьбы по дереву создавать подлинные произведения искусства – разделочные доски, шахматы, картины, скульптуры, деревянные игрушки, посуда и многие другие вещи.






  • Основные типологические принципы кубачинских узоров сложились на рубеже XVII – XVIII веков. Поэтому в орнаментальной культуре кубачинского ювелирного искусства как в зеркале отразились все этапы истории развития художественной, материальной и духовной культуры этого народа. Кубачинский орнамент богат и разнообразен. Он позволяет мастерам не только создавать и сохранять яркую индивидуальность своего творческого подчерка, но и воплощать каждый раз совершенно новое, оригинальное художественное решение. Канонический набор изображений в виде стилизованных листьев, бутонов, побегов и гибких ветвей переплетаясь в соответствии с законами «кубачинской гармонии» выстраивают оригинальные ритмические группы , которые соединяются в единый композиционный монолит – так постепенно возникает «музыка» кубачинского узора. Поэтому каждое произведение – воплощенная в серебре мечта о вечной красоте мира, застывшая в «многозначительной» вязи орнаментов. Сочетание горного серебра, солнечного золота и небесной лазури как бы застыло в каждом изделии. Кинжалы в серебряной с позолотой оправе, сабли, декорированные эмалью, чернью и филигранью являются показателем высочайшего мастерства и качества.





Нож "Каменный век"*. Клык медведя, резьба барельефом.

Нож "Клык"*. Клык медведя. Дамасская сталь. Чехол: цевка, выжигание.

Нож "Коготь"*. Коготь медведя. Дамасская сталь. Чехол: цевка, выжигание.


Нож "Морской"* на подставке из обсидиана и камчатских самоцветов. Морское дерево, рог лося. Дамасская сталь Размер: 23х7х11 см.


Нож "Рог"*. Рог снежного барана. Дамасская сталь.



  • Какова же история гжели и гжельской розы? Само гжельское гончарное ремесло существовало еще в XIV веке. Гжельские мастера издавна славились своим мастерством, своими гончарными изделиями, а глина, которую они использовали, - своими высокими качествами. С середины XVII века гжельские мастера занимались выпуском майоликовой посуды, а когда в середине XVII века русским ученым Дмитрием Ивановичем Виноградовым был открыт секрет твердого фарфора, мастера постепенно стали заготавливать и фарфоровые изделия. Расписывать посуду гжельские мастера тоже начали давно. Изначально это были травянистые узоры, букеты, необычные птицы, целые сюжетные сцены. При этом Гжель была разноцветной. Сегодня же в росписи Гжель используются лишь два основных цвета - белый и синий. Некоторые говорят, что такие цвета были выбраны специально, по цвету ясного неба в России, но думается, что в этом красивом суждении есть только доля правды. Известно, что изначально для росписи использовались яркие зеленые, желтые, красные цвета. Гжель не была предметом роскоши и предназначалась для обычного люда. Расписанная яркими красками посуда украшала дома крестьян и широко использовалась в быту. Но в начале XX века яркие затейливые цветы на блюдах не соответствовали цветовой гамме и геометрии революционных звезд и стягов. Так разноцветные старинные растительные орнаменты и букетики сменила гжельская роза цвета неба и полевых васильков.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Народные промыслы России Подготовила учитель технологии Быкова О.В. 2012 г.

Цели проекта - Формировать общее представление о народной культуре России, стремление к её изучению и включение данной информации в актив своего мировоззрения. - Освоение основных приёмов деятельности по изготовлению образцов изделий народных промыслов. - Формировать основы гражданской эдентичности.

Золотое кольцо России

Хохломская роспись Появилась в городе Семёнов Нижегородской губернии в XVII(17) веке. Ею украшали деревянную посуду, куклы-матрёшки. Использовали золотую, чёрную и красную краски.

Тульский самовар

гжель Живописный регион Гжель расположен в 60 км от Москвы. Традиционный орнамент, украшающий фарфоровые изделия – синие и голубые цветы, листья, злаки и гжельская синяя роза. История гжельского фарфора начинается с XIV века.

Палехская миниатюра Палех – центр иконописной живописи. Расположен возле города Иваново. Шкатулки, броши, игольницы расписываются золотом на чёрном фоне.

Городецкая роспись Жёлтый вечер, чёрный конь И купавки как огонь, Смотрят птицы из ларца – Чудо-роспись Городца

Филимоновска игрушка Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут И живут там мастерицы, Что добро в дома несут. И добро там не простое, И не злато-серебро. Филимоновской игрушкой Называется оно.

Приё мы городецкой росписи

Сюжеты городецкой росписи Сюжетами городецкой росписи чаще всего бывают кони, птицы, цветы. Краски используют насыщенных оттенков: красный, синий, жёлтый, чёрный, зелёный.

Поэтапное выполнение росписи 1.Наметить центральный элемент узора. 2. Нанести узор основными цветами. 3. Прорисовать элементы чёрными мазками. 4. Прорисовать элементы белыми мазками.

Приёмы росписи гжель

Сюжеты гжели Традиционными цветами гжели являются синий и голубой. Сюжетами для росписи бывают цветы, листья, птицы. Свободное пространство заполняют различными орнаментами.

Порядок выполнения росписи 1. Границы будущего узора проводят синим и голубым. 2. Намечают месторасположение орнамента. 3. Прорисовывают крупные элементы узора. 4. Оставшееся пространство заполняют сеткой.

Порядок работы 1.Нанести контур синим и голубым по боку, по носику и ручке, по крышке, гребешку и хвостику петушка. 2. Нарисовать цветок с листьями на боку чайника. 3. Украсить верхнюю часть чайника бордюром.

Сюжеты хохломской росписи Традиционные цвета: чёрный, красный, золотой. наиболее распространенные мотивы: ягоды, листья, цветы.

Литература и источники Деревянное чудо. Альбом для раскрашивания.М.: «Малыш»,1978 Крупин В. Дымка. М.: «Малыш», 1987 Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология» 5-9 класс.М.: 5зазнания, 2008 htth //www.Stendzakaz.ru



Цель: - познакомить учащихся с традиционными промыслами России - Городца, Хохломы, Гжели; - формирование умений различать декоративно прикладные промыслы: хохлому, гжель и городец; - развитие понимания характерных особенностей изделий различных народных промыслов. - воспитание потребности к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту: - воспитание патриотизма, гордости и толерантности к народному творчеству.


Сегодня мы начинаем большую и очень интересную тему: «Русские народные промыслы». Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Вы познакомитесь с традиционными народными промыслами России: хохломской, гжельской и городецкой росписью.


СЛОВАРЬ Промысел – добывание, дополнительное занятие при основном. (Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей - часто определяли вид ремесла). Утварь - произошло от старого русского слова утваряти (наряжать, убирать, украшать). А ныне, утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда. Творчество – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. Творить – творчески создавать.,


























Литература, использованная при подготовке к уроку: Василенко В.М. Народное искусство. – М., Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: кн. для учителя – М.,1985. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М., 2008



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Все о бизнесе